Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Урок второй




На втором уроке мы поговорим о том, как - в общих чертах - организуется оборона, и как, поэтому, надо тренировать нападение. Кроме того, мы продолжим осваивать новые элементы. На сей раз набор тренируемых элементов будет поменьше и попроще, но это не значит, что вы будете проводить меньше времени у поляны! ведь нужно "закреплять" навыки, полученные на первом уроке - и потому ваши тренировки теперь будут состоять из материала как второго, так и первого урока. Возможно, вам придется тренироваться даже больше, чем когда вы учили первый урок...

Итак, оборона. На первом уроке вы видели, что для любого положения шайбы всегда имеются положения, в которых вратарь полностью закрывает ворота от броска центрфорварда. Как следствие, чтобы забить шайбу, надо заставить вратаря сдвинуться из этого положения - или очень быстро переместить шайбу в другое положение, откуда можно будет провести бросок по открытому углу ворот. Проще всего добиться этого, начиная атаку с фланга - от крайнего нападающего*. Угрожая броском по воротам, крайний форвард заставляет вратаря сместиться в ближний угол. Дальний угол открывается для броска центрфорварда, надо только доставить ему шайбу - поэтому большинство комбинаций представляют собой пас крайнего форварда центру и бросок центра по воротам.

*Есть и еще одна причина, по которой позиционная атака, как правило, начинается с фланга: дело в том, что практически все борта контролируются крайними форвардами (лишь очень небольшой участок контролируется левым защитником, да около красной линии области контроля крайних форвардов перекрываются). Как следствие, шайба, не попавшая по назначению после передачи или броска, а также шайба, выбитая у фигуры соперника, скорее всего, окажется у одного из крайних форвардов. И оттуда начнется позиционная атака...

Что делать защищающемуся? естественно, пытаться прервать передачу с края своим защитником. Итак, основная конфигурация защиты при шайбе у крайнего форварда - это вратарь в ближнем углу, и защитник между синей и красной линией. Такую защиту иногда называют "активной" - потому что защищающийся активно перемещает фигуру защитника, пытаясь перехватить шайбу.

Есть, однако, и другой вариант защиты: "пассивная" защита. В этом случае расположение вратаря определяется исключительно положением фигуры центрфорварда; а ближний угол от броска крайнего форварда прикрывает фигура защитника. "Пассивной" эту схему защиты называют из-за статичного, неподвижного размещения фигур защищающегося (эту систему защиты иногда называют "коробочкой", "box", из-за плотного размещения всех защищающихся фигур вокруг ворот).

Разумеется, "пассивная" защита вовсе не так пассивна, как может показаться, и для успешного ее применения нужно уметь и перехватывать пас с края, и правильно перемещать вратаря в воротах, какими бы малыми ни были эти перемещения при "пассивной" защите... но для нас сейчас важно другое:

  • при "активной" защите вратарь расположен в ближнем углу, а защитник - между синей и красной линиями;
  • при "пассивной" защите вратарь расположен по центру ворот, а защитник прикрывает ближний угол ворот.

Зачем сейчас об этом говорить? а вот зачем: на прошлой тренировке для нас было неважно расположение вратаря в воротах, он должен был просто закрывать один из углов ворот от центрфорварда. Сегодня нам уже надо располагать вратаря "правильно", то есть так, как он может стоять в игре.

Предположим, мы отрабатываем комбинацию, завершающуюся броском в дальний угол ворот. Что это значит? это значит, что ближний угол ворот прикрыт вратарем, а дальний угол открыт для броска центрфорварда (или крайнего форварда, в некоторых других комбинациях) - наш противник играет "активную" защиту. У абсолютного большинства игроков вратарь в ближнем углу расположен клюшкой в сторону штанги, надежно защищая угол ворот от прострелов крайнего форварда. Это положение вратаря, на самом деле, неправильное, как мы убедимся на одном из будущих уроков - но пока будем исходить из того, как играет большинство.

