Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А. Вводные замечания и определения




Текст, принятый в 2012 г. на 83-ем Конгрессе ФИДЕ в Стамбуле.

С.04.3.1 Голландская система

С.04.3 Швейцарские системы, официально признанные ФИДЕ

А.1. Начальный стартовый список

См. С.04.2.В (Общие трактовка правил - Стартовый список)

А.2 .Порядок

Только для жеребьёвки игроки сортируются соответственнов порядке:

а. набранных очков,

b. номеровдля жеребьёвки, назначенных игрокам в соответствии с начальнымстар-товым списком и впоследствии изменённых в зависимости от возможного включе-ния опоздавших к началу турнира игроков.

Игроки упорядочены таким образом, что их возможная сила уменьшается в списке сверху вниз (см также C.04.2:В.2). Пожалуйста, обратите внимание, что после присвоения игрокам новых номеровдля жеребьёвкипри включенииопоздавшего участника, список должен быть отсорти-рован заново (C.042: С.3). Конечно, когда это происходит, некоторые участники мо-гут играть в последующихтурахподдругими номерами,и если не объявить об этом изменениисоответствующим образом,оно может запутать игроков, кото-рые, читая жеребьёвку, всё ещё ищут свои старые номера.

А.3. Очковые группы

Игроки с одинаковым количеством очков составляют однородную очковую группу. Игроки, которые остаются без пары после жеребьёвки очковойгруппы, будут пере-мещены вниз в следующую очковую группу, которая поэтомубудет неоднородной. Всякий раз, когда это возможно,при жеребьёвке неоднородной очковой группы в первую очередь подбирается пара для тех игроков, которые спущены вниз, вызывая подъём в остаткеочковой группы, который всегда рассматривается как одно-родный. Неоднородная очковая группа,в которой, по крайней мере, половина игро-ков спущена из более высокой очковой группы, также рассматривается как будто она однородная.

Таким образом, как правило, спущенные вниз игроки подлежат особому рассмотре-нию, направленному на уменьшение влияния разницы в очках относительно их сопер-ников, возникшей из-за перемещения вниз. Во всяком случае, если это рассмотрение не приводитк получению безупречной же-ребьёвки, или если спущенных вниз игроков так много, что их жеребьёвка таким способом не представляется возможной, мы отказываемся от отдельной жеребь-ёвки и обращаемся со всеми очковымигруппами обычным образом (то-есть, как буд-то они однородные).

А.4. Спуски и подъёмы

При жеребьёвке неоднородной группы в одной паре будут оказываться игроки с различным количеством очков. Чтобы убедиться, что это не произойдет с теми же игроками снова в следующих двухтурах, это должно быть записано накарточках для жеребьёвки.

Игрок с б о льшим количеством очков получает отметку “спуск”, игрок с меньшим ко-личеством очков – отметку “подъём”.

Обоснованием такой трактовки является то, что жеребьёвка, сводящая игроков с разным количеством очков, в общем случае может быть недостатком для обоих иг-роков: меньшее количество очков соперника вероятно будет помехой более сильно-му игроку в тай-брейке, тогда как более слабому игроку вероятно придётсясыг-рать очень трудную партию. Пожалуйста, обратите внимание, что отметка "подъём" здесьуказывает не на пе-ремещение игрока в более высокую очковую группу (как это имеет место в других швейцарских системах жеребьёвки, например, в системе Лима), а на то, что сопер-ник просто получил спуск.

А.5. Освобождение от игры

В случае, если общее число игроков было (илистало) нечётным, один игрок оста-ётся без пары. Этот игрок получает освобождение от игры: нет соперника, нет цве-та, одно или половина очка (как установлено регламентом турнира).

В других системах, например, в системе Лима, игрок, который будет освобождён от игры, выбирается перед началом жеребьёвки. Об освобождении от игры см также C.04.1: с.

А.6. Подгруппы - Определение P0, M0

а. Для того, чтобы сделать жеребьёвку, каждая очковая группа будет разделена на две подгруппы, которые называются S1 и S2, где S2 равна или больше, чем S1 (более подробную информацию см. С.2 - С.4).

Игроки подгруппы S1 спариваются с игроками подгруппы S2.

b. P0 это максимальное количествопар, которое может быть создано в каждойочковой группе.

