Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экзаменационный билет № 10




 

Вопрос № 1. Судебная система Республики Беларусь.

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам.

Суды играют определяющую роль в системе защиты прав и свобод человека, что определено Конституцией. Согласно статье 60 Конституции каждому гарантируется право обращаться за защитой своих нрав и свобод в суд. С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда.

Кроме того, судами рассматриваются и иные правовые споры, в том числе вытекающие из хозяйственных отношений. В этой связи пункт 1 статьи 10 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г: № 218-3 (в ред. Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 г.) непосредственно установил, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, хозяйственный суд, третейский суд в соответствии с подведомственностью, установленной процессуальным законодательством, а в предусмотренных законодательством случаях - в соответствии с договором. Суды имеют важные полномочия и при рассмотрении споров между государственными органами, в том числе относящимися к различным ветвям власти. Посредством судебного преследования правонарушители привлекаются к уголовной и административной ответственности.

Правовую основу судоустройства и статуса судей в Республике Беларусь составляют Конституция, Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и иные законодательные акты Республики Беларусь.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства.

Судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями.

Судебную систему Республики Беларусь составляют:

Конституционный Суд Республики Беларусь - орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства;

хозяйственные суды, осуществляющие правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства.

Система общих и хозяйственных судов строится на принципах территориальности и специализации.

Образование чрезвычайных судов запрещается.

Систему общих судов составляют:

районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды; областные (Минский городской), Белорусский военный суды;

Верховный Суд Республики Беларусь.

В системе общих судов могут создаваться специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др.

Систему хозяйственных судов составляют:

хозяйственные суды областей (города Минска);

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.

В системе хозяйственных судов могут создаваться специализированные хозяйственные суды: по банкротству, земельные, налоговые и др.

Конституционный Суд Республики Беларусь призван обеспечивать верховенство Конституции и ее непосредственное действие на территории Республики Беларусь, соответствие нормативных правовых актов государственных органов Конституции, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении, решение других вопросов, предусмотренных Конституцией, Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и иными законодательными актами.

Общие и хозяйственные суды в Республике Беларусь призваны защищать гарантированные Конституцией и иными актами законодательства личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права организаций, а также обеспечивать правильное применение законодательства при осуществлении правосудия, способствовать укреплению законности и предупреждению правонарушений.

Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов.

Согласно статье 110 Конституции судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.

Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

Правосудие в Республике Беларусь осуществляется на основе равенства граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, организаций перед законом и судом.

Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе.

Разбирательство дел во всех судах открытое.

Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законодательством, с соблюдением всех правил судопроизводства.

Если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу и несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным.

Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законодательными актами случаях – единолично судьей.

Судьи не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской.

Основания для избрания (назначения) судей на должности и их освобождения предусматриваются законом.

Согласно статье 84 Конституции Президент Республики Беларусь с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов, судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда. Кроме того, Президент назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей. При этом Глава государства вправе принимать решения об освобождении судей от должности.

С учетом норм международного права и сложившихся при регулировании хозяйственных отношений общеевропейских правовых традиций в Республике Беларусь также допускается возможность создания третейских судов. В настоящее время их деятельность преимущественно регламентируется Законом Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 279-3 «О международном арбитражном (третейском) суде» (в ред. Закона Республики Беларусь от 27.12.1999 г.), приложением 3 «Положение о третейском суде» к Гражданскому процессуальному кодексу Республики Беларусь от 11 января 1999 г. № 238-3 (в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 г (далее гражданский процессуальный кодекс). Так, согласно названному Положению граждане, граждане и юридические лица могут передать любой возникший между ними гражданско-правовой спор на рассмотрение третейского суда; иные споры, в том числе вытекающие из трудовых и семейных отношений, не могут быть предметом рассмотрения третейского суда. Судьи в данных судах избираются участниками спора. Решение третейского суда, не исполненное добровольно, может быть приведено в исполнение принудительно на основании исполнительного листа, выдаваемого районным (городским) судом.

 

Вопрос № 2. Права и обязанности государственного служащего. Ограничения, связанные с государственной службой.

