Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы и виды семей. 1 страница




Семья — это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически изменяющаяся социальная форма отношении между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские. родительские и другие родственные права и обязанности.

В психологии семья рассматривается одновременно и как малая
социальная группа и важный социальный институт. Как социальный институт семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл семьи. Исследователи семьи обычно выделяют следующие фазы этого цикла:

вступление в первый брак — образование семьи;
начало деторождения — рождение первого ребенка;

окончание деторождения — рождение последнего ребенка;

«пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из родительской семьи последнего ребенка;

прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.
На каждом из этапов семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Под структурой семьи понимают не только ее количественную полноту, но и совокупность духовных, нравственно-психологических отношений между ее членами, в том числе отношения власти и авторитета. Со структурой семьи тесно связан порядок и уклад ее жизни, обычаи и традиции, взаимодействия с другими семьями и обществом в целом.

Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:

Ø репродуктивная (детородная) - воспроизводство потомства — главная функция семьи;

Ø воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

Ø экономическая - материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

Ø функция первичного социального контроля — регламентация моральной ответственности в отношениях между членам и семьи:

Ø духовно-нравственная - развитие личности каждого члена семьи;

Ø социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

Ø досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

Ø эмоциональная - оказание психологической поддержки членам семьи.

Ø В социологии приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации.

Ø В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью:

Ø моногамия — брак одного мужчины с одной женщиной в одно время:

Ø полигамия — брак, предполагающий наличие нескольких партнеров в супружестве. Известны три формы полигамного брака:

Ø групповой брак, когда несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся в супружеских отношениях (сегодня данная форма сохранилась только на Маркизских островах):

Ø полиандрия (многомужество) - редко встречающаяся форма, имеет место в Южных штатах Индии, на Тибете;

Ø полигиния (многоженство) - самая распространенная среди всех форм полигамного брака, существует в мусульманских странах.

Виды семей в зависимости от структуры родственных связей:

Ø нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;

Ø расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.

Ø Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера:

Ø эндогамные, предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);

Ø экзогамные, где брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т.д.) запрещается.

Виды семей в зависимости от местожительства супругов:

Ø патрилокальные - молодые живут в семье мужа;

Ø матрилокальные - в семье родителей жены;

Ø неолокальные - поселяются отдельно от родителей.

Ø Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:

Ø матриархат — власть в семье принадлежит женщине;

Ø патриархат - во главе стоит мужчина;

Ø эгалитарная, или демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).

В современном обществе наблюдаются процессы трансформации семьи как социального института, изменение некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей. Семья утрачивает ведущие позиции в социализации индивидов, организации досуга и других важнейших функций. Вместе с тем в обществе появляются альтернативные формы брака, под которыми понимают системы брачных отношений, не получивших официального признания государства (и церкви), но допускаемые общественным мнением той или иной социальной среды.

К их числу в современных развитых странах относятся:

Ø Годвин-брак («визитный брак», «гостевой брак») — это раздельное проживание супругов, отсутствие общего хозяйства и быта. Вне- семейная форма моногамного брака впервые была описана в XVIII в. У. Годвином. В последнее десятилетие данная форма брака становится популярной в России, главным образом среди звезд эстрады и очень занятых деловых людей с разными интересами;

Ø Конкубинат — стабильная связь женатого мужчины и формально незамужней женщины-конкубины, имеющей от него признаваемых им детей и материальную поддержку. В настоящее время в Западной Европе из-за растущей феминизации полового состава общества имеет несомненную тенденцию к росту. Вариант полигинии;

Ø Открытый брак — признание права супругов на независимый образ жизни, включая внебрачный секс;

Ø Пробный брак — временное проживании партнеров. Когда же они решают иметь детей, то оформляется законный брак. По определению Маргарет Мид. — это «двухшаговый брак».

