Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Урок первый




Версия для печати

Всего уроков будет 16, и мы пройдем по всей технике настольного хоккея - от самых простых элементов до самых сложных. Некоторые элементы, которые мы будем проходить, станут основой вашей игры; другие будут использоваться в матчах очень редко; третьи и вовсе понадобятся только для того, чтобы лучше освоить первые и вторые. Тем не менее, я посоветовал бы не пропускать даже те элементы, которые помечены как необязательные: чем разнообразнее будут ваши тренировки, тем лучше будут развиты ваши руки, тем легче вам будет осваивать сложные приемы из конца этого учебника. Более того, хорошо развитые руки позволят вам импровизировать по ходу игры, изменять стиль, способ исполнения основных приемов, и даже придумывать новые элементы по ходу игры. Разнообразие - это сила!

Все уроки будут построены по одной схеме. Вначале - короткая "теория", затем набор новых элементов, и таблица, позволяющая контролировать свои успехи в тренировках. Набор элементов каждого урока будет включать передачу, бросок по воротам, финт и комбинацию; кроме того, иногда в набор элементов войдет упражнение по контролю шайбы.

Каждый предлагаемый элемент следует разучить до уверенного исполнения; каков же критерий "совершенства"? разумеется, математический: процент успешного выполнения элемента во время тренировки. Считать элемент освоенным можно, когда передача выполняется успешно в 90% случаев, бросок по воротам - в 80% попыток, финт - в 60% попыток, и комбинация - в 40%. "Освоенный", однако, еще не значит, что в дальнейшем его не нужно повторять; полностью готовыми можно считать только 95%-успешную передачу, 90%-ый бросок по воротам, 80%-ый финт и 70%-ую комбинацию. Если вы достигли этого уровня, можете смело заниматься другими элементами: отработанный до такого состояния прием уже не забудется даже через несколько лет.

Как подсчитывать проценты? способов столько же, сколько игроков; приведу простейшие.

  • игрок выполняет 10 попыток, подсчитывая количество успешных;
  • на поляне находятся пять (шесть, десять...) шайб, которыми игрок продолжает попытки выполнить прием до тех пор, пока все пять (шесть, десять...) шайб не окажутся в воротах;
  • на поляне находится пять (шесть, больше...) шайб, которыми игрок пытается выполнить прием. Если шайба после неудачного выполнения приема остается в досягаемости фигур игрока, он повторяет попытку; таким образом, попытки выполнить прием продолжаются до тех пор, пока все шайбы не окажутся в воротах или вне досягаемости фигур игрока.

Во всех случаях эффективность в процентах - это отношение количества успешных попыток к полному количеству попыток, умноженное на 100. Третий способ кажется мне наиболее эффективным, так как является наиболее приближенным к игровым ситуациям. Одновременно с разучиваемым приемом тренируется навык по доставке шайбы в нужное место на поляне из того места, куда шайба отскочила после неудачного исполнения приема; кроме того, игрок получает представление о том, куда уходит шайба при неудачном выполнении приема; о зонах досягаемости своих фигур; и о том, каким образом можно выбить шайбу, находящуюся на границе зоны контроля шайбы так, чтобы она попала в зону контроля своих фигур.

Прежде, чем начать проверку эффективности своих действий, хотя бы несколько раз выполните проверяемый прием, причем добейтесь хотя бы одного верного исполнения. Это особенно существенно, если вы проверяете эффективность действий без предварительной тренировки: вначале ваши руки должны "вспомнить" правильную технику исполнения приема.

Абсолютное большинство приемов НХ можно выполнять несколькими десятками разных способов: они различаются по месту, с которого начинается выполнение приема, по начальному расположению шайбы относительно фигуры (справа, слева, спереди, сзади), по направлению, в котором производится бросок (в ближний или дальний угол) или передача (вперед, назад, поперек поляны), по руке, которой выполняется прием... Для тренировки вам будут предлагаться наиболее часто встречающиеся сочетания, но советую вам самим придумывать другие варианты исполнения приема, и использовать их при тренировках. В конце концов, тем самым вы создадите свой собственный "стиль" игры, который наиболее удобен именно вам, и к которому непросто будет приноровиться сопернику.