Государственный служащий имеет право на:

письменное закрепление своих служебных обязанностей и создание надлежащих условий для их исполнения;

принятие решений или участие в их подготовке в соответствии со служебными обязанностями;

посещение в установленном порядке для исполнения служебных обязанностей государственных органов, иных организаций;

получение в установленном порядке от граждан, государственных органов, иных организаций информации и других материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей;

повышение квалификации и переподготовку за счет средств существующего бюджета или иных предусмотренных законодательством источников финансирования;

повышение в должности, классе государственного служащего;

заработную плату и дополнительное стимулирование труда в порядке, определяемом Законом о государственной службе, иными законодательными актами;

участие в конкурсе на занятие вакантной государственной должности;

публикации и выступления, связанные с исполнением служебных обязанностей, в порядке и на условиях, установленных Законом о государственной службе и иными актами законодательства;

ознакомление с материалами своего личного дела и другими документами перед внесением их в личное дело, приобщение к делу своих письменных обязанностей;

проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан;

отказ от выполнения поручения, если оно противоречит законодательству;

свободу объединений, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь;

здоровые и безопасные условия труда;

отставку по основаниям, предусмотренным Законом о государственной службе;

государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение.

Государственный служащий имеет и иные права, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Государственный служащий вправе обратиться в вышестоящие государственные органы и (или) суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам поступления на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность, дисциплинарной или материальной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты, освобождения от занимаемой должности (увольнения), в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Государственный служащий обязан:

поддерживать конституционный строй Республики Беларусь, обеспечивать неукоснительное соблюдение норм Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства;

исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством;

соблюдать ограничения, связанные с государственной службой, установленные Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами;

обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц;

исполнять в установленном законодательством порядке приказы, распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции;

соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики;

не допускать действий и поступков, порочащих государственную службу и несовместимых с занятием государственной должности;

соблюдать установленные в государственном органе регламент, правила внутреннего трудового распорядка, должностные положения и инструкции, порядок работы со служебной информацией;

в пределах своих должностных полномочий своевременно и объективно рассматривать обращения граждан и юридических лиц и разрешать их в порядке, установленном законодательством;

сохранять, не распространять доверенные ему государственные секреты, в том числе после прекращения государственной службы в течение срока, установленного законодательством;

не разглашать полученные при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них представления таких сведений, (а исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

поддерживать необходимый уровень квалификации для эффективного исполнения своих служебных обязанностей.

Законодательными актами могут быть установлены иные обязанности государственного служащего.

Конкретные обязанности государственных служащих определяются па основе соответствующих квалификационных характеристик и скрепляются в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями государственных органов в пределах их компетенции, если иное не предусмотрено законодательными актами.

В Законе о государственной службе четко определены ограничения, связанные с государственной службой. Государственный служащий не вправе:

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное Положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему;

принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами;

принимать участие в забастовках;

заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемой в порядке и на условиях, установленных законодательством;

выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях, в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде;

использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы;

принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду в виде услуги в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. Полученные государственными служащими при проведении протокольных и иных официальных мероприятии сувениры, стоимость которых превышает пять базовых величин, передаются в доход государства по решению комиссии, создаваемой руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность;

использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну;

иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах и иных предусмотренных законодательством случаев;

принимать без согласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранных государств.

Законодательными актами могут быть установлены иные ограничения, связанные с государственной службой.

Государственный служащий обязан передать в установленном законодательством порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Государственный служащий, нарушивший эти требования, подлежит освобождению от занимаемой должности.

Гражданин Республики Беларусь при поступлении на государственную службу, а государственный служащий при занятии другой государственной должности обязаны в установленном законодательством порядке представить в соответствующий государственный орган декларацию о доходах и имуществе.

Вопрос № 3. Конкурс на занятие государственной должности: порядок организации и проведения.

Занятие государственной должности может осуществляться на конкурсной основе.