Альтернативные формы брака в действительности представляют собой именно формы, вариации рассмотренных выше традиционных типов брака. Возникают они благодаря или скорее вопреки брачным интересам каких-то специфических групп населения. Поэтому дальнейшее существование этих форм будет определяться устойчивостью и жизнеспособностью самих этих групп.
Следует признать, что отмеченные тенденции разделения институтов брака и семьи, давно характерные для Запада, получают распространение и в современном российском обществе.

 

1.2.Структура отношений в семье.
Важнейшей характеристикой семьи является структура отношений. По мнению М. Арутюнян, существует 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская.
В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз.
Основным требованием является подчинение. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представления о должном. В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение "счастья ребенка". Семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх. У ребенка формируется высокая самооценка собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень высоко оценивается супружеская семья. Цель в этой семье – взаимодоверие, принятие, автономность членов. Воспитательное воздействие "горизонтальное", диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, уверенности в себе. Вместе с тем, у этих детей может отсутствовать подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по "вертикальному" принципу.
По мнению Л. Б. Шнейдера, семья, по типу отношений, бывает идеальной и конфликтной, благополучной и неблагополучной (проблемная).
В идеальной семье ее члены пространственно очень близки друг к другу, дистанция не дифференцирована, слабо выделяются детская и супружеская субсистемы.
В конфликтной семье дети "замкнуты", "боятся что-либо рассказать", "брошены на произвол судьбы" и в то же время "не имеют самостоятельности", отличаются плохим поведением, испорченными отношениями с друзьями и окружающими. Этот ребенок является весьма реалистичным, распространенным и легко узнаваемым. Также семья бывает благоприятной и неблагоприятной, т. е. проблемной.
По мнению В. Сатир, атмосфера проблемной семьи чувствуется очень быстро. Она характеризуется неудобством, дискомфортом и холодностью: члены семьи чрезвычайно вежливы друг с другом, и каждому очень тоскливо. Их лица мрачные, угрюмые или печальные.
В благоприятных семьях царит совсем другая атмосфера. Там ощущается естественность, честность и любовь. Люди в таких семьях выражают свою любовь и уважение друг к другу.
К. Роджерс выделил такие положительные характеристики благополучных семей, как: преданность и сотрудничество; общение; гибкость отношений; самостоятельность.
Э. Г. Эйдемиллер подчеркивает значение «доминантности - подчинения» и вместе с тем очень много внимания уделяет тесноте эмоциональной связи членов семьи.
Маргарет Мид ставит во главе характеристики межличностных отношений понятие «ответственности», как основное отношение, характеризующее семью и ее членов. Три этих параметра, описывающие отношения в первичной простой семье (триада «ребенок, отец, мать»), считаются основными.