В связи с этим многообразием для обозначения разных вариантов исполнения элемента мы будем использовать следующие сокращения:

  • "п" и "л" обозначают исполнение элемента п равой и л евой рукой, соответственно;
  • "П" и "Л" обозначают начальное положение шайбы с П рава и с Л ева от фигуры;
  • "С" и "З" обозначают начальное положение шайбы С переди и с З ади от фигуры;
  • "Б" и "Д" обозначают бросок в Б лижний и Д альний угол ворот;
  • ну и стандартные обозначения фигур на поляне:

1. - вратарь

2. - левый защитник

3. - правый защитник

4. - левый форвард

5. - центрфорвард

6. - правый форвард.

Обратите внимание на возможные положения рук на штырях: правая рука в игре никогда не контролирует левого крайнего ("4"), а левая рука - правого крайнего ("6"). Все остальные положения рук на штырях возможны, однако во время тренировок никогда не перекрещивайте руки (к примеру, если правая рука контролирует левого защитника "2", то левая рука может контролировать только левого крайнего "4" или вратаря "1", и никакую другую фигуру). Это очень важный момент - попытки "перекрестить" руки очень серьезно усложняют исполнение даже элементарных приемов, и исключают быструю реакцию на действия соперника.

Для большинства предлагаемых к разучиванию вариантов будут приведены рисунки, чтобы исключить недопонимание. На них сплошными линиями показаны передачи, броски и удары по воротам, пунктирными - ведение шайбы фигурой. Исходное или текущее положение шайбы показано черным цветом, промежуточное, возможное, или конечное - серым. Движения фигур без шайбы показано сплошными линиями другого цвета, чем движение шайбы.

При тренировке бросков по воротам не надо ставить себе чрезмерно сложные задачи. На первом этапе можно оставлять открытой половину ворот; добившись удовлетворительной точности, можно уменьшить открытую часть ворот до трети, а затем до ширины, превышающей диаметр шайбы на один-три миллиметра. Фигуру вратаря лучше размещать основанием к центру ворот: это, с одной стороны, соответствует обычной практике (вратарь прикрывает клюшкой угол ворот); с другой стороны, при попадании тяжелой шайбы в клюшку рычаг действующей на фигуру силы довольно велик, и она слегка "проминается", "продавливается". Таким образом, попав в клюшку, можно "продавить" шайбу в ворота; во время игры это полезно уметь, а во время тренировки эта особенность только мешает отработке точности. Таким образом, ограничивать открытую часть ворот лучше жестким, непроминаемым, основанием фигуры вратаря. Иногда - к примеру, при отработке броска в клюшку вратаря, - ворота полезнее закрывать дополнительно куском картона, в этом случае, кроме того, легче точно определить, насколько большой участок ворот открыт.

Напротив, помехи в виде других фигур должны присутствовать в наихудшем варианте (конечно, если это не исключает вовсе исполнение данного приема). Для каждого разучиваемого элемента, который может быть заблокирован полевыми фигурами соперника, я буду указывать "стандартное" положение мешающих фигур.

Еще раз напомню: разучивание любого приема (кроме, возможно, передач) должно начинаться с передачи - чтобы игрок привыкал к условиям реальной партии: шайба редко приходит сама в нужную точку поляны, ее туда надо доставить - или исполнять прием из той точки, в которой оказалась шайба.

Первый урок - это наиболее простые, и потому самые "базовые" элементы техники. Простота, однако, в них скорее кажущаяся. Дело в том, что они настолько часто встречаются в игре, что выполнять их необходимо не просто не раздумывая - они должны получаться сами, на уровне рефлексов, так, как человек передвигает ноги при ходьбе и беге. Поэтому эти, простейшие, элементы будет недостаточно "выучить" во время первых тренировок - их надо шлифовать постоянно, на протяжении всего курса. Проще всего это делать, включая простейшие элементы первого урока в "игровую" разминку перед вторым и последующими уроками, после разминки для рук.

