Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные элементы финансовой политики государства




Содержание и значение финансовой политики государства.

Основные элементы финансовой политики государства.

Содержание и значение финансовой политики государства.

 

Одним из важнейших инструментов воздействия государства на формирование и динамичное развитие экономических и социальных процессов в стране, является его финансовая политика.

Финансовая политикаэто часть общей экономической политики, которая активно участвует в регулировании общественных процессов, посредством использования финансовых рычагов и соответствующих методов.

В наиболее общем виде формы финансовой политики классифицируются по двум признакам: целевому назначению, степени регулирования экономическими процессами. Рис.6.1.

 

Классификационные критерии Формы финансовой политики
1.Цель финансовой политики 1.1.Стимулирующая; 1.2.Стабилизационная; 1.3. Сдерживающая.
2. Степень регулирования экономическими процессами 2.1. Дискреционная; 2.2. Недискриционная.

 

Рис. 6.1. Классификация финансовой политики государства.

Стимулирующая финансовая политика предполагает реализацию финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная политика способствует снижению налогового бремени, расширению финансовых льгот, стимулированию экспортных трансакций и деловой активности предпринимателей. В ряде случаев она предполагает увеличение объема государственных расходов на поддержание наукоемких отраслей хозяйства, развитие рыночной инфраструктуры, а также осуществление мероприятий, связанных с улучшением уровня жизни населения.

Стабилизационная политика направлена в основном на сохранение достигнутого уровня развития экономики и культуры. Как правило, при данной политике объем расходов и доходов государства остается на прежнем уровне, изменяется лишь механизм их получения и использования.

Сдерживающая финансовая политика направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем. При сдерживающей финансовой политике государство стремится уменьшить расходы государственного бюджета и увеличить уровень налогообложения юридических и физических лиц.

Под дискреционной политикой понимается значительное участие государства в регулировании экономическими и общественными процессами. В таких случаях государство пытается посредством налогов и сборов, а также уровнем финансирования отдельных субъектов хозяйства существенно повлиять на объем производства, его структуру, рентабельность отдельных видов продукции, инвестиционную политику и пропорции между импортом и экспортом сырья и товаров.

При недискреционной финансовой политике решающая роль в регулировании экономики предназначена рынку. Государство с помощью законодательных и нормативных актов регулирует экономическую деятельность субъектов хозяйствования, одновременно использует финансовые стабилизаторы, которые нивелируют стихийность рыночных отношений.

Финансовая политика государства на конкретный период времени рассматривается, затем утверждается высшими органами государственной власти. В ее реализации принимают участие все звенья финансовой системы. Ведущую роль в данном процессе занимают органы государственного управления, в том числе аппарат министерства финансов. Как правило, финансовая политика реализуется в следующей последовательности.

 

 

В пределах общей финансовой политики принято выделять следующие ее составные части: налоговую, бюджетную и денежно- кредитную политику.

Налоговая политика как неотъемлемая часть финансовой политики реализует интересы государства. Ее главное назначение состоит в изъятии части доходов физических и юридических лиц в бюджет и их перераспределении на общегосударственные нужды.

Рациональная налоговая политика должна основываться на определенные принципах:

а) уровень налоговой ставки следует устанавливать с учетом возможностей налогоплательщика, то есть величины его доходов. Поскольку возможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, то целесообразно устанавливать дифференцированные налоговые ставки;

б) налогообложение должно носить однократный характер, иначе цена товара, доходящего до потребителя будет неоправданно завышена, что сделает его неконкурентоспособным. С другой стороны постоянный налоговый гнет лишит предпринимателя стимулов к повышению деловой активности;

в) обязательность уплаты налоговых платежей и необратимость наказания за неправильное и несвоевременное их погашение;

г) процедура исчисления и погашения налоговых платежей должна быть простой, понятной и удобной для налогоплательщиков и соответственно адаптирована к современным условиям хозяйствования;

д) поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных групп с целью сглаживания неравенства между ними, недопущения резкого расслоения общества.

Суть Бюджетной политики заключается в формировании централизованного фонда денежных средств, которые используются для выполнения функций государства в целях удовлетворения общегосударственных потребностей Главными составляющими бюджетной политики государства является:

1. установление сроков действия и формы ее реализации. Речь идет о государственном бюджете, его структуре, обязательных приложениях и отдельных расчетах;

2. обоснование объема доходов, их видов и времени поступления;

3. определение объема и структуры расходов по отраслям и конкретным группам хозяйствующих субъектов;

4. реализация механизма финансирования намеченных мероприятий и форм контроля за их целевым и эффективным использованием.

Детально эти вопросы рассмотрены в главе.

Финансовое оздоровление экономики невозможно без стабилизации денежно-кредитной политики, являющейся я одной из важных частей финансовой политики государства. Денежно- кредитные отношения выступают в качестве основного элемента процесса воспроизводства. Поэтому экономическое развитие любой страны во многом зависит от правильности организации денежного обращения, которое характеризуется движением денег, обслуживающих производство и реализацию товаров, услуг, работ и расчетов в хозяйстве. С развитием общества происходит количественный рост объема денежного обращения, усиливаются его связи с кредитной системой. В связи с чем, исключительное значение приобретают проблемы выбора и реализации эффективной денежно- кредитной политики.

В ее составе денежной политики можно выделить две основные части:

- эмиссионная политика, которая связана с выпуском денежных знаков и их обращением. Главным назначением данной политики является обоснованность объема и выпуска денежных знаков, необходимых для выполнения ими функций обращения и платежа. При этом, учитывается величина выпускаемых товаров и услуг, уровень цен на них, использование безналичных расчетов, степень развития кредита и скорость обращения денег. Неограниченная эмиссия денег может привести к необоснованному их увеличению, что влечет за собой обесценивание денег, т.е. инфляцию;

- валютная политика направлена на обеспечение стабильности национальной валюты и своевременное осуществление международных расчетов. С этой целью государство централизованно регулирует формирование курсовых тенденций, тем самым, обеспечивая выгоду для своей страны. Речь идет о контроле за валютными операции, изменениями валютного курса, объемом золотовалютного резерва. Эффективность регулирующих действий со стороны государства достигается не посредством прямого вмешательства в данные процессы, а с помощью создания рациональной правовой базы и постоянного мониторинга.

Кредитная политика государства направлена на усиление роли кредита в удовлетворении потребностей функционирования и развития деятельности хозяйственных субъектов. Одновременно она предполагает расширение кредитных услуг населению в качестве одного из важнейших источников финансирования жилищного хозяйства и увеличение спроса на продовольственные и промышленные товары.

 

ГЛАВА 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.