Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 6: Шахматные часы




ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ

Статья 5: Завершение партии

5.1 а. Игрок, который поставил мат королю соперника, выигрывает партию. Это немедленно заканчивает игру, при условии, что ход, создавший матовую позицию, был выполнен в соответствии со Статьей 3 и Статьями 4.2 – 4.7.

b. Игрок, соперник которого заявляет, что он сдается, выигрывает партию. Это немедленно заканчивает игру.

Игрок можетсдать партию различными способами: - остановить часы, - объявить о сдаче партии, - опрокинуть короля, - протянуть руку сопернику, - подписать бланк партии и т.д. Все эти возможности могут быть неправильно поняты. Поэтому необходимо прояснять ситуацию. Игрок, который не хочет продолжать игру и прекращает её, не объявив о сдаче или не уведомив арбитра,поступает невежливо. Он может быть оштрафован по усмотрению Комиссии Арбитровзанеспортивное поведение.

5.2.a. Партия заканчивается вничью, если у игрока, который должен ходить, нет разрешенного хода, а его король не находится под шахом. Говорят, что партия закончилась “патом”. Это немедленно заканчивает игру, при условии, что ход, создавший патовую позицию, был выполнен в соответствии со Статьей 3 и Статьями 4.2 – 4.7.

b. Партия заканчивается вничью, когда возникает позиция, в которой ни один из игроков не может поставить мат королю соперника любой серией разрешённых Правилами ходов. Говорят, что партия пришла к “ничейной позиции”. Это немедленно заканчивает игру, при условии, что ход, создавший эту позицию, был выполнен в соответствии со Статьей 3 и Статьями 4.2 – 4.7.

c. Партия заканчивается вничью по соглашению между двумя соперниками во время игры. Это немедленно заканчивает игру.

d. Партия может закончиться вничью, если на шахматной доске по крайней мере трижды возникла или возникнет одинаковая позиция (см. Статью 9.2).

e. Партия может закончиться вничью, если по крайней мере последние 50 последовательных ходов были сделаны каждым игроком без движения какой-либо пешки и без взятия какой-либо фигуры (см. Статью 9.3).

Лучшим способом закончить игру является запись результата на бланках партий (если они есть) (см. Статью 8) и подпись бланков обоими игроками. Таким образом формируется юридический документ. Но даже и в таком случае может произойти ошибка. Иногда случалось, что оба игрока подписывали бланкис ничейным результатом партии, хотя на самом деле выиграли белые (см Статью 8.7 о такой ситуации).

6.1. “Шахматными часами” называются часы с двумя устройствами для регистрации и отображения времени, соединенными между собой так, что в одно и то же время может работать только одно из них.

В Правилах игры в шахматы термин “часы” означает одно из двух таких устройств. Каждое устройство снабжено “флажком”.

“Падение флажка” означает, что время, отведенное игроку, закончилось.

Некоторые цифровыечасы показывают""вместо флажка.

6.2.a. Во время игры каждый игрок, сделав свой ход на шахматной доске, должен оста-новить свои часы и пустить часы своего соперника (то есть, говорят, что он должен нажать свои часы). Это “завершает” ход. Кроме того, ход считается завершенным, если:

(1) ход заканчивает игру (см. Статьи 5.1.a, 5.2.a, 5.2.b, 5.2.c, 9.6а,9.6bи 9.7) или

(2) игрок сделал свой следующий ход, в случае, если его предыдущий ход не был завершён.

Игрок должен иметь возможность нажать свои часы после сделанного хода, даже после того, как соперник сделал свой следующий ход. Время между выполнением хода на шахматной доске и нажатием часов рассматривается как часть времени, отведенного игроку на ход.

Иногда возникает такая ситуация: Игрок делает ход и, прежде чем он остановил свои часы, его соперник делает ход. В этой ситуации игрок по-прежнему имеет право остановить свои часы и пустить часы соперника.

 

Игра может продолжатьсяболее одного периода. Требованияоб установленномв каждом периоде количестве ходови дополнительномвременина каждый ходдля каждого периодадолжны быть указанызаранее.Эти параметры не должны меняться во время турнира.

b. Игрок должен нажимать свои часы той же рукой, которой он сделал свой ход. Запрещено игрокам держать палец на кнопке или рычаге часов или “нависать” над ними.

Игроксдвинулнесколько фигур; в этой ситуациисоперникдержит палецна кнопкечасов для того, чтобы не дать игроку нажатьсвои часы. В соответствии снастоящей Статьей этозапрещено.

