Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ проблем в организации деятельности полиции по обеспечению правопорядка




Основные показатели в области обеспечения правопорядка в Чувашской республике

В 2012 и 2013 годах наблюдается стабильность на улицах и общественных местах города и населенных пунктах республики.

Динамика зарегистрированных преступлений, совершенных в общественных местах, в 2012 году отмечается незначительным ростом на 0,1% (до 4439; Россия:+12,4%) и снижением на 14,0% по итогам 2013 года (до 3318; Россия:+1,4%).

Однако за 6 месяцев 2014 года произошел рост на 8,0% преступлений, совершенных в общественных местах (до 2067; Россия:+8,8%), в том числе тяжких и особо тяжких – на 26,9%(до 302), небольшой и средней тяжести – на 5,3% (до 1765), убийств и покушений на убийство – на 25,0% (до 5), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – на 5,6% (до 19), разбоев – на 20, 0% (до 18), краж – на 6,9% (до 792), в том числе транспортных средств – на 19,0% (до 25), хулиганств – на 34,6% (до 35).

Количество преступлений, совершенных на улицах, площадях, в парках, скверах республики, в 2012 году снизилось на 1,0% (до 3122; Росся:+13,0%), в 2013 году – на 20,2% (до 2492; Россия: – 0,5%).

Вместе с тем за 6 месяцев 2014 года их количество возросло на 2,8% (до 1234; Россия: +5,9%), в том числе: тяжких и особо тяжких – на 14,6% (до 227), изнасилований и покушений на изнасилование – на 66,7% (до 5), хулиганств – на 19,0% (до 25), краж числе транспортных средств – на 14,3% (до 24).

 

Рис. 1. Общее количество преступлений совершенных в общественных мечтах

 

 

Рост тяжких и особо тяжких преступлений за 6 месяцев 2014 года произошел за счет инициативно выявленных преступлений превентивных составов, фактов вымогательства, незаконного оборота наркотических средств или других средств.

На фоне общего снижения количества зарегистрированных преступлений в 2012 – 2014 годах (на 8,1%, 14,4% и 12,6% соответственно) одновременно снизилось число преступлений, по которым обвиняемый (подозреваемый) установлен участковыми уполномоченными полиции (далее – УУП) (на 10,7% до 3443, 9,15% до 3128 и 6,8% до 1599 соответственно). Их удельный вес составил 24,4% (Россия: 21,3%), 25,5% (Россия: 24,7%) и 27,3% (Россия: 21,7%).

В 2012 – 2013 годах число пресеченных УУП административных правонарушений по ст. 6.9 КоАП РФ снизилось на 26,3% (до 205) и 18,5% (до 167) соответственно, однако в I полугодии 2014 года увеличилось на 29,1% (до 71).

В 2012 – 2014 годах при снижении на 16,9% (до 11934), 9,3% (до 10820) и 14,4% (до 9733) соответственно количества состоящих на профилактических учетах лиц проведение индивидуальной профилактической работы УУП остается недостаточно эффективной.

Не эффективно велась работа по предупреждению преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. В 2012 – 2013 гг. отмечается их рост на 43,6% (до 3906) и 1,7% (до 3971) соответственно. А в 2014 г. произошло их снижение на 8,9% (до 2079).

Имеет нестабильную динамику групповая преступность. Так, в 2012 и 2014 года число преступлений, совершенных в группе лиц, выросло на 16,7% (до 161) и 23,1% (до 176) соответственно. Лишь в 2013 г. удалось ее снизить на 20,5% (до 128).

Количества преступлений, совершенные лицами, ранее совершившими преступления, в 2012 г. выросло на 11,5 % (до 5846), однако в 2013 и 2014 года снизилось на 12,4% (до 5120) и на 7,6% (до 2659) соответственно. При этом их удельный вес в 2012 – 2013 гг. по прежнему остается высоким (49,7% и 49,6% соответственно), а в 2014 г. он увеличился на 55,3%.

