Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система государственной и муниципальной службы




Семинар № 18

Финансово-экономические основы местного самоуправления.

Семинар № 17

Структура и организационно-правовые основы деятельности органов местного самоуправления.

Семинар № 16

  1. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления.
  2. Муниципальное образование: понятие и признаки, основные категории.
  3. Город как муниципальное образование.
  4. Основные функции местного самоуправления.
  5. Природные, исторические, национальные, социально-демографические, экономические особенности муниципальных образований.
  6. Институты прямой демократии в местном самоуправлении.
  7. Формы прямого волеизъяв­ления граждан и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.
  8. Местный референдум. Муниципальные выборы.
  9. Собрания (сходы) граждан.
  10. Публичные слушания и опросы граждан.
  11. Народная правотворческая инициатива и обращения граж­дан в органы местного самоуправления.
  12. Территориальное обществен­ное самоуправление и другие формы участия населения в осуществ­лении местного самоуправления.
  13. Органы местного самоуправления.

 

 

1. Понятие, сущность, основные проблемы финансовых основ местного самоуправления.

2. Основные типы бюджетных систем.

3. Структура муниципального бюджета.

4. Структура доходов и расходов муниципальных бюджетов.

5. Основные направления бюджетного регулирования. Финансово-экономическое обеспечение местного самоуправления.

 

1. Правовые основы государственной и муниципальной службы Российской Федерации.

2. Проблемы становления государственной службы Российской Федерации.

3. Понятие муниципальная служба

4. Понятие должности государственной и муниципальной службы

5. Запреты и ограничения на государственной и муниципальной службе

6. Порядок прохождения государственной и муниципальной службы

7. Права и должностные обязанности государственного и муниципального служащего

8. Единство основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы.

9. Единство требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих.

Методические рекомендации для студентов к семинарским занятиям:

Тема 1. Предмет дисциплины «Основы государственного управления».

При изучении данной темы необходимо обратить внимание наосновные теории и концепции государства и государственного управления; роль и функции государственного управления, сущность управляющего воздействия.

Вопросы для самоконтроля:

Внутренние и внешние функции государства.

Прямые и обратные связи управляющего воздействия.

Какие основные характеристики государства?

В чем проявляется роль общественного регулирования со стороны государства7

 

Тема 2. Лабораторная работа. Системные характеристики государственного управления: институциональные, функциональные и организационные аспекты

При изучении данной темы необходимо обратить внимание наосновные теории и концепции экономических кризисов; роль и место теорий циклов кризисов.

Вопросы для самоконтроля:

Раскрыть основные понятия государства и его сущности.

Как определяются цели и задачи государства?

Классификация методов деятельности государства.

Что такое формы государства?

Что такое форма правления?

Что такое форма государственного устройства?

Что такое политический (государственный) режим?

 

Тема 3. Функции и методы государственного управления

При изучении данной темы необходимо обратить внимание наособенности функций и методов государственного управления. Рассмотреть виды государственного управления.

Вопросы для самоконтроля:

Как классифицируются внутренние и внешние функции государственного управления?

Какие методы государственного управления вы знаете?

В чем проявляется правовой метод управления?

В чем проявляется программно-целевой метод в государственном управлении?

Возможно ли государственное регулирования экономики?

 

Тема 4. Административно-территориальная организация государственной власти в Российской Федерации

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на системность организации государственных институтов.

Вопросы для самоконтроля:

В чем проявляется администратино-территориальная организация власти?

Что такое формы государственного устройства?

Унитарная и федеральное государство: принципы организации органов управления.

Организация современного федеративного государства.

Какие этапы развития федеративных отношений в России.

Почему значим зарубежный опыт федеральных отношений?

 

Тема 5. Федеральные органы государственной власти

При изучении данной темы необходимо обратить внимание натеорию разделения властей и организацию власти в федеративном государстве.

Вопросы для самоконтроля:

Полномочия и функции Президента в президентской республике.

Сущность парламентаризма

История создания Федерального собрания Российской Федерации.

Каковы полномочия Совета Федерации Российской Федерации?

Каковы полномочия Государственной Думы Российской Федерации?

Роль Правительства Российской Федерации по Конституции РФ?

Какая структура исполнительной власти Российской Федерации?

Какие функции исполнительной власти Российской Федерации?

 

Тема 6. Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации

При изучении данной темы необходимо обратить внимание наособенности регионального устройства в РФ, организации государственных органов в субъектах РФ, организации государственного и муниципального управления в субъектах РФ.

Вопросы для самоконтроля:

В чем проявляется взаимосвязь законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации?