P0 равно количеству игроков, делённому на два и округленному вниз.

с. M0 это количество игроков, спущенныхиз более высокой очковой группы (оно может быть равно нулю).

В данной очковой группе мы можем сформировать в лучшем случае P0 пар, в лучшем случаев M0 из нихсодержатсяигроки со спуском (но мы должны заметить, что ино-гда может случиться так, что более половины игроков в очковой группе имеютспуск). Очевидно, что первоначальной целью будет формирование всех возможных пар; но, если это окажется невозможно, мы будем постепенно уменьшать количество сфор-мированных пар, и любые оставшиеся игроки станут частью следующей очковой группы (с отметкой “спуск”).

А.7. Разность цветов и преимущество цвета

Разность цветов игрока этоколичество партий, сыгранных белыми, минус количе-ство партий, сыгранных черными.Длякаждого игрока, который сыграл по крайней мере одну партию, после тура может быть определено преимущество цвета.

Во время жеребьёвки мы постараемся учесть как можно больше преимуществ цве-та игроков (и это является основанием для хорошего уравновешивания цветов в со-временной швейцарской системе). Участники, которые не сыграли ещё ни одной партии, обоснованно не имеют преи-мущества цвета, и поэтому будут принимать любой цвет (см A.7.f).

а. Абсолютное преимущество цвета возникает, когда разность цветов игрока боль-ше, чем 1 или меньше -1, или когда игрок имел один и тот же цвет в двух последних сыгранных партиях. Преимущество белого цвета, когда разность цветов меньше -1 или когда последние две партии были сыграны черными. Преимущество черного цвета, когда разность цветов больше, чем +1, или когда последние две партиибыли сыграны белыми.

В общем, разность цветов не должна стать больше, чем 2 или меньше -2, за исклю-чениемпоследнего тура, когда игрок лидирующей группы может получить,при не-обходимости, один и тот же цвет третий раз подряд или один цвет на три раза больше, чем противоположный (но это всё же относительно редкое событие). Для определения абсолютного преимущества цветамы должны изучить два пос-ледних фактически сыгранных тура, пропуская любыенесыгранныепартии, незави-симо от причины, по которой они не сыграны (поэтому, например, последователь-ность WBBW=W, см [C.04.2:D.3], приводит к абсолютному преимуществуцвета).

b. Сильное преимущество цвета возникает, когда разность цветов игрока равна +1 или -1. Сильное преимущество белого цвета, когда разность цветов равна -1, чёр-ного цвета - в противном случае.

Пренебрежение сильным преимуществом цвета, также как ислабым преимущест-вом цвета (см следующий пунктниже), даст начало абсолютному преимуществу цвета в следующем туре.

c. Слабое преимущество цвета возникает, когда разность цветов игрока равна нулю, предпочтительно было бы чередовать цвет по отношению к предыдущей партии.

Перед первым туром по жребию определяется преимущество цвета одного игрока (чаще всего сильнейшего).

В соответствии с правилом Е.5, для определения цвета каждого игрока в первом туре достаточноопределить (по жребию) надлежащий цвет дляодного игрока.

d. Во время жеребьёвки тура с нечётным номером игроки, имеющие сильное преиму-щество цвета (игроки, которые по любой причине имели до этого нечётное количе-ство партий), должны рассматриваться как игроки, имеющие абсолютное преиму-щество цвета, пока это не приведёт или к дополнительным спущенным игрокам, или к игрокам, спущенным с б о льшим количеством очков, или к парам с более высокой разностью очков между спариваемыми игроками.

При жеребьёвке нечётноготура преимущество цвета всех игроков должно быть, как правило, только слабое или абсолютное; но игрок, который не играл партию (из-за освобождения от игры, штрафа или отсутствия соперника...), на самом деле сыграл нечётное количество партий - таким образом, его преимущество цвета не-избежно будет сильным илиабсолютным. Это правило гласит, что если преимущество цвета сильное, то мы должны сде-латьвсе от насзависящее,чтобы удовлетворить его, за исключением образова-ния спущенных игроковв количестве большем, чем минимум, или ухудшения очково-го баланса между спариваемыми игроками, так как это будет хуже, чем игнориро-вание преимущества цвета. Далее мы будем называть такие преимущества "полуабсолютными".