Но если мы отрабатываем бросок в ближний угол, то это значит, что наш противник использует пассивную схему обороны ворот (вратарь по центру, ближний угол прикрыт защитником). Более того, это значит, что вратарь соперника расположен клюшкой в сторону выполняющего передачу крайнего форварда. Почему так? очень просто: если вратарь расположен по центру, единственный способ поразить ворота - это сильно бросить шайбой в клюшку вратаря. Из-за небольшого "люфта" механизма вратаря фигура вратаря слегка повернется ("продавится"), и откроет шайбе дорогу в ворота. Если же соперник не допускает "продавливания" фигуры вратаря (это можно сделать, слегка развернув клюшку вратаря "вперед", в сторону центрфорварда), то все равно сохраняется шанс забить гол за счет того, что шайба подпрыгнет и "перевалится" через клюшку вратаря. Понятно, что вероятность "перевалиться" через фигуру вратаря гораздо меньше, чем через клюшку, - поэтому первое правило "вскрытия" пассивной защиты звучит так:

  • если вратарь стоит строго посередине ворот, бросай шайбу в угол, который защищает клюшка вратаря!

Соответственно, если мы отрабатываем бросок в ближний угол ворот, это означает, во-первых, что соперник играет "пассивную" защиту (вратарь по центру ворот), а клюшка вратаря развернута в сторону крайнего форварда, владеющего шайбой (раз мы бросаем шайбу в ближний угол, значит, там клюшка вратаря).

Коротко правило размещения вратаря при отработке комбинаций можно записать так: вратарь всегда развернут клюшкой в сторону шайбы; если вратарь сдвинут клюшкой вплотную к штанге, тренируем бросок в дальний угол, если же основание вратаря прикрывает дальний угол, тренируем бросок в ближний угол.

Перейдем к новым техническим элементам.

Ведение шайбы вратарем (В2)

Может показаться неважным и ненужным... и совершенно напрасно. Достаточно часто в игре возникает ситуация, когда шайба находится сзади вратаря, между его дорожкой и линией ворот. Правила разрешают остановить игру и произвести вбрасывание; но всегда ли надо это делать? может быть, можно оставить шайбу себе, выведя ее вратарем? Пока вы не научитесь определять на глаз, столкнет фигура вратаря шайбу в ворота, или выведет ее защитнику, вы будете пропускать обидные голы - или отдавать шайбу сопернику после вбрасывания.

Есть и еще одна причина, почему надо тренировать ведение шайбы вратарем. Если шайба находится перед вратарем, она может оказаться в "спорной" области вратаря и центрфорварда. Любой поворот вратаря в этой ситуации - и шайба в ваших воротах. Только "водя" шайбу перед вратарем, можно определить, в какой зоне такое ведение безопасно. Наоборот, если шайба слишком далеко от вратаря, но все же в пределах досягаемости - можно попытаться ее выбить. Определить на глаз расстояние, на котором возможно толкнуть шайбу вратарем, без тренировки достаточно сложно.

Наконец, иногда - очень редко, но все же, - вам нужно перевести шайбу от одного защитника другому, или же подправить вратарем шайбу защитнику так, чтобы он мог продолжить ведение шайбы. Только тренировка позволит вам уверенно выполнять эти приемы в игре.

Обратите внимание: фигура вратаря гораздо более "толстая", чем фигуры полевых игроков; кроме того, длина клюшки вратаря меньше. В результате вести шайбу вратарем значительно труднее; может показаться, что вести шайбу задней стороной вратаря вообще невозможно. Однако это не так; вратарь может выполнять почти те же приемы ведения, что и полевой игрок, и только развернуться на краю дорожки, контролируя шайбу клюшкой, вратарь не может: для поворота придется использовать или "сваливание" шайбы через дорожку, или проезд вратаря за шайбу и ведение ее назад другой стороной фигуры.

Предлагаемые упражнения:

  • водите шайбу клюшкой вратаря вдоль линии ворот, удерживая ее как можно дальше от дорожки, до тех пор, пока она не упадет в ворота;
  • водите шайбу клюшкой вратаря перед вратарем, пока вратарь способен ее контролировать (возвращать к дорожке). Когда шайба уходит из зоны контроля, сильным поворотом фигуры вратаря "выбейте" ее;
  • ведите шайбу вблизи дорожки, "сваливая" ее через дорожку. После того, как шайба "свалится" на другую сторону дорожки, разверните вратаря и ведите ее в обратном направлении. Выполняйте это упражнение четырьмя способами: вратарь движется "вперед", "назад", шайба сваливается направо и налево.