Рассмотрев подходы существования различных видов семей, мы сталкиваемся с проблемой семейных отношений между членами семьи. Межличностные отношения в семье – это субъективно переживаемые взаимосвязи между членами семьи, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний членов семьи в совместной жизни. А. З. Рахимов считает, что возникновение межличностных отношений в семье обусловлено фактом непосредственного взаимодействия супругов в процессе совместной жизни. Супруги относятся друг к другу не только как носители определенных семейных функций, ролей и ценностей. Они воспринимают друг друга так же и со стороны чисто человеческих качеств. В. Соловьев выделяет семь видов семейных отношений: Социально-биологические отношения (численность семьи, рождаемость, пол), хозяйственно-экономические (ведение домашнего хозяйства, семейного бюджета). Это два основных вида семейных отношений. Другие виды лишь дополняют их.
Так, юридические отношения характеризуют правовое регулирование брака и развода, личных и имущественных прав и обязанностей супругов. Нравственные отношения охватывают вопросы семейных чувств, прежде всего любви и долга и нравственных ценностей семьи, создавая в тоже время фундаментальную основу развития ребенка как человека. Психологические отношения представляют собой сферу взаимодействия психического склада членов семьи и реализуют моменты их совместимости, психологического климата в семье. Педагогические отношения прямо касаются вопросов семейной педагогики и реализации воспитательных функций семьи. Эстетические отношения определяют эстетику поведения, речи, одежды, образуя основу культурной преемственности семьи. Характер семейных отношений определяет успешность выполнения семьей важнейших ее функций и ее благополучия. В. Сатир считает, что по мере роста каждого члена семейного коллектива семья сталкивается с определенного рода межличностными отношениями между членами семьи, где ребенок строит свое поведение, основываясь на субъективной подсознательной оценке происходящего вокруг. По мнению Ботович Г. И., в большинстве случаев оно соответствует системе сложившихся межличностных отношений в семье. Иногда дети из-за своеобразного и неполного понимания окружающего мира выбирают такие формы собственного поведения и воздействия на родителей, которые плохо влияют не только на их собственное развитие, но и на взаимоотношения в семье.
С. В. Ковалев в своей работе «Психология современной семьи» выделяет следующие виды отношений между членами семьи:
1. Сотрудничество – идеальный случай взаимоотношений, предполагающий взаимопонимание и взаимоподдержку.
2. Паритет – ровные, “союзнические” отношения, основанные на взаимной выгоде членов семьи.
3. Соревнование – желание добиться большего и лучшего в благожелательном соперничестве.
4. Конкуренция – стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких-либо сферах.
5. Антагонизм – резкие противоречия между членами группы, при которых их объединение носит явно вынужденный характер.
В. Сатир вылила три правила эффективной коммуникации:
члены семьи говорят о своих мыслях и чувствах от первого лица.
каждому члену семьи предлагается передавать свои чувства.
каждый член семьи должен ориентироваться на уровень понимания, т. е. содержание высказывания должно подтверждаться соответствующим тоном голоса, выражением лица, жестами).
Она отмечает также, что достаточно точно можно охарактеризовать любую семейную систему, используя для этого четыре предложенные ее параметра: самооценка участников семейного процесса;
коммуникация;
семейная система (свод норм);
социальные связи (взаимодействие с внешним миром).
В зависимости от сочетания особенностей каждого параметра семья может быть охарактеризована как благополучная или неблагополучная.