Ведение шайбы (В1)

Первым элементом, который должен освоить любой игрок в НХ, является ведение шайбы фигурой. Вести шайбу можно тремя основными способами: в промежутке между клюшкой и основанием фигуры (в "ямке"); в промежутке между основанием фигуры и свободной ногой фигуры; и подталкивая шайбу клюшкой. Все три способа имеют свои особенности.

Наиболее удобно вести шайбу "в ямке" - она устойчиво там держится, не вылетая при небольших поворотах фигуры, и потому вести шайбу этим способом можно "вслепую", не глядя на взаимное положение шайбы и фигуры. Однако из "ямки" трудно выполнить точную и сильную передачу. Это удобнее делать, если шайба находится на клюшке фигуры, однако даже небольшой разворот фигуры может приводить к "сваливанию" шайбы внутрь, в "ямку", или наружу - из зоны контроля фигуры. Ведение шайбы свободной ногой похоже на ведение в "ямке", но позволяет выполнять скрытые передачи, подробнее на этом мы остановимся в седьмом уроке и в самом конце учебного курса.

"Сваливание" шайбы в сторону при движении фигуры вперед или назад не только помеха, оно часто используется в игре, и им надо овладеть, как самостоятельным, контролируемым элементом. Мастера обычно используют "сваливание" для быстрого перевода шайбы из "ямки" на клюшку или к свободной ноге, а также для скрытного изменения направления возможной передачи, и выполняют "сваливание" на уровне рефлексов, поэтому не стоит пренебрегать изучением этого приема.

Предлагаемые упражнения:

  • вести шайбу клюшкой так, чтобы при движении вперед шайба "свалилась" внутрь, к основанию фигуры (в "ямку"); затем - обратно, из "ямки" на клюшку. Выполнять это упражнение справа и слева при движении фигуры вперед, справа и слева при движении фигуры назад.
  • вести шайбу в "ямке"; довернуть фигуру так, чтобы шайба перешла через дорожку и попала в промежуток между основанием фигуры и свободной ногой; затем развернуть фигуру так, чтобы шайба перешла через дорожку обратно, в "ямку". Обратите внимание: при движении вперед при переходе с клюшки слева на свободную ногу справа (и, аналогично, при движении назад, клюшка справа) необходимо быстро довернуть фигуру, чтобы шайба не свалилась дальше с дорожки.
  • вести шайбу клюшкой на всю длину дорожки, справа и слева, вперед и назад.
  • вести шайбу с разворотами на концах дорожки, при этом шайба должна все время оставаться в "ямке". Выполняется справа и слева от дорожки и вперед, и назад.

Все упражнения надо выполнять для всех возможных комбинаций рук и фигур: четыре варианта для правой руки (2, 3, 5 и 6), и четыре варианта для левой (2, 3, 4 и 5).

Поперечная передача (П1)

Эта передача выполняется между крайним форвардом и центрфорвардом или между защитниками и является базовым элементом для большинства комбинаций. Шайба может двигаться как строго поперек поляны, так и смещаясь вперед или назад. Соответственно, по месту исполнения может проходить на ближнем участке дорожек, посередине, или на дальних от игрока участках дорожек.

При исполнении передачи важно помнить: шайба должна направляться строго в принимающую фигуру - в клюшку или в основание. Дело в том, что поляны на разных турнирах (а иногда и на одном турнире) имеют разное скольжение; попытки исполнять передачу "на дорожку", где нет фигуры, которая могла бы ее задержать, на сильно смазанной поляне приведет к пробросу шайбы дальше, а на слабо смазанной поляне шайба будет регулярно не доходить до дорожки. В современном НХ первое правило при выполнении любой передачи: шайба должна останавливаться, уткнувшись в фигуру-адресат! Соответственно, не надо бояться выполнять передачу сильно: попав в фигуру, она, как правило, останется рядом.