Порядок проведения конкурса на занятие государственной должности определен в Законе Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-3 «О государственной службе в Республике Беларусь» (в ред. Закона Республики Беларусь 02.06.2009 г.) (далее - Закон о государственной службе).

Конкурс проводится соответствующим государственным органом, имеющим вакантные должности. Конкурс может быть открытым или закрытым.

Открытый конкурс проводится после опубликования объявления о проведении конкурса в официальных изданиях республиканских средств массовой информации. В открытом конкурсе имеют право принять участие все граждане Республики Беларусь, соответствующие квалификационным требованиям, предъявляемым при поступлении на государственную службу.

Закрытый конкурс проводится среди состоящих в резерве кадров государственных служащих.

Каждому участнику конкурса сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение одного месяца со дня его завершения.

Решение конкурсной комиссии является основанием для занятия государственной должности либо отказа в приеме на такую должность.

Участники конкурса, не получившие положительного заключения конкурсной комиссии, но рекомендованные ею для государственной службы, могут быть зачислены в кадровый резерв, формируемый кадровой службой соответствующего государственного органа.

Положение о проведении конкурса утверждается Правительством Республики Беларусь.

Конкурсная же система замещения должностей предоставляет право выдвижения кандидатур лишь тем, кто лично претендует на замещение вакантной должности. Результаты конкурса (назначение на должность) оформляются юридическим актом (приказом, реше­нием, постановлением), издаваемым должностным лицом или органом, объявившим конкурс. Закон о государственной службе предусматри­вает, что занятие государственной должности может осуществляться на конкурсной основе. При этом Закон о государственной службе устанавливает не обязанность, а только возможность государственного органа проводить конкурс.

Конкурс - это особая процедура подбора кадров на вакантные государственные должности в соответствии с решением государствен­ной конкурсной комиссии.

Порядок и условия проведения конкурса установлены Положением о проведении конкурса на занятие государственной должности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 сентября 2003 г. № 1221 «Об утверждении Положения о проведении конкурса на занятие государственной должности» (в ред. постановления Совмина от 10.10.2008 г.). В Положении указано, что конкурс проводится в целях привлечения и отбора кадров на работу в государственные органы.

Конкурс может объявляться только на вакантную должность и при отсутствии резерва кадров для ее занятия. Вакантной должностью в государственном органе признается не замещенная государствен­ными служащими должность, предусмотренная в штатном расписа­нии государственного органа. Конкурс не проводится на должности временно отсутствующих работников по болезни, находящихся в отпуске, направленных для подготовки, переподготовки и повышения квалификации с отрывом от работы.

Выпускники учреждений образования, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования, направленные на работу в государственные органы по договорам (заявкам), замещают вакантные должности без конкурса.

Участвовать в конкурсе на замещение должностей могут граждане Республики Беларусь не моложе 18 лет, отвечающие требованиям, установленным законодательством для поступления на государственную службу, и имеющие образование, специальность, квалификацию, соответствующие профилю предполагаемой деятельности, опыт практической работы и другие качества, позволяющие успешно исполнять возложенные на них обязанности.

Решение о проведении конкурса, форме и сроках проведения конкурса, об установлении перечня должностей, подлежащих занятию посредством конкурса, принимает руководитель государственного органа, наделенный правом приема и увольнения работников.

Организация и проведение конкурса возлагается на кадровые службы и конкурсную комиссию, создаваемую решением (приказом) руководителя государственного органа.

Перед проведением открытого конкурса в официальных изданиях республиканских средств массовой информации публикуется объявление о проведении конкурса на занятие вакантной должности и приеме документов для участия в конкурсе. В объявлении о приеме документов для участия в конкурсе указываются наименование вакантной должности, квалификационные требования, предъявляемые к лицу, претендующему на занятие государственной должности, и условия проведения конкурса. Требования к кандидатам на вакантные должности вырабатываются на основании Квалификационного справочника должностей государственных служащих.

Конкурсная комиссия создается на основании приказа руководителя государственного органа.

Лица, желающие участвовать в конкурсе на замещение должности, подают заявление на имя руководителя государственного органа и прилагают к нему требуемые документы.