 

Таблица 1

Преступления, виновный по которым установлен УУП, шт.

Показатель      
Групповая преступность      
Преступления, совершенные лицами, ранее совершившими преступления      
Преступления, связанные с потребление наркотических средств или психотропных веществ        
Преступления, совершенные в состоянии опьянения      

 

 

Полиция совместно с администрацией города обеспечила правопорядок при проведении 104 общественно – политических, спортивных, культурно – зрелищных мероприятий. Не допущено серьезных нарушений общественного порядка и иных противоправных действий в период проведения выпускных вечеров, Троицы, празднования Дня Республики. В выше обозначенных мероприятиях участвовало свыше 150 тысяч человек. Для обеспечения охраны общественного порядка их проведении было привлечено 2070 сотрудников.

Сохраняются положительные тенденции в структуре и динамике преступности. Отмечается продолжение тенденции снижения уровня преступности. В расчете на 10 тысяч населения в среднем совершено 59 преступлений (аналогичный показатель прошлого года (АППГ) – 64,6).

Отмечается снижение числа тяжких и особо тяжких преступлений (на 13,9%). Если оценивать этот показатель по составам преступлений, следует отметить существенное снижение зарегистрированных разбоев – на 21,4%, грабежей – на 12,5%. Меньше совершено изнасилований (– 23,1%), краж чужого имущества (– 11,8%). Криминальные деяния в основном совершались лицами, уже имеющими опыт противоправного поведения (910), а также не имеющими постоянного источника доходов (988).

В результате принятия активных меры по раскрытию тяжких преступлений и противоправных деяний, вызвавших общественный резонанс. Результатом этой работы явилось задержание и привлечение к уголовной ответственности 16 убийц, 79 грабителей, 11 насильников, 294 воров. Выявлены и привлечены к ответственности лица, совершившие более 55 тысяч административных правонарушений, в числе которых более 20 тысяч посягающих на установленный общественный порядок и общественную безопасность, 29 тысяч нарушений в области дорожного движения, 311 – против порядка управления, 33 человека нарушивших миграционное законодательство.

Совершенствованию форм и методов борьбы с преступностью в сфере экономики привело к выявлению 54 преступлений коррупционной направленности в отношении 12 лиц, 4 из которых было совершено должностными лицами, занимавшими различные руководящие должности. В сфере бюджетных отношений возбуждено 7 уголовных дел.

На территории города выявлено 16 фактов незаконной организации и проведения азартных игр (АППГ – 23). Изъято 47 (АППГ – 78) единиц игорного оборудования (их них: 16 игровых автоматов, 47 персональных компьютеров, 3 электронных терминала, 1 покерный стол, 56 мониторов, 13 игровых плат, 300 штук игровых фишек).

Основная задача полиции заключается в том, чтобы ни одно обращение в полицию от граждан и организаций не осталось без должного внимания. Полнота регистрации обращений и своевременность реагирования – это главный принцип работы полиции города. Всего же рассмотрено 1937 обращений граждан, в установленные законом сроки их инициаторам направлены ответы. Зарегистрировано 7 (2 раскрыто) преступлений экстремистской направленности, большинство из которых – факты размещения материалов экстремистского содержания в сети интернет (4 факта; 3 факта нанесение надписей на стенах подъезда и скамейке).

 

Рис. 2. Преступления по составам преступлений в 2014 г.

 

 

В целях обеспечения правопорядка работает аппаратно – программный комплекс (АПК) «Безопасный город». Согласно его осуществлению в городе Чебоксары размещены 134 видеокамеры, из них 65 стационарных и 69 купольных. В центр управления нарядами выведена картинка с 130 видеокамер (62 стационарных; 68 купольных). Дополнительно подключены и введены в эксплуатацию 665 видеокамер на 107 зданиях в рамках подпрограммы «Безопасный двор», мониторинг которых осуществляется с использованием интерактивной карты, находящейся в центре управления нарядами УМВД России по г. Чебоксары. Осуществление проекта дала возможность не допустить роста преступности. Количество пострадавших от криминальных проявлений сократилось почти на 8%. В период приготовления и покушения предотвращено 50 преступлений. Сократилось число лиц, здоровью которых в результате преступных посягательств был причинен тяжкий вред. На 10,6% снизилось число преступлений, совершенных в жилом секторе. Удалось сохранить положительную тенденцию снижения количества дорожно – транспортных происшествий на дорогах города.