с. Игроки должны правильно обращаться с шахматными часами. Запрещается нажимать часы с силой, ускорять их ход,нажимать часы, прежде чем сделан ход, или ударять по ним. Неправильное обращение с часами должно наказываться в соответствии со Статьей12.9.

d. Поправлять фигуры разрешено только игроку, чьи часы идут.

e. Если игрок не может пользоваться часами, для выполнения этой операции он может предложить помощника, который должен быть допущен арбитром. Показания его часов должны быть скорректированы арбитром на справедливой основе.Часы игроков с ограниченными возможностями не корректируются.

Обычноизвремениигрока, которомунуженпомощник, вычитается 10 минут. В случае игрока с ограниченными возможностями уменьшение времени не проводится.

6.3 а. При использовании шахматных часов каждый игрок должен завершить минимально установленное число ходов или все ходы в заданный период времени, и/или игрокам может быть выделено дополнительное время на каждый ход. Все эти требования должны быть установлены заранее.

b. Там, где это возможно, время, сэкономленное игроком в одном периоде игры, добавляется к его времени, отведённому для следующего периода.

В режиме задержки времени оба игрока получают выделенное основное время на обдумывание”. Кроме того, каждый игрок получает “фиксированное дополнительное время” на каждый ход. Обратный отсчёт основного времени на обдумывание начинается только после истечения фиксированного дополнительного времени. В случае если игрок нажимает свои часы до истечения фиксированного дополнительного времени, основное время на обдумывание не изменяется, независимо от доли использованного фиксированного дополнительного времени.

1. Накопительный режим (режим Фишера): В этомрежиме каждый игрок имеет основное время на обдумывание и получает фиксированное дополнительное время (прибавку) на каждый ход. Это прибавка присоединяется к основному времени на его первый ход до начала игры и сразу же после того, как он завершит каждыйиз своихпоследующих ходов. Если игрок завершает свой ход до истечения оставшегося времени этой прибавки, это оставшееся время будет добавлено к основному времени на обдумывание. 2. Режим Бронштейна: Основное отличие режима Фишера от режима Бронштейна заключается в управлении дополнительным временем. Если игрок не полностью использует дополнительное время, то в режиме Бронштейна неиспользованная часть дополнительного времени пропадает. 3. Режимзадержки:Каждый игрок получаетосновноевремя на обдумывание. Когда игрокполучает право наход,часы неначинают отсчетв течение определенного периода (прибавки). По истечении этого периодачасыначинают обратный отсчёт основногоигрового времени.

6.4. Сразу же после падения флажка необходимо проверить выполнение требованийСтатьи 6.3а.

Это означает, чтоарбитр (или игрок)долженпроверить, совершено лизаданное минимальное количествоходов. Рассмотрим игру сусловием 90минут на 40 ходови30 минут доокончания партии. Обычно проверяется, сделано ли обоими игроками 40 ходов, только после падения флажка. Если в цифровых часах используется счетчик нажатий, тогда можно установить, сделано ли 40 ходов до падения флажка. Но если часы не отображают количество нажатий, это очень опасно, так как игрок может ошибиться. Использование цифровой доски также может помочь в определении количества сделанных ходов.

 

6.5. Перед началом партии арбитр должен решить, где будут установлены шахматные часы.

Вличных соревнованияхшахматные часы, как правило, располагаются справа отигрока, имеющего черные фигуры. Шахматныедоскидолжны быть установленытаким образом,чтобыарбитрмогсразу контролировать по возможности большееколичество часов. В случаеигрокалевши арбитрможет пересадить игроков на другую сторону шахматной доски. Вкомандных соревнованияхчлены одной команды обычно сидят в одном ряду. Тогда белые и чёрные фигуры располагаются поочерёдно, и часы устанавливаются аналогичным образом. Будьте внимательны!Вкомандных соревнованиях довольно часто случается, что игрок нажимаетчасысвоего соседа.

6.6. В установленное для начала игры время пускаются часы игрока, имеющего белые фигуры.

В небольших турнирах все часы пускает арбитр. В турнирах с большим количеством игроков арбитр объявляет о начале тура и заявляет, что включаются часы белых. После этого арбитр обходит игровое помещение, проверяя, что часы белых включены на всех досках.

6.7a. В положении о соревновании должно быть заранее установлено допустимое вре-мя опоздания на игру. Любой игрок, появившийся за доской после истечения допустимого времени опоздания, считается проигравшим партию, если арбитр не решит иначе.