Продольная передача (П2)

Любая передача, после которой шайба не пересекает полностью ни одной дорожки, является продольной. Выполняется аналогично поперечной передаче (в основание фигуры или в клюшку), может идти вперед и назад. Из-за того, что шайба не пересекает дорожку, надежность передачи заметно выше, чем у поперечной - поэтому ее часто используют для "убивания времени", к примеру, передавая шайбу между защитником и крайним форвардом вперед-назад, пока соперник не переведет в область движения шайбы свои фигуры. Такой прием может использоваться и для "отвлечения" фигур соперника, прежде всего защитников, с занимаемой позиции.

Возможны четыре продолжные передачи: 2-4-2, 2-5-2, 3-5-3 и 3-6-3. Надо заметить, что из-за "скошенной" дорожки центрфорварда передача 3-5-3 является чисто продольной, зато передача 2-5-2 скорее близка к поперечной (диагональной). Передача 2-5-2 довольно важна при игре через центр, и мы ее подробнее обсудим позже; в этом уроке лучше сконцентрироваться на остальных трех передачах.

Обратите внимание на положение шайбы при выполнении передачи. К примеру, если левый защитник выполняет передачу левому крайнему, и при этом шайба находится справа от фигуры, она в своем движении пересечет дорожку левого защитника. Такая передача - не чисто продольная, и ее скорее можно назвать "диагональной". Ее надежность ниже, чем у чисто продольной передачи.

При выполнении передачи 3-5 на пути шайбы может оказаться левый защитник соперника. Поэтому эта передача обычно выполняется из положения "шайба слева защитника" в положение "шайба слева центрфорварда". Впрочем, тренировать стоит любые комбинации исходного и конечного положения шайбы.

Предлагаемые упражнения:

  • продольные передачи 2-4-2-..., 3-5-3-... и 3-6-3-... Фигуры неподвижны, ваша задача - как можно дольше удерживать шайбу (учимся "убивать время"). Если вам удается сделать 15-16 точных передач, можете считать передачу освоенной.
  • начальное расположение, как в предыдущем упражнении. Пододвиньте фигуры соперника, максимально усложняя выполнение продольной передачи (но все же не полностью блокируйте траекторию шайбы, оставляйте возможность провести передачу). Добейтесь выполнения 8-9 передач без "потери" шайбы за счет касания клюшек блокирующих фигур.
  • "цепочка" 4-2-5-3-6 и обратно. Безошибочное выполнение "цепочки" 5 раз - элемент освоен. В "цепочку" входит передача 2-5, близкая к поперечной. При ее выполнении будьте внимательны.

Бросок крайнего по воротам: шайба "сзади" (Б2)

Довольно часто встречающаяся в игре ситуация: после атаки соперника шайба отскочила к вашему крайнему форварду, ваш соперник еще не успел взяться за штырь вратаря, и ближний угол открыт. Немедленно бросайте! это отличная возможность забить гол "на халяву"; два-три таких гола за игру - и вы выигрываете равный матч, а то и "наказываете" более сильного соперника.

Поскольку для броска в вашем распоряжении буквально доли секунды, бросок должен быть доведен до полного автоматизма, ваша рука должна сама давать поправку на расстояние от ворот до шайбы и на положение шайбы на клюшке фигуры. Тренировать этот бросок, поэтому, надо с разных дистанций и всегда из того положения шайбы, в которое она придет после передачи. Передачу лучше выполнять защитником, это лучше соответствует моделируемой игровой ситуации (шайба пришла из вашей зоны защиты). Обратите внимание, что, если шайба находится слишком близко к дорожке, бросок получается не клюшкой, а из "ямки", и шайба летит несколько неточно. В такой ситуации лучше сделать небольшое движение фигурой вперед, "вытесняя" шайбу на клюшку.

В предложенной ситуации мы бросаем в пустой ближний угол ворот; однако вполне возможен и другой вариант развития событий. Ваш соперник лихорадочно дернул штырь вратаря, и фигура вратаря закрыла ближний угол... но продвинута слишком далеко к владеющему шайбой правому форварду. Открыт дальний угол - и его вполне можно поразить прямым броском. Имейте в виду, что для этого фигура крайнего должна находиться достаточно далеко от линии ворот.

