Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экзаменационный билет № 14




 

Вопрос № 1. Финансово-кредитная система Республики Беларусь. Роль Национального банка Республики Беларусь в регулировании финансово-кредитных отношений.

На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.

Согласно статье 132 Конституции финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, организаций и граждан.

Бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты.

Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом (в настоящее время это Налоговый кодекс Республики Беларусь), других обязательных платежей, а также иных поступлений.

Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью.

Порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов определяется Бюджетным кодексом Республики Беларусь 16 июля 2008 г. № 412-3 (в ред. Закона Республики Беларусь от 29.12.2009 г.) (далее – Банковский кодекс). В соответствии с ним в Республике Беларусь могут также создаваться внебюджетные фонды.

Отчет об исполнении республиканского бюджета представляется на рассмотрение Парламента не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года. Отчеты об исполнении местных бюджетов подаются на рассмотрение соответствующих Советов депутатов в определенный законодательством срок. Отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов публикуются.

Банковская система Республики Беларусь – составная часть финансово-кредитной системы Республики Беларусь. В соответствии со статьей 136 Конституции банковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков (является двухуровневой).

Национальный банк является центральным банком и государственным органом Республики Беларусь. Национальный банк регулирует кредитные отношения и денежное обращение, определяет порядок расчетов. Национальный банк обладает исключительным правом эмиссии денег и выполняет иные функции, предусмотренные Банковским кодексом и иными законодательными актами.

Основными целями деятельности Национального банка являются:

защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля;

развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. Получение прибыли не является основной цепью деятельности Национального банка.

Национальный банк выполняет следующие функции:

разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь;

осуществляет эмиссию денег;

регулирует денежное обращение;

регулирует кредитные отношения;

организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;

является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;

осуществляет валютное регулирование;

организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки и небанковские кредитно-финансовые организации;

выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

выполняет функции финансового агента Правительства и местных органов управления по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов и консультирует их по этим вопросам;

осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

осуществляет лицензирование банковской деятельности;

регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и проводит надзор за ней;

устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций;

устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций требования по осуществлению ими операций с форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными финансовыми инструментами срочного рынка;

осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью в банковской системе, разрабатывает и утверждает методики бухгалтерского учета и финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций порядок составления статистической отчетности;

разрабатывает национальные стандарты финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и осуществляет методологическое руководство ведением в них бухгалтерского учета и отчетности;

определяет порядок проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах;

организует составление платежного баланса Республики Беларусь, включая международную инвестиционную позицию Республики Беларусь, и принимает участие в его разработке;

создает золотовалютные резервы по согласованию с Президентом Республики Беларусь и управляет ими в пределах своей компетенции;

формирует золотой запас Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь и осуществляет оперативное управление им в пределах своей компетенции;

осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информационных ресурсов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях;

проводит анализ и прогнозирование состояния денежно-кредитных отношений, отношений в области валютного регулирования и валютного контроля, платежного баланса Республики Беларусь и банковской системы во взаимосвязи с социально-экономическим развитием Республики Беларусь, публикует соответствующие статистические данные и материалы анализа и прогнозирования в периодическом печатном издании Национального банка;

выполняет другие функции, предусмотренные Банковским кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Национальный банк совместно с Правительством ежегодно до 1 октября представляет Главе государства Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год включают в себя:

краткую характеристику состояния экономики Республики Беларусь; важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год, в том числе прогноз основных показателей платежного баланса Республики Беларусь на очередной год;

основные параметры и инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год;

оценку и анализ выполнения основных параметров и инструментов денежно-кредитной политики Республики Беларусь в текущем году;

мероприятия Национального банка на очередной год по совершенствованию банковской системы Республики Беларусь, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы Республики Беларусь.

Национальный банк ежеквартально информирует Главу государства и Правительство об объеме эмиссии денег и выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Национальный банк и Правительство информируют друг друга об имеющих общегосударственное значение планируемых действиях, координируют свою деятельность, проводят регулярные взаимные консультации.

Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь о размерах золотовалютных резервов, создаваемых в соответствии с целями и задачами, определяемыми в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.

Высшим органом управления Национального банка является Правление Национального банка – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национальною банка и осуществляющий руководство и управление им.

Количественный состав Правления Национального банка определяется Главой государства, который также назначает членов Правления.

Компетенция Правления Национального банка, иные вопросы деятельности Национального банка определяются его Уставом, утверждаемым Главой государства, и иными актами законодательства.

Вопрос № 2. Ответственность государственного служащего за нарушение законодательства о государственной службе.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине государственного служащего возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение трудовой и исполнительской дисциплины, а равно за несоблюдение установленных Законом о государственной службе и иными законодательными актами ограничений, связанных с государственной службой, государственный служащий несет дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей к государственным служащим могут применяться следующие меры дисциплинарного взыскания:

замечание;

выговор;

предупреждение о неполном служебном соответствии;

понижение в классе государственного служащего на срок до шести месяцев;

увольнение с занимаемой должности в соответствии с Законом о государственной службе, законодательством о труде и иными законодательными актами.

К государственным служащим могут применяться и иные меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные законодательством.

Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю соответствующего государственного органа. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая служба и поведение государственного служащего на государственной службе.

Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий, органы, руководители, правомочные применять дисциплинарные взыскания, порядок обжалования, снятия и погашения дисциплинарных взысканий определяются законодательством о труде и иными актами законодательства.

Основания, порядок и особенности привлечения к дисциплинарной ответственности судей, прокурорских работников, работников таможенных органов устанавливаются законодательством.

Государственный служащий несет ответственность за неправомерность своих действий. В случае сомнения в правомерности полученных для исполнения приказа, распоряжения государственный служащий должен незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему приказ, распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший приказ, распоряжение, в письменной форме подтверждают указанные приказ, распоряжение, государственный служащий обязан их исполнить, за исключением случаев, когда их исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием.

Ответственность за последствия исполнения государственным служащим неправомерных приказа, распоряжения несет подтвердивший эти приказ, распоряжение руководитель.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. В то же время к государственным служащим, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания, могут быть применены дополнительные меры правового воздействия: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и иные меры.

Если после применения дисциплинарного взыскания служащий продолжает не выполнять возложенные на него обязанности, то возможно применение к нему нового дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание оформляется приказом (распоряжением), постановлением государственного органа. Приказ (распоряжение), постановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов объявляется государственному служащему под роспись в пятидневный срок.

Государственный служащий, не ознакомленный с приказом (распоряжением), постановлением о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Отказ от ознакомления с приказом (распоряжением), постановлением оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни государственного служащего и (или) пребывания его в отпуске. Отсутствие на работе по другим основаниям (нахождение в командировке, направление для повышения квалификации) не прерывает течение месячного срока для наложения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в установленном порядке. Согласно Закону о государственной службе государственный служащий вправе обратиться в вышестоящие государственные органы и (или) в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам поступления на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность, дисциплинарной или материальной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты, освобождения от занимаемой должности (увольнения), в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Орган, рассматривающий трудовой спор (вышестоящий государственный орган или суд), с учетом степени вины государственного служащего, соответствия дисциплинарного взыскания тяжести дисциплинарного проступка, обстоятельств, при которых проступок совершен, предшествующего поведения государственного служащего и его отношения к выполнению служебных обязанностей вправе отменить дисциплинарное взыскание.

Вопрос № 3. Организация работы с обращениями граждан и юридических лиц.

В нашей стране интересы государства находятся в неразрывной связи с интересами общества, а работа всех государственных органов направлена прежде всего на максимальное удовлетворение потребностей различных групп населения, конкретного гражданина. Поэтому в процессе дебюрократизации государственного аппарата особое внимание уделяется вопросам совершенствования белорусского законодательства, способствующего не только установлению справедливого баланса между публичными и частными интересами, но и более эффективной реализации гражданами своих прав и законных интересов. В первую очередь, это касается совершен­ствования правовой основы реализации принципа «одно окно».