Согласно результатам 2014 года на 7,2% снижено количество дорожно – транспортных происшествий (с 292 до 271), количество покалеченных уменьшилось на 11,5% (с 347 до 307), число умерших на 30,8% (с 13 до 9).

С целью стабилизации ситуации в сфере дорожного движения работниками полиции пресечено свыше 29 тысяч административных правонарушений (29965; – 19,8). За управление автотранспортом в состоянии опьянения и отказ от прохождения освидетельствования привлечено к административной ответственности 235 водителей (АППГ – 371). Выявлено 5 тысяч правонарушений допущенных пешеходами (5009).

За нарушения законодательства в области безопасности дорожного движения, к административной ответственности привлечено 99 должностных и юридических лиц дорожных, коммунальных и автотранспортных предприятий. На предотвращение обнаруженных недочетов выдано 116 предписаний.

В целом же за допущенные нарушения в сфере безопасности дорожного движения выписано штрафов на сумму 33 миллиона 765 тысяч рублей (АППГ – 14 млн. 3 тыс. руб.), взыскано 28 миллионов 901 тысяча рублей (85,6%, 11 млн. 853 тыс. руб.).

Наравне с представленными положительными результатами деятельности необходимо отметить и ряд трудностей, свидетельствующих о криминализации отдельных социальных явлений.

Главным побуждающим фактором к совершению противоправных действий продолжает оставаться употребление алкоголя. При наличии снижения числа преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения на 3,4%, их доля в числе расследованных увеличилась вплоть до 42,8% (АППГ – 38,1%). Большинство убийств и умышленных причинений тяжкого вреда здоровью совершено лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения.

Органы полиции в сотрудничестве с Министерством здравоохранения в целях профилактики совершения преступлений как этой категорий лиц, так и в отношении них, ведет работу по изъятию с улиц граждан, находящихся в сильной степени опьянения с помещением их в медицинские учреждения. Всего за прошедший период с улиц было изъято 238. За нарушения антиалкогольного законодательства к ответственности привлечено свыше 13 тысяч граждан, в том числе 1434 – за распитие пива, алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах, 12636 – за появление в общественных местах в состоянии опьянения, 46 протоколов составлено на несовершеннолетних за появление в состоянии опьянения в общественных местах. Выявлено 49 фактов реализации несовершеннолетним алкогольной продукции.

В результате проведенных мероприятий по декриминализации объектов торговли из оборота алкогольной продукции изъято свыше 311 литров контрафактной спиртосодержащей продукции. За нарушение антиалкогольного законодательства взыскано 5 миллионов 348 тысяч рублей (49,7%), а всего за административные правонарушения взыскано и перечислено в городской бюджет 6 миллионов 511 тысяч рублей (54%).

С учетом того, что трудность алкоголизации населения является актуальной не только для органов внутренних дел, но и для всей социальной сферы, меры по воздействию на это негативное явление должны вноситься на рассмотрение районных комиссий по профилактике правонарушений.

Объектом особо внимания являются несовершеннолетние. Несмотря на то, что количество преступлений, совершенных подростками, сократилось на 40% (с 90 до 54), возросло количество совершенных преступлений категории тяжких (с 16 до 21;+31,3%) и особо тяжких преступлений (с 1 до 5; +400%). К этим преступлениям относятся грабежи (рост на 15,4%; с 13 до 15) и преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков (рост на 23,3%; с 3 до 10). Почти две трети правонарушений осуществлены подростками, воспитывающимися в неполных и неблагополучных семьях, это свидетельствует о недостаточности проводимой профилактической работы. По этой причине необходимо основательно рассматривать вопросы комплексного подхода к проблематике преступности несовершеннолетних. Речь должна вестись не только о профилактических мерах, которые способна реализовать полиция. В данном случае важны аспекты социальной профилактики, организации досуга, дополнительного правового обучения и нравственного развития несовершеннолетних.

