Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способ определения скорости движения пешехода перед наездом на него транспортного средства




 

 

Изобретение относится к измерительной технике, используемой при уголовном и служебном расследованиях дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Способ включает измерение скорости движения пешехода, установление ее среднеарифметической величины и отличается от известных тем, что проводят экспериментальное определение скорости движения 10-30 раз с тремя пешеходами одного возраста и одинакового физического развития с пострадавшим. При этом обрабатывают результаты как малую выборку с использованием центральных отклонений, с помощью которых определяют среднее значение скорости движения, среднее квадратическое отклонение, ошибку и достоверность среднего значения. При выявленной достоверности среднего значения рассчитывают необходимое количество экспериментов, которое сравнивают с их фактически проведенным числом, и при необходимости проводят дополнительные эксперименты, рассчитывают коэффициент достоверности экспериментальных данных по скорости движения охваченных экспериментами пешеходов, определяют вероятность и процент уверенности в соответствии скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов, а также в достоверности установленных предельных значений этого параметра. При соответствии величин указанных вероятностных показателей принятым для расследований ДТП допустимым их значениям или пределам рассчитывают на основании закона нормального распределения статистически достоверные минимальную и максимальную величины скорости движения пострадавшего пешехода путем вычитания из ее среднего значения и сложения с ним произведения коэффициента достоверности на среднее квадратическое отклонение. На судебную автотехническую экспертизу представляют установленные предельные значения скорости движения пострадавшего пешехода для производства расчетов по определению наличия или отсутствия возможности предотвращения наезда транспортного средства на пешехода. Для установления наличия или отсутствия возможности предотвращения наезда транспортного средства на пешехода в расследованиях ДТП определяют статистически достоверные минимальную и максимальную величины скорости движения пострадавшего пешехода при допустимых значениях или пределах вероятности не менее 0,95 и уверенности в соответствии скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов, а также в достоверности установленных предельных значений этого параметра не менее 95% и заданной точности при экспериментах по определению скорости движения пешехода не более ±0,5 км/ч. Изобретение обеспечивает повышенную точность определения скорости движения пешехода перед наездом на него транспортного средства для установления наличия или отсутствия возможности предотвращения ДТП. 1 з.п.ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к медицине, а именно к психофизиологии, и может быть применено для определения скорости движения пешехода перед наездом на него транспортного средства при уголовном и служебном расследованиях дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Уголовное расследование ДТП проводится следственными органами МВД и прокуратуры, а служебное расследование - автотранспортными предприятиями, организациями и др.

Величина скорости движения пешехода перед наездом на него транспортного средства имеет решающее значение в расследовании ДТП для установления наличия или отсутствия возможности предотвращения водителем происшествия. Иногда изменение величины этого параметра даже на 0,5 км/ч может привести к противоположному выводу о наличии или отсутствии возможности предотвращения наезда транспортного средства на пешехода. А это в свою очередь приведет к обвинению невиновного водителя или к оправданию виновного.

Проведенный патентный поиск показал, что определение скорости движения пешехода перед наездом на него транспортного средства на уровне изобретения до сих пор еще не рассмотрено. Поэтому приведение и описание прототипа или аналога не представляется возможным.

Для решения этого вопроса в настоящее время рекомендуется использовать скорости движения пешеходов по данным, установленным исследованиями, например, Ленинградской НИЛСЭ в 1966 г., скорости движения детей - по данным Центральной криминалистической лаборатории в Москве, установленным в 1960 г. Рекомендуется также использовать данные о скоростях движения пешеходов и детей, приведенные в другой технической литературе, например книге Иларионова В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий. - М.:Транспорт,1989. - 254 с., и др.

Практикуется также представление следствием на судебную автотехническую экспертизу скорости движения пешехода, установленной экспериментальным путем с другим пешеходом одного возраста с пострадавшим. Для этого проводится следственный эксперимент в одинаковых дорожных условиях с трехкратной повторностью и определяется среднеарифметическая величина скорости движения пешехода, которая представляется на судебную автотехническую экспертизу.