Началом тура является момент, когда арбитр объявляет об этом. Если время опоздания нулевое, арбитр должен объявить о поражении отсутствующих игроков. Статья 8.d Турнирных Правил ФИДЕ гласит, что для соревнований с более чем 30 участниками в игровом помещении должно быть установлено большое цифровое устройство обратного отсчета времени тура. Для соревнований ФИДЕ с менее чем 30 участниками за пять минут и повторно за одну минуту до начала игры должно быть сделано соответствующее предупреждение.

b. Если в положении о соревновании установлено определенное, не равное нулю, время опоздания, и если ни один из игроков не присутствует к началу игры, то игрок, играющий белыми, теряет всё время, которое пройдет до его прибытия, если в положении о соревновании не указано другое, или арбитр не решит иначе.

Если времяопоздания ненулевое, желательно, чтобыарбитрпубличнообъявлялвремяначалатураи чтобы онзаписывалвремя начала тура. Если времяопоздания не нулевое, например 30 минут, ипо расписанию тур долженначаться в 15.00, но в действительности был начатв 15.15, то любому игроку, который не пришёлдо 15.45,присуждается поражение.

6.8. Флажок считается упавшим, когда это замечает арбитр, или когда какой-либо игрок сделает обоснованное заявление об этом.

Флажоксчитается упавшим тогда, когда этобыло замечено,иликогда об этом было заявлено, а не тогда, когдаэтофизическипроизошло.

6.9. Если игрок не завершил предписанное количество ходов за отведенное ему время, партия считается проигранной этим игроком, кроме случаев, когда применяется одна из Статей5.1a, 5.1b, 5.2a, 5.2b, 5.2c. Однако партия признается ничьей, если позиция такова, что соперник не может поставить мат королю игрока, просрочившего время, любой возможной серией разрешённых Правилами ходов.

6.10.а. Каждое показание шахматных часов считается окончательным, если только у часов нет какого-либо очевидного дефекта. Шахматные часы с очевидным де-фектом должны быть заменены арбитром, который должен принять наилучшее решение при определении времени, устанавливаемого на замененных часах.

Чтобы иметь возможность установить время на заменённых шахматных часах как можно точнее, желательно периодически проверять часы во время тура, например, каждые 30 минут, и записывать время и количество сделанных ходов. Это может быть особенно полезно при использовании режима с добавлением времени. Если шахматные часы должны быть заменены, желательно отметить эти часы,как дефектные, и держать их отдельно от работающих правильно часов.

b. Если во время игры будет обнаружено, что установка времени на одних или обоих часах была неправильной, игрок или арбитр должен немедленно остановить часы. Арбитр должен установить правильные показания на часах и, если необходимо, скорректировать время и счетчик ходов. При определении времени для новой установки часов он должен принять наилучшее решение.

Перед началом корректировки желательно записать все известные подробные данные обоих часов.

6.11. Еслиупали оба флажка, и невозможно установить, какой флажок упал первым, то партия:

a. должна продолжаться, если это произошло в любой период игры, кроме последнего;

b. заканчивается вничью, если это произошло в период игры, в котором должны быть сделаны все оставшиеся ходы.

Естьдва типашахматных часов: аналоговые и цифровые. Еслииспользуются цифровые часы, всегда ясно, какойфлажокупалпервым. Проблема можетвозникнуть толькоприиспользовании аналоговыхшахматныхчасов. Поэтому рекомендуетсяиспользоватьв турниретолько один типшахматных часов.

6.12а. Если партию необходимо прервать, арбитр должен остановить часы.

b. Игрок может остановить часы только для того, чтобы обратиться за помощью к арбитру, например, для получения отсутствующей фигуры при превращении пешки.

с. Решение о возобновлении игры должен принимать арбитр.

d. Если игрок остановил часы, чтобы обратиться за помощью к арбитру, арбитр должен определить,есть ли у игрока какая-либо обоснованная причина для этого. Если у игрока нет обоснованной причиныдля остановки часов, то игрок должен быть наказан в соответствии со Статьей 12.9.

Игрок можетостановить часы в случаях, когда он чувствует себя нездоровым или вмешательство со стороны своего соперника или зрителей. Посещение туалета не обязательно является обоснованной причиной для остановки часов. В случае если имеются медицинские основания, арбитр может решить иначе.

6.13. В игровом помещении разрешается использовать экраны, мониторы или демонстрационные доски, показывающие текущую позицию на шахматной доске, ходы и количество сделанных ходов, и часы, показывающие также количество сделанных ходов. Однако игрок не может делать заявление, ссылаясь только на показываемую таким образом информацию.

Арбитр должен принимать во внимание, что информация, отображаемая таким образом, может быть неправильной.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.