Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая система и ее институциональные компоненты




Таким образом, из выше сказанного следует сделать вывод, что безопасность государства зависит не только от силы его армии и спецслужб, но и от господствующей в умах его граждан мировоззренческой системы, позволяющей объективно понимать происходящие в реальности процессы и предвидеть будущие события.

Вместе с тем, в борьбе идей государству следует принимать активное участие. Так, в системе органов государственной безопасности, целесообразно, создать Главное управление информационной защиты общества (ГУИЗО), основными задачами которого должны быть противодействие враждебным идеологиям (русофобии, антироссийским политическим доктринам, террористическим и экстремистским учениям как светского, так и религиозного толков) и создание благоприятного имиджа России и её власти на международной арене.

Для решения, данных задач, в системе ГУИЗО необходимо сформировать пять отделов:

1) Отдел контрпропаганды, занимающийся идеологической борьбой внутри страны посредством информационного воздействия на население через СМИ (газеты, радио, телевидение) и интернет-ресурсы;

2) Отдел внешнего влияния, занимающийся идеологической борьбой посредством предоставления благоприятной для российского государства информации иностранным СМИ (газеты, радио, телевидение) и интернет-ресурсам;

3) Отдел политического анализа, занимающийся сбором и оценкой политической и иной информации влияющей на безопасность России;

4) Отдел военно-патриотического, духовно-нравственного и физического воспитания, пропагандирующий здоровый образ жизни, идеалы чести, добра, справедливости и служения отечеству.

5) Технический отдел, обеспечивающий материальную базу деятельности иным отделам ГУИЗО.

Кроме того, под патронажем Главного управления информационной защиты общества важно учредить Центральный институт стратегического планирования глобальных, региональных и локальных политических процессов, который будет формировать доктринальную поддержку международной и внутригосударственной деятельности российского государства.

 

 

В результате взаимодействия государства с обществом, индивидами и их объединениями возникает сложная структура публично-правовых отношений, связанных с управлением социальными процессами политического характера. В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо) и по своей сути сводится к побуждающему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение любой системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями корпоративного существования и развития. Поэтому социальное управление всегда базируется на определенной соподчиненности воль людей, что предопределяет необходимость их координации, ибо, брошенные на самотек, они могут привести к установлению произвола слепой силы над справедливостью. В условиях государственной организации общества, для поддержания правопорядка, публичная власть берет на себя обязанности вмешиваться в социальные отношения, структурирующиеся в особую политическую систему, определяемую в научном мире с различных точек зрения. Так, И.А. Иванников считает, что «политическая система общества - это совокупность отношений в системе государственных и негосударственных социальных институтов конкретного классового общества, осуществляющих определенные политические функции». В.Я. Любашиц дает более абстрактную дефиницию: «Политическая система, - пишет он, - это система взаимодействующих между собой норм и основанных на них политических институтов, учреждений, организующих функционирование политической власти». С.Ю. Кашкин полагает, что политическая система – «это отношения, связанные с функционированием политической власти в обществе, концентрированным выражением которой является государственная власть». Для В.Д. Перевалова политическая система есть «комплекс институциональных образований, которые выявляют потребности и интересы социальных групп, формируют и организуют взаимодействие людей по осуществлению публичной власти на соответствующей территории». По мнению Н.И. Матузова и А.В. Малько, «политическая система - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть». Думается, что данная дефиниция является наиболее удачной из всех рассмотренных выше.

Политическая система имеет ряд характерных черт:

1) в ее рамках осуществляется политическая власть;

2) она зависит от качества общественной среды и социальной структуры населения страны;

3) ей присуща относительная самостоятельность.

В конечном счете, политическая система регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Независимо от научных подходов, любая политическая система производна от материальных, в первую очередь экономических условий жизни общества, от его социальной структуры и господствующей идеологии (светской или религиозной, патриотической или космополитической и т.д.). В следствие этого политическую систему рассматривают сквозь призму составляющих ее элементов и часто именуют политической организацией общества, которая консолидирует усилия взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права посредством государственного аппарата.

Кроме того, следует помнить, что любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целое, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория «политическая система» позволяет глубоко проникнуть в политические интересы классов, социальных, этнических групп и разобраться во взаимосвязях политических явлений.

Таким образом, государство целесообразно изучать в процессе взаимодействия с институциональными категориями политической системы: политическими партиями, профсоюзами, церковью, средствами массовой информации и различными формами прямого волеизъявления граждан (например, референдумом и плебисцитом). Связано это с тем, что основным назначением вышеперечисленных элементов является обеспечение целостности, единства действий людей в политике и их связи с государством. Более того, институциональный подход позволяет обозначить устойчивые и реальные во времени и пространстве характеристики политических явлений. Суть этого подхода отражает организационный критерий, призванный показать, что отдельные индивиды сами по себе не могут выступать в виде элементов политической системы. Люди рождаются как социально-биологические, но не политические существа. Они представляют собой в этом плане тот «материал», из которого в соответствующих исторических условиях при наличии определенных социальных качеств формируются элементы и системы в целом. Такими условиями выступают процессы разделения труда, образования имущественно неравных социальных слоев, групп, классов, а качествами - общечеловеческая, классовая, групповая и национальная солидарность.

