Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Американское Просвещение




Томас Джефферсон (1743-1826). Основатель республиканской партии. Дважды президент Америки.(1801-1809). Автор виргинской «Декларации прав» и филадельфийской «Декларации независимости». Идеолог демократии. Сторонник веротерпимости. Деист.

Бенджамин Франклин (1706-1790). Создатель Американского философского общества. Пропагандист идеалов Просвещения. Деист.

Томас Пэн (1737-1809). Публицист, идеолог Просвещения. Памфлеты «Здравый смысл», «Права человека» выдержали колоссальный для своего времени тиражв сотню тысяч экземпляров. Книга «Век разума» стала символом эпохи Просвещения.

 

6.5.Философские учения 18 в., оппозиционные Просвещению

 

Джордж Беркли (1685-1753). Английский философ из Ирландии, епископ. Совершенно не разделял идей Просвещения. Основное произведение – «Трактат о принципах человеческого познания». Представитель субъективного идеализма. Его философию можно назвать идеалистическим сенсуализмом. Беркли прославился тем, что критиковал понятие «материя», утверждая, что ни в абстракции, ни реально материя не существует. Все, что мы знаем о предметах, говорил он, сводится к ощущениям, а они фиксируют отдельные феномены сознания, но не материю как таковую. Знаменитая формула Беркли: «Существовать – значит быть воспринимаемым». Вещи – это комбинация субъективных ощущений, и больше ничего. Оппонируя Локку, утверждал, что не только вторичные, но и первичные качества исключительно субъективны и ничего реально о предметах не говорят. Считал, что существование Бога в доказательствах не нуждается. Беркли оказал сильное влияние на философию 19 века – на феноменологию, эмпириокритицизм, экзистенциализм.

Давид Юм (1711-1776). Английский философ, историк, публицист, дипломат. Основные произведения – «Трактат о человеческой природе», «Опыты моральные и политические». Юм – основоположник новоевропейского скептицизма и агностицизма. В центре его философии – категория и явление причинности. Юм отрицает объективный характер причинно-следственных связей, полагая, что в силу привычки и веры человек воспринимает одно события как причину другого события, а события просто могут следовать друг за другом во времени. «После, не означает, вследствие…»

Юм все содержание человеческого разума называет восприятиями. Он подразделяет все восприятия на «впечатления» и «идеи». Все впечатления он делит на впечатления-ощущения и на впечатления- рефлексии. Впечатления-рефлексии образуются в результате воздействия на ум некоторых идей ощущений (т.е. копий впечатлений ощущения), например идей удовольствия и страдания. Так появляются впечатления «желания», «отвращения», «надежды», «страха» и др.

Все впечатления сохраняются и перерабатываются в уме в идеи с помощью памяти и воображения. Для памяти важно сохранить порядок последовательности идей. А воображение свободно перемещает идеи.

Человеческой природе присущ принцип ассоциаций. Существует три типа ассоциации идей:

  • по сходству, например, портрет друга напоминает нам о нем;
  • по смежности в пространстве и во времени;
  • ассоциация причинности, когда одна идея неизбежно вызывает другую идею.

 

Юм обращает внимание на то, что идеи, выражающие причинную связь, легко спутать с идеями, полученными на основе отношений смежности. Поэтому он скептически относится к претензиям науки познать объективные законы природы.

Он подчеркивает, что для причинной связи идей важно, чтобы между идеями были отношения смежности, предшествования одной другой, порождения одной другой и отношения необходимой связи. По мнению Юма, нет и не может быть в природе необходимых связей. Их наличие – это пример веры человека в связь событий или привычка отождествлять прошлое с будущим.

Исследуя эмоциональную природу человека, Юм подчеркивает, что волей человека руководят исключительно аффекты и разум не способен преодолеть их. Один аффект может преодолеть только другой аффект, но не разум.

В целом, учение Юма содержит важный тезис о творческом характере человеческого сознания и его конструктивной природе. Юм фактически делает вывод о том, что в процессе познания человек не столько бесстрастно отражает объект, сколько активно его конструирует на основе воображения. Дальнейшую разработку этой идеи осуществит И. Кант в работе «Критика чистого разума» (1781).

Агностицизм – (от греч. agnostos – непознаваемый) философское учение, отрицающее объективный характер знаний, объективный характер истины.