Не дает оснований для успокоения состояние преступности на улицах и общественных местах, доля которых составляет 35,9% и 21,1% в общем массиве противоправных деяний.

 

 

Органы правопорядка, реализуют повседневную борьбу с преступностью, коррупцией, превышением должностных полномочий, принимают самое непосредственное участие в формировании благоприятного делового климата. Вместе с тем вопрос неэффективности правоохранительных органов стала ключевой для России в минувшие годы. Запредельный уровень коррупции, произвол, немотивированная агрессия, пренебрежение к закону, некомпетентность – все это без исключения отличительные особенности современной правоохранительной системы нашей страны. Так же присутствуют существенные недостатки в регистрации и учете преступлений в системе МВД, качество ведомственной статистики нуждается в серьезной доработке. Необходимо усовершенствование самой системы подачи заявления с применением новых информационно – технических решений.

Серьезную проблему представляет критерий оценки деятельности полиции. Как показывает практика, именно отдельные рецидивы «палочной» системы, т. е. оценка эффективности полиции исходя из процента раскрываемости преступлений, порождают многие факты нарушения законности. При этом важнейшим оценочным критерием работы сотрудника полиции должно стать общественное мнение.

Жители Российской Федерации не редко опасаются сотрудников полиции больше, чем бандитов. Работники МВД стали привилегированным классом, по сути, живущим по своим собственным законам. Удостоверение сотрудника полиции фактически предоставляет вероятность не соблюдать законы, что порождает безнаказанность, коррупцию и произвол.

Нормой сделались преступления, совершаемые работниками полиции. Периодически СМИ доводят до сведения о новых убийствах, грабежах, избиениях, фигурантами которых становятся люди в форме.

Как демонстрируют наблюдения и исследования в сфере внутренних дел, в последние годы в системе МВД России участились случаи нарушения сотрудниками полиции режима законности и служебной дисциплины, что вызывает обоснованную негативную реакцию в обществе, подрывает авторитет Министерства внутренних дел Российской Федерации, снижает престиж службы в органах внутренних дел.

Факторов появления отрицательных действий и явлений в области внутренних дел не мало. Один из них – безрезультатное руководство и организация деятельности органов внутренних дел (установлено, что за минувшие десять лет были допущены серьезные упущения в кадровой работе, имело место недостаточное финансовое и материально – техническое обеспечение служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел). Кроме того, постоянные незаконные и коррупционные устремления некоторых полицейских, в том числе и занимающих достаточно высокие генеральские посты, способствовали систематическим нарушениям законности. На сегодняшний день необходимо свидетельствовать, что по сведениям Главного управления собственной безопасности МВД России, в 2014 г. сотрудниками ОВД произведено 103 841 (+17,3%) правонарушение, из которых 98 651 – это дисциплинарные проступки (+17,6%), связанные с нарушением законности, и 5 190 преступлений (+11,7%). Только в 2014 г. работниками ОВД, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками системы МВД России совершено около 85 тыс. правонарушений, что на 22,7% больше, чем за весь 2013 г. В отношении 3 141 (+1,6%) сотрудника возбуждены уголовные дела, за должностные преступления к уголовной ответственности привлечено почти 2 тыс. сотрудников (– 4,6%). Наказано в дисциплинарном порядке свыше 8 тысяч (+22%) лиц начальствующего состава. В отношении 431 (+4,4) руководителя возбуждены уголовные дела.

Проблемы законности и дисциплины в органах полиции актуальны и для многих зарубежных государств.