Под воздействием этих сил образуются политические партии. Термин «партия» произошел от латинского слова «parties» - группа, часть. Политические партии представляют собой организованные группы единомышленников, отстаивающие интересы части народа и ставящие своей целью их реализацию путем завоевания, удержания и осуществления государственной власти или влияния на нее. Политические партии в отличие от политических движений имеют постоянные организационные структуры и детально разработанные политические программы. К тому же политические движения распадаются при достижении поставленных целей. Например, отставка правительства, изменение законодательства и т.д.

Партии считаются долговременными носителями определенных общественных идеалов отдельных социальных слоев.

Основными функциями политических партий являются:

1. Распределение (перераспределение) в обществе властных статутов.

2. Углубление связей и отношений между различными ветвями власти, местными и центральными органами государственного управления, политическими институтами.

3. Отбор и рекрутирование политических лидеров и элит для всех уровней политической системы.

4. Связь населения с государственными структурами.

5. Проведение избирательной компании по формированию законодательных органов власти.

Классифицируют политические партии по различным основаниям: а) по социальному (классовому) составу - на буржуазные, рабочие, крестьянские, помещичьи, и т.д.; б) по идеологическому критерию - на мировоззренческие и прагматические (без идеологической программы); в) по принципу организации - на кадровые (состоящие из профессиональных политиков) и массовые, с фиксированным и нефиксированным членством; г) по способу деятельности - на легальные и нелегальные, правящие и оппозиционные; д) по социальным ценностям - на традиционалистические (консервативные) и революционные.

Совокупность политических партий образует партийную систему. В обобщенном виде партийные системы делятся на однопартийные, двухпартийные и многопартийные. Последние, в свою очередь, состоят из подсистем: 1) поляризованного плюрализма (многопартийные с одной партией гегемоном); 2) с устойчиво лидирующей партией; 3) строго фиксированного ограниченного плюрализма; 4) основанные на перманентной конфронтации партий.

Государства используют различные схемы взаимодействия с политическими партиями. Так, в Бутане, Иордании, Объединенных Арабских Эмиратах и Саудовской Аравии создание политических партий запрещено законом.

Однопартийная система с единственно разрешенной фашистской партией существовала в итальянском королевстве с 1922 по 1945 гг. XX века.

Великобритания имеет двухпартийную систему, сложившуюся еще в конце XVII века, когда были образованы партии тори (защищавших интересы феодально-помещичьей аристократии) и вигов (отражавшей потребности нарождающейся буржуазии). Начиная с первой мировой войны, фаворитами британских избирателей являются консервативная и лейбористская партии, попеременно сменяющие друг друга у руля государственной власти.

Консервативная партия – одна из крупнейших партий Соединенного королевства, насчитывает около 2 млн. членов. Официально она оформилась в 1867 г. на базе партии тори, выражавшей интересы помещиков и высшего духовенства. Поскольку целью партии является участие в работе Палаты общин и формирование правительства, то главную роль в выработке политики и руководстве этой организации играет парламентская фракция во главе с ее лидером. Консерваторы имеют 11 региональных организаций, в каждой из которых создается совет, исполком и аппарат управления. В избирательных округах действуют ассоциации и местные органы Союза молодых консерваторов и Консервативного политического центра. В среднем каждая локальная организация насчитывает две с половиной тысячи человек.

Консервативная партия не имеет устава и четкой долговременной программы (вместо нее перед очередными парламентскими выборами издается предвыборный манифест, содержащий план деятельности правительства, если партия одержит победу на выборах). Внутри партии существует несколько политических течений. Так, «Новые» тори тэтчеровского периода выражают интересы большинства той части населения, которая выступает за развитие личной инициативы и частного предпринимательства, ограничение государственного регулирования, обеспечение правопорядка, законности, за защиту «национального достоинства» и сокращение неэффективного производства. Реализуя эти интересы, правительство, возглавлявшееся М. Тэтчер, например, осуществило частичную денационализацию и преобразование институтов государственного регулирования экономики в интересах бизнеса, в два с лишним раза уменьшило максимальный уровень налогов (с 83% до 40%), произвело распродажу части муниципальных домов и ограничило права профсоюзов.

