КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Глоссарий 6 страница[10] Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. 1993 (репринт), т. I, с. 7. [11] Софроний (Сахаров), иером. Старец Силуан. Париж, 1952, с. 82. [12] Там же, с. 60. [13] Греческое слово ojrqodoxiva допускает двоякий перевод. Слово o[rqo" означает "прямой, верный", а слово dovxa может иметь два значения: а) мнение, представление; б) слава. Греки понимают слово ojrqodoxiva как “правомыслие”, однако на славянский язык это слово было переведено как “православие”. Представляется, что славянский перевод лучше выражает самую суть христианской веры как образа жизни, а не только образа мысли. [14] Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991, с. 10. [15] Сотериологический (от греч. swthriva— спасение) — имеющий положительное отношение к делу спасения. [16] Огласительные поучения, IV, 2. //Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991, (репринт), с. 43. [17] О символических книгах Православия см.: Василий (Кривошеин), арх. Символические тексты в Православной Церкви //БТ., 1968. Сб. 4, сс. 18-27. [18] Трансцендентный (от лат. transcedere — переступать) — находящийся за пределами опыта, недоступный для познания и воздействия [19] Апология, п. 17. //Отцы и учители Церкви III века (антология). М., 1996, т. II, с. 341 [20] Прп. Максим Исповедник. Мистагогия // Творения преподобного Максима Исповедника, кн. 1. 1993, с. 175 [21] Флоровский Г. Восточные отцы IV века. М., 1992, (репринт), с. 69 [22] Точное изложение Православной веры. М., 1992, кн. 1, гл. I, с. 3 [23] Точное изложение Православной веры. М., 1992, кн. 1, гл. III, с. 5 [24] Творения, т. 4. Сергиев Посад, 1892, с. 43 [25] Пространный Православный Катихизис…, с. 5 [26] Там же [27] Там же. [28] Там же [29] Там же [30] При составлении главы II использована статья: Ведерников А. Проблема предания в православном богословии //ЖМП, 1961, № 9, сс. 42 — 49; № 10, сс. 61 — 71 [31] Пространный Православный Катихизис…, с. 7 [32] Там же [33] Послание к Филиппийцам, гл. VII. Писания мужей апостольских. Рига, 1992, с. 324/362 [34] Против ересей. Кн. III, гл. II. М., 1996 (репринт), с. 221, 223 [35] Ведерников А., указ. соч., № 9, с. 46 [36] Свщмч. Ириней Лионский называет Предание “ верой, которую Церковь приняла от апостолов и передает своим чадам”- изд. цит., кн. III, предисловие, с. 129 [37] Например, у свт. Василия Великого: О Святом Духе, гл. 27 [38] Такое понимание Предания было свойственно Церкви с древнейших времен. Так, свщмч. Поликарп Смирнский учит о “ преданном изначала слове ”, “ слове правды ”. Послание к Филиппийцам, гл. IX. Писания мужей…, сс. 324–362, 325–363. Свщмч. Игнатий Богоносец († 107) говорит об “ учении Господа и апостолов ”. Послание к Магнезийцам, гл. XIII. Там же, с. 284–322 [39] Meyendorff J. Christ in Eastern Christian Thought. Crestwood, New York, 1987, p. 10 [40] Александр (Семенов-Тянь-Шанский), еп. Православный Катихизис. Изд. II, б/г, б/м, с. 110 [41] Цит. по: Лосский В. Н. Предание и предания //ЖМП, 1970, № 4, с. 72 [42] Хопко Фома, прот., изд. цит., с. 9 [43] Пространный Православный Катихизис…, с. 7 [44] Макдауэлл Дж. Неоспоримые свидетельства (пер. с англ.), М., 1992, с. 17; Библейская энциклопедия п/ред. архим. Никифора (репринт). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1990, с. 156 [45] Князев А., прот. Что такое Священное Писание? // Альфа и Омега, № 3(17), 1998, сс. 17–18 [46] Макдауэлл Дж., изд. цит., с. 20 [47] Князев А., прот., изд. цит., с. 20 [48] Пространный Православный Катихизис…, с. 10 [49] Князев А., прот., изд. цит., с. 18 [50] Хопко Фома, прот., изд. цит., с. 11 [51] Пространный Православный Катихизис…, с. 10 [52] Там же [53] Макдауэлл Дж., изд. цит., с. 23 [54] Пространный Православный Катихизис…, сс. 10–11 [55] Там же, с. 11 [56] Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. изд. цит., сс. 36–37 [57] Пространный Православный Катихизис…, с. 10 [58] Макдауэлл Дж., изд. цит., с. 20 [59] Пространный Православный Катихизис…, с. 12–14 [60] Об этом свидетельствует цитация новозаветных Писаний мужами апостольскими и апологетами II века, например, сщмч. Иринеем Лионским. Макдауэлл Дж. Изд. цит., с. 29 [61] Там же, с. 30 [62] Пространный Православный Катихизис…, сс. 14–15 [63] Макдауэлл Дж., изд. цит., сс. 249-309 [64] Пространный Православный Катихизис…, с. 15 [65] Великий покаянный канон св. Андрея Критского, богородичен 4-й песни [66] Пространный Православный Катихизис…, с. 14 [67] Там же [68] 73-й аскетический трактат. Цит. по: Клеман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви (пер. с франц.). М., 1994, с. 99 [69] Александр (Семенов-Тянь-Шанский), еп., изд. цит., с. 110 [70] Хопко Фома, прот., изд. цит., сс. 16-17 [71] Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы IV века, с. 143 [72] Об этом “конфликте интерпретаций” см. Кураев А., диак. Протестантам о Православии. М., 1997, сс. 9–34 [73] Цит. по: Левшенко Б., диак. (ныне свящ.) Конспекты лекций по курсу “Догматическое богословие”. ПСТБИ, М., б/г, с. 18 [74] Там же [75] Правила Православной Церкви, т. I. (репринт). М., 1994, с. 490 [76] Пространный Православный Катихизис…, с. 8 [77] Князев А., прот., изд. цит., сс. 20-21 [78] Следует отметить, что свт. Филарет Московский принадлежит к числу русских богословов XIX в., которые во многом предвосхитили развитие отечественной богословской науки в XX столетии. По вопросу о соотношении Священного Предания и Священного Писания особый интерес представляет “Слово митрополита Филарета на освящении храма Живоначальной Троицы в московском Даниловом монастыре, произнесенное 13 сентября 1838 г.” Слова и речи, т. IV. М., 1882, сс. 96–97 [79] Цит. по: Ведерников А., указ. соч. № 10, с. 63 [80] Цит. по: Ведерников А., указ. соч. № 10, с. 63 [81] Софроний (Сахаров), иером. Старец Силуан. М., 1994, с. 85 [82] Со стороны содержания учение свв. отцов не отличается от Предания апостольского, ибо святым отцом и называется тот, кто адекватно толкует учение апостолов применительно к потребностям своего времени: “Апостолов проповедание и отец догматы Церкви едину веру запечатлеша”. Кондак в Неделю 7-ю по Пасхе, свв. отец [83] Цит. по: Ведерников А., указ. соч. № 10, с. 65 [84] Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, V, 12, изд. цит., с. 71 [85] Цит. по: Флоровский Г. Восточные Отцы V–VIII веков. (Репринт.). М., 1992, с. 135 [86] Там же [87] Против ересей, кн. IV, гл. 18, изд. цит., с. 365 [88] Письмо 243/251. Творения, т. III, СПб, 1911, с. 312 [89] Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере (1723 г.), вопр. 3 //Догматические Послания православных иерархов XVII-XIX веков о Православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995, с. 193 [90] Софроний (Сахаров), иером. Старец Силуан. М., 1994, с. 85 [91] Свт. Филарет Московский. Слово