Организацию работы с обращениями граждан определяет Закон Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. № 407-ХШ «Об обращениях граждан» (в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 г.) (далее - Закон об обращениях граждан). Данный закон направлен на правовое регулирование обращений граждан с индивидуальными и коллектив­ными предложениями, заявлениями и жалобами в государственные органы, а также рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан.

Граждане Республики Беларусь имеют право на обращение в государственные органы, иные организации (к должностным лицам). Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Беларусь, пользуются правом на обращение наравне с гражданами Республики Беларусь в пределах их прав и свобод, установленных законодательством Республики Беларусь.

Граждане вправе обратиться в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу) лично либо через своего представителя. Обращения от имени недееспособных граждан направляются их законными представителями.

Право на обращение реализуется гражданами добровольно.

Осуществление гражданами их права на обращение не должно нарушать права, свободы и (или) законные интересы других лиц.

Ограничение прав граждан либо получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, религии, убеждений, социального происхождения, имущественного или иного положения при обращении в государственные органы, иные организации (к должностным лицам) запрещается.

Не допускается ущемление прав, свобод и законных интересов граждан и членов их семей в связи с их обращениями в государственные органы, иные организации.

Руководители государственных органов, иных организаций обязаны организовывать работу по рассмотрению обращений в соответствии с требованиями Закона об обращениях граждан, иных актов законодательства Республики Беларусь об обращениях граждан и принимать в пределах своей компетенции необходимые меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений.

Ответственность за организацию работы с обращениями несут руководители государственных органов, иных организаций.

Ведение делопроизводства по обращениям осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Письменные обращения, направленные в государственные органы, иные организации с соблюдением требований Закона об обращениях граждан, иных актов законодательства Республики Беларусь об обра­щениях граждан, подлежат обязательному рассмотрению должностными лицами государственных органов, иных организаций, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращении.

Письменные обращения, поступившие в государственные органы, иные организации, к компетенции которых не относится решение вопросов, изложенных в обращениях, в пятидневный срок направляются в соответствующие государственные органы, иные организации (должностным лицам) с уведомлением об этом граждан либо поданным обращениям гражданам в пятнадцатидневный срок дается ответ с разъяснением, в какой государственный орган, иную организацию им необходимо обратиться.

Запрещается передавать жалобы граждан в государственные органы, иные организации, действия (бездействие) которых обжалуются, за исключением случаев, когда рассмотрение данной категории обращений относится к исключительной компетенции этих государственных органов, иных организаций.

Письменные обращения считаются разрешенными, если поставленные в них вопросы рассмотрены, приняты необходимые меры и гражданам письменно даны ответы в установленные законодательством сроки.

Обращения должны быть рассмотрены не позднее одного месяца со дня их регистрации в государственных органах, иных организациях, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращениях, а обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, - не позднее пятнадцати дней, если иной срок не установлен законодательными актами Республики Беларусь. При необходимости проведения специальной проверки, запроса необходимой информации руководители государственных органов, иных организаций, в которые поступили обращения, могут продлить указанный срок, но не более чем на один месяц с одновременным уведомлением об этом граждан.

Срок рассмотрения обращений, при необходимости направления запросов в иностранные государства и (или) международные организации, может быть продлен до шести месяцев руководителями государственных органов, иных организаций, в которые поступили обращения, с одновременным уведомлением об этом граждан.

В государственных органах, иных организациях организуется личный прием граждан. Руководители государственных органов, иных организаций и уполномоченные ими должностные лица обязаны проводить личный прием граждан не реже одного раза в месяц в установленные дни и часы.

При устном обращении гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий его личность.

В случае, если вопрос, изложенный в устном обращении, не может быть решен во время личного приема, обращение может излагаться гражданином в письменной форме и подлежит рассмотрению в определенном порядке.

Должностные лица государственных органов, иных организаций не вправе отказать гражданам в личном приеме при их обращении по вопросам, относящимся к компетенции данных должностных лиц государственных органов, иных организаций, в порядке, установленном Законом об обращениях граждан.