е.Во время жеребьёвкитура с чётным номером игроки, имеющие слабое преимущест-во цвета (игроки, которые имеют чётное количество партий по любой причине), дол-жнырассматриваться и считаться так, как если бы они имели слабое преимущество цвета такого вида (белого цвета или соответственно черного), который уменьшает количество пар, где оба игрока имеют одно и то же сильное преимущество цвета.

При жеребьёвке чётного тура большинство участников сыграло нечётное количе-ство партий, имея тем самым сильное или абсолютное преимущество цвета. Толь-ко игроки, которые не сыграли партию, имеют нечётное количество партий и по-этому могут иметь слабое преимущество цвета. Мы можем изменить ожидаемый цвет этим игрокам, но только если это позволит нам сократить количество проигнорированных сильных преимуществ цвета. Далее мы будем называть такие преимущества "переменными". Пожалуйста, обратите внимание, что это изменение цвета не может образовы-вать дополнительные спуски.

f. Игроки, которые не играли в первых турах, не имеют преимущество цвета (их соперникам преимущество цвета предоставляется).

А.8. Определение X1, Z1

При условии, что в очковой группе есть P0 (см. А.6) возможных пар:

а. минимальное количество пар, которое должно быть создано в очковой группе, не вы-полняя все преимущества цвета,обозначается символом X1.

На первый взгляд может показаться, что описанный здесь расчёт X1определяет константу,но это нетак. Если бы мыво время жеребьёвки очковой группы дости-гли точки убывания числа Р0 сформированных пар (С.14), то параметр X1 соответ-ственно уменьшился бы.

b. в чётных турах минимальное количество пар, которое должно быть создано в очковой группе, не выполняя все сильные преимущества цвета (см. A.7.e), обозначается сим-волом Z1.

Поскольку в чётных турах мы можем изменить цвет одного или нескольких пере-менных преимуществдля удовлетворения большего числа сильных преимуществ, мы будем всегда иметь Z1 ≤ X1. Конечно,всякий раз, когда ни один из игроков в очковой группене имеет нечётного числа несыгранных партий, Z1 равно X1 и поэтому расчёт Z1 не имеет смысла. Z1бесполезнов нечётных турах, когда по определению у нас нет никаких перемен-ных преимуществ.

X1, а в чётных турах Z1, могут быть рассчитаны следующим образом:

w: в нечётных турах: 0; в чётных турах: количество игроков, имеющих нечётное число несыгранных партий, которые имеют слабое преимущество белого цвета (см. A7.e);

b: в нечётных турах:0; в чётных турах: количество игроков, имеющих нечётное число несыгранных партий, которые имеют слабое преимущество чёрного цвета (см. A7.e);

W: (оставшееся) количество игроков, имеющих преимущество белого цвета;

B: (оставшееся) количество игроков, имеющих преимущество чёрного цвета;

а: количество игроков, которые ещё не играли в турнире.

ЕслиB+b>W+w, то X1 = P0 – W– w ‐ a, иначе X1 = P0 – B – b ‐ a.

Если X1 < 0, то X1 = 0.

В чётных турах:

Если B>W, то Z1 = P0 ‐W‐b‐w‐a, иначе Z1 = P0 ‐B‐b‐w‐a.

Если Z1 < 0, то Z1 = 0.