Передачу броском (вращением фигуры) можно выполнить одним из трех способов: клюшкой, из "ямки", и свободной ногой фигуры. Первый способ наиболее точный, и при этом шайба движется наиболее быстро. Передача из "ямки" требует определенной поправки направления по сравнению с передачей с клюшки, и требует приложения большего усилия, чтобы шайба перемещалась достаточно быстро. Наиболее сложной является передача свободой ногой - здесь еще труднее рассчитать направление движения шайбы, и при этом необходимо наиболее сильно поворачивать фигуру, чтобы добиться нужной скорости шайбы.

В первом уроке вам предлагается использовать только передачу с клюшки. Упражнения:

  • "восьмерка": пространство между двумя вашими фигурами свободно. Поперечная передача выполняется наискосок; принявшая шайбу фигура возвращает пас строго поперек площадки, для этого первая фигура должна продвинуться вдоль дорожки. Получив шайбу, она вновь выполняет передачу наискосок; для приема вторая фигура должна сместиться вдоль дорожки. Обратный пас - снова строго поперек площадки; первая фигура пришла в исходное положение. Таким образом, движение фигур происходит без шайбы, шайба перемещается вперед и назад только в результате передач. Выдвигать фигуры пока что следует до выполнения передачи, "ловить" движущуюся шайбу мы будем учиться позже. Вариантов исполнения упражнения три: между защитниками 2-3, между форвардами 4 и 5, и между 5 и 6; при этом поперечные передачи может выполнять как одна, так и другая фигура (шайба движется по восьмерке в одну и в другую сторону). Если вам удается сделать 15-16 точных передач в каждом варианте, можете считать передачу освоенной.
  • "круг": между пасующимися фигурами помещается фигура соперника, блокирующая прямую передачу. Выполняющая передачу фигура продвигается с шайбой вперед, выполняет строго поперечную передачу на вторую фигуру (которую тоже придется двинуть вперед вдоль дорожки). Приняв шайбу, вторая фигура с шайбой перемещается назад, и выполняет строго поперечную передачу сзади блокирующей фигуры. Движение по кругу возможно как по часовой, так и против часовой стрелки, пары фигур те же, что и в предыдущем упражнении: 2-3, 4-5 и 5-6. Упражнение моделирует игровую ситуацию, когда соперник пытается (не слишком активно) блокировать вашу передачу: наиболее типично при передачах между защитниками.
  • "цепочка" 3-2-5-4-6-5 (или 3-2-5-6-4-5) и обратно. Безошибочное выполнение "цепочки" 5 раз - элемент освоен. Замечу, что в "цепочку" входит одна "короткая" передача 2-5, и одна "длинная" передача 4-6 или 6-4. Эти передачи технически аналогичны простой поперечной передаче, но все же слегка отличаются, поэтому при выполнении их будьте внимательны.

Бросок центрфорварда (Б1)

По исполнению - полностью аналогичен поперечной передаче, с той разницей, что шайба движется вдоль площадки - вперед. Наиболее сильный и наиболее точный бросок получается, если шайба уходит с клюшки, но можно бросить в ворота и шайбу из "ямки", и ударив по шайбе свободной ногой. В этом уроке необходимо освоить прежде всего технику точного броска клюшкой.

Несложно посчитать варианты: из начального положения шайбы справа, слева, в ближний угол (правый для шайбы справа, левый для шайбы слева) и в дальний. Кроме того, броски центрфорварда могут исполняться как правой, так и левой рукой - итого восемь вариантов.