 

Фактор Благополучная семья Неблагополучная семья
1. Самооценка Высокая самооценка у всех членов семьи. Низкая самооценка
2. Коммуникация Честная, открытая, ясная, адекватная, прямая Нечестная, запутанная, неопределенная, неадекватная
3. Семейная система Правила гибкие, меняющиеся при необходимости. Полная свобода любых обсуждений, допускается автономность Правила скрытые, жесткие, неизменные. Мелочная опека и контроль. Запреты на любые обсуждения
4. Социальные связи Многообразие социальных связей, семья открыта для внешних контактов Страх перед социумом, закрытость, отсутствие социальных связей (либо заискивание перед социумом)


Функционирование различных систем в благополучных и неблагополучных семьях. Эмоциональное неблагополучие членов семьи связано с постоянной угрозой отвержения и обусловлено неэффективной внутрисемейной коммуникацией. Такая коммуникация определяется рядом позиций, которые склонны занимать члены семьи, пытаясь избежать тревоги и угрозы отвержения:
заискивающая позиция;

обвиняющая позиция;

расчетливая позиция;

отстраненная позиция.
Заискивающая позиция – человек избегает угрозы отвержения, пытаясь угодить, не вступать в ссоры. На вербальном уровне коммуникации он выражает согласие («Все, что ты делаешь, - это замечательно, даже слишком хорошо для меня»), а на невербальном уровне коммуникации демонстрирует полное подчинение и беспомощность (голова и плечи опущены, выражение лица заискивающие). Внутреннее ощущение: «Я считаю себя ничтожеством». Обвиняющая позиция – ищет виновных среди членов своей семьи. Характерное начало разговора: «Почему ты всегда…», «Ты никогда не можешь как следует…» и т. п. У такого человека есть внутреннее ощущение, что он одинок и несчастлив. Расчетливая позиция – скрытое убеждение человека в том, что можно избежать угрозы отвержения при помощи точного расчета и анализа ситуации. Внешне холоден, расчетлив. Внутренние ощущения характеризуются словами: «Я чувствую себя уязвимым». Может быть низкая самооценка.Отстраненная позиция – «спутанное», «несерьезное» поведение. Говорит невпопад, движения неловкие, нелепые. Испытываемые чувства – одиночество и ощущение бессмысленности существования.В.Сатир разработала целый ряд специальных упражнений, игр, процедур, позволяющих членам семьи осознать и почувствовать применяемые ими неэффективные позиции в общении. Основная задача в работе с семьей не только осознавание существующих позиций, но и обучение гармоничному, искреннему общению. Уравновешенное общение основано на подлинности переживаний и истинности чувств. В таком типе коммуникативного поведения вербальные и невербальные компоненты соответствуют друг другу. Уравновешенное общение основано на подлинности переживаний и демонстрируемых чувств.
По типам отношений в настоящее время принято различать гармоничные и негармоничные семьи. Гармоничные – это семьи, в которых не нарушена структура и функционирование. Негармоничные – это семьи, в которых существуют какие-либо нарушения в структуре. Нарушения структуры семьи – это такие особенности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей её функций.
В рамках негармоничных семей выделяют деструктивную, распадающуюся, распавшуюся, неполную и ригидную псевдосолидарную семью. Деструктивная семья отмечается, прежде всего, изолированностью отдельных её членов, которая препятствует взаимопониманию и в тоже время способствует созданию атмосферы эмоционального напряжения и конфликтности. В такой семье трудно выделить лидера, чаще всего каждый живёт своей жизнью. Основной порок деструктивной семьи – отсутствие душевной близости, адекватных эмоциональных контактов между отдельными её членами. Часто семьи бывают деструктивными, если один из её членов (родитель) душевно больной или злоупотребляет алкоголем. Распадающаяся семья, – в которой конфликт между родителями достиг апогея. Назревает распад семьи. Обычно в конфликт вовлечены и дети. Враждующие родители или видят в детях “союзников” или делают из них “козлов отпущения”. Подростки, как правило, болезненно переживают распад семьи и принимают, обычно, сторону одного из родителей, чаще того, кого считают обиженным. В этом состоянии семья может пребывать длительное время. Родители расходятся, сходятся, психологическая атмосфера накалена, однако решение никто не принимает.
