Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глоссарий 6 страница




[10] Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. 1993 (репринт), т. I, с. 7.

[11] Софроний (Сахаров), иером. Старец Силуан. Париж, 1952, с. 82.

[12] Там же, с. 60.

[13] Греческое слово ojrqodoxiva допускает двоякий перевод. Слово o[rqo" означает "прямой, верный", а слово dovxa может иметь два значения: а) мнение, представление; б) слава. Греки понимают слово ojrqodoxiva как “правомыслие”, однако на славянский язык это слово было переведено как “православие”. Представляется, что славянский перевод лучше выражает самую суть христианской веры как образа жизни, а не только образа мысли.

[14] Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991, с. 10.

[15] Сотериологический (от греч. swthriva— спасение) — имеющий положительное отношение к делу спасения.

[16] Огласительные поучения, IV, 2. //Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991, (репринт), с. 43.

[17] О символических книгах Православия см.: Василий (Кривошеин), арх. Символические тексты в Православной Церкви //БТ., 1968. Сб. 4, сс. 18-27.

[18] Трансцендентный (от лат. transcedere — переступать) — находящийся за пределами опыта, недоступный для познания и воздействия

[19] Апология, п. 17. //Отцы и учители Церкви III века (антология). М., 1996, т. II, с. 341

[20] Прп. Максим Исповедник. Мистагогия // Творения преподобного Максима Исповедника, кн. 1. 1993, с. 175

[21] Флоровский Г. Восточные отцы IV века. М., 1992, (репринт), с. 69

[22] Точное изложение Православной веры. М., 1992, кн. 1, гл. I, с. 3

[23] Точное изложение Православной веры. М., 1992, кн. 1, гл. III, с. 5

[24] Творения, т. 4. Сергиев Посад, 1892, с. 43

[25] Пространный Православный Катихизис…, с. 5

[26] Там же

[27] Там же.

[28] Там же

[29] Там же

[30] При составлении главы II использована статья: Ведерников А. Проблема предания в православном богословии //ЖМП, 1961, № 9, сс. 42 — 49; № 10, сс. 61 — 71

[31] Пространный Православный Катихизис…, с. 7

[32] Там же

[33] Послание к Филиппийцам, гл. VII. Писания мужей апостольских. Рига, 1992, с. 324/362

[34] Против ересей. Кн. III, гл. II. М., 1996 (репринт), с. 221, 223

[35] Ведерников А., указ. соч., № 9, с. 46

[36] Свщмч. Ириней Лионский называет Предание “ верой, которую Церковь приняла от апостолов и передает своим чадам”- изд. цит., кн. III, предисловие, с. 129

[37] Например, у свт. Василия Великого: О Святом Духе, гл. 27

[38] Такое понимание Предания было свойственно Церкви с древнейших времен. Так, свщмч. Поликарп Смирнский учит о “ преданном изначала слове ”, “ слове правды ”. Послание к Филиппийцам, гл. IX. Писания мужей…, сс. 324–362, 325–363. Свщмч. Игнатий Богоносец († 107) говорит об “ учении Господа и апостолов ”. Послание к Магнезийцам, гл. XIII. Там же, с. 284–322

[39] Meyendorff J. Christ in Eastern Christian Thought. Crestwood, New York, 1987, p. 10

[40] Александр (Семенов-Тянь-Шанский), еп. Православный Катихизис. Изд. II, б/г, б/м, с. 110

[41] Цит. по: Лосский В. Н. Предание и предания //ЖМП, 1970, № 4, с. 72

[42] Хопко Фома, прот., изд. цит., с. 9

[43] Пространный Православный Катихизис…, с. 7

[44] Макдауэлл Дж. Неоспоримые свидетельства (пер. с англ.), М., 1992, с. 17; Библейская энциклопедия п/ред. архим. Никифора (репринт). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1990, с. 156

[45] Князев А., прот. Что такое Священное Писание? // Альфа и Омега, № 3(17), 1998, сс. 17–18

[46] Макдауэлл Дж., изд. цит., с. 20

[47] Князев А., прот., изд. цит., с. 20

[48] Пространный Православный Катихизис…, с. 10

[49] Князев А., прот., изд. цит., с. 18

[50] Хопко Фома, прот., изд. цит., с. 11

[51] Пространный Православный Катихизис…, с. 10

[52] Там же

[53] Макдауэлл Дж., изд. цит., с. 23

[54] Пространный Православный Катихизис…, сс. 10–11

[55] Там же, с. 11

[56] Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. изд. цит., сс. 36–37

[57] Пространный Православный Катихизис…, с. 10

[58] Макдауэлл Дж., изд. цит., с. 20

[59] Пространный Православный Катихизис…, с. 12–14

[60] Об этом свидетельствует цитация новозаветных Писаний мужами апостольскими и апологетами II века, например, сщмч. Иринеем Лионским. Макдауэлл Дж. Изд. цит., с. 29

[61] Там же, с. 30

[62] Пространный Православный Катихизис…, сс. 14–15

[63] Макдауэлл Дж., изд. цит., сс. 249-309

[64] Пространный Православный Катихизис…, с. 15

[65] Великий покаянный канон св. Андрея Критского, богородичен 4-й песни

[66] Пространный Православный Катихизис…, с. 14

[67] Там же

[68] 73-й аскетический трактат. Цит. по: Клеман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви (пер. с франц.). М., 1994, с. 99

[69] Александр (Семенов-Тянь-Шанский), еп., изд. цит., с. 110

[70] Хопко Фома, прот., изд. цит., сс. 16-17

[71] Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы IV века, с. 143

[72] Об этом “конфликте интерпретаций” см. Кураев А., диак. Протестантам о Православии. М., 1997, сс. 9–34

[73] Цит. по: Левшенко Б., диак. (ныне свящ.) Конспекты лекций по курсу “Догматическое богословие”. ПСТБИ, М., б/г, с. 18

[74] Там же

[75] Правила Православной Церкви, т. I. (репринт). М., 1994, с. 490

[76] Пространный Православный Катихизис…, с. 8

[77] Князев А., прот., изд. цит., сс. 20-21

[78] Следует отметить, что свт. Филарет Московский принадлежит к числу русских богословов XIX в., которые во многом предвосхитили развитие отечественной богословской науки в XX столетии. По вопросу о соотношении Священного Предания и Священного Писания особый интерес представляет “Слово митрополита Филарета на освящении храма Живоначальной Троицы в московском Даниловом монастыре, произнесенное 13 сентября 1838 г.” Слова и речи, т. IV. М., 1882, сс. 96–97

[79] Цит. по: Ведерников А., указ. соч. № 10, с. 63

[80] Цит. по: Ведерников А., указ. соч. № 10, с. 63

[81] Софроний (Сахаров), иером. Старец Силуан. М., 1994, с. 85

[82] Со стороны содержания учение свв. отцов не отличается от Предания апостольского, ибо святым отцом и называется тот, кто адекватно толкует учение апостолов применительно к потребностям своего времени: “Апостолов проповедание и отец догматы Церкви едину веру запечатлеша”. Кондак в Неделю 7-ю по Пасхе, свв. отец

[83] Цит. по: Ведерников А., указ. соч. № 10, с. 65

[84] Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные, V, 12, изд. цит., с. 71

[85] Цит. по: Флоровский Г. Восточные Отцы V–VIII веков. (Репринт.). М., 1992, с. 135

[86] Там же

[87] Против ересей, кн. IV, гл. 18, изд. цит., с. 365

[88] Письмо 243/251. Творения, т. III, СПб, 1911, с. 312

[89] Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере (1723 г.), вопр. 3 //Догматические Послания православных иерархов XVII-XIX веков о Православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995, с. 193

[90] Софроний (Сахаров), иером. Старец Силуан. М., 1994, с. 85

[91] Свт. Филарет Московский. Слово на освящении храма Живоначальной Троицы в московском Даниловом монастыре, произнесенное 13 сентября 1838 г., изд. цит., с. 97

[92] Князев А., прот., изд. цит., с. 23

[93] Пространный Православный Катихизис…, с. 8

[94] Свт. Филарет Московский. Слово на освящении храма Живоначальной Троицы…, изд. цит., с. 96

[95] Князев А., прот., изд. цит., с. 25

[96] Пространный Православный Катихизис…, с. 8

[97] Софроний (Сахаров), иером. изд. цит., с. 85

[98] О Святом Духе, гл. 27. Цит. по: Пространный Православный Катихизис…, с. 9

[99] Там же, с. 8

[100] Против ересей, кн. III, гл. 4, изд. цит., с. 225

[101] Пространный Православный Катихизис…, с. 7

[102] Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам //Догматические Послания православных иерархов XVII–XIX веков…, с. 233

[103] Воронов Л., прот. Проблема Предания в Церкви. ЖПМ, 1964, № 4, с. 67

[104] Предание и предания, изд. цит., с. 68

[105] Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере (1723 г.) // Догматические Послания…, сс. 146–148

[106] Там же, с. 165

[107] Там же, с. 147

[108] Священное Писание и Церковь // Голос Церкви, 1914, апрель, с. 156

[109] Цит. по: Ведерников А., указ. соч. // ЖМП, 1961, № 10, с. 64

[110] Лосский В. Н. Спор о Софии // Спор о Софии. Статьи разных лет. М., 1996, с. 19

[111] Флоровский Г., прот. Богословские отрывки // Вестник. Париж, 1981–1982, № 105–108, сс. 193–194

[112] Пространный Христианский Катихизис…, с. 17

[113] Шмеман А., прот. Евхаристия. Таинство Царства. М., 1992, сс. 39–43

[114] Аржанти Кирилл, свящ. Смысл символа в православной литургии // Альфа и Омега, 1998, №1(15), сс. 281–282

[115] Там же

[116] Хопко Фома, прот. Основы Православия. Минск, 1991, с. 24

[117] Пространный Христианский Катихизис…, с. 18

[118] “Дважды в году да бывает собор епископов, и да рассуждают сии друг с другом о догматах благочестия и да разрешают случающиеся церковные прекословия.” - Правила Православной Церкви, т. I, изд. цит., с. 104

[119] Помазанский М., протопр. Православное догматическое богословие. Новосибирск — Рига, 1993, с. 12

[120] Там же

[121] Пространный Христианский Катихизис…, с. 18

[122] Правила Православной Церкви, т. I, изд. цит., сс. 434–437

[123] Жив Бог (православный катихизис). Лондон, 1989, с. 343

[124] Яннарас Х. Вера Церкви (пер. с новогреч.). М., 1992, с. 201

[125] Болотов В., проф. Лекции по истории древней Церкви. М., 1994, т. IV, с. 115

[126] Петр (Л’Юилье), архим. Замечание о Символе веры // ЖМП, 1969, № 1, с. 75

[127] Хопко Фома, прот., изд. цит., с. 26

[128] Петр (Л’Юилье), архим., изд. цит., с. 75

[129] Пространный Христианский Катихизис…, с. 20

[130] Там же, с. 21

[131] Писания мужей апостольских, изд. цит., с. 159/121

[132] Пространный Христианский Катихизис…, с. 21

[133] Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп. изд. цит., т. I, с. 77

[134] Там же, с. 75

[135] Там же

[136] Изд. цит., т. I, с. 86. См. также: Сщмч. Ириней Лионский. Против ересей, кн. II, гл. 1, изд. цит., сс. 112, 114

[137] Пространный Христианский Катихизис…, с. 21

[138] Яннарас Х., изд. цит., с. 62

[139] Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, с. 104

[140] Слово 28 // Творения, т. I. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994 (репринт), с. 397

[141] Яннарас Х., изд. цит., с. 82

[142] Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, с. 138

[143] Письмо к Амфилохию // Творения, т. III. СПб., 1911, с. 283

[144] Цит. по: Левшенко Б., диак., изд. цит., с. 21

[145] Цит. по: Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим., изд. цит., с. 68

[146] Имманентный — находящийся внутри границ опыта, доступный для восприятия и познания

[147] Обожение — богословский и аскетологический термин, означающий теснейшее соединение человека с Богом

[148] Об учении свт. Григория Паламы см., например, Лосский В. Н. Паламитский синтез // Боговидение. М., 1995, сс. 109–122

[149] Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, с. 138

[150] Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 95

[151] Там же, с. 96

[152] Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, с. 144

[153] Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, сс. 145, 147

[154] См. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия…, сс. 204–208

[155] Точное изложение…, кн. 1, гл. IV, с. 7

[156] Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия // Творения, т. 1. М., 1911, с. 470

[157] Пространный Христианский Катихизис…, с. 21

[158] Точное изложение…, кн. 1, гл. XIII, с. 25

[159] Свт. Григорий Нисский. Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, с. 136

[160] Свт. Афанасий Великий. Цит. по: Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим., изд. цит., с. 83

[161] Свт. Иоанн Златоуст. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 114

[162] Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. Пер. с древнегреч. под ред. Г. М. Прохорова. СПб., 1994, с. 295

[163] См. Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, сс. 124, 125

[164] Точное изложение…, кн. 2, гл. III, с. 31

[165] Левшенко Б., диак., изд. цит., с. 35

[166] Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 135

[167] Там же, сс. 142, 143

[168] Пространный Христианский Катихизис…, с. 23

[169] Точное изложение…, кн. 1, гл. XI, с. 20

[170] Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 101

[171] Пространный Христианский Катихизис…, с. 23

[172] Слово 31 // Творения, т. I, изд. цит., с. 458

[173] Записки на кн. Бытия I, 2. Цит. по: Левшенко Б., диак., изд. цит., с. 42

[174] Шестоднев, бес. IX. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 166

[175] Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 169

[176] Очерк мистического богословия…, изд. цит., с. 138

[177] Цит. по: Помазанский М., протопр., изд. цит., с. 40

[178] Тропарь Богоявления

[179] Цит. по: Карсавин Л. П. Святые Отцы и учители Церкви. М., 1994, с. 80

[180] Подробно о динамизме см.: Дюшен Л. История Древней Церкви. Пер. с франц. М., 1912, т. I, сс. 312–318; Болотов В. В, проф., изд. цит., сс. 308–309; Карсавин Л. П., изд. цит., сс. 80–81; Поснов М. Э. История христианской Церкви. Киев, 1991, сс. 149–150; Спасский А., проф. История догматических движений. М., 1995 (репринт), сс. 32–45

[181] Подробно о модализме см.: Болотов В. В., проф., изд. цит., сс. 309–320; Карсавин Л. П., изд. цит., сс. 81–83; Поснов М. Э., указ. соч., сс. 150–152; Спасский А., проф., указ. соч., сс. 44–59, 110–115

[182] О доктрине Ария см.: Болотов В. В., проф., изд. цит., сс. 10–16; Карсавин Л. П., изд. цит., сс. 88–94; Поснов М. Э., указ. соч., сс. 332–333; Спасский А., проф., указ. соч., сс. 169-173; Карташев А. В. Вселенские соборы. М., 1994, сс. 10–20; Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, сс. 8–12

[183] Великими Каппадокийцами называют трех выдающихся богословов и церковных деятелей IV столетия, трудами которых было создано и утверждено православное учение о Пресвятой Троице — свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского

[184] О троичном богословии великих Каппадокийцев см.: Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, сс. 74–89, 107–114, 145–152; Болотов В. В. изд. цит., сс. 89–91; Карсавин Л. П., изд. цит., сс. 109–118; Поснов М. Э., изд. цит., сс. 360–363; Спасский А., изд. цит., сс. 488–533; Киприан (Керн), архим. Золотой век Святоотеческой письменности. М., 1995, сс. 74–81, 106–107, 120–123

[185] Свт. Григорий Богослов. Слово 33 // Творения, т. I. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994, с. 491

[186] Александр (Семенов-Тянь-Шанский), еп., изд. цит., сс. 9–10

[187] О христианской концепции личности см.: Лосский В. Н. Богословское понятие человеческой личности // По образу и подобию. М., 1995, сс. 106–128

[188] Слово 31 // Творения, т. I, … с. 448

[189] Цит. по: Арсений, архиеп. Николай, мефонский епископ XII в. и его сочинения // Христианское чтение. Ч. 1. 1883, с. 11

[190] “… все естество Божеское совершенным образом находится в каждом из Лиц Божества, все — в Отце, все — в Сыне, все — в Святом Духе ”. — Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…, кн. 3, гл. VI, изд. цит., с. 82. Согласно свт. Григорию Богослову, Божественные Лица “ суть Три, в Которых Божество ”. — Orat. XXXIX. PG 36, col. 345d

[191] Великие Каппадокийцы понимали Божественные Лица как “ способы бытия (trovpoi uJpavrxewV)” Божественной природы. См.: Свт. Василий Великий. De Spiritu Sancti, 17. PG, 32, col. 159; Свт. Григорий Нисский. Quod non sint tres dii. PG, 45, col. 193

[192] “… сущность же не имеет самостоятельного бытия, но усматривается в личностях ”. — Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…, кн. 3, гл. VI, изд. цит., с. 82. Из дальнейшего контекста следует, что термины “сущность” и “природа” св. Иоанн использует как синонимы

[193] Лосский В. Н. Очерк…, сс. 43, 215–216

[194] Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 255

[195] Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… кн. 1, гл. VIII, изд. цит., с. 16

[196] Там же, с. 14

[197] Лосский В. Н. Очерк…, сс. 44, 216

[198] Там же, сс. 216, 219

[199] Пространный Христианский Катихизис…, с. 24

[200] Хопко Фома, прот., изд. цит., с. 31

[201] Воронов Л., прот. Догматическое богословие. СПбДА, 1994, сс. 5–6

[202] Зороастризм // Философский словарь. М., 1986, с. 152

[203] Воронов Л., прот., изд. цит., с. 6

[204] Хопко Фома, прот., изд. цит., с. 31

[205] Шестоднев, гл. 2, п. 3. Цит. по: Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. изд. цит., с. 161

[206] Макарий (Булгаков), архиеп. изд. цит., т. I, с. 356

[207] Точное изложение…, кн. 2, гл. II, с. 29

[208] Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп. изд. цит., т. I, с. 371

[209] Слова и речи. М., 1874, т. 2, с. 37

[210] Лосский В. Н. Очерк…, с. 222

[211] С. 25

[212] Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, сс. 377-378

[213] С. 25

[214] Точное изложение…, кн. 2, гл. II, с. 31

[215] С. 25

[216] Такого мнения держался, например, блж. Феодрит Киррский. См. Левшенко Б., диак., изд. цит., с. 61

[217] См.: О небесной иерархии. VI, VII. См. также Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 397; Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…, кн. 2, гл. I, с. 31; Православное исповедание, отв. на вопр. 20. М. 1996, с. 25

[218] Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, сс. 542–544

[219] Александр (Семенов-Тянь-Шанский), еп., изд. цит., с. 23

[220] Беседа на 33 псалом. Цит. по: Левшенко Б., диак., изд. цит., с. 67

[221] С. 25

[222] Очерк…, с. 251

[223] С. 26

[224] Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…, кн. 2, гл. IV, с. 32

[225] Свт. Григорий Богослов. Песнопения таинственные, слово 6 // Творения, т. II, изд. цит., с. 30

[226] Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…, кн. 2, гл. IV, с. 32

[227] Александр (Семенов-Тянь-Шанский), еп., изд. цит., сс. 29–30

[228] Там же, с. 30

[229] Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 405

[230] Там же, сс. 571–572

[231] Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим., изд. цит., с. 196

[232] Пространный Христианский Катихизис…, с. 26

[233] В контексте христологических споров VII века было установлено, что человек возникает одновременно из души и тела, поэтому более вероятно, что сотворение души и тела первого человека также совершилось одновременно. См. Прп. Максим Исповедник. I Ambiqua, 12-е письмо к Иоанну Кубикуларию. PG 91

[234] Из духовного наследия преподобного Серафима Саровского, всея России чудотворца // ЖМП, 1973, № 9, с. 77

[235] С. 27

[236] Восточные отцы IV века…, с. 32–33

[237] Цит. по: Лосский В. Н. Очерк…, с. 239

[238] Там же, с. 89. Также учил о “дыхании жизни” и прп. Серафим Саровский. — Из духовного наследия…, изд. цит., с. 78

[239] Очерк…, с. 239

[240] Воронов Л., прот., изд. цит., с. 14

[241] Троицкий С. В., проф. Философия христианского брака. Киев. 1996, с. 26

[242] Там же

[243] Изд. цит., с. 113

[244] Жив Бог (православный катихизис), изд. цит., с. 17

[245] Педагог. М., 1996, с. 35

[246] Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, с. 157

[247] Там же

[248] Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, сс. 453–454

[249] Там же, с. 453

[250] Лосский В. Н. Очерк…, с. 88

[251] Там же, с. 91

[252] Толкование на Книгу Бытия, т. 1. М., 1867, с. 21

[253] Лосский В. Н. Очерк…, с. 91; Яннарас Х., изд. цит., сс. 101–102

[254] Воронов Л., прот., изд. цит., сс. 20–24

[255] Яннарас Х. изд. цит., с. 100

[256] С. 28

[257] Там же

[258] Там же

[259] Точное изложение…, кн. 2, гл. XXX, с. 71

[260] Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 126

[261] Там же, с. 516

[262] Послание Восточных Патриархов, гл. 3, изд. цит., с. 148

[263] Точное изложение…, кн. 2, гл. XII, с. 50

[264] Воронов Л., прот. изд. цит., с. 26

[265] Пространный Христианский Катихизис…, с. 27

[266] Там же

[267] К Автолику II, 24 // Раннехристианские отцы Церкви. Брюссель, 1978, с. 488

[268] Пространный Христианский Катихизис…, с. 29

[269] Точное изложение…, кн. 2, гл. XXIX, с. 69

[270] На Ин., IX. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп. изд. цит., т. I, с. 519

[271] Точное изложение…, кн. 2, гл. XXIX, с. 68

[272] “О воскресении мертвых”. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 526

[273] Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993, т. I, с. 588

[274] Пространный Христианский Катихизис…, с. 29

[275] Христианство…, т. I, с. 589

[276] С. 30

[277] Пространный Христианский Катихизис…, с. 29

[278] См.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…, кн. 4, гл. VIII, сс. 126–127

[279] Там же, кн. 1, гл. VIII, с. 12

[280] Прп. Анастасий Синаит. Путеводитель, ЖМП, 1993, N 7, изд. цит., с. 82

[281] Пространный Христианский Катихизис…, с. 31

[282] Хопко Фома, прот., изд. цит., сс. 41–42

[283] Поснов М. Э. История христианской Церкви. Киев, 1991, с. 333

[284] Пространный Христианский Катихизис…, с. 31

[285] Там же

[286] Там же, с. 30

[287] Хопко Фома, прот., изд. цит., с. 41

[288] Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, с. 147

[289] Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, сс. 364–365

[290] Воронов Л., прот., изд. цит., сс. 7–8

[291] Точное изложение…, кн. 1, гл. VIII, с. 15

[292] Воронов Л., прот., изд. цит., с. 8

[293] Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Бытие XIV, 5; Проповедь на Бытие VI, 1. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп. изд. цит., т. I, с. 463

[294] Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994 (репринт), с. 192

[295] Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим., изд. цит., с. 229

[296] Пространный Христианский Катихизис…, с. 33

[297] Там же

[298] Там же

[299] Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 480

[300] С. 34

[301] Цит. по: Лосский В. Н. Очерк…, с. 100

[302] Цит. По: Воронов А., прот., изд. цит., с. 31

[303] См. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…, кн. 3, гл. XVIII, с. 120

[304] С. 34

[305] См.: Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 487

[306] Яннарас Х., изд. цит., с. 129

[307] Там же, с. 128

[308] Orat. cat., cap. 6, цит. по: Флоровский Г., прот. О смерти крестной//Догмат и история. М., 1998, с. 192

[309] С. 34

[310] Против ересей, кн. 3, гл. 22, с. 306

[311] In Luc. homil., цит. по: Макарий (Булкагов), архиеп., изд. цит., т. I, с. 498

[312] Epist. LIX ad Fidum., PL III, col. 1013

[313] Книга Правил…, изд. цит., т. II, с. 258

[314] Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 493

[315] Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим., изд. цит., сс. 251–252

[316] Слава Богоматери. М., 1996, сс. 13–14

[317] Пространный Христианский Катихизис…, с. 35

[318] Макдауэлл Дж. Изд. цит., с. 136

[319] Разговор с Трифоном Иудеем // Сочинения. М., 1995, с. 271

[320] Апология I, 33…, с. 64

[321] Лосский В. Н. Очерк…, с. 262

[322] Точное изложение…, кн. 3, гл. XX, с. 113

[323] Там же, кн. 3, гл. II, с. 75

[324] 1 Послание к пресвитеру Кледонию. // Творения, т. II, изд. цит., с. 9

[325] Защищение 11-го анафематизма против Феодорита Киррского. Деяния Вселенских Соборов, т. II, Казань, 1892, с. 79

[326] Точное изложение…, кн. 3, гл. II, с. 75

[327] Леонтий Иерусалимский. Adv. Nest. V, 29. PG 86. 1, col. 1749 bc

[328] Малиновский Н., прот. Православное догматическое богословие. Ставрополь Губернский, 1903, т. 3, сс. 109–110

[329] Об учении Аполлинария Лаодикийского см.: Болотов В. В., изд. цит., т. IV, сс. 136–137; Поснов М. Э., изд. цит., сс. 371–373; Лосский В. Н. Очерк…, сс. 272–273

[330] I Послание к пресвитеру Кледонию. // Творения, т. II, изд. цит., с. 13

[331] Об учении Нестория см.: Флоровский Г. Восточные отцы V–VIII веков…, сс. 8–15; Болотов В. В., изд. цит., т. IV, сс. 181–185; Поснов М. Э. изд. цит., сс. 387–388

[332] Очерк…, с. 267

[333] О монофизитской христологии см. Флоровский Г. Восточные отцы V–VIII веков…, сс. 28-37; Лосский В. Н. Очерк…, сс. 266–267; Поснов М. Э. изд. цит., сс. 431–433; Болотов В. В., изд. цит., т. IV, сс. 332–358

[334] Леонтий Иерусалимский. PG 86. 1, col. 1281

[335] Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. II, сс. 67–72

[336] Точное изложение…, кн. 3, гл. IV, с. 80

[337] Там же, кн. 3, гл. XVII, с. 108

[338] Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996 (репринт), т. III, с. 472

[339] О ереси монофелитства см.: Лосский В. Н. Очерк…, сс. 272–279; Поснов М. Э., цит. изд., сс. 444–454; Болотов В. В., изд. цит., т. IV, сс. 438–500; Карташев А. В., изд. цит., сс. 398-450

[340] Изд. цит., сс. 145–146

[341] Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996 (репринт), т. IV, с. 221; см. также Пространный Православный Катихизис…, с. 36

[342] О явлении во плоти Бога Слова и против ариан, 21 // Творения, т. III. М., 1994, с. 273

[343] Пространный Христианский Катихизис…, с. 36

[344] Там же

[345] Там же

[346] Помазанский М., протопр., изд. цит., сс. 120–121

[347] Точное изложение…, кн. 3, гл. XII, с. 91

[348] Пространный Христианский Катихизис…, с. 37

[349] Помазанский М., протопр., изд. цит., сс. 126, 128

[350] См.: Христианство (Энциклопедический словарь), изд. цит., т. III, сс. 374–375

[351] Лосский В. Н. Очерк…, с. 280

[352] Пространный Христианский Катихизис…, с. 39

[353] Там же

[354] Там же

[355] Там же

[356] Там же

[357] О юридической теории Искупления см. Яннарас Х., изд. цит., сс. 166–167; Воронов Л., прот., изд. цит., сс. 58–70; Лосский В. Н. Искупление и обожение // По образу и подобию. М., 1995, сс. 95–105

[358] Сс. 41–42

[359] Против ересей, кн. 5, пред., изд. цит., с. 446

[360] Точное изложение…, кн. 3, гл. I, с. 74

[361] Флоровский Г. Восточные отцы V–VIII веков…, с. 212

[362] Пространный Христианский Катихизис…, с. 40

[363] Яннарас Х., изд. цит., с. 164

[364] Лосский В. Н. Очерк…, с. 271

[365] Тропарь Пасхи

[366] С. 40

[367] Такого мнения держались многие гностические секты II в. См. Поснов М. Э., изд. цит., сс. 143144

[368] Пространный Православный Катихизис…, с. 40

[369] Лосский В. Н. Очерк…, с. 279

[370] Пространный Христианский Катихизис…, с. 40

[371] Там же

[372] Там же, с. 42

[373] Там же

[374] Пространный Христианский Катихизис…, с. 43

[375] Там же, с. 42–43

[376] Там же, с.44

[377] Православное исповедание, ч. 1. вопр. 46, изд. цит., с. 43

[378] Хопко Ф., прот. Основы Православия, изд. цит., с. 53

[379] Лосский В. Н. Очерк…, с. 285

[380] Пространный Христианский Катихизис…, с.44

[381] Пространный Христианский Катихизис…, с. 45

[382] Там же, с. 45-46

[383] Пространный Христианский Катихизис…, с. 47

[384] Против ересей, кн. 5, гл. XXX, с. 512

[385] Точное изложение…, кн. 4, гл. XXVI, с. 161

[386] Пространный Христианский Катихизис…, с. 46

[387] Там же, с. 47

[388] Там же.

[389] О духоборах-македонианах см.: Поснов М. Э. изд. цит., сс. 366–367

[390] С. 48

[391] Там же

[392] О Маркионе и его учении см.: Болотов В. В. изд. цит., т. II, сс. 226-230

[393] Пространный Христианский Катихизис…, с. 49

[394] Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 241

[395] Блж. Феодорит. О третьем Вселенском Соборе. Цит. по: Помазанский М., протопр. изд. цит., с. 49

[396] Там же

[397] Цит. по: Пространный Христианский Катихизис…, с. 49

[398] Там же

[399] Александр (Семенов-Тян-Шанский), еп., изд. цит., с. 53

[400] Пространный Христианский Катихизис…, с. 50

[401] Там же

[402] Там же, с. 51

[403] Послание Восточных Патриархов, чл. 10, изд. цит., с. 157

[404] Пространный Христианский Катихизис…, с. 50

[405] Там же, с. 52

[406] Помазанский М., протопр. изд. цит., с.151

[407] Пространный Христианский Катихизис…, с.53

[408] Помазанский М., протопр. изд. цит., сс.212–213




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.