Является очевидным и не требует доказательства факт о том, что нельзя применять в экспертных расчетах по установлению наличия или отсутствия возможности предотвращения наезда транспортного средства на пешехода данные о его скорости движения, взятые из технической литературы, например, установленные в Ленинграде и Москве 33-39 лет тому назад, так как никто, в том числе и следователь, не сможет доказать, что пострадавший пешеход двигался именно с такой скоростью. Поэтому следователь не имеет права представлять такие данные о скорости движения пешехода на судебную автотехническую экспертизу, а экспорт не вправе производить расчеты по установлению возможности или невозможности предотвращения наезда транспортного средства на пешехода с этими данными, а также взяв их по своему усмотрению из технической литературы.

Как увидим из предлагаемого способа, без математической обработки полученных экспериментальным путем величин скорости движения пешехода также нельзя применять в экспертных расчетах ее среднеарифметическую величину. Это связано с тем, что при экспериментальном определении скорости движения пешехода мы имеем дело со случайными величинами, так как привлеченные для экспериментов пешеходы не могут точно воспроизвести фактическую величину скорости движения пострадавшего пешехода. Поэтому в экспертных расчетах могут быть использованы лишь статистически достоверные предельные значения - минимальная и максимальная величины скорости движения охваченных экспериментами пешеходов, в пределах которых с определенной вероятностью будет находиться фактическая скорость движения пострадавшего пешехода.

Целью изобретения является повышение точности определения скорости движения пешехода перед наездом на него транспортного средства для установления наличия или отсутствия возможности предотвращения ДТП.

Указанная цель достигается предлагаемым способом, который осуществляется следующим образом. Следствие проводит следственный эксперимент 10-30 раз с тремя пешеходами одного возраста и одинакового физического развития с пострадавшим по определению его скорости движения, темп которой устанавливается по показаниям водителя и очевидцев или свидетелей. Результаты экспериментов обрабатывают как малую выборку с использованием центральных отклонений, с помощью которых определяют среднее значение скорости движения, среднее квадратическое отклонение, коэффициент изменчивости или вариации, ошибку среднего, точность опыта или процент ошибки экспериментов и достоверность среднего значения. При выявленной достоверности среднего значения рассчитывают необходимое количество экспериментов, которое сравнивают с их фактически проведенным числом и при необходимости проводят дополнительные эксперименты. Затем рассчитывают коэффициент достоверности экспериментальных данных по скорости движения охваченных экспериментами пешеходов, определяют вероятность и процент уверенности в соответствии скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов, а также достоверности установленных предельных значений этого параметра. При соответствии величин указанных вероятностных показателей принятым для уголовного и служебного расследования дорожно-транспортных происшествий допустимым их значениям или пределам рассчитывают на основании закона нормального распределения, которому подчиняется скорость движения пешехода, статистически достоверные минимальную и максимальную величины скорости движения пострадавшего пешехода путем вычитания из ее среднего значения и сложения с ним произведения коэффициента достоверности на среднее квадратическое отклонение. Установленные предельные значения скорости движения пострадавшего пешехода представляют на судебную автотехническую экспертизу для производства расчетов по определению наличия или отсутствия возможности предотвращения наезда транспортного средства на пешехода.

Для получения указанных статистических и вероятностных показателей использованы книги: Дворецкий М.Л. Практическое пособие по вариационной статистике. - Йошкар-Ола: ПЛТИ, 1961. - 99 с.и Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. - М.: Высшая школа, 1977. -479 с. Могут быть использованы также любые другие книги, в которых излагаются математическая статистика и теория вероятностей, например, Урбах В.Ю. Статистический анализ в биологических и медицинских исследованиях. - М.: Медицина, 1975. - 295 с. и Зайцев И.А. Высшая математика. - М.: Высшая школа, 1991. - 399 с. и др.

Предлагаемый способ и установление подчинения скорости движения пешехода закону нормального распределения частот основаны на проведенных автором многочисленных экспериментальных исследованиях этого параметра у пешеходов разных возрастных групп, в различных дорожных условиях и темпе скорости движения. Было проведено 4585 экспериментальных определений скорости движения пешеходов. Для провидения исследований были сконструированы и изготовлены фоторелейное устройство и электрическое самопишущее устройство, которое работало со светолучевым осциллографом К-5-22. Результаты указанных экспериментальных исследований опубликованы в двух монографиях автора “Организация безопасного дорожного движения на транспортных узлах и пешеходных переходах”. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1991. - 135 с., “Организация и безопасность дорожного движения”. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1993. - 127 с., в диссертации и автореферате на соискание ученой степени доктора технических наук (1998 г.).