Общее количество игроков белыми в очковой группе равноW + w, в то время как игроков с преимуществом чёрного цветаB + b; и наконец, участники, ещё не иг-равшие партию (опоздавшие, выигравшие вследствие наказания соперника и т.д.) и, следовательно, не имеющие преимущество цвета (а ≥ 0, а обычноа= 0). Таким об-разом, во всей очковой группе содержитсяW + w + B + b + а игроков, и максималь-ное число Р0 пар, которое может быть сформировано (или, мы должныговорить, не можетпревышать),составляет половину от числа игроков,округленную вниз, если это необходимо, до ближайшегоцелого числа. Давайте рассмотрим случайB + b>W + w: тогда у нас есть избыток игроков, у ко-торых преимущество чёрного цвета, так что некоторые из них не получат свой предпочтительный цвет. (Смысл правила A.7.e заключается в том, чтобы насколь-ко это возможно, игроки, которые имеют переменное преимуществоцвета, должны первыми получить “неправильный”цвет;и, конечно,еслимы имеем избыток игроков, ожидающих чёрный цвет, изменение какого-либо преимущества белого цвета на чёрный вообще не имеет никакого смысла). Вычитая из числа P0 формируемых пар количество W +w + авсех игроков, предпо-читающих белый цвет или вообще не имеющих преимущества цвета(поэтому по-следние присоединяются к меньшинству и берут белый цвет), мы получим количе-ствопар, состоящих только из игроков, которые предпочитают чёрный цвет, и это число, конечно, X1 = P0 -(W +w + а). Среди этих пар мы будем назначать, пока это возможно, белые фигуры игрокам с переменным преимуществом цвета; но когда все такие преимущества будут ис-пользованы, мы должны изменять цвет игрокам с сильным преимуществом цвета.Таким образом, мы должны знать, сколько пар среди "несчастливых пар" состояттолько из игроков с сильным преимуществом цвета, потому что в каждой из этих пар мы должны были игнорировать (очень неудачно) сильное преимущество игрока. Основная идея заключается в том, чтобы в каждую пару изX1поставить игрока с переменным преимуществом чёрного цвета, который (будучи “расходуемым") гаран-тирует соперника с сильнымпреимуществом цвета. Таким образом, из числа Х1 "не-счастливых пар" мы должны вычесть количествоb переменных преимуществ чёр-ного цвета, получим Z1 = X1 - b = P0 - (W + w + а) - b или, в конце концов, Z1 = P0 - W -w -а - b. Если W +w> B + b, а именно, у нас есть преобладание преимущества белого цвета, мы можем рассуждать в том же самомнаправлении;следовательно, чтобы полу-чить формулы, нам нужно только поменять местами белых и чёрных. Конечно, когда речь идет о парах, отрицательное число не имеет смысла; таким об-разом, когда расчёты X1 илиZ1 дают отрицательные результаты, мы просто не имеем парсоответствующего типа, и поэтому устанавливаем соответствующий параметр равным нулю.

А.9. Перестановки и обмены

а. Для того, чтобы сделать правильную жеребьёвку, часто бывает необходимо изме-нить порядок в подгруппе S2. Правила проведения такого изменения, называемого перестановкой, приведены в D.1.

b. В однородной очковой группе может возникнуть необходимость для обмена игроками между подгруппами S1 и S2. Правила обмена можно найти в D.2. После каждого об-мена подгруппы как S1, так и S2, должны бытьупорядочены в соответствии с прави-лом А.2.

После того как мы сделали перестановки в очковой группе, желательнопровести изменение порядка; следовательно, игроки в подгруппе S2 не должныбыть пере-сортированы заново (тогда как сортировка в подгруппе S1 не требуется, так как в этой подгруппе не было изменений). В противоположность этому, после обменов, когда меняются один или несколько игроков между подгруппами S1 и S2, для восстановления правильного порядка перед началом новой последовательностипопыток жеребьёвки необходима сортировка подгрупп (по правилу А.2) какв S1,так и в S2. Только если первая попытка в новой последовательности не даст обоснованный результат, мы то же попробуем пере-становки, изменяя тем самым естественный порядок в модифицированных под-группах.

А.10. Определения: Успешные игроки, откат

Успешные игрокиэто игроки, которые переджеребьёвкой последнеготура имеют более чем50% от максимально возможного количества очков.

Откат означает отмену жеребьёвки более высокой очковой группы для того, чтобы най-ти другой набор спускаемых игроков в данную очковую группу.

При определении победителя и призёров турнира особенно важное значение имеют игроки изверхней части турнирной таблицы. Поэтомудля жеребьёвки этих игроков могут применяться специальные критерии обработки, например, если необходимо, чтобы такой игрок встретился ссоперником,более подходящим для демонстриру-емой им силы, он может получить один и тот же цвет на три раза больше, чем про-тивоположный, или один и тот же цвет три раза подряд,

А.11. Качество жеребьёвки - Определения Х и Р

Правила C.1 - С.14 описываюталгоритм итераций для нахождения наилучшей воз-можной жеребьёвки внутри очковой группы. Начинаем с предельного требования: P0 пар с P0 - X1 парами, выполняющими все преимущества цвета и отвечающими всем требованиям правил B1 - B6.

Если при поиске лучшей,почти оптимальной жеребьёвки с этой целью нельзя спра-виться,требования постепенно снижаем.

