Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по выполнению практикума 1 страница




ГРАФИК УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПРАКТИКУМА

№ п/п Задание по теме Срок выполнения Отметка о выполнении Примеч.
  Задание 1 - 4      
  Задание 5 - 6      
  Задание 7 -11      

Знать – следовательно, уметь пользоваться. Эта мысль особенно справедлива, когда речь заходит о логике. Теория – лишь исходное условие и средство, помогающее приобрести навыки правильного рассуждения. Важнейшую роль в формировании этих навыков играют систематические упражнения в решении логических задач, в применении логических приемов и операций. Наличие этих навыков является основным для вашего успешного и полного освоения учебной программы курса. Учтите это при изучении логики!

Практикум состоит из отдельных работ, выполняемых обучающимися в часы самостоятельной работы. Последовательность выполнения практических работ должны соответствовать порядку изучаемых тем. При выполнении заданий слушателям наряду с рекомендованной литературой следует пользоваться алгоритмами решения задач, приведенных в заданиях практикума, и учебно-методическими материалами кафедры философии. Черновые записи следует вести в отдельной тетради.

Номера вариантов практикума должны соответствовать последней цифре номера зачетной книжки слушателя:

I вариант - № зачетных книжек, оканчивающихся на цифры 1,

II вариант - № зачетных книжек, оканчивающихся на цифры 2,

III вариант - № зачетных книжек, оканчивающихся на цифры 3,

IV вариант - № зачетных книжек, оканчивающихся на цифры 4,

V вариант - № зачетных книжек, оканчивающихся на цифры 5,

VI вариант - № зачетных книжек, оканчивающихся на цифры 6,

VII вариант - № зачетных книжек, оканчивающихся на цифры 7,

VIII вариант - № зачетных книжек, оканчивающихся на цифры 8,

IX вариант - № зачетных книжек, оканчивающихся на цифры 9,

X вариант - № зачетных книжек, оканчивающихся на цифры 0.

Выполненный практикум в письменной форме представляется на кафедру философии. Титульный лист оформляется согласно образцу. Работу можно представить как в печатном, так и в рукописном виде. Она должна быть подписана слушателем. Сроки представления работ указываются преподавателем на установочной лекции.

При решении задач слушателю рекомендуется руководствоваться следующими методическими советами:

1. До решения задач необходимо усвоить теоретический материал. Кроме учебника могут быть использованы другие пособия по логике, указанные в списке основной литературы.

2. Решение задач следует производить по мере последовательного изучения отдельных разделов всего теоретического курса. Переходить к решению задач следующего раздела нужно после того, как разобраны задачи предыдущего раздела курса.

3. Перед выполнением каждого нового задания обратитесь к анализу образцов решения задач.

4. Решение логических задач требует применения выработанных формализованных процедур.

ЗАДАНИЕ 1.

Подберите понятия, находящиеся в логических отношениях с данным понятием.

Варианты

1.1. Высшее учебное заведение. 1.2. Следователь. 1.3. Паспорт. 1.4. Пистолет. 1.5. Орудие преступления. 1.6. Квартира. 1.7. Киноактер. 1.8. Компьютер. 1.9. Полковник. 1.10. Кража.

Решение:

Обозначим понятие «…………………………………………………..» - А, подберем понятия, вступающие с ним в отношение подчинения, перекрещивания, соподчинения, противоречия.

Ø Отношение подчинения

Если понятие А - …………………………………., то подчиняющее понятие В – ……………………………………………………………………………... Проверяем образовавшиеся отношения между понятиями А и В по следующей схеме: «Всякий элемент объема понятия А является элементом объема понятия В, но не наоборот»

«Всякий элемент объема понятия «………………………………»является элементом объема понятия «………………………..», но не наоборот»

Полученное высказывание является истинным, следовательно, понятия подобраны правильно.