 

7. Западная философия 19- 20 вв.

  1. Немецкая классическая философия.
  2. Марксизм.
  3. Позитивизм (первый, эмпириокритицизм, логический позитивизм (неопозитивизм), постпозитивизм).
  4. Иррационализм (философия жизни).
  5. Неокантианство.
  6. Фенонменология.
  7. Экзистенциализм.
  8. Психоаналитическая философия.
  9. Франкфуртская школа.
  10. Современная западная религиозная философия.
  11. Прагматизм.
  12. Герменевтика.
  13. Структурализм.
  14. Постмодернизм.

 

7.1. Немецкая классическая философия

Иммануил Кант (1724-1804) из Кёнигсберга. Представитель субъективного идеализма. Агно стик. В творчестве Канта различают докритический период до начала 1770 г. и критический период.В первый период творчества Кант уделял внимание вопросам естествознания. В книге «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755) изложил небулярную гипотезу о естественного происхождении Вселенной из первоначальной газовой туманности под воздействием сил притяжения. Во второй период он создает: «Критику чистого разума» (1781) – посвящена вопросам теории познания; «Критику практического разума» (1788) – касается вопросов морали; «Критика способности суждений» (1790) – относится к проблемам эстетики.

Кант ставит четыре основных вопроса:

· Что я могу знать? (метафизика).

· Что мне надлежит делать? (этика).

· На что я смею надеяться? (вера).

· Что такое человек? (Антропология).

 

В книге «Критика чистого разума» (1781) Кант обращается к проблемам гносеологии. Развивая идеи Локка, Юма, он формулирует оригинальную теорию познания. Исходным понятием является «вещь в себе» – объект внешнего мира сам по себе или весь мир в целом сам по себе. «Вещь для нас» – образ, явление, существующие в нашем сознании. «Вещь в себе» – это трансцендентная сущность, находящаяся за пределами всякого возможного опыта, поскольку в опыте мы всегда имеем дело только с явлением, с «вещью для нас». Мир в принципе не познаваем ни с помощью чувств, ни с помощью рассудка, ни с помощью разума, то есть постигнуть полностью и до конца вещь в себе мы не можем. Это позиция агностицизма.

Кант выделяет три познавательные способности человека: чувственность, рассудок, разум, каждая из них является основной в определенной сфере знаний. Чувственность выражается в способности к ощущениям, чувственным образам. Используется в математике (арифметика, геометрия). Рассудок характеризуется способностью сознания формулировать понятия, категории и суждения. Используется в теоретическом естествознании. Разум выражается в способности к умозаключениям, доходящим до формулирования идей. Используется в метафизике, в философии.

Научные знания в сознании представлены в виде суждений. Кант различал аналитические суждения и синтетические суждения. Аналитические суждения – это суждения, в которых утверждается о некотором объекте то, что уже содержится в понятии об этом объекте. Например: «Все тела имеют протяженность». В понятие тела входит свойство «быть протяженным». Синтетические суждения – это суждения, в которых то, что утверждается о некотором объекте, не содержится в понятии об этом объекте. («Некоторые лебеди черные»). Большую группу синтетических суждений составляют апостериорные (послеопытные суждения), сформулированные в ходе опыта. Но в науке, как замечает Кант, существуют еще и априорные синтетические суждения, в которых до соответствующего опыта и независимо от него к понятию об объекте присоединяется некоторое свойство, не выводимое из него логически («Все металлы электропроводны»). Природа априорных синтетических суждений и интересует Канта.

Кант показал, что в знании, которым мы располагаем, можно выделить форму и содержание. Содержание мы получаем из опыта, а формы, в которых знание существует, присутствуют в сознании человека изначально.

По мнению Канта, «хотя наше познание и начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта. Вполне возможно, что наше опытное знание складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша собственная познавательная способность дает от себя самой».

Кант подчеркивает, что в нашем знании – математическом, естественнонаучном и метафизическом – присутствует не только опыт, но и априорные (не связанные с опытом) формы сознания. К ним он относит: на уровне чувств – пространство и время как априорные формы чувственности; на уровне рассудка – категории; на уровне разума – идеалы и идеи.