Если решение вопросов, с которыми граждане обратились на личном приеме, не относится к компетенции этих государственных органов, иных организаций, соответствующие должностные лица не рассматривают обращения по существу, но разъясняют гражданам, в какой государственный орган, иную организацию им следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях.

Важным этапом на пути дебюрократизации стало принятие Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. №433-3 «Об основах административных процедур» (далее-Закон об основах административ­ных процедур). Закон об основах административных процедур, в котором определены общие подходы при рассмотрении различных обращений, стал базовым документом, который комплексно, системно регулирует вопросы осуществления административных процедур. Он позволил не просто стандартизировать процесс осуществления административных процедур, а через установленную жесткую регламентацию последовательно совершаемых уполномоченным должностным лицом действий минимизировать зависимость населения от своеволия этого должностного лица, усилить гарантии реализации прав граждан.

И что особенно важно, действие Закона об основах административных процедур распространяется не только на граждан, но и на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате чего:

во-первых, было исключено ведомственное нормотворчество при введении новых административных процедур (различные согласования и т. д.) в отношении субъектов хозяйствования, а также при регламентации основных требований к порядку осуществления таких административных процедур;

во-вторых, получило законодательное закрепление требование об осуществлении административных процедур в отношении субъектов хозяйствования по принципу «одно окно».

Следует отметить, что непосредственно в Законе об основах административных процедур нашли отражение ряд положений Директивы Главы государства от 27 декабря 2006 г. № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата».

Кроме того, на защиту и обеспечение прав и законных интересов граждан и юридических лиц, надлежащее рассмотрение их обращений государственными органами направлен также Указ Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 11.12.2009 г.) (далее-Указ).

В Указе, прежде всего, четко определен принцип и порядок первоочередного рассмотрения обращений граждан и юридических лиц непосредственно на местах. Одновременно Указом утвержден перечень государственных органов, иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений в отдельных, наиболее важных, сферах жизнедеятельности населения. Граждане и юридические лица проинформированы о списке организаций, которые обязаны рассматривать обращения как в качестве первичной инстанции, так и в порядке обжалования действий местных органов.

Ужесточены меры, направленные на усиление ответственности и контроля за качественным и своевременным рассмотрением обращений.

Усилена персональная ответственность руководителей региональной вертикали за работу с обращениями.

Указом определен единый день (среда) личного приема граждан руководителями региональной вертикали по всей республике и регламентируется порядок его организации.

Главное требование указа - изменение стиля работы органов власти, качественное и оперативное рассмотрение заявлений, особенно местными представительными и исполнительными органами, в которые чаще всего обращаются граждане за разрешением конкретных проблем. Каждый житель нашей страны должен ощущать себя не просителем у власти, а ее равноправным партнером. А это налагает на власть особые требования, выполнение которых невозможно без реформирования механизма работы государственного аппарата.

Вопрос № 4. Государственная политика в сфере культуры и образования.

Важное значение при переходе страны к устойчивому развитию имеют вопросы культуры и духовности. Будущее государства - не только в материальном достатке граждан и экологическом благополучии, но и в нравственно образованном обществе.

Система учреждений культуры и искусства является одним из самых необходимых государственных институтов, поскольку она обеспечивает населению духовную свободу и формирует национальное самосознание; с ее помощью достижения искусства и культуры становятся достоянием всех слоев населения, в том числе и социально ущемленных.

В соответствии с Национальной стратегией устойчивого развития Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 1997 г. № 255, развитие культуры должно обеспечить необходимые предпосылки для политического, социального, экономического и духовного воспитания граждан страны. Для этого требуется решение ряда важных задач:

сохранение историко-культурного наследия;

поддержка национальной самобытности культуры;

развитие художественного любительского и профессионального творчества;

развитие национального языка;

освоение и сохранение аутентичных форм фольклора, возрождение и развитие народных промыслов и ремесел;

формирование здоровых моральных ценностей, идеалов и традиций белорусов с учетом и поддержкой интересов других национальностей страны;

развитие таких черт общественного и индивидуального сознания, как уважение свободы творчества, гражданственность и патриотизм, стремление к прогрессу, поиск путей гармонизации взаимоотношений личности, общества и природы;

расширение международных и межнациональных культурных связей, взаимообогащение культур.