При оценке деловых, профессиональных и личностных качеств кандидата конкурсная комиссия должна исходить из соответствующих квалификационных требований, предъявляемых к государственной должности, и требований должностной инструкции.

Члены конкурсной комиссии, например, в ходе собеседования выясняют уровень профессиональной компетентности, знания конкурсантов в сфере предстоящей деятельности, умение общаться с людьми и т. д. Конкурсантам могут быть предложены практические задания по анализу какой-нибудь профессиональной проблемы, определенного направления деятельности. Характер заданий определя­ется уровнем и значимостью вакантной должности. Для проверки и уточнения различных качеств конкурсантов могут использоваться тесты. При этом тесты и практические задания утверждаются конкурсной комиссией.

Заседание конкурсной комиссии является правомочным, если па нем присутствует не менее двух третей ее состава. Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие участников конкурса. Конкурсная комиссия по результатам обсуждения каждого из канди­датов, участвующих в конкурсе, проводит тайное голосование. Решение принимается простым большинством голосов от числа ее членов, присутствующих на заседании.

Вопрос № 4. Этноконфессиональная политика Республики Беларусь.

Основы этноконфессиональной политики Республики Беларусь закреплены в статьях 31 и 50 Конституции Республики Беларусь, Законе Республики Беларусь от 11 ноября 1992 г. № 1926-ХИ «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» (в ред. Закона Республики Беларусь от 07.05.2007 г.) (далее - Закон «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь»), Законе Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. № 2054-ХН «О свободе совести и религиозных организациях» (в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 г.) (далее - Закон «О свободе совести и религиозных организациях»),

В указанных законодательных актах говорится, что каждый гражданин имеет право сохранять свою национальную принадлежность, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону. Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует свободу выбора языка воспитания детей и общения. Эти положения конкретизируются в Законе «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь», который устанавливает ряд прав, связанных с культурными особенностями различных этнических групп:

право на получение помощи со стороны государства в деле развития национальной культуры и образования;

право на установление культурных связей с соотечественниками за рубежом;

право на сохранение своего историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культуры, в том числе профессионального и самодеятельного искусства;

право на учреждение средств массовой информации, издательскую деятельность, а также на получение, хранение и распространение информации на родном языке.

В Законе «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» устанавливается право общественных объединений нацменьшинств на создание культурно-просветительских учреждений. Подготовка специалистов для обеспечения интересов этнических групп в области образования и культуры осуществляется госучреждениями образования.

В настоящее время подавляющее большинство населения республики (более 80 %) относит себя к белорусам. Наиболее заметные этнические группы в белорусском обществе: русские (великороссы) - около 12 %, украинцы - 2,5 %, поляки - около 5 %, евреи - 0,3 %. Всего же в республике проживает около 150 различных народов и этносов.

Взаимоотношения государства и церкви в Республике Беларусь строятся по модели светского государства, на основе принципа отделения церкви от государства. Это означает, что церковь является социальной организацией, не имеющей никаких государственных функций, а государство не вмешивается во внутрицерковные дела. Данный принцип, тем не менее, не исключает взаимодействия государства и церкви в решении общественно важных проблем.

Конституция запрещает установление идеологии религиозных объединений в качестве обязательной для граждан, гарантирует равенство религий и вероисповеданий перед законом, гарантирует право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии. В ней определяется также, что взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

В стране действует также принцип свободы совести. Национальная система образования не преследует цели формирования у обучаемых того или иного отношения к религии. Все эти положения и предопределяют светский характер белорусского государства.

В настоящее время конфессиональная картина в нашей стране крайне неоднородна. Поданным исследований, проведенных белорусскими социологами, верующими считают себя около половины взрослого населения Беларуси.

Среди верующих более 80 % православных; более 10 % католиков; почти 2 % протестантов; 0,2 % мусульман; 0,2 % иудеев; около 1 % исповедуют другие религии.