Если понятие А - ……………………………………, то подчиненное понятие В

……………………………………………………………………………... Проверяем образовавшиеся отношения между понятиями А и В по следующей схеме: «Всякий элемент объема понятия В является элементом объема понятия А, но не наоборот»

«Всякий элемент объема понятия «…………………………………» является элементом объема понятия «…………………………………………….», но не наоборот.

Полученное высказывание является истинным, следовательно, понятия подобраны правильно.

Ø Отношение перекрещивания

Чтобы правильно подобрать к понятию А (………………………………………..) перекрещивающееся понятие В, необходимо сначала подобрать родовое понятие С. Таким понятием будет понятие «…………………………………………………

………………………………………..». Теперь к содержанию родового понятия «………………………………………………..» прибавим видовой признак «………………………………….................................».

Полученное понятие В (……………………………………………………………..) будет пересекаться с понятием А (………………………………………………...). Проверяем об­разовавшиеся отношения между понятиями А и В по следующей схеме: «Некоторые элементы объема А (но не все) являются элементами объ­ема В, и наоборот»

«Некоторые элементы объема понятия «……………………………………….»(но не все) являются элементами объ­ема понятия «…………………………………………………………

………………………………………….», и наоборот»

Полученное высказывание яв­ляется истинным, следовательно, понятия подобраны правильно.

Ø Отношение соподчинения

Чтобы правильно подобрать к понятию А (………………………….) соподчиненное понятие В, необходимо сначала подобрать родовое понятие С. Таким понятием будет понятие «………………………». Теперь к родовому понятию С «……………………………….….» подберем видовое понятие В, которое не имеет общих элементов с понятием А.

Таким понятием В будет понятие «………………………………………………..». Проверяем образовавшиеся отношения между понятиями А и В по следующей схеме: «Ни один элемент объема А не является элементом объема В, и наоборот, а вместе они не исчерпывают объем родового понятия С»

«Ни один элемент объема понятия «……………………………………………….» не является элементом объема понятия «………………………………………………………………………», и наоборот, а вместе они не исчерпывают объем родового понятия ………………………………………………………………….........................................................».

Полученное высказывание является истинным, следовательно, понятия подобраны правильно.

Ø Отношение противоречия

Чтобы правильно подобрать к понятию А (…………………………..) противоречащее понятие В, необходимо сначала подобрать родовое понятие С. Таким понятием будет понятие «…………………………». Теперь к родовому понятию «…………………………………………..» подберем видовое понятие В, которое не имеет общих элементов с понятием А.

Таким понятием В будет понятие «………………………………………………..». Проверяем образовавшиеся отношения между понятиями А и В по следующей схеме: «Ни один элемент объема А не является элементом объема В, и наоборот, а вместе они исчерпывают объем родового понятия С»

«Ни один элемент объема понятия «……………………………………………….» не является элементом объема понятия «…………………………………………», и наоборот, а вместе они исчерпывают объем родового понятия «…………………………………………………………

……………………………………………………………………».

Полученное высказывание является истинным, следовательно, понятия подобраны правильно.

ЗАДАНИЕ 2.

Установите отношения между понятиями, изобразив их с помощью кругов Эйлера.

Варианты

2.1. Абстрактное понятие ¾ понятие ¾ форма ¾ мышления, форма.

2.2. Автомобиль ¾ легковой автомобиль ¾ грузовой автомобиль ¾ мотор автомобиля.

2.3. Адвокат ¾ юрист ¾ прокурор ¾ прокуратура.

2.4. Бандит ¾ преступная группа ¾ банда ¾ главарь банды.

2.5. Високосный год ¾ год ¾ часть столетия ¾ столетие.

2.6. Вращение ¾ движение ¾ скорость движения ¾ медленное вращение.

2.7. г. Лондон ¾ г. Москва ¾ европейская столица ¾ город северного полушария.

2.8. Движение ¾ быстрое движение ¾ скорость движения ¾ медленное движение.

2.9. Свидетель происшествия ¾ виновник происшествия ¾ водитель автомобиля ¾ пешеход.

2.10. Преступник ¾ преступная группа ¾ банда ¾ преступление.