Как им способом определяется высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации?

Что такое законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации?

Организация исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

 

Тема 7. Государственная политика в сфере разграничения полномочий между уровнями власти в Российской Федерации

При изучении данной темы необходимо обратить внимание напринципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Вопросы для самоконтроля:

В чем суть принципов федерализма как основа разграничения полномочий?

Разграничение компетенции между федеральными и региональными органами.

Понятие исключительных полномочий

В чем смысл наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями как одна из форм разграничения полномочий в Российской Федерации?

 

Тема 8. Лабораторная работа. «Древо» целей и функциональная структура государственного управления»

При изучении данной темы необходимо обратить внимание нароль, значение и функциигосударственной политики.

Вопросы для самоконтроля:

Дать понятия: социально-ценностных принципов; социально-функциональных принципов; организационно-технологических принципов.

Какие направления государственной политики играют жизненно важную роль?

Понятия и содержание функций государства и функций государственного управления.

Правовые и организационные формы государственного управления.

Планирование как инструмент государственной политики.

 

Тема 9. Лабораторная работа. «Технологии подготовки и реализации управленческих решений»

При изучении данной темы необходимо обратить внимание наосновные технологии подготовки и реализации управленческих решений.

Вопросы для самоконтроля:

Как определяются стадии управленческого цикла.

Какие теоретические подходы определяют эффективность государственного управления.

Как определяются показатели эффективности государственного управления?

 

Тема 10. Административная реформа в Российской Федерации

При изучении данной темы необходимо обратить внимание натеорию административной реформ.

Вопросы для самоконтроля:

Какие цели и задачи административной реформы?

Почему необходимо учитывать зарубежный опыт проведения административной реформы.

В чем причины провала проведения административной реформы в Российской Федерации в 1990-х годах?

Какие факторы стали решающими при проведении административной реформы в 2000- х годах?

 

Тема 11. Взаимодействие государственного управления с местным самоуправлением

При изучении данной темы необходимо обратить внимание наорганизацию взаимодействия органов государственного управления и органов муниципального управления.

Вопросы для самоконтроля:

Какие функции и на каких условиях органам местного самоуправления передаются отдельные государственные полномочия?

Как осуществляется контроль органов местного самоуправления со стороны государства?

Какие законодательные акты федеральных органов государственной власти регулируют систему местного самоуправления?

 

Тема 12. Информационное обеспечение процесса государственного управления.

При изучении данной темы необходимо обратить внимание натребования информационного обеспечения процесса государственного управления и использование информационных технологий в управлении.

Вопросы для самоконтроля:

В чем суть теории информационного общества?

Взаимосвязь информационных систем и системы государственного управления.

Какие виды информационных технологий наиболее востребованы в управлении с точки зрения системного подхода?

В чем суть программы «электронное правительство»

Потребность и важность прозрачности и доступности государственных услуг в электронной форме.

 

Тема 13. Взаимодействие органов государственной власти с бизнес-структурами

При изучении данной темы необходимо обратить внимание наформы и факторывзаимодействия органов государственной власти и бизнеса.

Вопросы для самоконтроля:

Потребность и условия ограничения взаимодействия власти и бизнеса.

Какие существуют возможности влияния власти на бизнес?

Какие существуют возможности влияние бизнеса на власть?

Что такое лоббирование?

 

Тема 14. Система местного самоуправления и муниципального управления

При изучении данной темы необходимо обратить внимание напонятие и сорганизацию местного самоуправления и муниципального управления.

Вопросы для самоконтроля:

Роль и организация местного самоуправления.

Особенности правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации.

Система местного самоуправления как совокупность форм прямой и представительной демократии.

Значение устава муниципальном образования.

Система органов местного самоуправления в муниципальном образовании.

Как формируется система муниципального управления?

 

Тема 15. Местное самоуправление в России и Европе: тенденции и противоречия

При изучении данной темы необходимо обратить внимание навзаимосвязь организации местного самоуправления в России и Европе на основе Европейской Хартии местного самоуправления.

Вопросы для самоконтроля:

Значение Европейской Хартии местного самоуправления как международно-правовой основы местного самоуправления в странах Европы и России.

В чем отличие англо-саксонской муниципальной системы и континентальной модели.

К какой модели относится российское местное самоуправление?

 

Тема 16. Структура и организационно-правовые основы деятельности органов местного самоуправления.

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на м ногообразие организационных форм осуществления местного самоуправления, соединение форм прямой и представительной модели местного самоуправления.

Вопросы для самоконтроля:

Три схемы организации местного самоуправления в РФ.

Как определяется муниципальное образование?