Данные экспериментального исследования были подвергнуты математической обработке на ЭВМ. Подчинение скорости движения пешехода закону нормального распределения частот установлено с использованием критериев согласия Пирсона и В.И. Романовского по известной в математической статистике методике.

Подчинение скорости движения пешеходов закону нормального распределения частот позволяет определить по результатам экспериментальных исследований статистически достоверные минимальную и максимальную величины этого параметра.

Пример. Проведены 25 определений скорости движения трех пешеходов и получены следующие данные: 9,5; 8,8; 10,2;9,5; 9,1; 7,9; 8,8; 9,7; 9,5; 9,2; 9,0; 8,1; 9,5; 8,9; 10,3; 9,6; 9,8; 10,0; 9,2; 9,4; 8,7; 8,8; 9,5; 9,8; 10,2 км/ч. Приводим эти данные в табл.5.1, находим суммы установленных величин, центральных отклонений и их квадратов.

 

Определяем статистические показатели:

Среднее значение:

 

(5.1)

 

где - сумма скоростей движения пешехода, км/ч;

n - число экспериментов;

 

 

Для определения центральных отклонений используем выражение:

 

; (5.2)

 

Таблица 5.1 – Сводная таблица расчетов

Скорость движения пешехода, Xi Центральные отклонения Скорость движения пешехода, Xi Центральные отклонения
2 2
9,5 0,18 0,0324 9,6 0,28 0,0784
8,8 -0,52 0,2704 9,8 0,48 0,2304
10,2 0,88 0,7744 10,0 0,68 0,4624
9,5 0,18 0,0324 9,2 -0,12 0,0144
9,1 -0,22 0,0484 9,4 0,08 0,0064
7,9 - 1,42 2,0164 8,7 -0,62 0,3844
8,8 -0,52 0,2704 8,8 -0,52 0,2704
9,7 0,38 0,1444 9,5 0,18 0,0324
9,5 0,18 0,0324 9,8 0,48 0,2304
9,2 -0,12 0,0144 10,2 0,88 0,7744
9.0 -0,32 0,1024 ∑ Xi, =233.0 +6,02 -6,02 ∑∝2= 8.88
8,1 - 1,22 1,4884
9,5 0,18 0,0324 ±12,04
8,9 -0,42 0,1764    
10,3 0.98 0,9604
 

 

например, для первой скорости движения оно составит α=9,5-9,32=0,18 км/ч. Среднеквадратическое отклонение:

 

км/ч

 

Коэффициент изменчивости или вариации:

 

 

при С до 5% изменчивость считается слабой, 6-10% - умеренной, 11-20% - значительной, 21-50% - большой, больше 50% - очень большой.

Ошибка среднего:

 

 

Процент ошибки экспериментов:

 

 

Достоверность среднего:


 

если равно или больше трех, то значение параметра является надежным, достоверным и им можно пользоваться для разных сопоставлений и выводов. В этом примере tc=68,5>3, следовательно среднее значение достоверно.

Необходимое количество экспериментов для получения статистически достоверных величин скорости движения пешехода определяем только при достоверности среднего значения, используя для этого формулу:

 

(5.3)

 

где t - коэффициент или показатель достоверности; при вероятности, например, 0,68; 0,95 и 0,997 t соответственно равен 1; 2 и 3;

m3 - заданная точность км/ч.

Задавшись, например, вероятностью 0,95 и точностью 0,3 км/ч определяем необходимое количество экспериментов которое меньше проведенного их числа. Следовательно, проведено достаточное количество экспериментов. Следует указать, что чем большей точностью будем задаваться в расчетах, тем большее количество экспериментов нужно провести. Так, если m3 в этом примере принять равной 0,2 км/ч, тогда N составит 46, при m3=0,1 км/ч - 185 экспериментов. Если задаваться меньшей точностью, то количество экспериментов потребуется меньше, например, в этом примере при m3=0,4 км/ч - 12, при m3=0,5 км/ч - 7.

 

 

Здесь укажем, что для уголовного и служебного расследований ДТП необходимо принимать вероятность не менее 0,95 и заданную точность экспериментальных данных при определении скорости движения пешехода не более ±0,5 км/ч. Это значит, что величины большинства (больше половины) экспериментально определенных скоростей движения пешехода не должны отличаться от их среднего значения более чем на заданную точность ±0,5 км/ч. Если это условие не выполняется, то необходимо увеличить количество экспериментов. Этот способ рекомендуем в качестве критерия для предварительной оценки необходимого количества экспериментов.