Решение:

Изобразим отношения графически:

 

где, А- ……………………………………………………………………………..…………………

В - ………………………………………………………………………………...………………….

С - ………………………………………………………………………………...………………….

D -……………………...……………………………………………………………………………..

Между понятиями А и В – отношение ____________________________, между понятиями А и С – отношение ___________________________________, между

понятиями А и D – отношение _________________________________, между понятиями В и С – отношение ___________________________________, между В и D ¾ отношение ____________________________________________, между

С и D ¾ отношение

ЗАДАНИЕ 3.

Проведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятияВарианты

3.1. юрист (А); 3.2. кража (А); 3.3. лейтенант (А); 3.4. опасный преступник (А); 3.5. министр (А); 3.6. автобус (А); 3.7. автор учебника (А); 3.8. винтовка (А); 3.9. убийство (А); 3.10. газета (А).

Решение:

Операция обобщения понятия:

Понятие А: ________________________________ Схема:
Понятие В: ________________________________ ___________________________________________
Понятие С: _________________________________

 

Операция ограничения понятия:

Понятие А: _________________________________ ___________________________________________ Схема:
Понятие В: ________________________________ ___________________________________________
Понятие С: _________________________________ ___________________________________________

ЗАДАНИЕ 4.

Определите, какая операция произведена с понятием (деление или определение понятия). Проведите анализ произведенной операции. Проверьте ее правильность.

Алгоритм решения

1. Определить вид проведенной операции.

2. Если вид операции – определение, то необходимо выявить структуру определения: а именно, указать определяемое и определяющее. В определяющем выделить род и видовое отличие. Указать вид родовидового определения.

Если вид операции – деление, то необходимо выявить структуру деления: а именно, указать делимое понятие, члены деления и основание деления. Указать вид деления.

3. Проверить правильность операции. В неправильной операции указать, какие правила нарушены.


Варианты

4.1. Преступления делятся на умышленные, неосторожные и должностные. 4.2. Свидетелем называют лицо, дающее свидетельские показания. 4.3. Законопослушный гражданин – человек, не уличенный в совершении противоправных деяний. 4.4. Умысел может быть прямым и косвенным. 4.5. Кража – это хищение чужого имущества. 4.6. Арендатором называется человек, получающий за определенную плату землю во временное пользование. 4.7. По стадии рассмотрения дел в судах различают суды первой, кассационной и надзорной инстанции. 4.8. Безапелляционное решение – решение, не подлежащее обжалованию в апелляционном порядке .4.9. Беззаконие – положение, при котором общественная жизнь не обеспечивается законами. 4.10. В законодательстве демократических государств предусмотрены санкции за нарушение социально-экономических, политических и личных прав граждан.

Решение:

1. В данном примере проведена логическая операция деления / определения понятия (нужное подчеркнуть), так как ____________________________________________________

_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

2. Структура определения:

Определяемое понятие: ……………………………......……………………………………………

Определяющее понятие: ………………………….......……………………………………………

Определяющее понятие состоит из

рода: …………………………………………………….......………………………...........................

видового отличия: ………………………………………….......................…………………………

 

Вид определения: ……………………………………………………..…...........................................

Структура деления:

Делимое понятие: ……………………………………............……………………………………..

Члены деления:

1-й член деления: ……………………………………………........…………………………………

2-й член деления: …………………………………………………........……………………………

3-й член деления: ………………………………………………………........………………………

…………………………………………………………………………………........…………………

Вид деления: ……………………………………………………………………................................

4. Операция деления / определения является правильной / неправильной (нужное подчеркнуть), так как ………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...

ЗАДАНИЕ 5.

Приведите выражения естественного языка к правильной логической форме. Проведите анализ суждения, дайте объединенную классификацию суждения. Графически изобразите отношения между терминами, установите распределенность субъекта и предиката.

Алгоритм решения

1. Определить субъект и предикат высказывания, обозначив их соответственно S и Р (составные S и Р подчеркнуть одной сплошной чертой).