На самом деле, восемью вариантами этот элемент не исчерпывается: броски с разной дистанции имеют свою специфику. Несложно видеть, что бросок в ближний угол выполнить проще: при одинаково открытой площади ворот угловой створ, при котором шайба попадет в ближний угол ворот, заметно больше, чем створ дальнего угла. Чем ближе фигура к воротам, тем сильнее разница; когда шайба находится на "пятачке" перед воротами, шансы поразить дальний угол ворот сохраняются только если вратарь сдвинут до упора в ближний угол.

Как тренировать бросок центрфорварда? начинаем, как всегда, с передачи. К примеру, мы собираемся бросать правой рукой, начальное положение шайбы справа от центрфорварда. Зададимся вопросом: как туда может прийти шайба во время игры? очевидно, пас должна выполнять левая рука, значит, мы можем отдать шайбу левым форвардом, левым защитником, и вратарем. Отбросим последний вариант как чрезмерно экзотический (хотя почему бы и нет? в игре от вас никто не станет ждать паса вратарем на центра - отработав такой пас, вы получите преимущество в игре...). Чтобы шайба пришла на правую сторону от центрфорварда, левый защитник должен отдать продольный пас сзади в клюшку центрфорварда, развернутую направо. После того, как шайба остановится, центрфорвард должен сделать полный оборот против часовой стрелки, и только после этого может быть выполнен нужный нам бросок. Если же передачу выполняет левый форвард, шайба сразу оказывается справа и чуть спереди от центрфорварда, если его клюшка при приеме передачи развернута вперед. Итак, передачу под такой бросок выполняет левый форвард. Если же бросок выполняется из начального положения шайбы слева, то передачу может сделать и левый форвард, и левый защитник (в обоих случаях поперечный пас, клюшка центра при приеме шайбы развернута назад).

Аналогичным образом находим "правильную" фигуру, выполняющую пас центрфорварду, для всех остальных вариантов броска. Замечу, что выполнять передачу надо из разных положений пасующей фигуры; да и принимающего пас центрфорварда стоит размещать на разных расстояниях от ворот.

В этом упражнении мы отрабатываем бросок по воротам. Поэтому не будем спешить, получив шайбу: обработаем шайбу, поместим на удобное расстояние от дорожки, и выполним прицельный бросок по воротам. Не надо пытаться выполнить этот бросок "в касание", из той точки, куда пришла шайба: успеете еще! Полезно выполнять бросок с разного расстояния до ворот: вы быстро заметите, что из центрального круга поразить дальний угол по крайней мере не сложнее, чем ближний; а вот с "пятачка" возможностей попасть в ближний угол куда больше, чем в дальний.

Помимо прочего, обратите внимание на положение вратаря. Несложно видеть, что для любого положения шайбы есть такое положение вратаря, при котором нельзя забить шайбу ни в один из углов ворот. Запоминайте эти положения! именно так надо размещать вратаря во время игры, если ваш соперник вывел центрфорварда "один на один".

"Вытеснение" шайбы (Ф1)

Этот старинный финт крайне редко применяется в наши дни - но его освоение будет очень полезно, чтобы уверенно контролировать шайбу во время игры. Итак, шайба находится на дорожке центрфорварда. Разворачиваем центра так, чтобы при движении фигуры вперед шайба сползала ("вытеснялась") вбок, на клюшку... и отправляем ее в ближний угол ворот. Движение слитное: вперед, пока шайба не легла на клюшку, и бросок в угол мимо вратаря. Вариантов исполнения четыре: вправо, влево, правой и левой рукой. Если есть желание, можно попробовать поразить дальний угол ворот - то есть, ваш соперник среагировал на сдвижение шайбы вбок и прикрыл вратарем ближний угол ворот, но при этом чрезмерно открыл дальний угол - бросайте шайбу туда! Вы понимаете, при этом также имеется четыре варианта направления смещения шайбы и управляющей фигурой руки.

Я не исключаю, что в игре вам удастся "поймать" несколько раз соперников этим несложным приемом: в наши дни он основательно подзабыт...