В рамках реализации государственной политики в сфере культуры большое внимание государством уделяется защите и укреплению духовной и эстетической самобытности и творческого богатства культуры Беларуси; активному вовлечению творческой интеллигенции в процесс формирования гражданского общества; пропаганде белорусской культуры и образа жизни.

Главной задачей национальной системы образования является формирование свободной, духовно, интеллектуально и физически развитой личности.

Республика Беларусь государственную поли гику в сфере образования строит наследующих положениях: совершенствование национальной системы образования; государственная и общественная поддержка ее приоритетного развития в качестве определяющего фактора научно-технического и культурно-духовного прогресса, становления национального суверенитета.

Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования проводится в соответствии с тремя основополагающими идеологическими принципами:

равного доступа к образованию;

социальной справедливости в получении образования; высокого качества образования.

Развитие национальной системы образования базируется на следующих основных принципах: приоритет общечеловеческих ценностей; национально-культурная основа; научность; ориентация на мировой уровень образования; гуманизм; связь с общественной практикой; экологическая направленность; преемственность и непрерывность; единство обучения, духовного и физического воспитания; демократизм; светский характер образования; обязательность базового (девятилетнего) образования.

Приоритетами национальной системы образования в Республике Беларусь являются:

возрождение национально-культурной основы образования;

ориентация образования на воспитание свободной творческой и нравственной личности;

укрепление физического и психического здоровья нации и человека;

демократизация и гуманизация образования;

взаимодействие образования с наукой, производством, социально-духовной сферой;

экономическая направленность обучения и воспитания;

интеграция национальной системы образования в мировое образовательное пространство.

Образовательная политика республики на современном этапе направлена, в первую очередь, на достижение следующих целей:

сохранение и развитие лучших традиций системы образования, заложенных в советский период;

своевременное и опережающее обеспечение запросов белорусского общества в целом и каждого гражданина в частности;

формирование системы обучения и воспитания, в полной мере отвечающей задачам нового этапа развития общества.

Существующая в настоящее время структура национальной системы образования базируется на следующих нормативных правовых актах:

Конституции Республики Беларусь;

Законе Республики Беларусь от 11 июля 2007 г. № 252-3 «О высшем образовании» (в ред. Закона Республики Беларусь от 06.07.2009 г.);

Законе Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. № 1202-XII «Об образовании» (в ред. Закона Республики Беларусь от 09.11.2009 г.);

Законе Республики Беларусь от 5 июля 2006 г. № 141-3 «Об общем среднем образовании» (вред. Закона Республики Беларусь от 09.11.2009 г.) и др.

Она включает:

дошкольное образование и воспитание;

общее среднее образование;

внешкольные формы образования и воспитания;

профессионально-техническое образование;

среднее специальное образование;

высшее образование;

подготовку научных и научно-педагогических кадров; повышение квалификации и переподготовку кадров; самообразование взрослых.

Проводимая в республике реформа системы образования предполагает:

обеспечение опережающего и адекватного реагирования системы образования на социокультурные преобразования;

формирование системы обучения и воспитания, отвечающей задачам нового этапа развития общества.

В качестве основных принципов развития системы образования Республики Беларусь были заявлены следующие:

доступность образования;

равенство прав граждан на получение образования;

единство образовательных и воспитательных задач;

обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;

диверсификация (оптимальное разнообразие) образовательных учреждений;

преемственность между уровнями и ступенями образования;

гуманизация и фундаментальность образования;

опора на отечественные традиции и международный опыт развития образования при проведении преобразований;

поэтапность проведения преобразований и их корректировка с учетом достигнутых результатов;

участие общества в осуществлении преобразований и контроль за их эффективностью.

Вопрос № 5. Государственное регулирование ресурсо- и энергосбережения.