2. При определении предиката следует иметь в виду следующее:

а) если предикат выражен существительным или словосочетанием с существительным, то в данном случае предикат остается без изменения.

Пример: Некоторые юристы (S) - адвокаты (Р).

б) если предикат выражен прилагательным или причастием, которое может быть представлено одним словом или словосочетанием, то в этом случае к предикату следует добавить родовое понятие для субъекта высказывания.

Пример: Некоторые розы (S) красивы (Р). – Некоторые розы (S) – красивые цветы (Р).

с) если предикат выражен глаголом или словосочетанием с глаголом, то в таком случае к предикату следует добавить родовое понятие для субъекта высказывания, а глагол превратить в соответствующее ему причастие.

Пример: Некоторые студенты нашей группы (S) сдали сегодня зачет по логике (Р). - Некоторые студенты нашей группы (S) есть учащиеся, сдавшие сегодня зачет по логике (Р).

3. Определить кванторное слово («все», «некоторые», «ни одно», «это»).

4. Определить логическую связку («есть», «не есть»)

5. Записать суждение в канонической форме естественным языком: а именно, квантор – субъект (S) – связка – предикат (Р).

6. Записать форму суждения в символической записи, определить количественно-качественную характеристику суждения.

7. Графически изобразить отношения между терминами суждения.

8. Определить распределенность терминов.

Варианты

1.1. Значительная часть моральных предписаний не подкреплена законодательными актами.. 1.2. Ни один человек не должен страдать за правду. 1.3. Ни одна книга не является периодическим изданием. 1.4. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. 1.5. Часть млекопитающих не являются морскими животными. 1.6. Многие следственные действия имеют своей целью профилактику правонарушений. 1.7. Все стрелки, не сделавшие ни одного промаха, были включены в команду. 1.8. Иногда люди опаздывают на работу. 1.9. Всякий человек является разумным существом. 1.10. Некоторые спортсмены не являются мастерами спорта.

Решение:

Запишите выражение: …………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………….

1. Субъект суждения: ……………………………………………………….....………………..(S)

Предикат суждения: …………………………………………………………....……………….(P)

2. Приводим предикат к канонической форме. Для этого подбираем к субъекту суждения («_______________________________________») родовое понятие («_______________________________________________»). В канонической форме предикат будет выражен словосочетанием «____________________________________________

___________________________________________________________________».

3. Квантор суждения – «_____________________________».Количество суждения - ______________________________________________________.

4. Логическая связка – «_______________________».Качество суждения - ____________

_________________________________________________________________________

5. Каноническая форма суждения: «_____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________».

6. Формула суждения в символической записи – _________________________. Количественно-качественная характеристика суждения – ___________________

__________________________________________ (______).

7. Графически изображаем отношения между терминами суждения.

 

Определяем отношение между понятием «___________________________» (S) и понятием «_________________________________________________________

______________________» (Р) как отношение ____________________________.

8. Определяем распределенность терминов: S­, P.

ЗАДАНИЕ 6.

Установите вид сложного суждения, приведите его символическую запись.

Алгоритм решения

1. Определить и записать все простые суждения, из которых состоит предложение. Обозначить их символами.

2. Определить логическую связь между простыми суждениями посредством выявления логических связок.

3. Записать формулу сложного суждения в символической записи. Если суждение условное, то необходимо определить основание и следствие.

4. Составить и заполнить истинностную таблицу сложного суждения.