Консерваторам Великобритании противостоит лейбористская партия - вторая по значимости в стране. Создана она в 1900 г. по инициативе профсоюзов и ряда социалистических организаций для поддержки избрания представителей рабочих в парламенте. Главную роль в руководстве этой партии также играет парламентская фракция, избирающая своего лидера. Структура лейбористской партии более децентрализована по сравнению с партией тори, ибо ее глава имеет меньше влияния на рядовых членов, чем у консерваторов. Так, лейбористская фракция в Палате общин разделена на левых (группа «Трибюн»), правоцентристов (группа «Манифест») и «профсоюзников». Роль партийной конференции у лейбористов выше, чем у тори: она избирает Национальный исполком, который по уставу является “административным органом партии”. На местном уровне действуют генеральные комитеты партии. Общий состав партии колеблется между 6,2 и 6,5 млн. человек. В целом, британские лейбористы выступают за сохранение государственного регулирования экономики при увеличении капиталовложений в развитие промышленности, повышения роли государственной собственности и планирования, расширение программы социальных услуг, национализацию ряда крупнейших монополистических объединений, привлечение профсоюзов к управлению предприятиями.

Многие государства не отрицают и многопартийные политические системы различных видов.

Так, в Японии 54 года (с 1955 – по 2009 гг.) существовала самобытная многопартийная система поляризованного плюрализма, с одной партией-гегемоном - ЛДПЯ (Либерально демократической партией Японии). Хотя в стране зарегистрировано около 10 тыс. политических организаций, подавляющее большинство их действует на локальном и префектуральном уровне. ЛДПЯ образовалась в 1955 г. в результате объединения либеральной и демократической партий. С момента создания являлась правящей. Ее руководство неразрывно связано с крупным бизнесом и высшей бюрократией, а также с мелкими и средними предпринимателями. Характерная черта ЛДПЯ состоит в том, что в ней насчитывается шесть фракций. Лидер партии формально избирается партийным съездом, а фактически утверждается компромиссным соглашением фракций. Глава ЛДПЯ не может занимать свой пост более двух лет.

Официально в партии насчитывается свыше 2,9 млн. человек, но основная роль в определении политического курса принадлежит членам парламентских фракций. Либеральные демократы Японии выступают за сохранение стабильности в обществе, свободу предпринимательства и ограничение государственного вмешательства в регулирование экономики.

В 2009 г. на выборах в нижнюю палату парламента впервые более чем за пятьдесят лет победила новая Демократическая партия Японии, получив 308 депутатских мест против 108 у либерал-демократов.

В шведском королевстве многопартийная система отличается от японской, тем, что устойчиво лидирующей на парламентских выборах Социал-демократической рабочей партии приходиться составлять политические альянсы с другими партиями прошедшими в Риксдаг. Обычно это Умеренно-коалиционная (правая) партия, Народная (либерально-буржуазная) партия, Партия центра, Левая партия коммунистов Швеции.

Испания представляет классический пример партийной системы основанной на перманентной конфронтации различных партий (их около 200), из которых основными являются: Социалистическая рабочая партия, Коммунистическая партия, Партия трудящихся (Коммунистическое единство), Народная партия, Консервативная партия и т.д. Для формирования правительства вышеперечисленным политическим организациям приходиться составлять различные политические блоки и союзы.

Стоит обратить внимание на то, что монархии не знают партийных систем строго фиксированного, ограниченного плюрализма, с жестко определенными легальными партиями, число которых не может быть изменено. Такие модели известны республиканским формам правления в Бразилии (1966 - 1979 гг.), Сенегале (1977 - 1980) и т.д.

Наряду с политическими партиями важным институтом политической системы являются профсоюзы, представляющие собой массовые общественные организации наемных работников, основанные на общности их интересов по улучшению условий жизни и труда своих членов.

Первые легальные профсоюзы (тред-юнионы) возникли в монархическом государстве - Великобритании в 1824 году. Затем Германская империя в 1890 г. отменила запрет на их деятельность. В тот же самый исторический период республики наоборот отрицали возможность создания профессиональных организаций трудящихся. Так, в 1806 г. в связи с забастовкой сапожников в Филадельфии (США) суд использовал доктрину общего права о «преступном сговоре», которую применил к объединению рабочих, ставивших своей целью повышение зарплаты. По существу, в XIX веке на основе этой доктрины в судебной практике США выработалось представление о незаконности профессиональных союзов рабочих и проводимых ими забастовок. В 1890 г. Конгресс Соединенных Штатов принял закон Шермана, приравнивающий профсоюзы к монополиям, и, ставящий их вне закона. Во Франции деятельность союзов и объединений рабочих была разрешена в 1864 г. Императором Наполеон III, а не республиканцами французской буржуазной революции конца XVIII столетия.

В 90-х гг. XX века профсоюзы Великобритании объединяли около 40% трудящихся страны, а Японии - 20,4%. Выразителем политических интересов английских трейд-юнионов является лейбористская партия королевства - вторая по значимости в Британии, лидеры которой нередко становятся премьер-министрами, возглавляющими исполнительную вертикаль государственной власти. Кроме того, испанское правительство в соответствии с ч.2 ст. 131 Конституции Испании 1978 г. при разработке проектов планирования экономического развития национальной промышленности обязано пользоваться помощью и содействием профессиональных организаций трудящихся.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.