Если применить этот критерий к нашему приведенному выше примеру, то получается, что только в 9 случаях из 25 средняя скорость движения пешехода (9,32 км/ч) отличается от экспериментально определенных скоростей движения на величину более ±0,5 км/ч (например, 9,32-10,2=-0,88 км/ч; 9,32-7,9=1,42 км/ч и т.д.). Это свидетельствует о том, что вероятность соответствия скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов будет больше 0,95, которая, как будет видно, подтверждается нашими последующими исследованиями и составляет 0,9997.

Далее определяем коэффициент достоверности экспериментальных данных, для чего формулу N решаем относительно t, заменив в ней N фактически проведенным количеством экспериментов Nф, т.е.

 

(5.4)

 

Подставив в эту формулу соответствующие величины: Nф=25; m3=±0,5 км/ч, σ=0,68 км/ч, устанавливаем, что

 

,

 

Полученная величина t соответствует вероятности 0,9997 (см.табл.4.2). Следовательно, уверенность в соответствии скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов, а также в достоверности установленных предельных значений этого параметра составляет 99,97%.

Таким образом, статистически достоверные минимальная и максимальная величины скорости движения пострадавшего пешехода составляют

 

 

 

т.е. с уверенностью на 99,97% можем утверждать, что скорость движения пострадавшего пешехода была в пределах 6,82...11,82 км/ч.

К сведению и для пользования в табл.2 приводим величины вероятности и процента уверенности в соответствии скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов, а также в правильности установленных предельных значений этого параметра при различных величинах коэффициента или показателя достоверности экспериментальных данных t. Приведенные в табл.2 величины вероятности при соответствующих коэффициентах достоверности взяты из книги Гмурмана В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. - М.: Высшая школа, 1977. - 479 с.,

а проценты уверенности в соответствии скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов, а также в достоверности установленных предельных значений этого параметра пересчитаны нами.

Теперь покажем пример решения вопроса при трехкратной повторности экспериментов по определению скорости движения пешехода. Предположим, что установлены следующие величины скорости движения пешехода: 7,9; 9,4 и 8,9 км/ч. Обработав указанным выше способом устанавливаем следующие статистические показатели: среднее значение ; среднее квадратическое отклонение σ=±0,75 км/ч; коэффициент изменчивости или вариации С=8,62%; ошибка среднего процентной ошибки экспериментов P=4,98%; достоверности среднего tc=20,1; 20,1>3, следовательно среднее значение достоверно.

При вероятности 0,95 и заданной точности±0,5 км/ч, используя приведенную выше формулу N, устанавливаем, что необходимое количество экспериментов составит

а было проведено всего 3 эксперимента.

Факт о том, что проведено недостаточное количество экспериментов можно было установить также применив приведенный выше критерий для предварительной оценки. Как видно из установленных экспериментальных данных, две из трех скоростей движения пешехода 7,9 и 9,4 км/ч отличаются от их среднего значения на 8,7-7,9=0,8 км/ч и 8,7-9,4=-0,7 км/ч, что больше заданной точности ±0,5 км/ч, т.е. не выполняется критерий предварительной оценки необходимого количества экспериментов. Это, как указали выше, свидетельствует о том, что вероятность соответствия скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов меньше 0,95.

Таблица 5.2 – Результаты расчетов

Коэфф ициент досто верности, t Вероят­ ность соответствия Процент уверенности Коэфф ициент досто верности, t Вероят­ ность соответствия Процент уверенности Коэфф ициент досто верности t Вероят­ ность соответствия Процент уверенности
                 