на освящении храма Живоначальной Троицы в московском Даниловом монастыре, произнесенное 13 сентября 1838 г., изд. цит., с. 97 [92] Князев А., прот., изд. цит., с. 23 [93] Пространный Православный Катихизис…, с. 8 [94] Свт. Филарет Московский. Слово на освящении храма Живоначальной Троицы…, изд. цит., с. 96 [95] Князев А., прот., изд. цит., с. 25 [96] Пространный Православный Катихизис…, с. 8 [97] Софроний (Сахаров), иером. изд. цит., с. 85 [98] О Святом Духе, гл. 27. Цит. по: Пространный Православный Катихизис…, с. 9 [99] Там же, с. 8 [100] Против ересей, кн. III, гл. 4, изд. цит., с. 225 [101] Пространный Православный Катихизис…, с. 7 [102] Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам //Догматические Послания православных иерархов XVII–XIX веков…, с. 233 [103] Воронов Л., прот. Проблема Предания в Церкви. ЖПМ, 1964, № 4, с. 67 [104] Предание и предания, изд. цит., с. 68 [105] Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере (1723 г.) // Догматические Послания…, сс. 146–148 [106] Там же, с. 165 [107] Там же, с. 147 [108] Священное Писание и Церковь // Голос Церкви, 1914, апрель, с. 156 [109] Цит. по: Ведерников А., указ. соч. // ЖМП, 1961, № 10, с. 64 [110] Лосский В. Н. Спор о Софии // Спор о Софии. Статьи разных лет. М., 1996, с. 19 [111] Флоровский Г., прот. Богословские отрывки // Вестник. Париж, 1981–1982, № 105–108, сс. 193–194 [112] Пространный Христианский Катихизис…, с. 17 [113] Шмеман А., прот. Евхаристия. Таинство Царства. М., 1992, сс. 39–43 [114] Аржанти Кирилл, свящ. Смысл символа в православной литургии // Альфа и Омега, 1998, №1(15), сс. 281–282 [115] Там же [116] Хопко Фома, прот. Основы Православия. Минск, 1991, с. 24 [117] Пространный Христианский Катихизис…, с. 18 [118] “Дважды в году да бывает собор епископов, и да рассуждают сии друг с другом о догматах благочестия и да разрешают случающиеся церковные прекословия.” - Правила Православной Церкви, т. I, изд. цит., с. 104 [119] Помазанский М., протопр. Православное догматическое богословие. Новосибирск — Рига, 1993, с. 12 [120] Там же [121] Пространный Христианский Катихизис…, с. 18 [122] Правила Православной Церкви, т. I, изд. цит., сс. 434–437 [123] Жив Бог (православный катихизис). Лондон, 1989, с. 343 [124] Яннарас Х. Вера Церкви (пер. с новогреч.). М., 1992, с. 201 [125] Болотов В., проф. Лекции по истории древней Церкви. М., 1994, т. IV, с. 115 [126] Петр (Л’Юилье), архим. Замечание о Символе веры // ЖМП, 1969, № 1, с. 75 [127] Хопко Фома, прот., изд. цит., с. 26 [128] Петр (Л’Юилье), архим., изд. цит., с. 75 [129] Пространный Христианский Катихизис…, с. 20 [130] Там же, с. 21 [131] Писания мужей апостольских, изд. цит., с. 159/121 [132] Пространный Христианский Катихизис…, с. 21 [133] Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп. изд. цит., т. I, с. 77 [134] Там же, с. 75 [135] Там же [136] Изд. цит., т. I, с. 86. См. также: Сщмч. Ириней Лионский. Против ересей, кн. II, гл. 1, изд. цит., сс. 112, 114 [137] Пространный Христианский Катихизис…, с. 21 [138] Яннарас Х., изд. цит., с. 62 [139] Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, с. 104 [140] Слово 28 // Творения, т. I. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994 (репринт), с. 397 [141] Яннарас Х., изд. цит., с. 82 [142] Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, с. 138 [143] Письмо к Амфилохию // Творения, т. III. СПб., 1911, с. 283 [144] Цит. по: Левшенко Б., диак., изд. цит., с. 21 [145] Цит. по: Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим., изд. цит., с. 68 [146] Имманентный — находящийся внутри границ опыта, доступный для восприятия и познания [147] Обожение — богословский и аскетологический термин, означающий теснейшее соединение человека с Богом [148] Об учении свт. Григория Паламы см., например, Лосский В. Н. Паламитский синтез // Боговидение. М., 1995, сс. 109–122 [149] Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, с. 138 [150] Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 95 [151] Там же, с. 96 [152] Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, с. 144 [153] Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, сс. 145, 147 [154] См. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия…, сс. 204–208 [155] Точное изложение…, кн. 1, гл. IV, с. 7 [156] Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия // Творения, т. 1. М., 1911, с. 470 [157] Пространный Христианский Катихизис…, с. 21 [158] Точное изложение…, кн. 1, гл. XIII, с. 25 [159] Свт. Григорий Нисский. Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, с. 136 [160] Свт. Афанасий Великий. Цит. по: Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим., изд. цит., с. 83 [161] Свт. Иоанн Златоуст. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 114 [162] Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. Пер. с древнегреч. под ред. Г. М. Прохорова. СПб., 1994, с. 295 [163] См. Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, сс. 124, 125 [164] Точное изложение…, кн. 2, гл. III, с. 31 [165] Левшенко Б., диак., изд. цит., с. 35 [166] Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 135 [167] Там же, сс. 142, 143 [168] Пространный Христианский Катихизис…, с. 23 [169] Точное изложение…, кн. 1, гл. XI, с. 20 [170] Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 101 [171] Пространный Христианский Катихизис…, с. 23 [172] Слово 31 // Творения, т. I, изд. цит., с. 458 [173] Записки на кн. Бытия I, 2. Цит. по: Левшенко Б., диак., изд. цит., с. 42 [174] Шестоднев, бес. IX. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 166 [175] Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 169 [176] Очерк мистического богословия…, изд. цит., с. 138 [177] Цит. по: Помазанский М., протопр., изд. цит., с. 40 [178] Тропарь Богоявления [179] Цит. по: Карсавин Л. П. Святые Отцы и учители Церкви. М., 1994, с. 80 [180] Подробно о динамизме см.: Дюшен Л. История Древней Церкви. Пер. с франц. М., 1912, т. I, сс. 312–318; Болотов В. В, проф., изд. цит., сс. 308–309; Карсавин Л. П., изд. цит., сс. 80–81; Поснов М. Э. История христианской Церкви. Киев, 1991, сс. 149–150; Спасский А., проф. История догматических движений. М., 1995 (репринт), сс. 32–45 [181] Подробно о модализме см.: Болотов В. В., проф., изд. цит., сс. 309–320; Карсавин Л. П., изд. цит., сс. 81–83; Поснов М. Э., указ. соч., сс. 150–152; Спасский А., проф., указ. соч., сс. 44–59, 110–115 [182] О доктрине Ария см.: Болотов В. В., проф., изд. цит., сс. 10–16; Карсавин Л. П., изд. цит., сс. 88–94; Поснов М. Э., указ. соч., сс. 332–333; Спасский А., проф., указ. соч., сс. 169-173; Карташев А. В. Вселенские соборы. М., 1994, сс. 10–20; Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, сс. 8–12 [183] Великими Каппадокийцами называют трех выдающихся богословов и церковных деятелей IV столетия, трудами которых было