Варианты

3.1. Если рассмотренная в судебном заседании совокупность доказательств не убедила судей в виновности или невиновности подсудимого, то ими может быть принято решение об отправлении этого дела на доследование. 3.2. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем известным пунктам. 3.3. Если преступление было начато в месте, на которое распространяется юрисдикция одного суда, а окончено в месте, на которое распространяется юрисдикция другого суда, то данное уголовное дело подсудно суду по месту окончания преступления. 3.4. Адвокат может просить удовлетворить иск полностью, или частично, либо отказать в удовлетворении, либо прекратить производство по делу, либо оставить иск без рассмотрения. 3.5. Если убийство совершено с целью сокрытия другого преступления, то оно признается совершенным при отягчающих обстоятельствах 3.6. Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. 3.7. Основаниями для прекращения землепользования являются или отпадение надобности в пользовании земельным участком, или добровольный отказ от правопользования, или истечение срока, на который он был предоставлен 3.8. Адвокат рассматривает дело либо по существу, либо по собранному фактическому материалу, либо по достоверности доказательств, либо по правильности правовой оценки данных фактов. 3.9. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной своей деятельности, либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. 3.10. Суд отказывает в иске истцу, если его исковые требования являются незаконными.

Решение:

1. Сложное суждение состоит из ……… простых суждений.

1-е простое суждение: ……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………..

обозначено символом ………

2-е простое суждение: …………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………..

обозначено символом ………

3-е простое суждение: ……………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………..

обозначено символом ………..

4-е простое суждение: …………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………….

обозначено символом ………

5-е простое суждение: …………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………….

обозначено символом ………


2. Союз «______» между первым и вторым суждением утверждает___________

________________________________________________________________________________________________________________________________________. Логическая связка в данном суждении - ____________________________ (___).

Союз «_______» между вторым и третьим суждением утверждает ___________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________. Логическая связка в данном суждении - ____________________________ (___).

Союз «______» между третьим и четвертым суждением утверждает __________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________. Логическая связка в данном суждении - ____________________________ (___).

Союз «______» между четвертым и пятым суждением утверждает ___________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________. Логическая связка в данном суждении - ____________________________ (___).

3. Формула сложного суждения в символической записи:___________________________

ЗАДАНИЕ 7.

Определите вид и проверьте правильность непосредственного умозаключения.

Алгоритм решения

1. Выявить в рассуждении структуру умозаключения. Для этого необходимо определить в составе рассуждения посылки, заключение и далее расположить их по порядку: а именно, посылку записать с новой строки, под ней – заключение, отделяя посылку от заключения чертой.

2. Определить в составе простых суждений умозаключения субъект и предикат, квантор и логическую связку. Перенести обозначения S и P в заключение.

3. Записать логическую форму умозаключения в символической записи.

4. Определить вид непосредственного умозаключения.

5. Проверить выполнение правил непосредственного умозаключения.

Варианты

1.1. Иногда свидетельские показания недостоверны. Значит, некоторые свидетельские показания не являются недостоверными. 1.2. Всякое правонарушение – противоправное деяние. Следовательно, все противоправные деяния – правонарушения. 1.3. Некоторые правонарушения не являются преступными деяниями. Значит, некоторые непреступные деяния являются правонарушениями. 1.4. Все следователи – юристы. Значит, все юристы – следователи. 1.5. Некоторые следователи допускают ошибки, значит некоторые люди, не допускающие ошибок, не являются следователями. 1.6. Если среди адвокатов немало женщин, то и среди женщин немало адвокатов. 1.7. Каждый грамотный человек обнаружит такую ошибку, поэтому всякий, кто ее не обнаруживает, не является грамотным. 1.8. Любая столица является административным центром государства, поэтому неадминистративный центр государства не является столицей. 1.9. Некоторые убийства раскрываемы, следовательно, некоторые убийства не раскрываемы. 1.10. Большинство неумных людей не считает себя таковыми. Значит, некоторые люди, считающие себя умными, на самом деле неумны.

Решение:

1. Записываем рассуждение в форме умозаключения.

Посылка:...............................................................................................................................................

................................................................................................................................................................

Заключение:..........................................................................................................................................

................................................................................................................................................................


2. Понятие «...........................................................................» - субъект (S) в посылке; понятие «.....................................................................» - предикат (Р) в посылке. Переносим обозначения S и P в заключение.

3. Логическая форма умозаключения в символической записи:

 

 

4. Из анализа структуры посылки и заключения делаем вывод, что данное непосредственное умозаключение –.................................................................................................................................




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.