0.00 0.000 0.00 0.80 0.576 57.6 1 1.60 0.890 89.0
0.02 0.016 1.60 0.82 0.588 58.8 1.62 0.894 89.4
0.04 0.032 3.20 0.84 0.600 60.0 1.64 0.900 90.0
0.06 0.048 4.80 0.86 0,610 61.0 1,66 0,904 90.4
0.08 0.064 6.40 0.88 0.622 62.2 1.68 0.908 90.8
0.10 0.080 8.00 0.90 0.632 63.2 1.70 0.910 91.0
0.12 0.096 9.60 0.92 0.642 64.2 1.72 0.914 91.4
0.14 0.112 11.2 0.94 0.652 65.2 1.74 0.918 91.8
0.16 0.128 12.8 0.96 0.664 66.4 1.76 0.922 92.2
0.18 0.142 14.2 0.98 0.674 67.4 1.78 0.926 92,6
0.20 0.158 15.8 1.00 0.682 68.2 1.80 0.928 92.8
0.22 0.174 17.4 1.02 0.692 69.2 1.82 0.932 93.2
0.24 0.190 19.0 1.04 0.702 70.2 1.84 0.934 93.4
0.26 0.206 20.6 1.06 0,710 71.0 1.86 0.938 93.8
0.28 0.220 22.0 1.08 0.720 72.0 1.88 0.940 94.0
0.30 0.236 23.6 1.10 0.728 72,8 1.90 0.942 94.2
0.32 0.252 25.2 1.12 0.738 73.8 1.92 0.946 94.6
0.34 0.266 26.6 1.14 0.746 74.6 1.94 0.948 94.8
0.36 0.282 28.2 1.16 0.754 75.4 1.96 0.950 95.0
0.38 0.296 29.6 1.18 0.762 76.2 1.98 0.952 95.2
0.40 0.310 31.0 1.20 0.770 77.0 2,00 0.954 95.4
0.42 0.326 32.6 1.22 0.776 77.6 2,05 0,960 96,0
0.44 0.340 34.0 1.24 0.786 78.6 2,10 0.964 96.4
0.46 0.354 35.4 1.26 0.792 79.2 2.15 0.968 96.8
0.48 0.368 36.8 1.28 0.800 80,0 2.20 0.972 97,2
0.50 0.384 38.4 1.30 0.806 80.6 2.25 0.976 97.6
0.52 0.398 39.8 1.32 0.814 81.4 2.30 0.978 97.8
0.54 0.410 41.0 1.34 0.820 82.0 2,35 0,982 98.2
0.56 0.424 42.4 1.36 0.826 82.6 2.40 0.984 98.4
0.58 0.438 43.8 1.38 0.832 83,2 2.45 0.986 98.6
0.60 0.452 45.2 1.40 0.838 83.9 2.50 0.988 98.8
0.62 0.464 46.4 1.42 0.844 84.4 2.60 0.990 99.0
0.64 0.478 47.8 1.44 0.850 85.0 2,70 0.992 99.2
0.66 0.490 49.0 1.46 0.856 85.6 2.80 0.994 99,4
0.68 0.504 50.4 1.48 0.862 86,2 2.90 0,996 99,6
0.70 0.516 51.6 1.50 0.866 86.6 3.00 0,997 99,7
0.72 0.528 52.8 1.52 0.872 87,2 3.20 0.9986 99,86
0.74 0.540 54.0 1.54 0.876 87,6 3.40 0.9992 99.92
0.76 0.552 55.2 1.56 0.882 88.2 3.60 0.9996 99.96
0.78 0.564 56,4 1.58 0.886 88.6 4.00 0.9999 99.99

Забегая вперед укажем, что эта вероятность составит всего 0,754, которая будет установлена ниже.

Величина коэффициента или показателя достоверности экспериментальных данных, рассчитанная по формуле t, составляет:

 

 

Полученная величина t соответствует вероятности 0,754 (см.табл.2). Следовательно, уверенность в соответствии скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов, а также в достоверности установленных предельных значений этого параметра составляет 75,4%.

Таким образом, статистически достоверные минимальная и максимальная величины скорости движения пострадавшего пешехода в данном случае составляют

 

 

 

т.е. с уверенностью только на 75,4% можем утверждать, что скорость движения пострадавшего пешехода была в пределах 7,83...9,75 км/ч.

Покажем еще один пример решения вопроса при десятикратной повторности экспериментов по определению скорости движения пешехода. Установлены следующие величины скорости движения двух пешеходов: 8,5; 8,8; 9,2; 9,5; 8,1; 7,9; 7,8; 9,7; 8,5; 9,2 км/ч. Получены следующие статистические показатели: среднее значение среднее квадратическое отклонение σ=±0,67 км/ч; коэффициент изменчивости или вариации С=7,68%; ошибка среднего процент ошибки экспериментов P=2,43%; достоверность среднего tc=41,1; 41',1>3, следовательно, среднее значение достоверно. При вероятности 0,95 и заданной точности ±0,5 км/ч необходимое количество экспериментов N=7. Было проведено 10 экспериментов, следовательно их количество достаточно.