создано и утверждено православное учение о Пресвятой Троице — свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского [184] О троичном богословии великих Каппадокийцев см.: Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, сс. 74–89, 107–114, 145–152; Болотов В. В. изд. цит., сс. 89–91; Карсавин Л. П., изд. цит., сс. 109–118; Поснов М. Э., изд. цит., сс. 360–363; Спасский А., изд. цит., сс. 488–533; Киприан (Керн), архим. Золотой век Святоотеческой письменности. М., 1995, сс. 74–81, 106–107, 120–123 [185] Свт. Григорий Богослов. Слово 33 // Творения, т. I. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994, с. 491 [186] Александр (Семенов-Тянь-Шанский), еп., изд. цит., сс. 9–10 [187] О христианской концепции личности см.: Лосский В. Н. Богословское понятие человеческой личности // По образу и подобию. М., 1995, сс. 106–128 [188] Слово 31 // Творения, т. I, … с. 448 [189] Цит. по: Арсений, архиеп. Николай, мефонский епископ XII в. и его сочинения // Христианское чтение. Ч. 1. 1883, с. 11 [190] “… все естество Божеское совершенным образом находится в каждом из Лиц Божества, все — в Отце, все — в Сыне, все — в Святом Духе ”. — Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…, кн. 3, гл. VI, изд. цит., с. 82. Согласно свт. Григорию Богослову, Божественные Лица “ суть Три, в Которых Божество ”. — Orat. XXXIX. PG 36, col. 345d [191] Великие Каппадокийцы понимали Божественные Лица как “ способы бытия (trovpoi uJpavrxewV)” Божественной природы. См.: Свт. Василий Великий. De Spiritu Sancti, 17. PG, 32, col. 159; Свт. Григорий Нисский. Quod non sint tres dii. PG, 45, col. 193 [192] “… сущность же не имеет самостоятельного бытия, но усматривается в личностях ”. — Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…, кн. 3, гл. VI, изд. цит., с. 82. Из дальнейшего контекста следует, что термины “сущность” и “природа” св. Иоанн использует как синонимы [193] Лосский В. Н. Очерк…, сс. 43, 215–216 [194] Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 255 [195] Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… кн. 1, гл. VIII, изд. цит., с. 16 [196] Там же, с. 14 [197] Лосский В. Н. Очерк…, сс. 44, 216 [198] Там же, сс. 216, 219 [199] Пространный Христианский Катихизис…, с. 24 [200] Хопко Фома, прот., изд. цит., с. 31 [201] Воронов Л., прот. Догматическое богословие. СПбДА, 1994, сс. 5–6 [202] Зороастризм // Философский словарь. М., 1986, с. 152 [203] Воронов Л., прот., изд. цит., с. 6 [204] Хопко Фома, прот., изд. цит., с. 31 [205] Шестоднев, гл. 2, п. 3. Цит. по: Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. изд. цит., с. 161 [206] Макарий (Булгаков), архиеп. изд. цит., т. I, с. 356 [207] Точное изложение…, кн. 2, гл. II, с. 29 [208] Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп. изд. цит., т. I, с. 371 [209] Слова и речи. М., 1874, т. 2, с. 37 [210] Лосский В. Н. Очерк…, с. 222 [211] С. 25 [212] Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, сс. 377-378 [213] С. 25 [214] Точное изложение…, кн. 2, гл. II, с. 31 [215] С. 25 [216] Такого мнения держался, например, блж. Феодрит Киррский. См. Левшенко Б., диак., изд. цит., с. 61 [217] См.: О небесной иерархии. VI, VII. См. также Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 397; Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…, кн. 2, гл. I, с. 31; Православное исповедание, отв. на вопр. 20. М. 1996, с. 25 [218] Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, сс. 