Впрочем, поразить дальний угол можно и при "правильном" положении вратаря в ближнем углу (клюшка вратаря примыкает к ближней штанге); но такой бросок требует точности. Его редко используют на практике из-за того, что любая неровность поляны (прогиб, перекос дорожек) делает невозможным точный бросок. Все же потренировать бросок по дальнему углу стоит, хотя бы для того, чтобы почувствовать механику движения шайбы по поляне. Обратите внимание: при "правильном" положении вратаря левый крайний может попасть в дальний угол только из крайнего ближнего к вам положения. Я подозреваю, что отклонение дорожки левого крайнего от борта поляны вызвано как раз стремлением инженеров STIGA дать возможность для такого броска в дальний угол.

Итак, выполняем четыре варианта бросков: левым и правым крайним, в ближний и дальний угол. Вначале тренируйтесь с полностью открытыми углами ворот, затем попробуйте бросок в дальний угол при "правильном" расположении вратаря в ближнем углу.

"Русский гол" (Ф2)

Этот прием "привезли" на мировые чемпионаты наши с вами соотечественники; по неизвестным мне причинам шведы и финны практически никогда не использовали его в своей игре. На приоритет в использовании этого финта, правда, претендуют немцы... но мы все равно будем называть его так, как его назвали шведы году этак в 2000-ом.

Суть приема проста до безобразия. Ваш крайний форвард подобрал шайбу у лицевого борта, шайба находится сзади фигуры. Защитник соперника находится у линии ворот, блокируя поперечную передачу на центрфорварда. Быстро сдвигаем крайнего назад и, не останавливаясь, бросаем шайбу в угол ворот. В который? в зависимости от положения вратаря, или в ближний (вратарь по центру ворот, соперник играет "пассивную" защиту), или в дальний (вратарь в ближнем углу, соперник играет "активную" защиту).

В исполнении этого финта есть еще два варианта, один из которых рассчитан на "медленного" соперника, а второй - на "быстрого". В первом случае вы рассчитываете на то, что он не успеет отреагировать на ваше движение и заблокировать траекторию броска защитником: грубо говоря, защитник остался там, где был - у линии ворот. Ваша задача - как можно быстрее "уехать" крайним как можно дальше, за синюю линию, и оттуда бросить по воротам.

Во втором случае ваш соперник быстр, и немедленно выдвигает фигуру защитника вперед, к синей линии, блокируя бросок в дальний угол и передачу. На такой случай у нас другой прием: мы сдвигаем крайнего до бокового круга вбрасывания, делаем короткую паузу (мимо нашего крайнего со свистом проносится защитник), и бросаем в ближний угол (в дальний шайба не пройдет). Оба варианта финта надо освоить до автоматизма, потому что успешное его применение в игре возможно только при очень точном и очень быстром его исполнении.

Еще одна подсказка: чтобы бросок получался сильным и точным, надо, чтобы шайба легла на клюшку фигуры. Для этого можно перед броском сдвинуть крайнего на три-четыре миллиметра вперед, к лицевому борту. В этом варианте финт будет состоять из трех движений: длинное движение назад, короткое движение вперед, и поворот.

Пас на крайнего (К2)

Еще одна несложная комбинация, в которой мы используем разученные на этом уроке приемы. Шайба у защитника; фигура контролируется "чужой" рукой (левый защитник - правой рукой, правый защитник - левой). Вторая рука - на "своем" крайнем форварде. Продвигаем защитника вперед так, чтобы шайба "свалилась" на клюшку, справа или слева от фигуры, и выполняем продольную передачу на крайнего. Завершаем комбинацию броском в (открытый!) ближний угол.

Эта комбинация не так безобидна, как может показаться. На определенном уровне мастерства большинство игроков начинает играть в строго-"пассивную" защиту, которая дает неплохие результаты против многих стандартных комбинаций на центрфорварда. Вместе с тем, "пассивная" защита - это открытые ближние углы ворот, как только фигура защитника ушла вперед, в атаку. Если шайба в результате срыва атаки соперника попадает к вашему защитнику, вам остается только быстро доставить ее в пустой угол ворот - что и обеспечивает эта комбинация.

Наиболее эффективно эта комбинация выполняется слева. Вы еще помните, что все наши приемы мы исполняем после передачи? так вот, откуда, по-вашему, может прийти шайба к защитнику во время обороны? закономерный ответ - от вратаря. При этом левый защитник уже контролируется правой рукой (левая рука управляет вратарем). Вам остается подтолкнуть вратарем шайбу левому защитнику, перенести левую руку на штырь левого крайнего, и выполнить комбинацию.