Этот вывод можно было сделать не проведя математическую обработку экспериментальных данных, применив приведенный выше критерий предварительной оценки необходимого количества экспериментов. Как видно, только половина экспериментальных данных отличаются от их среднего значения более чем на ±0,5 км/ч: 8,72-8,5=0,22; 8,72-8,8=-0,08; 8,72-9,2=-0,48; 8,72-9,5=-0,78; 8,72-8,1=0,62; 8,72-7.9=0,82; 8,72-7,8=0,92; 8,72-9,7=-0,98; 8,72-8,5=0,22; 8,72-9,2=-0,48 (см.подчеркнутые величины). Это показывает, что проведено достаточное количество экспериментов.

Величина коэффициента или показателя достоверности экспериментальных данных, рассчитанная по формуле t, в этом случае составляет

 

 

что соответствует вероятности 0,982 (см.табл.2). Следовательно, уверенность в соответствии скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов, а также в достоверности установленных предельных значений этого параметра составляет 98,2%.

Таким образом, статистически достоверные минимальная и максимальная величины скорости движения пострадавшего пешехода в данном случае составляют

 

 

т.е. с уверенностью на 98,2% можем утверждать, что скорость движения пострадавшего пешехода была в пределах 7,14...10,30 км/ч.

На основании изложенного заключаем, что для избежания следственных и судебных ошибок необходимо принимать в экспертных расчетах по установлению наличия или отсутствия возможности предотвращения наезда транспортного средства на пешехода не данные из технической литературы и среднюю скорость движения пешехода, установленную как среднеарифметическую величину при трехкратной повторности, а статистически достоверные минимальную и максимальную ее величины, полученные путем математической обработки экспериментальных данных при допустимых значениях или пределах вероятности не менее 0,95 и уверенности в соответствии скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов, а также в достоверности установленных предельных значений этого параметра, не менее чем на 95% и заданной точности при экспериментах скорости движения пешехода, не более ±0,5 км/ч.

Судебный автотехнический эксперт должен производить расчеты по установлению наличия или отсутствия возможности предотвращения наезда транспортного средства на пешехода в двух вариантах - при статистически достоверных минимальной и максимальной величинах скорости движения пешехода. Категорическое заключение о наличии или отсутствии возможности предотвращения происшествия может быть сделано им только в том случае, если при минимальной и максимальной величинах скорости движения пострадавшего пешехода получаются одинаковые выводы.

Следователь обязан, во-первых, представить эксперту установленные предлагаемым выше способом статистически достоверные минимальную и максимальную величины скорости движения не менее трех пешеходов по результатам 10-30 замеров с указанием вероятности и процента уверенности в соответствии скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов, а также в достоверности установленных предельных значений этого параметра; темп скорости движения пострадавшего пешехода устанавливается при этом по показаниям водителя, очевидцев или свидетелей; во-вторых, потребовать от эксперта дачи заключения в двух вариантах; в третьих, сделать категорический вывод о непосредственной причине происшествия только при одинаковых выводах эксперта о наличии или отсутствии возможности предотвращения наезда транспортного средства на пешехода в обоих вариантах расчета.

Если следователь не в состоянии установить статистически достоверные минимальную и максимальную величины скорости движения пешехода по данным следственного эксперимента предлагаемым выше способом, то для проведения расчетов он может официально пригласить инженера или математика, который должен принять участие в экспериментах, так как необходимое количество экспериментов должно быть рассчитано сразу же после проведения этого процессуального действия с тем, чтобы при необходимости можно было повторить эксперименты с этими же пешеходами.