Распавшаяся семья – семья, которую один из родителей покинул, но продолжает поддерживать с ней контакты (так называемые “приходящие” отцы или матери). Реальные отношения в такой семье осуществляются только между родителями и ребенком, а отношения между супругами прекращены.
Неполная семья – семья, в которой отсутствует один из родителей (чаще отец). В литературе существует тенденция преувеличивать патогенное влияние неполной семьи на формирование «трудных подростков». Очень часто мать, если она не психически больна и не ведёт асоциальный образ жизни, воспитывает хороших, социально адаптированных детей и без отца. Примером тому может служить поколение людей, воспитанных матерями в военные и послевоенные годы. Ригидная псевдосолидарнаясемья отличается наличием доминирующего лидера, которому безоговорочно подчиняются все остальные её члены. В такой семье, обычно, царствует деспотизм, жестокая регламентация всей жизни и отсутствие эмоциональной теплоты. У педагогов-практиков принято деление семей на благополучные и неблагополучные. Под «благополучной семьей» обычно подразумевают полную семью, достаточно материально обеспеченную и не оказывающую на ребенка прямого отрицательного воздействия. Нередко благополучие носит только видимый характер и определяется по анкетным данным: есть ли родители, каково их образование, где работают, каково материальное положение в семье. Бесспорно, все эти показатели имеют определенное значение и влияние на семейное воспитание, но часто за анкетным благополучием скрываются глубокие внутренние противоречия, раздирающие всю семью. Сплоченность и крепость её существуют только для показа. Такие семьи называют псевдоблагополучными, псевдосолидарными. Семейные отношения, как правило, выступают в роли наиболее важных, значимых для индивида, чем объясняется их ведущая роль в формировании патогенных ситуаций и психических нарушений (Г. К. Ушаков). Ведущая роль семьи в возникновении патогенных ситуаций и психотравмирующих переживаний определяется рядом обстоятельств.
1. Ведущей ролью семейных отношений в системе взаимоотношений личности. Семья на ранних, наиболее важных для дальнейшего развития этапах жизни индивида является единственной, а позднее наиболее важных социальных групп, в которые он включен. События в семье в гораздо большей степени “принимаются близко к сердцу“, чем аналогичные события в сфере трудовой деятельности, соседских отношений и т. д.
2. Многосторонностью семейных отношений и их зависимостью друг от друга. Сферы домашнего хозяйства, досуга, эмоциональных взаимоотношений теснейшим образом взаимосвязаны, и попытка внести в любую из них более и менее значительные изменения вызывают “цепную реакцию“ изменений во всех других. В силу этой особенности от семейной травмы труднее уйти. У члена семьи при попытке избежать травматизации возникает больше сложностей.
3. Особой открытостью и, следовательно, уязвимостью члена семьи по отношению к различным внутрисемейным влиянием, в том числе и травматизирующим. В семье индивид более доступен воздействию со стороны других членов семьи; слабости и недостатки его проявляются наиболее явно.
А. Я. Варга при характеристике семейно системы выделяет следующие характеристики:
стереотипы взаимодействия;