Конфессиональная политика белорусского государства направлена па практическую реализацию соответствующих конституционных установлений. Весь комплекс связанных с этим вопросов регулируется Законом «О свободе совести и религиозных организациях». Данный правовой акт упорядочивает деятельность религиозных организаций, от регистрации до приостановления и ликвидации. Однако главное в нем - обеспечение и гарантирование права граждан на свободу совести и вероисповедания, на социальную справедливость, равенство, защиту прав и интересов независимо от отношения к религии и религиозной принадлежности, на свободу объединения и религиозные организации. Закон «О свободе совести и религиозных организациях» направлен также на неукоснительное обеспечение юридического равенства всех конфессий и религиозных организаций.

В полном соответствии с Конституцией Республики Беларусь Закон «О свободе совести и религиозных организациях» исходит из права государства выбирать себе среди религиозных организаций партнеров для сотрудничества. Это соответствует и европейской правовой традиции, согласно которой государство выделяет исторически традиционные для данной страны конфессии и оговаривает право государства на преимущественное сотрудничество именно с ними. На протяжении последних лет в Республике Беларусь реализуется соглашение («конкордат») между государством и Православной церковью. Цель документа - создать организационно-правовые формы взаимодействия для совместной реализации ряда социальных проектов (помощь лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, профилактика детской преступности, наркомании и алкоголизма, патриотическое воспитание молодежи и т. д.).

Следует отметить особенности преамбулы Закона «О свободе совести и религиозных организациях». В ней признается определяющая роль Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Это значит, что православие признано в качестве главного фактора, предопределившего социокультурную идентичность белорусского общества. В преамбуле отмечается также духовная, культурная и историческая роль Католической церкви на территории Беларуси. Эти положения указывают на приоритетное значение данных конфессий в качестве партнеров государства по решению общественно значимых проблем. Закон признает неотделимость от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама. Это, конечно, не ранжирование конфессий, а констатация степени их влияния на формирование социокультурных идеалов и ценностей белорусского народа. Что касается юридических аспектов содержания Закона, то они свидетельствуют о том, что названные конфессии никаких преимуществ ни друг перед другом, ни перед иными вероисповеданиями не имеют.

Таким образом, рассмотренные положения государственной этноконфессиональной политики Республики Беларусь продолжают свойственные белорусам традиции веротерпимости, свободолюбия и толерантности. Эти положения (принципы) позволяют обеспечивать в целом бесконфликтный характер религиозной жизни в многоконфессиональной стране.

Вопрос № 5. Инвестиционная политика Республики Беларусь: понятие и виды инвестиций. Важнейшие направления инвестиционной политики Республики Беларусь.

Инвестиции - это финансовые, материальные ресурсы и другие имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается экономический, социальный или экологический эффект.

Они могут быть в виде денежных средств, банковских вкладов, паев, акций, ценных бумаг, технологий, машин, оборудования, лицензий, патентов, кредитов, а также имущественных и неимущественных прав, включая интеллектуальную собственность. Оцениваются и инвестиции, как правило, в денежной форме. Одним из видов инвестиций, направляемых в создание и воспроизводство основных фондов, являются капитальные вложения.

В составе инвестиций выделяют иностранные инвестиции, осуществляемые инвестором, вкладывающим капитал из-за рубежа.

Вложение инвестиций (инвестирование) в совокупности с практическими действиями по их реализации, осуществляемые государством, и юридическими или физическими лицами и направленные на расширенное воспроизводство основного и оборотного капитала, называются инвестиционной деятельностью.

Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет:

собственных финансовых ресурсов (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и др.);

заемных финансовых средств (займы, банковские и бюджетные кредиты);

привлеченных финансовых средств (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы);

бюджетных инвестиционных ассигнований;

средств от благотворительных мероприятий, денежных средств населения.

Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется преимущественно за счет:

собственных финансовых ресурсов предприятий; заемных финансовых средств; привлеченных финансовых средств; бюджетных инвестиционных ассигнований; денежных средств населения;

капитала иностранных инвесторов.

В системе государственного регулирования инвестиционной деятельности отправным началом является государственная инвестиционная политика, определяющая цели, направления развития и меры государственного вмешательства, обеспечивающие повышение инвестиционной активности и эффективности использования инвестиционных ресурсов, формирование в стране благоприятного инвестиционного климата, расширение неинфляционных источников финансирования, создание единых стандартов обоснования и оценки эффективности инвестиций.