Посредством чувственности воздействующий на душу предмет запечатлевается как представление. Кант называет чистыми те представления, в которых нет ничего, принадлежащего к ощущению – ни теплого, ни красного, ни твердого, ни мягкого и т.д. Он находит две априорные (чистые) формы чувственности. Это – пространство и время. Они есть во всех представлениях, но, по мнению Канта, они предшествую им. «Пространство, по Канту, форма всех явлений внешних чувств ». «Время – форма внутреннего созерцания предмета». Ощущения могут быть разными, формы чувственности – пространство и время – их упорядочивают. Посредством чувственности предметы даются сознанию. На уровне чувственности формируются различные представления.

Затем рассудок мыслит посредством понятий содержание, доставляемое ему чувствами. Чувственно данное связывается рассудком в силу присущей ему синтезирующей способности. Например, мы воспринимаем такие факты, как нагревание камня и освещение его солнцем. Рассудок связывает воспринятые факты в суждение: «так как камень освещен солнцем, он нагревается». Но чтобы из этих фактов возникло суждение, необходима категория причинности. В рассудке чувственные впечатления подстраиваются под априорные формы мышления – категории.

Те понятия, к которым не примешиваются ощущения, Кант называет чистыми категориями рассудка. Они просто формы, с помощью которых синтезируются ощущения по поводу того или иного объекта. Таких категорий Кант насчитывал 12.

1. Категории количества: единичность, множественность целокупность.

2. Категории качества: реальность, отрицание, ограничение.

3. Категории отношения: присущность и самостоятельное существование; причинность и зависимость; взаимодействие.

4. Категории модальности: возможность-невозможность; существование –несуществование; необходимость – случайность.

 

По мнению Канта, существует изначальное единство апперцепций (сознания), чувственности, рассудка и разума. «Апперцепция – это воздействие общего содержания психической деятельности человека и всего его предыдущего опыта на восприятие предметов и явлений».

Кант говорит: «Не предмет заключает в себе связь, которую можно заимствовать из него путем восприятия, только благодаря чему она может быть усмотрена рассудком, а сама связь есть функция рассудка; и сам рассудок есть не что иное, как способность a priori связывать и подводить многообразное содержание данных представлений под единство апперцепций».

Чтобы рассудок мог быть применен к данным чувственности, необходима связь между чувственностью и рассудком. Такая связь существует – это сила воображения! Кант говорит: ощущения сами по себе, без понятий рассудка, слепы, а понятия рассудка без ощущений – пусты. Истина и ложь присущи только суждениям рассудка. Чувства не ошибаются, потому что не судят.

По Канту, существует несколько ступеней истинности: мнение, вера и знание. «Мнение есть сознательное признание чего-то истинными, недостаточное как с субъективной, так и с объективной стороны. Если признание истинности суждения имеет достаточное основание с субъективной стороны и в то же время считается объективно недостаточным, то оно называется верой. Наконец, и субъективно и объективно достаточное признание истинности суждения есть знание. Субъективная достаточность называется убеждением (для меня самого), а объективная достаточность достоверностью (для каждого)». Научные знания как раз являются объективно и субъективно достоверными.

Рассудок формулирует понятия и суждения, устанавливает законы, связи. Синтезирующая роль рассудка связана с разумом, поскольку направление, вектор синтеза идет оттуда.

Разум дает принципы, идеи, идеалы (цели). Разум не может быть прямо направлен на опыт, он всегда направлен на рассудок, определяя цепи умозаключений. «Разум не создает никаких понятий об объектах, а только упорядочивает их и дает им единство».

Например, разум дает идею «о форме знания как целого, которое предшествует знанию частей». Разум формирует такие идеальные объекты, как абсолютно черное тело, идеальный газ и т.д., которые необходимы в науке. «Хотя и нельзя допустить объективной реальности этих идеалов, – пишет Кант, – те не менее нельзя на этом основании считать их химерами: они дают необходимое мерило разуму, который нуждается в понятии того, что в своем роде совершенно, чтобы по нему оценивать и измерять степень и недостатки несовершенного».

Разум, создавая идеалы, как мы сейчас бы сказали «идеальные объекты», доводит синтез до степени, превышающий всякий возможный опыт. Поэтому идеи и идеалы, как формы разума, также являются априорными.

Кант обнаружил, что когда человек размышляет о предметах, находящихся за пределами опыта, он неизбежно впадает в противоречие, в антиномии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.