Первая комбинация (К1)

У этой комбинации нет никакого собственного названия - это, собственно, первая комбинация, которую выполняет практически каждый игрок. Все просто, мы уже разучили все элементы, составляющие эту комбинацию: крайний форвард выполняет поперечную передачу на центра, и тот в касание отправляет шайбу броском в угол ворот.

Обратите внимание на изобилие возникающих вариантов:

  • передачу может выполнять правый крайний (центр управляется левой рукой) или левый крайний;
  • шайба в начальный момент может быть спереди крайнего форварда или сзади;
  • центр может принять шайбу так, что она окажется справа от него, или слева;
  • бросок может быть выполнен в ближний (относительно шайбы) угол или в дальний.

Итого 16 (!) вариантов - и это простейшая комбинация! На рисунках показаны два из этих вариантов: лПДС слева и пЛБЗ справа. В первом варианте завершающий бросок производится левой рукой (л), шайба в момент этого броска находится справа от центрфорварда (П), бросок направлен в дальний угол (Д) и передача выполняется при положении шайбы спереди от правого крайнего (С). На втором рисунке правая рука (п) выполняет бросок центрфорвардом в ближний угол (Б) из положения шайбы слева от фигуры (Л), при этом передача правого крайнего выполняется из положения шайбы сзади фигуры (З). Аналогично можно расписать все остальные варианты исполнения.

Обратите внимание: в положение спереди фигуры крайнего шайба приходит при пробросе вдоль лицевого борта, от другого крайнего; а в положение сзади - после передачи от защитника. Это реальные игровые ситуации, и во время тренировки надо следовать логике развития игровой ситуации.

Значительно проще выполнять "первую" комбинацию, если клюшка центрфорвара развернута в сторону передающего крайнего. При этом шайба остается с той же стороны от центра, что и выполнивший пас крайний форвард. Шайба, как правило, попадает в "ямку", и бросок в касание производится именно оттуда; но можно и сдвинуть слегка фигуру центра вперед, шайба соскользнет на клюшку и бросок будет сильнее и точнее. Однако это потребует больше времени, и соперник может успеть выбить шайбу защитником.

Если клюшка центра развернута вперед и немного в противоположную сторону от пасующего крайнего, шайба после передачи пересечет дорожку центра и бросок будет выполняться с другой стороны от фигуры центрфорварда (варианты пП и лЛ, их можно не разучивать). В этом случае совершенно необходимо продвинуть центра немного вперед, одновременно разворачивая клюшку назад - только так шайба попадет в положение, из которого можно произвести бросок по воротам. Техника этого движение аналогична технике "вытеснения" шайбы. Пасующий крайний для точного выполнения паса должен располагаться впереди от центрфорварда и шайба при передаче должна двигаться назад.

И пасующая фигура, и центрфорвард могут занимать самые разные позиции на дорожке, от крайнего ближнего до крайнего дальнего - и я советую вам попробовать любые возможные комбинации. Если во время игры шайба окажется на клюшке крайнего форварда, а соперник еще не успел взяться за штырь блокирующего передачу защитника - почему бы не выполнить эту простую комбинацию прямо из того положения, в котором остановилась шайба?

В играх возможность для исполнения этой простой комбинации встречается на удивление часто, особенно при игре правым крайним. Дело в том, что полностью перекрыть возможность передачи правого форварда на центра очень трудно. Поэтому короткий поперечный пас и бросок в открытый угол ворот - это основное оружие многих игроков среднего уровня. Не советую полагаться исключительно на этот прием, но освоить его необходимо - и как пример комбинации, и как базу для новых приемов, и как способ взломать оборону не слишком сильного соперника.

* * *

Итак, на первом уроке мы с вами разобрали пять технических приемов: ведение шайбы, поперечную передачу, бросок центрфорварда, "вытеснение" шайбы и "первую" комбинацию. Для контроля вашего прогресса будет полезна эта таблица: распечатайте ее и заполняйте цифрами, соответствующими эффективности ваших действий после тренировок.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.