Инвестиционная политика является частью государственной экономической политики и формируется на каждый этап экономического развития исходя из особенностей, состояния и тенденций развития национальной экономики с учетом целевых установок социально-экономического развития страны.

Стратегическая цель инвестиционной политики Республики Беларусь состоит в мобилизации и эффективном использовании инвестиционных ресурсов для реализации общегосударственных приоритетов и перестройки экономики в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.

Приоритетом инвестиционной политики является привлечение инвестиционных ресурсов в производственную сферу и сосредоточение их на реализации инвестиционных проектов с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности.

В сельском хозяйстве инвестиционные ресурсы направляются на развитие агрогородков, создание высокоэффективных и экологически чистых технологий производства продуктов питания, реконструкцию и модернизацию предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья с использованием современных технологий.

В строительном комплексе инвестиции, в первую очередь, направляются в экспортоориентированные и импортозамещающие производства, в жилищное строительство, а также на разработку и внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий; на транспорте - на обновление основных средств. Наиболее эффективным объектом размещения инвестиционных ресурсов является интеллектуальный капитал.

В социальной сфере государственное финансирование инвестиций сохранит преемственность и будет направлено на развитие ее материально-технической базы, не имеющей альтернативных источников финансирования, на развитие объектов социальной инфраструктуры.

образование, здравоохранение, культуру, социальную защиту, спорт, туризм и др.; природоохранные мероприятия и создание условий для безопасной жизнедеятельности; модернизацию коммунальной инфраструктуры на основе современных энергосберегающих технологийс улучшением качества предоставляемых услуг; транспортной инфраструктуры. При этом будет обеспечиваться четкое разграничение инвестиционных обязательств государства между органами исполнительной власти республики и регионов. Доля инвестиций изреспубликанского бюджета постепенно будет уменьшаться.

Кчислу приоритетных направлений инвестирования в текущей пятилетке относятся объекты инфраструктуры прогрессивных видов услуг: телекоммуникационных, информационных, консалтинговых, страховых, финансовых и др.

В современных условиях активизация инвестиционной деятельности государства должна основываться на использовании инструментов частно-государственного партнерства, лизинговой деятельности, на новых для Беларуси формах инвестирования: строительных сбережениях, ипотечном кредитовании, облигационных займах и т. п.

В целом инвестиционная деятельность в республике осуществляется на основе Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г. и в соответствии с государственными инвестиционными программами, проектамипривлечения иностранных инвестиций для развития малого бизнеса, а также программами, реализуемыми в инвестиционной» сфере международными фондами и организациями.

Вопрос № 6. Порядок оформления документов (визирование, согласование, подписание и утверждение).

Соблюдение всех требований к оформлению документов, а также некоторых иных условий обеспечивает юридическую силу документа - свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком его оформления.

Подписание документа придает ему юридическую силу и исключает внесение изменений в данный документ. Для внесения требуемых изменений и дополнений готовится новый документ.

Подписание оформляется реквизитом «Подпись» (представляет собой наименование должности лица, подписывающего документ, его собственноручную подпись и ее расшифровку (инициалы и фамилия без пробела между ними)).

Наименование должности в данном реквизите может быть 3 видов: полное, если документ оформлен не на бланке документа (директор Института управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь), видовое (директор института) или сокращенное (директор) - на документе, оформленном на бланке.

Расшифровку подписи в реквизите «Подпись» печатают на уровне последней строки наименования должности на расстоянии 12 см от левого поля без пробела между инициалами и фамилией.

При подписании документа несколькими должностными лицами их подписи располагают одну под другой (с межстрочным 1,5-2 интервалом) в последовательности, соответствующей занимаемой должности. При подписании документа несколькими лицами равных должностей их подписи располагают на одном уровне по горизонтали. В документах, составленных комиссией, указывают не должности лиц, подписывающих документ, а их обязанности в составе комиссии в соответствии с распределением.