Расчет статистически достоверных минимальной и максимальной величин скорости движения пешехода по данным следственного эксперимента можно поручить также и эксперту, поставив перед ним соответствующий вопрос и представив результаты измерений, полученные во время экспериментов. В этом случае следует проверить необходимое количество экспериментов, применив рекомендованный выше критерий предварительной оценки данного показателя, согласно которому величины больше половины экспериментально определенных скоростей движения пешехода не должны отличаться от их среднего значения более чем на заданную точность ±0,5 км/ч. Если не выполнить это требование, то может получиться так, что эксперт уже не сможет сделать выводы о наличии или отсутствии возможности предотвращения происшествия с вероятностью не менее 0,95 и уверенность в соответствии скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов, а также в достоверности установленных предельных значений этого параметра будет менее 95%. Как было видно в приведенном выше втором примере с трехкратной повторностью определения скорости движения пешехода указанные вероятностные показателя составили 0,754 и 75,4%.

В заключение укажем, что как в выводах эксперта о наличии или отсутствии возможности предотвращения происшествия, так и выводах следователя о виновности или невиновности водителя в совершении ДТП должны быть указаны вероятность и процент уверенности в соответствии скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов, а также в достоверности установленных предельных значении этого параметра. В выводах эксперта должно быть указано, например, что с вероятностью не менее 0,95 и уверенностью в соответствии скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов, а также в достоверности установленных предельных значении этого параметра не менее чем на 95% утверждаться, что в данном случае имелась или не имелось возможности предотвращения наезда транспортного средства на пешехода. Или приведем другой вариант примера - с вероятностью только 0,65 и уверенностью в соответствии скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов, а также в достоверности установленных предельных значений этого параметра только на 65% утверждается, что в данном случае имелась или не имелось возможности предотвращения наезда транспортного средства на пешехода. В своих выводах об установлении виновности или невиновности водителя транспортного средства следователь также должен указать приведенные выше вероятностные показатели.

Вывод по разделу: Как видно из вышеизложенного, в зависимости от представленных следствием данных судебной автотехнической экспертизы, указанные вероятностные показателя могут быть значительно меньше их допустимых значений или пределов - 0,95 и 95%, что должно быть учтено при оценке следствием достоверности и объективности заключения судебной автотехнической экспертизы и обосновании им выводов о причинной связи и непосредственной причине ДТП, а также при оценке их судебными органами.

1. Способ определения скорости движения пешехода перед наездом на него транспортного средства, включающий измерение скорости движения пешехода и установление ее среднеарифметической величины, отличающийся тем, что проводят экспериментальное определение скорости движения 10-30 раз с тремя пешеходами одного возраста и одинакового физического развития с пострадавшим, обрабатывают результаты как малую выборку с использованием центральных отклонений, с помощью которых определяют среднее значение скорости движения, среднее квадратическое отклонение, ошибку и достоверность среднего значения, при выявленной достоверности среднего значения рассчитывают необходимое количество экспериментов, которое сравнивают с их фактически проведенным числом, и при необходимости проводят дополнительные эксперименты, рассчитывают коэффициент достоверности экспериментальных данных по скорости движения охваченных экспериментами пешеходов, определяют вероятность и процент уверенности в соответствии скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов, а также в достоверности установленных предельных значений этого параметра, при соответствии величин указанных вероятностных показателей принятым для уголовного и служебного расследований дорожно-транспортных происшествий допустимым их значениям или пределам рассчитывают на основании закона нормального распределения статистически достоверные минимальную и максимальную величины скорости движения пострадавшего пешехода путем вычитания из ее среднего значения и сложения с ним произведения коэффициента достоверности на среднее квадратическое отклонение и представляют на судебную автотехническую экспертизу установленные предельные значения скорости движения пострадавшего пешехода для производства расчетов по определению наличия или отсутствия возможности предотвращения наезда транспортного средства на пешехода.

2. Способ определения скорости движения пешехода перед наездом на него транспортного средства по п. 1, отличающийся тем, что для установления наличия или отсутствия возможности предотвращения наезда транспортного средства на пешехода в уголовном и служебном расследованиях дорожно-транспортных происшествий определяют статистически достоверные минимальную и максимальную величины скорости движения пострадавшего пешехода при допустимых значениях или пределах вероятности не менее 0,95 и уверенности в соответствии скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов, а также в достоверности установленных предельных значений этого параметра не менее 95% и заданной точности при экспериментах по определению скорости движения пешехода не более ±0,5 км/ч.