Государственное регулирование ресурсо- и энергосбережения осуществляется посредством следующих механизмов:

1) административный, предназначенный для прямого воздействия на результаты ресурсо- и энергоэффективности как юридических, так и физических лиц, связанный с прямым заданием целей и жестким контролем за их соблюдением. Административный механизм государственного управления включает инструменты жесткого и мягкого регулирования. Среди инструментов жесткого регулирования - формирование законодательства, разработка стандартов и нормативов, повышающих энергоэффективность и строгий контроль за их соблюдением, разработка норм удельных расходов топлива и энергии, лицензирование хозяйственной деятельности, обеспечивающей энергетический аудит и контроль в сфере ресурсо- и энергопотребления. К инструментам мягкого регулирования относится разработка целевых программ ресурсо- и энергосбережения на макро- и микроуровне, энергетический аудит, энергетический паспорт, сертификация энергопотребляющего оборудования и его маркировка;

2) экономический механизм, использующей связанные с функционированием рынков стимулы для воздействия на экономические интересы и экономическое поведение субъектов хозяйствования с целью повышения энергоэффективности. Это означает, что данный механизм направлен на создание денежной заинтересованности у субъектов хозяйствования во внедрении ими мероприятий по повышению эффективности энергоиспользования. В этом случае субъектам хозяйствования предоставляется значительная свобода выбора в поиске путей достижения поставленных целей. К инструментам данного механизма относятся: цены и налоги на топливо; формы и инструменты финансирования сферы энергосбережения; кредитный механизм энергосбережения, займы, субсидии, гранты и т. п.; режим ускоренной амортизации энергосберегающего оборудования; система налогообложения; механизм тарифообразования в энергетике;

3) социально-психологическое управление (или меры морально-этического воздействия), формирующее сознание человека, принимающего управленческое решение, посредством применения форм давления или убеждения. К этим рычагам управления относятся: образование и воспитание; обучение; доступность информации; общественное давление; переговорные процессы; добровольные соглашения.

Анализируя опыт государственного регулирования ресурсо- и энергосбережения в разных странах мира, можно сказать, что в большинстве промышленно развитых стран, несмотря на существенные различия в их политических и экономических структурах управления, преобладают экономические и социально-психологические инструменты, а административное управление присутствует лишь в рамках создания благоприятных условий для реализации экономических и морально-этических (психологических) инструментов.

В нашей стране государственное управление ресурсо- и энергосбережением осуществляется преимущественно посредством применения административных рычагов регулирования. Это относится, в первую очередь, к регулированию в промышленном секторе - основном потребителе электрической энергии в Беларуси. Такое регулирование не всегда положительно отражается на поставленных конечных целях - внедрении новых технологий, способствующих снижению энергоемкости и материалоемкости отечественного производства. В этой связи одним из направлений повышения эффективности государственного управления в сфере ресурсо- и энергосбережения в Беларуси является, с одной стороны, необходимость вовлечения в систему государственного управления большего количества экономических инструментов, а с другой - корректировка и дальнейшее совершенствование административных инструментов.

 

Вопрос № 6. Подготовка дел к передаче в архив. Архивное хранение дел.

Передаче на архивное хранение подлежат не все документы, а лишь документы, завершенные делопроизводством и имеющие ценность для организации.

Экспертиза ценности документов - определение научно-исторической, социально-культурной ценности и практической значимости документов с целью установления сроков их хранения и отбора на хранение.

Экспертиза ценности документов в организации осуществляется постоянно действующей экспертной комиссией (ЭК). В государственных органах и иных организациях, имеющих подчиненные организации, создаются постоянно действующие ЦЭК.

ЦЭК (ЭК) создается в составе не менее 3 человек. Председателем ЦЭК (ЭК) назначается заместитель руководителя организации, членами - руководитель службы ДОУ (лицо, ответственное за ДОУ), заведующий архивом (лицо, ответственное за архив) организации, главный бухгалтер и другие наиболее квалифицированные работники организации. В состав может включаться работник соответствующего архива. Персональный состав ЦЭК (ЭК) утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации.