В чем различие поселенческих и территориальных форм муниципального образования?Перечислите основные функции местного самоуправления.

В чем отличие форм прямого волеизъявления граждан и других формы участия населения в осуществлении местного самоуправления?

Как формируются органы местного самоуправления?

 

Тема 17. Финансово-экономические основы местного самоуправления.

При изучении данной темы необходимо обратить внимание набюджетное и финансово-экономическое обеспечениеместного самоуправления.

Вопросы для самоконтроля:

Как функционирует финансовая система местного самоуправления.

Как утверждается муниципальный бюджет?

Какая структура муниципального бюджета?

Как определяется структура доходов и расходов муниципальных бюджетов?

Что такое коды бюджетной квалификации?Что входит в состав муниципальной собственности?

 

Тема 18. Система государственной и муниципальной службы

При изучении данной темы необходимо обратить внимание напринципы и правовую организациюгосударственной и муниципальной службы.

Вопросы для самоконтроля:

Как в законодательстве определяются основы государственной и муниципальной службы Российской Федерации?

государственной службы Российской Федерации.

Общее и отличное в государственной и муниципальной службе.

Как определяются должностные обязанности служащего?

Чем вызваны запреты и ограничения на государственной и муниципальной службе?

В чем смысл квалификационных требований к должностям гражданской службы и муниципальной службы?

Как определяются требования к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих?

 

Ин терактивные формы проведения практических (семинарских, лабораторных) занятий.

Проблемный семинар предполагает высокую активность участников и используется для совместного обсуждения поставленной проблемы, выработки общих решений или поиска новых идей.

Основное отличие проблемного семинара от проблемной лекции для студента: на семинаре от студента требуется не слушать, а говорить. Задача преподавателя – направлять дискуссию, задавать вопросы, предлагать разнообразные пути решения, способствовать оживленному и открытому обмену мнениями. Цель проблемного семинара – выявить как можно больше точек зрения и расширить горизонт мышления участников.

Мозговая атака или мозговой штурм – это метод коллективного генерирования идей и конструктивной их проработки для решения проблемы.

При мозговой атаке происходит разделение во времени трех этапов решения проблемы:

- сеанс спонтанной генерации идей;

- сеанс конструктивной критики и проработки предложенных идей с целью отбора наилучших;

- проектирование решений на основе отобранных идей.

 

Для успешного овладения знаниями и компетенциями, развивающимися в процессе обучения дисциплины, студенты выполняют следующую учебную деятельность: самостоятельно изучают теорию и фактические сведения о политических явлениях и процессах по темам лекций и семинарских занятий, выполняют домашние задания, пишут и защищают реферат. Самостоятельная работа студента по согласованию с преподавателем выполняется в виде: реферата, презентации, письменной самостоятельной работы.

Тематика практических заданий в рамках семинарских занятий

Решение тестового задания «Система объектно-субъектных связей власти и институтов гражданского общества». Обсуждение результатов.

Решение тестовых заданий: «Институциональная подсистема государственного управления» и «Нормативно-правовая подсистема государственного управления». Обсуждение результатов.

 

Творческая практическая работа

Тема «Административно-территориальная организация государственной власти в Российской Федерации». Публичная дискуссия «Федерализм в России: формальный или подлинный?». Построение системы «сдержек и противовесов на федеральном и региональном уровнях (работа в малых группах).

 

Решение тестовых заданий «Прогнозирование нормативного типа» и «Прогнозирование поискового типа». Деловая игра «Национальные проекты в действии: методы реализации в регионе (работа в малых группах).

Практическое занятие. Тема «Обеспечение инноваций – необходимое условие имиджа современного государственного руководителя». Деловая игра «Инновационный подход в решении демографической проблемы региона (работа в малых группах, моделирование деятельности Департаментов).

 

Практическое занятие. Тема «Взаимодействие государственного управления с местным самоуправлением»

Письменная самостоятельная работа по вариантам

Вариант 1. Какие меры ответственности предусматривает законодательство для органов и должностных лиц местного самоуправления?

Вариант 2. Опишите механизм передачи органам местного самоуправления государственных полномочий на конкретном примере.

 

Публичная дискуссия «Местное самоуправление в России: институт государства или составная часть гражданского общества?»

Практическое занятие. Тема «Информационное обеспечение процесса государственного управления» Деловая игра: «Создание информационного повода и построение информационной кампании в деятельности органов исполнительной власти региона» (работа в малых группах).