542–544 [219] Александр (Семенов-Тянь-Шанский), еп., изд. цит., с. 23 [220] Беседа на 33 псалом. Цит. по: Левшенко Б., диак., изд. цит., с. 67 [221] С. 25 [222] Очерк…, с. 251 [223] С. 26 [224] Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…, кн. 2, гл. IV, с. 32 [225] Свт. Григорий Богослов. Песнопения таинственные, слово 6 // Творения, т. II, изд. цит., с. 30 [226] Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…, кн. 2, гл. IV, с. 32 [227] Александр (Семенов-Тянь-Шанский), еп., изд. цит., сс. 29–30 [228] Там же, с. 30 [229] Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 405 [230] Там же, сс. 571–572 [231] Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим., изд. цит., с. 196 [232] Пространный Христианский Катихизис…, с. 26 [233] В контексте христологических споров VII века было установлено, что человек возникает одновременно из души и тела, поэтому более вероятно, что сотворение души и тела первого человека также совершилось одновременно. См. Прп. Максим Исповедник. I Ambiqua, 12-е письмо к Иоанну Кубикуларию. PG 91 [234] Из духовного наследия преподобного Серафима Саровского, всея России чудотворца // ЖМП, 1973, № 9, с. 77 [235] С. 27 [236] Восточные отцы IV века…, с. 32–33 [237] Цит. по: Лосский В. Н. Очерк…, с. 239 [238] Там же, с. 89. Также учил о “дыхании жизни” и прп. Серафим Саровский. — Из духовного наследия…, изд. цит., с. 78 [239] Очерк…, с. 239 [240] Воронов Л., прот., изд. цит., с. 14 [241] Троицкий С. В., проф. Философия христианского брака. Киев. 1996, с. 26 [242] Там же [243] Изд. цит., с. 113 [244] Жив Бог (православный катихизис), изд. цит., с. 17 [245] Педагог. М., 1996, с. 35 [246] Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, с. 157 [247] Там же [248] Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, сс. 453–454 [249] Там же, с. 453 [250] Лосский В. Н. Очерк…, с. 88 [251] Там же, с. 91 [252] Толкование на Книгу Бытия, т. 1. М., 1867, с. 21 [253] Лосский В. Н. Очерк…, с. 91; Яннарас Х., изд. цит., сс. 101–102 [254] Воронов Л., прот., изд. цит., сс. 20–24 [255] Яннарас Х. изд. цит., с. 100 [256] С. 28 [257] Там же [258] Там же [259] Точное изложение…, кн. 2, гл. XXX, с. 71 [260] Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 126 [261] Там же, с. 516 [262] Послание Восточных Патриархов, гл. 3, изд. цит., с. 148 [263] Точное изложение…, кн. 2, гл. XII, с. 50 [264] Воронов Л., прот. изд. цит., с. 26 [265] Пространный Христианский Катихизис…, с. 27 [266] Там же [267] К Автолику II, 24 // Раннехристианские отцы Церкви. Брюссель, 1978, с. 488 [268] Пространный Христианский Катихизис…, с. 29 [269] Точное изложение…, кн. 2, гл. XXIX, с. 69 [270] На Ин., IX. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп. изд. цит., т. I, с. 519 [271] Точное изложение…, кн. 2, гл. XXIX, с. 68 [272] “О воскресении мертвых”. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 526 [273] Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993, т. I, с. 588 [274] Пространный Христианский Катихизис…, с. 29 [275] Христианство…, т. I, с. 589 [276] С. 30 [277] Пространный Христианский Катихизис…, с. 29 [278] См.