Основными функциями ЦЭК (ЭК) являются:

согласование проектов номенклатур дел организации и ее структурных подразделений, типовых и примерных номенклатур дел, инструкций по делопроизводству, проектов перечней документов с указанием сроков хранения, методических документов по делопроиз­водству;

ежегодный отбор документов на хранение и уничтожение;

согласование описей дел постоянного хранения, временного (до 10 лет) хранения и по личному составу;

согласование актов о выделении к уничтожению документов и дел, не подлежащих дальнейшему хранению;

подготовка предложений об изменении сроков хранения отдельных категорий документов, установленных законодательством Республики Беларусь, и внесение их на рассмотрение органов и организаций Государственной архивной службы Республики Беларусь;

осуществление методического руководства и контроля за деятельностью ЭК структурных подразделений и подчиненных организаций;

принятие решений по вопросам совершенствования делопроизводства и работы архива организации и подчиненных организаций.

ЦЭК (ЭК) является совещательным органом, решения которого утверждаются руководителем организации.

Заседания ЦЭК (ЭК) и принимаемые решения оформляются протоколами.

Непосредственный отбор документов на архивное хранение и выделение к уничтожению производится работниками структурных подразделений организации, в деятельности которых они были образованы.

Принципы, критерии и порядок проведения экспертизы ценности документов определяются актами законодательства Республики Беларусь.

По результатам экспертизы ценности и отбора документов составляются описи дел постоянного, временного (до 10 лет) хранения и по личному составу, а также акты о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению.

Дела постоянного, временного (до 10 лет) хранения и по личному составу подлежат передаче в архив организации.

Дела должны быть переданы в архив организации и включены в сводную опись дел (годовой раздел сводной описи дел) по истечении года, но не позднее двух лет после их завершения делопроизводством.

Передача дел в архив организации осуществляется по описям дел структурных подразделений.

Дела временного (до 10 лет) хранения в архив организации не передаются и по истечении сроков временного хранения подлежат уничтожению. Передача дел временного (до 10 лет) хранения в архив организации допускается в исключительных случаях по решению руководителя организации. Передача таких дел в архив может осуществляться по согласованию с архивом организации по номенклатуре дел.

Дела передаются в архив организации по графику. График составляется заведующим архивом (лицом, ответственным за архив), согласовывается с руководителями структурных подразделений и утверждается руководителем организации.

При приеме-передаче дел в архиве проверяется правильность формирования и оформления дел, соответствие количества дел, внесенных в опись дел структурного подразделения, количеству дел, заведенных в соответствии с номенклатурой дел организации. Выявленные при проверке недостатки устраняются работниками структурных подразделений.

Дела передаются в архив организации в присутствии работника структурного подразделения.

В обоих экземплярах описи в графе «Примечание» каждого заголовка дела проставляются отметки о наличии дел. В конце каждого экземпляра описи цифрами и прописью указываются количество фактически принятых в архив дел, дата приема-передачи дел, наименования должностей, подписи, расшифровки подписей лица, передавшего дела, и работника архива (лица, ответственного за архив), принявшего дела.

Сверенные с описью дела подбираются и увязываются в архивные связки толщиной до 20 см. Дела укладываются по возрастанию номеров в описи на обе стороны. Дела доставляются в архив работниками структурных подразделений.

Вопрос № 7. Понятие и виды мер пресечения (статья 116 УПК Республики Беларусь).

 

Статья 116 УПК. Понятие и виды мер пресечения

 

1. Меры пресечения - это принудительные меры, применяемые к подозреваемому или обвиняемому для предотвращения совершения ими общественно опасных деяний, предусмотренных уголовным законом, или действий, препятствующих производству по уголовному делу, а также для обеспечения исполнения приговора.

2. Мерами пресечения являются:

1) подписка о невыезде и надлежащем поведении;

2) личное поручительство;

3) передача лица, на которое распространяется статус военнослужащего, под наблюдение командования воинской части;

(п. 3 части второй статьи 116 в ред. Закона Республики Беларусь от 19.07.2005 N 40-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) отдача несовершеннолетнего под присмотр;

5) залог;

6) домашний арест;

7) заключение под стражу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.162 сек.