Справа, к сожалению, замаскировать свои намерения не удастся: как только вы перенесли левую руку на штырь правого защитника (неудобное расположение рук!), вы показали, что собираетесь делать передачу правому крайнему. И все же, вы сохраняете неплохие шансы: ведь после срыва атаки ваш соперник будет занят перемещением своих фигур в защитные позиции, и ему будет некогда смотреть на движения ваших рук.

Обратите внимание: эта комбинация всегда завершается броском в ближний угол. Дело в том, что времени на ее выполнение настолько мало, что шансы попасть в дальний угол оказываются пренебрежимо малы. Все же, если хотите, можете попробовать выполнять "пас на крайнего" с броском в дальний угол, но лучше разучить другой вариант комбинации: "пас на дальнего крайнего".

Он выполняется при расположении рук на "своих" фигурах (левая рука на левом защитнике + правая рука на правом крайнем, или правая рука на правом защитнике и левая рука на левом крайнем), и потому хорошо замаскирована. Пас левого защитника на правого крайнего можно провести практически всегда, и даже в случае неточной передачи шайба останется у ваших фигур и вы сможете продолжить атаку справа. Несколько сложнее выполнить передачу правым защитником на левого крайнего, но при некоторой безалаберности вашего соперника это тоже возможно. В данном случае передача будет не продольной, а поперечной, и она будет пересекать довольно много дорожек; поэтому, все-таки, использовать этот прием в качестве "основного боевого" я не советовал бы. Но иногда он может пригодиться - смутить соперника и заставить его следить еще и за движением фигур на противоположном фланге.

Исходное положение фигур при выполнении "паса на дальнего крайнего" таково: обе руки на штырях защитников, шайба у одного из защитников, центрфорвард выдвинут вперед, чтобы не мешать передаче, крайний, который будет выполнять бросок, находится между синей линией и боковым кругом вбрасывания. Первая передача - подготовительная: отдаем шайбу второму защитнику и переносим руку на штырь крайнего форварда. Далее выполняем комбинацию: пас через центральный круг и бросок в касание в ворота. Смена направления атаки будет, скорее всего, неожиданной для соперника, и, если он не контролирует в этот момент вратаря, ваша комбинация имеет все шансы стать результативной.

Комбинация "пас на крайнего", кроме ее собственных достоинств, позволит вам разучить способы перехода от обороны к позиционной атаке. Пас защитника на крайнего является для этого наиболее простым и эффективным способом, и, разучивая комбинацию, вы заодно освоите простейший способ перевода шайбы в зону атаки.

"Тупые" комбинации (К3; опция - можно не учить эти приемы)

"Тупые" комбинации выполняются обычно теми игроками, которые не могут переиграть вратаря при выходе центрфорварда один-на-один - почему и называются тупыми.

Вратарь находится в центре ворот, и потому оба угла ворот открыты. Выполняем передачу на крайнего форварда (шайба приходит сзади от крайнего) и в касание посылаем шайбу в ворота.

Сработать "тупая" комбинация может только один раз; в следующий раз ваш соперник либо перекроет направление передачи защитником, либо быстро переместит вратаря в угол, которому вы угрожаете. На второй случай "тупую" комбинацию стоит дополнить трехходовкой с обратным пасом крайнего центру (5-4-5 и 5-6-5 с завершением броском в дальний угол - ведь ближний уже закрыт вратарем).

* * *

Таким образом, на этом уроке вы познакомились с пятью приемами: контролем шайбы вратарем, продольной передачей, броском крайнего по воротам из положения "шайба сзади", "русским голом", основанным на этом броске, и комбинацией "пас на крайнего", использующей продольную передачу и разученный бросок.

Как и на предыдущем уроке, предлагаю вам таблицу для контроля эффективности тренировок и определении скорости вашего прогресса. Когда переходить к следующему уроку? когда средняя эффективность разучиваемых приемов перемахнет за 60%. Однако это не значит, что можно прекращать тренировать приемы "освоенного" урока. Наоборот, необходимо продолжить "зубрежку" одновременно с освоением нового материала. К примеру, сейчас ваши занятия должны состоять из элементов второго и первого уроков: в первой части тренировки разучиваете приемы второго урока, а во второй части повторяете приемы первого. Дело в том, что первый урок является базовым для всей техники НХ, и эти элементы должны быть освоены в совершенстве.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.