Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Флегматический темперамент




Холерический темперамент

Для холерика, как и для сангвиника, также характерны высокая реактивность и активность, быстрый темп реакции, но реактивность у него преобладает над активностью. Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Для них характерна быстрота (иногда лихорадочная) движений и действий, порывистость.

Психические процессы протекают у них быстро. Неуравновешенность ярко сказывается в деятельности: он с увлечение и даже со страстью берется за дело, проявляет инициативность, работает с подъемом. Но в силу нерационального расходования энергии, запас ее у холерика быстро истощается, настроение резко падает. Такая цикличность активности - одна из характерных особенностей холерического темперамента.

В силу преобладания возбуждения над торможением в общении с людьми холерик допускает резкость, вспыльчивость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, и на этой почве он может создавать нередко конфликтные ситуации. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут на встречу. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений, интересов, большая настойчивость.

Флегматик спокойный, уравновешенный, всегда ровный, настойчивый, упорный. Обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивность, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить – когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При неприятностях может оставаться спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как и речь. Он с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки.

При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходиться с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления. В деятельности флегматик проявляет продуманность, упорство, доводит начатое дело до кона. Психические прессы него протекают замедленно, что может мешать ему в учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро запомнить, понять, быстро сделать. Ему нужно время для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект, для запоминания, понимания. Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности их перестройки, что приводит к излишней фиксированности характера, недостаточной его гибкости. Однако это качество – инертность – имеет и положительное значение: если флегматик что-то запоминает, то прочно и надолго; если он что-то делает, то уж основательно.

Флегматики особенно подходят для работы, требующей методичности и длительной работоспособности. В отличие от сангвиников и холериков для них характерна малая возбудимость, т.е. такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, уклоняется от ссор.

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (основная):

1. Бодунов, М.В. Анализ факторной структуры пересмотренной версии темпераментального опросника Я.Стреляу на примере русской и немецкой популяций / М.В.Бодунов, Е.С.Романова// Психологический журнал. - 1993. - Т.14, № 3. - С. 56-66.

2. В.Д. Небылицин: жизнь и научное творчество. Психология индивидуальности в трудах В. Д. Небылицина и его последователей: научное издание / ред. А.В.Брушлинский, Т.Н.Ушакова. - М.: ЛАДОМИР, 1996. - 384 с.

3. Данилова, Н.Н. Психофизиология / Н.Н.Данилова. - М.: Аспект Пресс. 2009.-367с.

4. Малых, С. Б. Основы психогенетики: учеб. пособие для вузов / С.Б.Малых, М.С.Егорова, Т. А. Мешкова. - М.: Эпидавр, 2008. - 744 с.

5. Марютина, Т.М. Введение в психофизиологию / Т.М.Марютина, О.Ю.Ермолаев. - М.: Флинта. 2011. - 276с.

6. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды: научное издание / В.С.Мерлин, ред. Е.А.Климов. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2005. - 544с.

7. Мерлин, В.С. Очерки теории темперамента / В.С. Мерлин. - Пермь: Пермское книжное изд-во, 2007.

8. Психология индивидуальных различий: учеб. пособие для вузов; рекомендовано методсоветом по направлению / ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романов. - 2-е изд. - М.: "ЧеРо", 2008. - 776 с.

9. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я.Стреляу. - М.: Прогресс, 1982. - 290с.

10. Русалов, В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий / В.М.Русалов. - М.: Наука, 1979. - 350с.

11. Русалов, В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) / В.М.Русалов. - М., 1997.

12. Савченков, Ю.И. Физиология и психология темперамента: учебное пособие для студентов-психологов с элементами тестового контроля знаний / Ю.И.Савченков, Е.Ю.Петросян. - Красноярск: СИБУП, 2005. - 252 с.

13. Теплов, Б.М.Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды: научное издание / Б. М. Теплов, ред. М. Г. Ярошевский. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2004. - 640 с.

Литература (дополнительная):

14. Ануфриев, А.Ф. Психологические методики изучения личности: практикум: учеб. пособие для вузов / А.Ф.Ануфриев, Т.А.Барабанщикова, А.Н.Рыжкова, ред., А.Ф.Ануфриев. - М.: Ось-89, 2008. - 304 с.

15. Бабынин, Э.В. Генетические аспекты темперамента / Э.В.Бабынин// Психологический журнал. - 2003. - Т. 24, № 5. - С. 95-102.

16. Белоус, В.В. Опыт разработки иерархической модели индивидуальности / В.В.Белоус// Вопросы психологии. - 2001. - №2. - С.100-109.

17. Белоус, В.В. Пути гармонизации темперамента и деятельности / В.В.Белоус// Вопросы психологии. - 1989. - №5. - С.65-71.

18. Белоус, В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы / В.В.Белоус // Психологический журнал. - 1996. - Т. 17, № 1. - С. 44-51.

19. Данилова, Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности: учебник для вузов; рекомендовано Мин. образования / Н.Н.Данилова, А.Л.Крылова. - 4-е изд. - Ростов н/Д: "Феникс", 2005. - 480 с.

20. Дудин, С.И. О связи темперамента с общими способностями // Психологический журнал / С.И.Дудин. - 1994. - Т.15, № 2. - С. 165-170.

21. Егорова, М.С. Онтогенетика индивидуальности человека / М.С.Егорова, Т.М.Марютина // Вопросы психологии. - 1990. - №3. - С. 9-16.

22. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П.Ильин. - Н. Новгород: Питер. 2009. - 544 с.

23. Личность: определение и описание. Психологическое самообразование. Лекция / пер. с англ. А.В.Александровой // Вопросы психологии. - 1992. - №3-4, - С. 34-42.

24. Павлов, И.П. Мозг и психика: Избранные психологические труды в 70-ти томах / И.П.Павлов. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2004. - 320 с.

25. Психофизиология: учебник для вузов; рекомендовано Мин. образования / ред. Ю.И. Александров. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2006. - 464 с.

26. Ратанова, Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: учеб. пособие для вузов; рекомендовано Мин. образования / Т.А.Ратанова, Н.Ф. Шляхта. - 4-е изд., испр. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2005. - 320 с.

27. Русалов, В.М. Измерение темперамента человека (краткий обзор зарубежных методик) / В.М. Русалов// Психологический журнал. - 1992. - Т.13, № 2. - С.133-140.

28. Русалов, В.М. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития / В.М. Русалов, С.И. Дудин // Психологический журнал. - 1995. - Т.16, № 5. - С. 12-22.

29. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для вузов; рекомендовано Мин. образования / С.Л.Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2009. - 713с.

30. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов; рекомендовано Мин. образования / В.И.Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.