 

 

Темы рефератов (эссе)

 

1. Социальная рыночная экономика Л.Эрхарда: возможно ли повторение модели в России?
2. Как нам обустроить Россию (А.И.Солженицын): политическая наивность или несоответствие реальности преобразований гению писателя?
3. Реформа государственной службы: интересы и приоритеты
4. Идеи Ивана Ильина об особенностях российского государства и современность
5. Концепция «NPM – new public management (нового государственного управления)
6. Учредительная, избирательная и т.д. власть. Нужна ли она?
7. Назначение мэров: за и против.
8. Укрупнение регионов России: за и против.
9. Можно ли в России победить коррупцию?
10. Нужно ли России вступать в Евросоюз?
11. Нужно ли и на что тратить Стабфонд?
12. Нужно ли России сильное государство?
13. Суверенная демократия в России есть отступление от демократии 90-х годов?
14. Может ли политика быть нравственной?
15. Проблемы формирования правового государства в России
16. Проблемы демократизации в России: нужно ли нам копировать западную модель?
17. Местное самоуправление в России как проявление гражданского общества или как часть государства?
18. Проблемы реализации административной реформы в РФ
19. Современные проблемы взаимоотношений государственной власти и гражданского общества в России.
20. Проблемы российского федерализма: стоит ли возвращаться в унитарную государственность?
21. Общественная палата: нужна ли она?
22. Место и роль общественных организаций в системе государственного и муниципального управления: контроль, лоббизм или альтернативная власть?
23. Коррупция в системе государственной службы: историческое проклятие или проявление процесса утверждения капитализма?
24. Государство как субъект экономической деятельности: пределы вмешательства или возможности целенаправленной экономической политики?
25. Государственное управление в социальной сфере: путь к патернализму и иждивенчеству?
26. Различия между системами управления в государственном и частном секторе: управление или менеджмент?
27. Государственно-частное партнерство в РФ: стратегия партнерства государства и бизнеса или форма коррупции?

 

Тестовые задания.

Варианты предлагаемых тестов являются формой текущего контроля знаний студентов по наиболее значимым темам дисциплины. Помимо тестов, в которых предлагаются варианты ответов, ряд заданий представляют собой графические схемы, заполнение которых позволяет студентам и слушателям лучше закрепить пройденный на теоретических занятиях материал.

Тест № 1 «Государство как субъект управления общественными процессами»

Что нельзя отнести к признакам любого государства?

(отметьте один правильный ответ)

1. Территория  
2. Система разделения властей  
3. Правовая система  
4. Органы и учреждения, реализующие властные полномочия  

Укажите основной принцип закона Паркинсона

(отметьте один правильный ответ)

1. Сосредоточение любой управленческой структуры на самой себе  
2. Равноправие между субъектом и объектом управления  
3. Стремление любой управленческой системы к либерализации  

Что в демократической системе является естественным продолжением и дополнением государства?

(выберите наиболее емкий ответ)

1. Политические партии  
2. Гражданское общество  
3. Профсоюзы  

 

Для какого из пространств государства наиболее характерны такие составляющие как философия и религия?

(отметьте один правильный ответ)

1. Материальное пространство  
2. Пространство отношений  
3. Пространство социокультуры  
4. Физическое пространство  

 

Докажите, что в демократическом государстве разделение на субъект и объект управления во многом условно

 

Назовите известные Вам системные характеристики государства

(назовите не менее 3-х характеристик)

1.     2.     3.

Что относится как к внутренним, так и к внешним функциям государства?

(отметьте один правильный ответ)

1. Регулирование национальной экономики  
2. Управление социальной сферой  
3. Обеспечение национальной безопасности  
4. Идеологическое строительство  

 

Что не относится к горизонтальным связям в системе государственного управления?

(отметьте один правильный ответ)

1. Федеральное правительство – Федеральное Собрание  
2. Президент – глава Администрации Президента  
3. Администрация субъекта Федерации – законодательное собрание субъекта федерации  

 

Дайте определение понятию суверенитет

 

 

Какая форма правления характерна для современного российского государства? (отметьте один правильный ответ)

1. Республиканская  
2. Правовая  
3. Демократическая  
4. Социальная  

 

 

Тест № 2 «Системные характеристики государственного управления»

Вариант 1

Укажите структурные элементы институциональной подсистемы государственного управления в логической взаимосвязи

 
 

 

 


Вариант 2. Укажите структурные элементы нормативно-правовой подсистемы государственного управления в логической взаимосвязи

 

 


Тест № 3 «Древо» целей и функциональная структура государственного управления

(впишите цели государственного управления в логической взаимосвязи)

 

Тест № 4 «Градация целей государственного управления с учетом временного фактора»

 

Впишите отдалённую цель государственного управления

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.