Комплекс перечисленных, а также многих иных факторов и привел к развитию отрицательной профессиональной среды в системе МВД России, увеличению недоверия граждан к сотрудникам органов внутренних дел, в которых они все чаще начали видеть не защитников, а вымогателей и коррупционеров. В соответствии сведениям Всероссийского центра изучения общественного мнения, в 2014 г. с всевозможными правонарушениями сталкивались 12,5 % россиян, однако в органы внутренних дел обращалась только половина из них.

Выборочные опросы демонстрируют, что процесс реформы МВД повысил уровень позитивных ожиданий жителей от сотрудников правоохранительных органов. При этом очевидно, что теперь перед работниками полиции стоит задача успешного применения полученного «кредита доверия» жителей России. В противоположном случае Министерство столкнется с высоким уровнем разочарования со стороны общества. Согласно данным социологического опроса, число граждан, неудовлетворенных работой полиции, приблизительно такое же, что и тех, кто доверяет ей, – 34 %. Присутствие данных 56% респондентов утвердили, что в той или иной степени не удовлетворены тем, как работают полицейские. Большая часть, 58% анкетированных людей, сомневаются в умении работников правоохранительных органов уберечь людей и их родных от преступников.

Не требует подтверждений тезис о том, что эффективность работы органов полиции в значительной мере зависит от доверия и поддержки общества. Во многих индустриально развитых странах полиция основывается на население при раскрытии и расследовании преступлений, в вопросах противодействия коррупции и терроризму; без поддержки граждан с активной жизненной позицией сотрудники полиции не способны разрешить поставленные перед ними задачи. В нашей стране доверие граждан к правоохранительным органам полиции, как и в недавнем прошлом – к милиции, к сожалению не высокое, и, как следствие, эффективность работы полиции оставляет желать лучшего. Как отмечается в научной литературе, направление взаимоотношений между полицейскими и гражданами представляет собой один из важнейших индикаторов социально – политической ситуации в стране, так как в глазах населения полиция, с одной стороны, олицетворяет порядок, установленный законом, а с другой – является наиболее «осязаемым» инструментом власти.

В свою очередь, О.Ю. Светлышева отмечает, что «…сотрудник полиции должен строить свои взаимоотношения с гражданами на основе принципа социального партнерства, что, несомненно, должно создавать благоприятные условия для роста правовой активности граждан, их большей правовой защищенности. Для эффективности рассматриваемых взаимоотношений обе стороны (гражданин и сотрудник полиции) должны обладать достаточным уровнем правосознания, признающегося одним из основных элементов данных взаимоотношений».

Таким образом, полицейский, исполняя свои должностные обязанности, обязан постоянно действовать так, чтобы его поведение не имело двусмысленного характера, а применяемое принуждение в отношении граждан было адекватным происходящим событиям. Для этого в законе «О полиции», а также КоАП России целесообразно определены виды административных правонарушений, для пресечения которых работникам полиции дается возможность лично или в составе подразделения (группы) использовать физическую силу и специальные средства. Кроме того на сегодняшний день необходимо стандартизировать основания применения физической силы и специальных средств работниками полиции, как для пресечения преступлений, так и для пресечения административных правонарушений.

С целью улучшения осуществления гарантий государственного принуждения сотрудниками полиции в законе «О полиции» существует целый ряд процессуальных требований, обеспечивающих их реализацию. В частности, назрела потребность нормативного определения перечня процессуальных документов, в которых должно быть закреплено оформление порядка применения физической силы, специальных средств, служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения, а также огнестрельного оружия.