семейные правила;

семейные мифы;

границы;

стабилизаторы;

семейная история.
Стереотипами взаимодействия называют сообщения и взаимодействия, которые часто повторяются. Они мало осознаются поддерживают привычные системы отношений между членами семьи. Возможны подуровневые стереотипы взаимодействия в семьях. Когда повторяющиеся сообщения и взаимодействия возникают между родительской и детской структурой, мужской и женской структурой в семье. Наше исследование опросов 1200 респондентов показало, что 34% исследуемых отметили отсутствие четко выделенных мужской и женской подструктуры в семье 53 % информантов указали на наличие оформленной женской подструктуры в семье, часто противопоставленной малооформленной мужской подструктуре, 13 % опрошенных указали на наличие четко выделенной мужской подструктуры в семье, однако в значительно меньшей степени противопоставленной женской.

Второй параметр – семейные правила – это те нормы поведения, а часто и мышления, на которые ориентируется семья. Правила могут быть гласными и негласными. Гласные правила возникают чаще в результате договоров, чаще в супружеской подсистеме, в гибких семьях, такие договора и правила вырабатываются между детьми и родителями. Негласные правила чаще насаждаются кем-то из членов семьи, либо принимаются взрослой подсистемой.

Правила бывают культурно заданными – и тогда они разделяются многими семьями, а бывают уникальными для каждой семьи. Культурно заданные правила семейной жизни известны всем, уникальные правила известны только членам данной семьи. Нарушение правил – вещь опасная, очень драматичная, многократно описанная в русской художественной литературе. Правила семейной жизни касаются всех областей. Есть часть правил культурно заданных. В российской культуре существуют противоречивые правила о распределении ролей в семье. Не случайно борьба за власть и статус современных российских семьях – это одна из мощнейших дисфункций. И возникает эта борьба потомку, что в культуре нет внятного правила про половое неравенство. А. Я. Варга прослеживает корни этого в русских народных сказках, где образ мужа ведущий только формально, реально же мужчина становится преуспевающим только прибегая к чьей-то, часто женской, жениной, помощи. По нашим исследованиям в большинстве семей женская подсистема оказывается определяющей семейные правила. Нормы поведения в семье и за ее пределами и контроль за выполнением этих правил принадлежит женщинам.
Третий параметр – семейные мифы – это сложное семейное знание, которое является как бы продолжением такого предложения, как: «Мы – это…». Это знание актуально не всегда; оно актуализируется, либо когда посторонний человек входит в семью, либо в моменты каких-то серьезных социальных перемен, либо в ситуации семейной дисфункции. В дисфункциональной семье миф ближе к поверхности, чем в функциональной. Знание это плохо осознается. Формируется миф примерно в течение трех поколений. А. Я. Варга указывает на распространенность мифов «Мы – дружная семья» и «Мы – герои». При исследовании семейных мифов нами были обнаружены семейные подсистемные мужские и женские мифы. По отношению к женщинам очень распространен миф «От женщины в семье все зависит», что очень ограничивает сферу желаний и гипертрофирует сферу ответственности женщины в семье. По отношению к мужчинам распространен противоположный миф «Если нельзя, но очень хочется, то можно». Это касается многих выходов за правила, таких как алкоголизм, измены, сюда же можно отнести хобби, работоголизм и т. д. Причем носителями этих мифов являются как мужчины, так и женщины.
Границы являются четвертым параметром семейной системы. Любая система имеет свои границы, которые определяют ее структуру и, соответственно, определено содержание психодинамики семейной жизни. Внешние границы семей меняются на наших глазах. А. Я. Варга связывает изменения границ семей с изменениями границ государства. В стране с жестко закрытыми границами, границы семей оказываются прозрачными, проникающими для внешнего вмешательства. В современной ситуации открытости границ семейные границы становятся более закрытыми. Это проявляется и в меньшем вмешательстве государства в дела семей и в меньшем взаимодействии между семьями. Те же механизмы действуют внутри семьи. В семьях с открытыми границами вмешательство поколенных подсистем в жизнь друг друга значительно меньше. В семьях с жестко закрытыми границами границы подсистем становятся размытыми.
Пятый параметр семейной системы – стабилизаторы. В каждой семье есть свои стабилизаторы. Функциональные стабилизаторы это – общее место проживания, общие деньги, общие дела, общие развлечения и интересы, планы и перспективы развития. Дисфункциональные стабилизаторы – дети, болезни, нарушения поведения. Дети не должны быть стабилизаторами, потому что они растут, развиваются и должны жить своей отдельной от родителей жизнью. Деструктивными стабилизаторами могут стать алкоголизм или измены одного из супругов. Частым мотивом отказа от развода в семьях с алкогольным супругом выступает вербализация: «Он (она) без меня совсем сопьется». Сама возможность как-то порезвиться на стороне сохраняет супружеские отношения стабильными. Этот стабилизатор позволяет обоим не иметь реальной психологической близости.
Семейная история – это шестой параметр семейной системы. Многие стереотипы поведения, закономерности взаимодействия воспроизводятся в поколениях. В функциональных семьях больше вариантов поведения, больше выбора. В дисфункциональных семьях меньше вариантов выбора, потому что работает общечеловеческий механизм – в стрессе человек действует стереотипно. Где много стресса, там много стереотипов, мало свободы выбора, мало творчества. В дисфункциональных семьях, где много стресса, существуют многие стереотипы, и есть большой страх перемен. Знание семейной истории позволяет анализировать те процессы, которые происходят в современной семье.

 


1.3 Влияние семьи на причины девиации подростков.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более, чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Психологическая сущность социальной девиации детей и подростков может быть раскрыта, если будет известно, по каким психологическим закономерностям протекает данное явление, какие составляющие его образуют. Два обстоятельства становятся важнейшими предпосылками девиации. Первое — это семейный фактор. Пьянство родителей, безнадзорность детей, попустительство, безразличие взрослых, граничащее с жестокостью, способствуют на самых ранних стадиях роста их патологическому развитию, в отличие от более поздних, при которых неблагоприятная семейная обстановка — лишь отягощающая, а вовсе не обязательная предпосылка. Семья обусловливает раннее развитие ряда начальных форм девиации, а именно — трудновоспитуемости, нервных расстройств.
Девиантное поведение подростков.
Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к девиации, потере смысла существования [1].
Результат девиации – нарушение равновесия в отношениях с социумом, искажение содержания целей, мотивов, ценностных ориентаций, диффузия социальных ролей до принятия тех или иных, которые не позволяют бесконфликтно решать проблемы, удовлетворять потребности (например, “вор”, “хулиган”, “бродяга” и пр.) [3]. Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних.
1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. К ним относятся:
генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения, заболеваний матери, влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом; психофизические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;
физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.
2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.
В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение Проявлениями такого отчуждения могут быть: нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями. Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.
3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта в стойкой школьной неспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит о их учебной дезадаптации.
4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных, обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка, безработицу, инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.
К типичным психологическим трудностям детей и подростков с отклонениями в поведении относятся следующие:
проблемные взаимоотношения с родителями, педагогами, друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;
трудности взаимоотношения, самопонимания;
трудности формирования жизненных ориентиров, идеалов, “кумиров”, ценностей;
внутренне (“психологическое”) одиночество, непонятность другими;
стремление избежать давления, правил, норм, требований;
поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;
отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;
трудный характер: обидчивость, агрессивность;
чувство вины, стыда за неблагополучных родителей, отсутствие уважения к родителям [5].
Влияние семьи на причины девиации подростков
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения. раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность[1].
Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи. Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированиюасоциального поведения несовершеннолетних:
дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой — провоцирование ребенка на конфликтные ситуации;
нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, проявлениями мало мотивированной “семейной жестокости” и насилия [3].
В настоящее время остро стоит проблема неполных расширенных семей. Недавно ставшая массовой категория неполных семей — это неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, на обломках какой-либо социальной катастрофы. Родители малолетних детей погибли, находятся в заключении, ударились в бега, лишены родительских прав, либо предаются безудерному пьянству — чаще всего, именно по таким причинам приходится поколению прародителей брать на содержание и воспитание внуков. У таких семей, разумеется, низкий уровень доходов, основу которого составляют пенсии и зарплаты стариков. Ряд сложностей проистекает от плохого состояния здоровья пожилых людей, их более слабых адаптационных способностей, их неумения приспособиться к реалиям современности, поэтому у их воспитанников часты девиантные формы поведения [2].
Одной из причин возникновения девиаций у подростков — это изменение ситуации в семье, а именно развод родителей. Дети остро реагируют на любое нарушение семейного стереотипа. В 60% случаев они дают различную психогенную реакцию, из этих 60% около трети переходит в развернутые психогенные заболевания: неврозы и личностные нарушения, а также отклонения в поведении, вплоть до противозаконных [4].
Очень трудно переживают развод родителей подростки. Эмоциональная неустойчивость, болезненная чувствительность, критичное отношение к родителям, “философская интоксикация”, связанная с осознанием своего “Я”. Подростки могут встать на сторону матери или отца, быть агрессивными или замкнуться, их может захлестнуть чувство одиночества, тоски, покинутости. Больше того, они могут разочароваться в привычных нравственных нормах, разувериться в любви [6].
В МБОУ “СОШ № N” г. Барнаула на профилактическом учете социального педагога состоит 10 неблагополучных семей, в них воспитывается 14 детей.
Проведенный анализ ситуации, связанной с совершением правонарушений несовершеннолетних в МБОУ “СОШ № N” в г. Барнауле показывает, что 8 % подростков, состоящих на внутришкольном учете, на учете в инспекции по делам несовершеннолетних воспитываются в неблагополучных семьях, где отсутствуют условия необходимые для развития и воспитания детей.
Одной из главных причин девиаций детей и подростков является небагополучная семья. Без организующей и мобилизирующей помощи взрослых, которую детям не могут предоставить родители в неблагополучной семье, дети не в состоянии преодолевать трудности, становятся жертвами жестокости и разочарования взрослых, терпят обвинения в неполноценности, наказания [4].
Координатором всех государственных структур в г.Барнауле является администрация города. При администрации созданы комитеты, ведающие вопросами образования, здравоохранения, социальной защиты и т. д.
Структура работы с семьей в г. Барнауле следующая:
общеобразовательные школы (психолого-педагогическая поддержка семьи);
управление социальной защиты (выплата пособий, материальная поддержка);
отдел опеки и попечительства (социально-правовое обеспечение семьи);
центры внешкольной работы (составление социальной карты микрорайона);
центры детского творчества (организация досуга).
Стратегия социальной политики, социальной защиты ориентированы на формирование здоровых отношений в социуме и, прежде всего, в сфере семьи. Работа в барнаульском социуме осуществляется с целью развития социальной инфраструктуры семьи, стимулировании конструктивных семейных отношений, пропаганды положительного семейного опыта посредством формирования общественного мнения в поддержку неблагополучной семьи.
1.4 Понятие, виды неблагополучных семей в современном обществе.
Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой - либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно.
В этой работе под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети». [4.c.78]
Отличительной особенностью семей с явной (внешней) формой неблагополучия является то, что формы этого типа семей имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату в семейной группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний). Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее.
Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от алкоголя и наркотиков - семейная заболевание, семейная проблема.
Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является алкоголизм родителей. Оно может отрицательно влиять не только в момент зачатья и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.
Семьи с алкогольной зависимостью. Как отмечают психологи (Б. С. Братусь, В. Д. Москаленко, Е. М. Мастюкова, Ф. Г. Углов и др.), взрослые в такой семье, забыв о родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в «алкогольную субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально и психологически неблагополучными. [11.c.48]
Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.
Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, комплекс которых обозначается специалистами таким термином, как «Созависимость».
Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика - все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а так же отчужденное поведение родителей глубоко травмирует детскую душу, и последствия этого морально - психологического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь.
Важнейшие особенности процесса взросления детей из «алкогольных» семей заключаются в том, что дети вырастают с убеждением, что мир - это небезопасное место и доверять людям нельзя.
Дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми; не осознают своих чувств, не знают, в чем их причина и что делать с этим, но именно сообразно с ними они строят свою жизнь, отношения с другими людьми, с алкоголем и наркотиками. Дети переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь химически зависимыми. И вновь появляются те же проблемы, что были в доме их пьющих родителей. [3.c.52]
Дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто, проявляют свои чувства и заявляют о своих потребностях.
Дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение их родителей.
Родители могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее собственной ценностью, считают, что ребенок должен чувствовать, выглядеть и делать то же, что и они.
Самооценка родителей может зависеть от ребенка. Родители могут относиться к нему, как к равному не давая ему возможности быть ребенком.
Семья с алкоголезависимыми родителями опасна своим десоциализирующим влиянием не только на собственных детей, но и распространением разрушительное воздействия на личностное становление детей из других семей. Как правило, вокруг таких домов возникают целые компании соседских ребят, благодаря взрослым они приобщаются к алкоголю и криминально - аморальной субкультуре, которая царит в среде пьющих людей.
Среди явно неблагополучных семей большую группу составляют семьи с нарушением детско - родительских отношений. В них десоциализируются влияние на детей проявляются не прямо через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в «алкогольных» семьях, а косвенно, вследствие хронических осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия.
Естественно, конфликтной семья становится не сразу, а спустя некоторое время после образования брачного союза. И в каждом отдельном случае есть свои причины, породившие семейную атмосферу. Однако не все семьи разрушаются, многим удается не только устоять, но сделать более прочными семейные узы. Все это зависит от того, чем обусловлено появление конфликтной ситуации и каково отношение к ней каждого из супругов, а так же от их ориентированности на конструктивной или деструктивный путь разрешения семейного конфликта. Поэтому следует разграничивать такие понятия, как «семейные конфликты» и «конфликтные семьи», так как конфликт в семье, пусть и достаточно бурный, еще не означает, что это - конфликтная семья, не всегда свидетельствует о ее неустойчивости. [3.c.36]
«Конфликтными супружескими союзами, - отмечается в одном из справочников по проблемам семьи, - называются такие семьи, в которых постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи (супругов, детей, других родственников, проживающих совместно), порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь супругов друг к другу. Конфликт - хроническое состояние такой семьи».
Независимо от того является ли конфликтная семья шумной, скандальными, где повышенные тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, или тихая, где супружеские отношения отмечены полным отчуждение, стремление избегать всякого взаимодействия, она отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 8906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.