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…, кн. 4, гл. VIII, сс. 126–127 [279] Там же, кн. 1, гл. VIII, с. 12 [280] Прп. Анастасий Синаит. Путеводитель, ЖМП, 1993, N 7, изд. цит., с. 82 [281] Пространный Христианский Катихизис…, с. 31 [282] Хопко Фома, прот., изд. цит., сс. 41–42 [283] Поснов М. Э. История христианской Церкви. Киев, 1991, с. 333 [284] Пространный Христианский Катихизис…, с. 31 [285] Там же [286] Там же, с. 30 [287] Хопко Фома, прот., изд. цит., с. 41 [288] Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, с. 147 [289] Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, сс. 364–365 [290] Воронов Л., прот., изд. цит., сс. 7–8 [291] Точное изложение…, кн. 1, гл. VIII, с. 15 [292] Воронов Л., прот., изд. цит., с. 8 [293] Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Бытие XIV, 5; Проповедь на Бытие VI, 1. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп. изд. цит., т. I, с. 463 [294] Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994 (репринт), с. 192 [295] Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим., изд. цит., с. 229 [296] Пространный Христианский Катихизис…, с. 33 [297] Там же [298] Там же [299] Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 480 [300] С. 34 [301] Цит. по: Лосский В. Н. Очерк…, с. 100 [302] Цит. По: Воронов А., прот., изд. цит., с. 31 [303] См. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…, кн. 3, гл. XVIII, с. 120 [304] С. 34 [305] См.: Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 487 [306] Яннарас Х., изд. цит., с. 129 [307] Там же, с. 128 [308] Orat. cat., cap. 6, цит. по: Флоровский Г., прот. О смерти крестной//Догмат и история. М., 1998, с. 192 [309] С. 34 [310] Против ересей, кн. 3, гл. 22, с. 306 [311] In Luc. homil., цит. по: Макарий (Булкагов), архиеп., изд. цит., т. I, с. 498 [312] Epist. LIX ad Fidum., PL III, col. 1013 [313] Книга Правил…, изд. цит., т. II, с. 258 [314] Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 493 [315] Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим., изд. цит., сс. 251–252 [316] Слава Богоматери. М., 1996, сс. 13–14 [317] Пространный Христианский Катихизис…, с. 35 [318] Макдауэлл Дж. Изд. цит., с. 136 [319] Разговор с Трифоном Иудеем // Сочинения. М., 1995, с. 271 [320] Апология I, 33…, с. 64 [321] Лосский В. Н. Очерк…, с. 262 [322] Точное изложение…, кн. 3, гл. XX, с. 113 [323] Там же, кн. 3, гл. II, с. 75 [324] 1 Послание к пресвитеру Кледонию. // Творения, т. II, изд. цит., с. 9 [325] Защищение 11-го анафематизма против Феодорита Киррского. Деяния Вселенских Соборов, т. II, Казань, 1892, с. 79 [326] Точное изложение…, кн. 3, гл. II, с. 75 [327] Леонтий Иерусалимский. Adv. Nest. V, 29. PG 86. 1, col. 1749 bc [328] Малиновский Н., прот. Православное догматическое богословие. Ставрополь Губернский, 1903, т. 3, сс. 109–110 [329] Об учении Аполлинария Лаодикийского см.: Болотов В. В., изд. цит., т. IV, сс. 136–137; Поснов М. Э., изд. цит., сс. 371–373; Лосский В. Н. Очерк…, сс. 272–273 [330] I Послание к пресвитеру Кледонию. // Творения, т. II, изд. цит., с. 13 [331] Об учении Нестория см.: Флоровский Г. Восточные отцы V–VIII веков…, сс. 8–15; Болотов В. В., изд. цит., т. IV, сс. 181–185; Поснов М. Э. изд. цит., сс. 387–388 [332] Очерк…, с. 267 [333] О монофизитской христологии см. Флоровский Г. Восточные отцы V–VIII веков…, сс. 28-37; Лосский В. Н. Очерк…, сс. 266–267; Поснов М. Э. изд. цит., сс. 431–433; Болотов В. В., изд. цит., т. IV, сс. 332–358 [334] Леонтий Иерусалимский. PG 86. 