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

 

Реконструкция ДТП типа «наезд на пешехода» является сложной задачей, требующей комплексной экспертизы происшествия, тем не менее, все этапы процесса наезда можно представить с высокой точностью с помощью математических моделей, которые позволяют провести компьютерное моделирование и расчет результатов экспертизы в автоматическом режиме, что значительно сокращает сроки экспертизы и повышает точность ее результатов.

В данной курсовой работебыли рассмотрены активная и пассивная безопасность автомобиля, системы, из которых они состоят и кратко раскрыт их смысл. Также рассмотрено влияние скоростного режима автомобиля на тяжесть дорожно-транспортных происшествий. Детально описаны виды столкновений автомобиля с пешеходом и подробно описана графическая схема наезда на человека. Также приведен алгоритм определения скорости автомобиля при наезде на пешехода.

Рассмотрен энергетический метод определения скорости автомобиля.

В зависимости от представленных следствием данных судебной автотехнической экспертизы, указанные вероятностные показателя могут быть значительно меньше их допустимых значений или пределов - 0,95 и 95%, что должно быть учтено при оценке следствием достоверности и объективности заключения судебной автотехнической экспертизы и обосновании им выводов о причинной связи и непосредственной причине ДТП, а также при оценке их судебными органами.

Направление дальнейших исследований. Необходимо повысить точность экспериментальных показателей процесса, расширить и уточнить модель процесса взаимодействия человека с транспортным средством.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях (диагностические исследования). Методическое пособие для экспертов, следователей и судей. Выпуск II. М.: ВНИИСЭ МЮ СССР. 1988.

2. Никонов В.Н. Классификация математических моделей ДТП и их допустимость в судебном процессе. // Законность. – 2007. – №5. – С.30-34.

3. Никонов В.Н., Куприянов А.А. Экспертиза механизма дорожно-транспортных происшествий. // Уголовный процесс. – 2005. - №6. – С.53-57.

4. Никонов В.Н. Подготовка исходных данных и производство ИТПЭ при расследовании обстоятельств наезда на пешеходов. // Законность. – 2006. – №7. – С.17-19.

5. Никонов В.Н. Метод конечных элементов. // Материалы Всероссийской конференции "Реконструкция обстоятельств дорожно-транспортного происшествия при проведении судебных экспертиз. Правовые и методические вопросы судебной экспертизы". – Уфа, 24-25 апреля 2008г. – Стр. 101-109.

6. Никонов В.Н. Вопросы, методика и возможности инженерно-технической прочностной экспертизы при реконструкции обстоятельств ДТП и выявления мошенничества в области автострахования. // Материалы Всероссийской конференции "Реконструкция обстоятельств дорожно-транспортного происшествия при проведении судебных экспертиз. Правовые и методические вопросы судебной экспертизы". – Уфа, 24-25 апреля 2008г. – Стр. 218-228.

7. Иларионов В.А. «Экспертиза дорожно-транспортного происшествия». – М.:Транспорт, 1989. – 256 с.

8. Краткий автомобильный справочник. НИИАТ. – М.: Транспорт. – 224 с.

9. Правиладорожного движения. – М.:Транспорт, 1988. – 83 с.

10. Коршаков И.К. Автомобиль и пешеход: Анализ механизма наезда. – М.: Транспорт, 1988.

11. Суворов Ю.Б. Судебная дорожно-транспортная экспертиза: Учебное пособие. - М.: Издательство “Приор”, 1998.

12. Суворов Ю. Б. Судебная дорожно- транспортная экспертиза: Учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.

13. Григорян В.Г. Применение в экспертной практике параметров торможения автотранспортных средств (методические рекомендации для экспертов). –М.: РФЦСЭ, 1995.

14. Боровский Б.Е. Безопасность движения автомобильного транспорта. – Л.: Лениздат, 1984.

15. Федоров В.А. Расследование дорожно-транспортных происшествий / Под общ. ред. В.А.Федорова, Б.Я.Гаврилова. ― 2-е изд., перераб. и доп. ― М.: Изд-во «Экзамен», 2003. ― 464 с.

16. Кашканов В.А. Удосконалення методики розрахунку гальмівного шляху автомобіля при екстреному гальмуванні без блокування коліс: автореф. дис. канд. техн. наук: спец. 05.22.20 «Эксплуатация и ремонт средств транспорта» / В.А. Кашканов. ― Харьков: Изд-во ХНАДУ, 2006. — 20 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.108 сек.