Эта статья является своего рода кратким введением в то, что будет подробно объяснено в разделе С. Возможно вызахотите сначала прочитать её для того, чтобы понять общие принципы, а затем вернуться к ней после того, как мы под-робно изучим процедуру жеребьёвки.

Качество жеребьёвки определяетсяв порядке убывания приоритета, как:

Это определение пытается дать критерий количественной оценки "хорошего ка-чества" жеребьёвки путем установления некоторых "контрольных точек"в поряд-ке их важности в соответствии с внутренней логикой системы. Это значитель-ный шаг вперед по сравнению с прошлыми изданиями Правил, в которых оценка хо-рошей или плохой жеребьёвки была только качественная и полностью полагалась на"здравый смысл" лица, проводящего жеребьёвку.

Ø количество пар;

Первый "фактор качества", конечно, количество пар, уменьшение которого увели-чивает количество спусков и, следовательно, разность набранных игроками очков.

Ø близость очков встречающихся друг с другомигроков;

Тем не менее, даже при одном и том же количестве пар выбор различных вариантовспускаемых игроков или пар (в неоднородных очковых группах) может привести к различным несовпадениям между очками игроков (например, см многие возможные способы жеребьёвки неоднородных очковых групп, содержащих много игроков, при-чём все имеют различные очки). В разделе D.4 дано четкое указание, как оценивать разностьочков с помощью“фак-тора B.3".

Ø количество пар, в которых преимущество цвета выполнено для обоих игроков (со-гласно правилу А.7);

Цвет является менее важным, чем положение в турнирной таблице, и это согласу-ется с основной логикой голландской швейцарской системы.

Ø выполнение общепринятых критериев для спущенных игроков;

Ø выполнение общепринятых критериев для поднятых игроков.

Сначала критерии В.5 и В.6 (см. Раздел B) игнорируются только для поднятых игро-ков; если и только если это не позволяет выполнить жеребьёвку, тогдаэти крите-рииигнорируются и для спущенных игроков также.Из-за этого существует опре-делённая асимметрия в обработке, и спущенные игроки более защищены, чем под-нятые. Пожалуйста, обратите внимание, что в некоторых других швейцарских си-стемах соперникиспущенных или поднятых игроков сами не считаются соответ-ственно поднятыми или спущенными и поэтому вообще не пользуются защитой.

Ход итерации в алгоритме представляют два параметра:

P - количество пар,требующееся на определённом этапе в алгоритме жеребьёвки. Начальное значение Р равно Р0 или M0, и затем оно уменьшается.

На том или ином этапе процедуры жеребьёвки мы будем стараться создать Р пар; для неоднородных очковых групп начальным значением P является количество М0 спущенных игроков, присоединённых к группе (для которых мы постараемсявыпол-нить жеребьёвку в первую очередь). В однородных очковых группах начальное значе-ние P равно максимальномуколичеству Р0 пар, которое можетбыть создано. Если мы не можем образовать все требуемыепары, P будет уменьшено, что на практике означает, что мы постараемся сделать на одну или несколько пар ме-ньше. Если очковая группа неоднородная, неспаренные игроки должны присоеди-ниться к остатку группы (см. правило А.3); в то время как в случае однороднойгруп-пы такие игроки будут спускаться в следующую группу. Однако, если мы уже провели жеребьёвку в самой низшей очковой группе, в которой должны быть спарены все игроки, нам будет необходимо повторить наши шаги (см. правило А.10, откат).

X -количество пар, для которых не выполнены все преимущества цвета, что приемле-мо на определённомэтапе в алгоритме жеребьёвки. Начальное значение X равно X1 (см. правило А.8), и затем оно растёт.

Параметр X говорит нам, сколько пар мы можем создать в очковой группе с игро-ками, преимущества цветакоторых не согласуются друг с другом. Сначала мы предлагаем создать минимально возможное количествотаких пар, но позже в про-цессе нам может потребоваться увеличить это количество, чтобы найти способ обойти различные трудности жеребьёвки. Поскольку общая философия голландскойсистемы придает больше значения пра-вильному выборусоперников, чем выбору цвета, как правило, в качестве первых ша-гов будет создано Х пар, содержащихпроигнорированные преимущества цвета.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.