Только лишь при комбинировании обоснованности и понятности операций полицейского позволительно надеяться на доверие и поддержку общественности. В силу ряда субъективных и объективных обстоятельств, как уже отмечалось выше, работник полиции, исполняя свои прямые обязанности, парой бывает вынужден в той или иной степени нарушать права граждан и юридических лиц. В случае если подобное случается, нужно ликвидировать сложившуюся конфликтную обстановку, которая всегда негативно отражается на имидже и авторитете полиции. Если происходят нарушения прав граждан, сотрудник или должностное лицо полиции обязаны принести свои извинения как лично гражданину, так и публично по месту его жительства, работы или учебы. Аналогичными должны быть действия сотрудника полиции при нарушении прав юридических лиц. Если должностные лица полиции незаконно придали гласности сведения, которые порочат честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, в случае признания таких сведений не соответствующими действительности, они должны быть опровергнуты в максимально короткий срок. При этом сотрудник, виновный в распространении подобной информации, должен быть привлечен к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

Выяснили, что имеются различные критерии оценки деятельности органов полиции, и одними из основных, является общественное мнение граждан, степень их доверия к полиции. Никакие количественные и качественные показатели борьбы с преступностью не могут служить основным критерием оценки деятельности органов полиции. Как показывает опыт последних десятилетий, эти показатели достаточно часто фальсифицировались исходя из конъюнктурных соображений, а также в погоне за так называемой положительной динамикой «служебных показателей».

Проблемы повышения эффективности деятельности полиции так же связаны с недостаточной обеспеченностью возможности использовать достижения науки и техники. Они особенно важны при осуществлении криминалистической деятельности по выявлению и фиксации следов преступления, решении задач в сфере информатизации и др. В настоящее время функционирует государственная информационная система «Правоохранительный портал Российской Федерации», что предполагает умение сотрудников полиции пользоваться современными информационно-телекоммуникационными системами. Для фиксации преступлений и административных правонарушений, сбора доказательств по фактам правонарушений, а также с целью противодействия различного рода злоупотреблениям со стороны сотрудника полиции либо защиты его от необоснованных и необъективных жалоб, полиция использует специальную технику. Специальная техника применяется также в интересах граждан и хозяйствующих субъектов. Так, в настоящее время порядка 6 тыс. автомобилей, принадлежащих как физическим, так и юридическим лицам, охраняются полицией с помощью видео – и электронных систем наблюдения; под охраной полиции находится более 1 млн. 360 тыс. квартир, а также 194,1 тыс. других мест хранения личного имущества граждан. Надежность охраны имущества со стороны МВД России специалисты оценивают в 99,9 %.

Важно, чтобы сотрудники полиции имели возможность использовать Интернет, автоматизированные информационные системы, банки данных, если это необходимо для выполнения возложенных на них обязанностей. При этом сотрудник полиции обязан соблюдать порядок работы со служебной информацией, а также режим секретности.

Поэтому немаловажное внимание привлекает проблема подготовки кадров для МВД и его численный состав. Во все времена к сотруднику органов внутренних дел предъявлялись особые требования. Кроме стандартных знаний законов сотрудник полиции должен быть профессионально подкованным, выносливым, готовым в любое мгновение прийти на помощь, быть всегда на страже закона и порядка. Это невозможно из – за наличия следующих проблем:

1. Организация полиции, и подготовка ее сотрудников в принципе не отвечают современным профессиональным критериям деятельности правоприменительной структуры. Это прямо демонстрирует повседневная деятельность полиции: как незнание и неисполнение законодательных норм, так и низкий уровень профессионализма во всех видах деятельности – от вождения автомобиля и использования оружия до проведения профессиональных операций.

2. Регламентирующие деятельность полиции законодательные и нормативные акты являются неудовлетворительными в силу недостатка необходимых и избытка лишних нормативов, слабой юридической проработанности и строгости; при этом крайне неудовлетворительно их знание и исполнение сотрудниками полиции.

3. В самосознании полицейского доминирует оценка себя не как сотрудника правоприменительной структуры, а как представителя власти.

4. Основой деятельности полиции стало такое характерное для всех сторон современной российской жизни явление, как круговая порука (а во многом и криминальные связи) сотрудников всех правоприменительных органов, что позволяет совершать и покрывать любые нарушения полицией правовых норм вплоть до прямых преступлений.

Проблемы в организационной структуре и сокращение личного состава привели к нарушению принципа доступности полиции для жителей сельской местности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 3014; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.