1, col. 1281 [335] Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. II, сс. 67–72 [336] Точное изложение…, кн. 3, гл. IV, с. 80 [337] Там же, кн. 3, гл. XVII, с. 108 [338] Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996 (репринт), т. III, с. 472 [339] О ереси монофелитства см.: Лосский В. Н. Очерк…, сс. 272–279; Поснов М. Э., цит. изд., сс. 444–454; Болотов В. В., изд. цит., т. IV, сс. 438–500; Карташев А. В., изд. цит., сс. 398-450 [340] Изд. цит., сс. 145–146 [341] Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996 (репринт), т. IV, с. 221; см. также Пространный Православный Катихизис…, с. 36 [342] О явлении во плоти Бога Слова и против ариан, 21 // Творения, т. III. М., 1994, с. 273 [343] Пространный Христианский Катихизис…, с. 36 [344] Там же [345] Там же [346] Помазанский М., протопр., изд. цит., сс. 120–121 [347] Точное изложение…, кн. 3, гл. XII, с. 91 [348] Пространный Христианский Катихизис…, с. 37 [349] Помазанский М., протопр., изд. цит., сс. 126, 128 [350] См.: Христианство (Энциклопедический словарь), изд. цит., т. III, сс. 374–375 [351] Лосский В. Н. Очерк…, с. 280 [352] Пространный Христианский Катихизис…, с. 39 [353] Там же [354] Там же [355] Там же [356] Там же [357] О юридической теории Искупления см. Яннарас Х., изд. цит., сс. 166–167; Воронов Л., прот., изд. цит., сс. 58–70; Лосский В. Н. Искупление и обожение // По образу и подобию. М., 1995, сс. 95–105 [358] Сс. 41–42 [359] Против ересей, кн. 5, пред., изд. цит., с. 446 [360] Точное изложение…, кн. 3, гл. I, с. 74 [361] Флоровский Г. Восточные отцы V–VIII веков…, с. 212 [362] Пространный Христианский Катихизис…, с. 40 [363] Яннарас Х., изд. цит., с. 164 [364] Лосский В. Н. Очерк…, с. 271 [365] Тропарь Пасхи [366] С. 40 [367] Такого мнения держались многие гностические секты II в. См. Поснов М. Э., изд. цит., сс. 143144 [368] Пространный Православный Катихизис…, с. 40 [369] Лосский В. Н. Очерк…, с. 279 [370] Пространный Христианский Катихизис…, с. 40 [371] Там же [372] Там же, с. 42 [373] Там же [374] Пространный Христианский Катихизис…, с. 43 [375] Там же, с. 42–43 [376] Там же, с.44 [377] Православное исповедание, ч. 1. вопр. 46, изд. цит., с. 43 [378] Хопко Ф., прот. Основы Православия, изд. цит., с. 53 [379] Лосский В. Н. Очерк…, с. 285 [380] Пространный Христианский Катихизис…, с.44 [381] Пространный Христианский Катихизис…, с. 45 [382] Там же, с. 45-46 [383] Пространный Христианский Катихизис…, с. 47 [384] Против ересей, кн. 5, гл. XXX, с. 512 [385] Точное изложение…, кн. 4, гл. XXVI, с. 161 [386] Пространный Христианский Катихизис…, с. 46 [387] Там же, с. 47 [388] Там же. [389] О духоборах-македонианах см.: Поснов М. Э. изд. цит., сс. 366–367 [390] С. 48 [391] Там же [392] О Маркионе и его учении см.: Болотов В. В. изд. цит., т. II, сс. 226-230 [393] Пространный Христианский Катихизис…, с. 49 [394] Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 241 [395] Блж. Феодорит. О третьем Вселенском Соборе. Цит. по: Помазанский М., протопр. изд. цит., с. 49 [396] Там же [397] Цит. по: Пространный Христианский Катихизис…, с. 49 [398] Там же [399] Александр (Семенов-Тян-Шанский), еп., изд. цит., с. 53 [400] Пространный Христианский Катихизис…, с. 50 [401] Там же [402] Там же, с. 51 [403] Послание Восточных Патриархов, чл. 10, изд. цит., с. 157 [404] Пространный Христианский Катихизис…, с. 50 [405] Там же, с. 52 [406] Помазанский М., протопр. изд. цит., с.151 [407] Пространный Христианский Катихизис…, с.53 [408] Помазанский М., протопр. изд. цит., сс.212–213
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |