Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Камнерезное искусство Тывы 3 страница




54. Николаев А.А. Промысловая кооперация в Сибири. 1920 1937 гг. Новосибирск: Наука, 1988. 272 с.

55. Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма РАН, 1999. С. 52 -76.

 

56. Червонная С. Чонар Даш камень, который мы режем // Дружба народов, 1964. № 6. С. 201-207.

57. Червонная С. Взаимодействие художественных культур народов СССР. М.: «Изобразительное искусство», 1982. 320 с.

58. Червонная С.М. Художники Республики Тыва. СПб.: Художник России, 1995. 184 с.

59. Яковлев Е. К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела музея. Описание Минусинского музея. Вып. IV. Минусинск: тип-фия В. И. Корнакова, 1900. 212 с.

60. Яковлева Е. Г. Народное искусство западных и юго-западных районов Тувинской АССР // Сборник трудов НИИХП. М.: НИИХП. Вып. 3. 1966. 186 с.

КОНТУВИНСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ Ф. Я. КОНА В МИНУСИНСКОМ КРАЕВЕДЧЕСКОМ МУЗЕЕ ИМЕНИ Н.М. МАРТЬЯНОВА

Дыртык-оол Анна Оюновна

канд. ист. наук, доцент ТувГУ, РФ, Республика Тыва, г. Кызыл

E-mail: [email protected]

 

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ и Республики Тыва в 2014 году в рамках научного проекта № 14-11-17001 а/р по теме «История формирования и пропаганда памятников материальной культуры тувинцев в государственных музеях России и Монголии»

 

 

Минусинский краеведческий музей основан в 1877 г. по инициативе Н.М. Мартьянова. Уже на первом этапе своего развития музей собрал уникальные естественно-исторические и этнографические коллекции. На Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году он получил диплом 1-го разряда, на Всемирной выставке в Париже в 1900 — диплом и серебряную медаль за демонстрацию предметов инородческого населения, в том числе тувинцев. Большую роль в развитии музея, в обработке коллекций сыграли политические ссыльные А.А. Кропоткин, Д.А. Клеменц, Н.О. Лукашевич, Ф.Я. Кон и др. С музеем сотрудничали многие ученые и исследователи Сибири: Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев, В.А. Обручев, П.П. Семенов-Тян-Шанский и др.

Музей обладает одним из лучших археологических собраний в стране, включающим уникальную коллекцию художественной бронзы (VI—I вв. до н. э.), каменные изваяния и писаницы Южной Сибири, в том числе Тувы (2 тыс. до н. э. — XIII в н. э.). В настоящее время большой интерес представляют этнографические и историко-бытовые коллекции, относящиеся к народам Южной Сибири и Азии, в том числе тувинцам [3, с. 364].

Феликс Яковлевич Кон (1864—1941) — историк, этнограф, публицист, российский и польский революционный деятель с 1882 г. Родился в купеческой семье. Окончив классическую гимназию, поступил на юридический факультет Варшавского университета. За революционную деятельность неоднократно арестовывался, содержался в тюрьме. С 1890 по 1895 г. находился в ссылке в Якутии, с 1895 г. — на вольном поселении в Иркутске.

В 1897 г. Кон приезжает в Минусинск по состоянию здоровья, становится сотрудником Минусинского краеведческого музея и активно ведет этнографические исследования, в основном по Восточной Сибири. Он находился в этом сибирском городе Южной Сибири с 6 мая 1897 г. по 6 мая 1904 г. За этот период он написал книгу «Исторический очерк Минусинского местного музея за 25 лет» (187—1902 гг.) и издал в 1902 г. в г. Казани. Ученый осуществил целый ряд экспедиций, в том числе в Усинский край и в Урянхай (Туву).

Отправиться в Туву посоветовал ему Н.М. Мартьянов, местный аптекарь, краевед, основатель Минусинского краеведческого музея, по поручению Восточного отдела Географического общества. Летом 1901 г. началась подготовка к научной экспедиции Ф.Я. Кона и Г.П. Сафьянова, местного купца, имевшего свои торговые фактории и заимки в Туве. Феликс Яковлевич получил от Г.Н. Потанина из Иркутска проект программы по сбору этнографического материала по религии. Конечно, главным советчиком был Н.М. Мартьянов, который предоставил часть своих денежных средств. Экспедицию финансировал Красноярский подотдел Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического общества. Сам Ф.Я. Кон внес личное пожертвование в сумме 1000 рублей, а от имени Русского музея Д.А. Клеменц прислал ему 2000 рублей на сбор предметов по сойотам (тувинцам).

Так как он был политическим ссыльным, тем более поднадзорным, то не имел права покидать место поселения без разрешения местной власти. Однако его поездка была осуществлена благодаря ходатайству Русского Географического общества. А генерал-губернатор граф Кутайсов так написал на доверенной бумаге: «Весьма рад, когда государственные ссыльные занимаются полезным для края научным трудом» [2, с. 349]. Всевозможные научные общества снабдили его мандатами. Заведующий Русским музеем императора Александра III в Петербурге Д.К. Клеменц, получив весть о предстоящей поездке Ф. Кона к урянхам (тувинцам), также отправил ему свой мандат. Эти документы произвели эффект на сибирских чиновников.

Летом 1901 г. началась подготовка к научной экспедиции в Урянхайский край. Феликс Яковлевич получил от Г.Н. Потанина из Иркутска проект программы по сбору этнографического материала по религии. Главным советчиком и наставником этой экспедиции был Н.М. Мартьянов, он же предоставил часть денежных средств для неё. На поездку также выделил деньги Красноярский подотдел Восточно-Сибирского отдела ИРГО, а Ф.Я. Кон лично вложил около 1000 руб. Русский музей прислал 2000 руб. с просьбой собрать для него коллекцию по сойотам (тувинцам).

Ф.Я. Кон совершил две экспедиции в Урянхайский край. В июле-декабре 1902 г. он работал в западной части края, а в феврале-июле 1903 г. проехал по восточной части Урянхайского края, где жили тоджинские оленеводы.

В архиве Минусинского музея хранятся восемь писем Ф.Я. Кона к Н.М. Мартьянову, отправленных во время экспедиций. Они интересны тем, что в них рассказывается о собираемых коллекциях, даётся описание отдельных предметов и общее представление о работе экспедиций.

В одном из писем Ф.Я. Кон пишет Н.М. Мартьянову: «...работа идет превосходно, и каждый день приносит очень много нового, и я буквально выбиваюсь из сил, описывая и измеряя. В коллекцию тоже каждый день приобретаю всё новые и новые вещи. Сойоты ко мне привыкли и сами тащат: кто шаманских эреней, кто резную игрушку, кто старинные вещи, а кто и бурхана. Сегодня, например, (теперь только 8 часов утра) уже успел купить: старинный медный игольник с маржанами, железо, которым пробуравливают трубки, женскую шубу и удила с конскими головками...».

Более 1200 предметов тувинского быта были отправлены Ф. Коном в Петербург (в настоящее время они хранятся в Российском этнографическом музее). До его экспедиции в Туву Г.П. Сафьяновым были переданы в дар буддийские материалы. Отчеты по Минусинскому музею за 1901—1903 гг. свидетельствуют о большом вкладе Ф. Кона в комплектование фондов музея. Так, он дополнил коллекцию Г.П. Сафьянова, ранее на средства музея были приобретены от ученого и другие предметы материальной культуры, в том числе тувинский женский костюм и костюм шамана. Из Тоджи в 1902 г. он привез в музей предметы шаманского культа тувинцев, модель изгороди для ловли кабарги и свечи из маральего сала. Также им были переданы предметы, найденные на могиле тувинского шамана.

Минусинский музей закупил 15 статуэток и шахматы из агальматолита — работы тувинских мастеров, живших в верховье Енисея; в 1903 г. — предметы из агальматолита, нож, огниво и кисет для табака, украшенные серебряными пластинами с оригинальным орнаментом. Кроме вещественных предметов, Ф.Я. Кон много фотографировал пейзажи Тувы, бытовые сюжеты, всевозможные сборища и праздники. Фотографии по этнографии были закуплены Минусинским музеем. По сведениям сотрудников музея, в настоящее время удалось определить только 58 предметов, относящихся к коллекции Ф.Я. Кона, а из 237 снимков сохранилось немногим более 20 единиц.

В его коллекции встречается ээрен — идолы из тряпок — фигурки человека. Пишет он так: «Эреней этих — бесчисленное количество. Каждая болезнь — имеет своего эреня. Каждая болезнь — сифилис, чахотка, эпилепсия, трудные роды, детские болезни — имеет своего эреня. Но эрень, делаемый одним шаманом, в деталях разнится от делаемого другим. Это уже зависит от степени могущества шамана» [2, с. 387].

Уникальной вещью является костюм тувинского шамана. Ф. Кон дал подробное описание: «Обувь… украшена белыми раковинками и железными небольшими пластинками, прикрепленными близко одна за другой. Каждая часть шаманского туалета, за исключением шапки, сооружена с определенной целью: производить шум…Одеяние сплошь увешано длинными, долженствующими изображать змей, скрученными из кожи шнурами. Верхняя часть плаща и рукава буквально унизаны железками, колокольчиками, довольно часто находимыми в курганах бронзовыми бляшками. Головной убор состоит из круга, утыканными перьями, по преимуществу орлиными, прикрепленными вертикально. Весь ободок шапки (без дна) украшен раковинами» [2, с. 291—392].

В шаманский комплект входит бубен, являющийся и помощником, и конем шамана, на котором «шаман ездит в мир поднебесья в поисках того нечистого духа, который пленил тело больного. Внутренняя перекладина бубна, за которую шаман его держит, украшена весьма часто художественной резьбой».

Таким образом, благодаря активной поисковой и исследовательской деятельности Ф.Я. Кона мы имеем возможность познакомиться с оригинальными и уникальными предметами быта XIX — начала XX вв. тувинского народа, многие из которых имеются в единственных экземплярах. Этнографические материалы неоднократно экспонировались на выставках «Народное искусство Тувы», «Тува в конце XIX — начале XX вв.», «Музыкальные инструменты» и пр. Его фотографии публиковались в различных изданиях, в том числе «Урянхай. Тыва дептер» [1, с. 8].

 

Список литературы:

1.Иллюстрированная этнография Тувы. Абакан, 2009. — 96 с.

2.Кон Ф. Экспедиция в Сойотию/Урянхай. Тыва дептер. Том 4. Урянхайский край: перекресток мнений (конец XIX — начало XX вв.) / составитель С.К. Шойгу. М.: Слово/Slovo, 2014. — С. 348—547.

3.Российская музейная энциклопедия. Т. 1. М.: «ПРОГРЕСС» «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. — 416 с.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.