Документ может быть подписан исполняющим обязанности должностного лица с обязательным условием указания фактической должности и расшифровки подписи лица, исполняющего обязанности. При этом не допускается ставить предлог «За», надпись от руки «Зам.» или косую черту перед наименованием должности.

Внешнее согласование (с иными организациями и их должностными лицами) оформляется с помощью реквизита «Гриф согласования», который оформляется на последнем листе документа ниже реквизита «Подпись» или на отдельном листе - листе согласования. Состоит из слова «СОГЛАСОВАНО» (печатается прописными буквами, без кавычек), должности лица, с которым согласовывается документ (включая наименование организации), личной подписи, расшифровки подписи (инициалов, фамилии) и даты согласования.

Если грифов согласования несколько, они оформляются по два и располагаются на одном уровне по горизонтали.

Внутреннее согласование (внутри организации-автора документа) оформляют с помощью реквизита «Визы», который располагают на последнем листе документа ниже реквизита «Подпись», а если он не помещается, то на отдельном листе - листе согласования, или на обратной стороне последнего листа документа.

Проставляют реквизит на остающемся в организации экземпляре документа, чаще всего, на втором экземпляре (актуально для исходящих документов). Виза состоит из наименования должности визирующего, его личной подписи, ее расшифровки и даты.

Утверждение документа (придание нормативного или правового характера содержанию документа) оформляется с помощью реквизита «Гриф утверждения».

Как правило, документ утверждается в следующих случаях:

1)если документ подписан должностным лицом, не имеющим достаточных, полномочий для того, чтобы положения документа стали обязательными для исполнения всеми без исключения лицами, указанными в документе;

2) в специально оговоренных регламентом работы с документами
или табеле унифицированных форм документов случаях;

3) если этот документ - организационный.

Утверждаемый должностным лицом документ должен иметь проставленный реквизит «Подпись».

Документ утверждается должностным лицом (должностными лицами), коллегиальным органом или специально издаваемым документом. При утверждении документа должностным лицом гриф утверждения документа должен состоять из слова «УТВЕРЖДАЮ» (без кавычек прописными буквами), наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения. При утверждении документа коллегиальными органами, постановлением, решением, приказом, протоколом гриф утверждения состоит из слова «УТВЕРЖДЕНО» без кавычек (УТВЕРЖДЕН, УТВЕРЖДЕНА, УТВЕРЖДЕНЫ), наименования утверждающего документа в именительном падеже, его даты и номера.

Гриф утверждения документа располагают в правом верхнем углу документа на расстоянии 10 см от левого поля.

К примеру, порядок оформления указанными процедурами проекта организационного документа будет следующим: составление и оформление проекта документа; подписание документа руководителем структурного подразделения; визирование или согласование документа (при необходимости); утверждение документа; регистрация документа.

Вопрос № 7. Подозреваемый (статья 40 УПК Республики Беларусь).

 

Статья 40 УПК. Подозреваемый

 

1. Подозреваемым является физическое лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, либо лицо, в отношении которого органом уголовного преследования возбуждено уголовное дело или вынесено постановление о:

1) применении меры пресечения до вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого;

2) признании подозреваемым.

2. Орган уголовного преследования не вправе удерживать задержанного в положении подозреваемого свыше 72 часов, а лицо, к которому применена мера пресечения, - свыше десяти суток с момента объявления подозреваемому постановления о применении меры пресечения, включая срок задержания.

3. К моменту истечения сроков, установленных частью второй настоящей статьи, орган уголовного преследования обязан освободить подозреваемого из-под стражи, отменить примененную в отношении его меру пресечения либо вынести постановление о привлечении его в качестве обвиняемого.

4. Орган уголовного преследования, суд обязаны освободить подозреваемого из-под стражи и отменить примененную в отношении его меру пресечения до истечения сроков, установленных частью второй настоящей статьи, в случае признания подозрения необоснованным.

5. Лицо перестает пребывать в положении подозреваемого с момента вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого либо о прекращении уголовного преследования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.147 сек.