Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Урок седьмой




Версия для печати

В этом уроке мы будем осваивать достаточно сложные элементы - можно сказать, мы приступаем к изучению "высшего пилотажа" настольного хоккея. Нет, особого блеска в этот раз не ждите, а вот трудностей будет - хоть отбавляй. Основная тема занятия - использование свободной ноги фигуры.

В принципе, свободной ногой можно действовать в точности так же, как клюшкой - даже голы, забитые свободной ногой при повороте фигуры засчитываются на равных с голами, забитыми клюшкой. Вот только технически это будет, пожалуй, посложнее.

Дело в том, что свободная нога - "точечный" объект, в отличие от плоской клюшки, линия которой у нормальной фигуры проходит через ось вращения фигуры. Клюшка касается шайбы так, что прилагаемая сила всегда проходит через центр шайбы; как следствие, шайба всегда летит в направлении, перпендикулярном положению клюшки (возможно, мы с вами рассмотрим исключения из этого правила в следующих главах... но как правило, все так, как показано на рисунке).

Касание шайбы ногой фигуры - точечное; направление приложения силы - перпендикулярно линии, соединяющей точку касания и ось вращения фигуры. Если края шайбы не слишком шершавые, то сила, приложенная к шайбе "по касательной", пропадет - а шайба полетит так, как если бы сила была приложена вдоль линии, проходящей от точки касания к центру шайбы. На рисунке средний и нижний хоккеисты бьют по шайбе совершенно одинаково, прилагаемая сила одинакова и одинаково направлена... а вот полетит шайба совсем в разных направлениях (красные стрелки). Попробуйте этот эффект расположения шайбы самостоятельно.

Если бы этой особенностью исчерпывались сложности игры свободной ногой... расстояние от оси вращения фигуры до точки касания свободной ноги меньше, чем типичное расстояние от оси вращения до точки касания клюшки; как следствие, рычаг меньше, и прилагаемое усилие труднее преобразовать в движение шайбы. Это связано еще и с тем, что некоторая часть усилия пропадает - уходит по касательной к поверхности шайбы. Чтобы выполнить передачу или бросок свободной ногой, надо приложить большее усилие, чем при игре клюшкой, и шайба - как правило - будет двигаться медленнее. В этом есть и свои плюсы, до которых мы еще дойдем.

При ведении шайбы ногой меньшее расстояние от оси (меньшая "ямка" между опорной ногой и точкой касания шайбы) и точечное касание шайбы создают дополнительные проблемы с контролем шайбы, а разворот шайбы ногой и вовсе прием технически сложный и не будет у вас получаться довольно долго. Однако для уверенного выполнения сложных атакующих приемов все эти навороты вам понадобятся, так что не пожалейте времени. Потраченное время окупится еще и тем, что вы будете меньше тратить усилий при контроле шайбы в игре - в том числе и при контроле шайбы клюшкой.

Обратите внимание еще на одну особенность игры свободной ногой: точка касания при положении шайбы "спереди" фигуры (слева-внизу на рисунке) находится ближе к оси вращения фигуры (красная линия), чем при положении шайбы "сзади" фигуры (зеленая линия). Эта особенность - результат скульптурных изысков STIGA, где конек свободной ноги "натуралистично" развернут носком к опорной ноге. В результате, когда вы пытаетесь управлять шайбой, находящейся "спереди" фигуры, у вас меньше возможностей, а необходимое усилие - больше.

Ведение шайбы ногой. Развороты ногой. (В6)

Попробуйте водить шайбу "в ямке", как "спиной вперед" (это легче), так и "лицом вперед" фигуры. Кроме того, водите шайбу, прикасаясь к ней только свободной ногой фигуры - опять же, и "лицом вперед", и "спиной вперед". Эти короткие тычки ногой очень полезны - вы научитесь подправлять шайбу ногой в нужное положение на поляне значительно увереннее, чем клюшкой: даже чрезмерно сильное движение не выбросит шайбу за пределы зоны контроля вашей фигуры.

Разворот ногой - элемент достаточно сложный, сперва попробуйте выполнять его из положения "спиной вперед": при этом положении фигуры точка касания конька отстоит от оси вращения дальше, чем при положении фигуры "лицом" к шайбе, и контролировать шайбу проще. Выберите место, где поляна совершенно ровная! Движение аналогично "боевому развороту", но выполняется не из "ямки" между клюшкой и основанием, а из "ямки" между основанием и свободной ногой фигуры. После выполнения разворота можно несколько "перекрутить" фигуру так, чтобы шайба легла на другую сторону дорожки, на клюшку фигуры. Варианты исполнения - вперед направо ("спиной вперед"), вперед налево, назад направо и назад налево. При выполнении разворотов "лицом к шайбе" секрет успеха - ни на мгновение не терять контакт между шайбой и основанием фигуры. Еще раз обращаю ваше внимение, поляна в месте разворота должна быть идеально ровной!

Передачи ногой (П7)

Как мы уже обсуждали, при обработке шайбы ногой даже большое усилие приводит к относительно небольшой скорости движения шайбы, поэтому передачи ногой обычно выполняются на небольшое расстояние. Фактически, это те же короткие передачи, которые мы изучали на прошлом занятии. Попробуйте выполнять короткие передачи ногой между соседними фигурами (4-2-4, 2-5-2, 5-3-5, 3-6-3). Обратите внимание, что в парах 4-2-4 и 5-3-5 передача выполняется "лицом к шайбе", а в парах 2-5-2 и 3-6-3 - "спиной к шайбе"; соответственно, в первом случае придется прикладывать большее усилие, чтобы выполнить передачу на необходимое расстояние. Выполняйте те же "челночные" движения, которые вы разучивали на предыдущем уроке (шайба принята - движение фигуры с шайбой от средней линии поля - разворот - возврат к средней линии и передача). Принимайте шайбу и клюшкой, и коньком.

Вторым вариантом использования передачи ногой является продольный пас вперед, также на относительно небольшое расстояние. Передавайте шайбу в тех же парах защитник-ближний нападающий. Теперь взаимное расположение шайбы и фигуры сменится во всех парах: для 4-2-4 и 5-3-5 передача будет выполняться "спиной к шайбе", а для 5-2-5 и 6-3-6 - "лицом к шайбе".

При выполнении передач обратите внимание на силу, с которой необходимо посылать шайбу, чтобы она достигла адресата.

Броски защитников (Б6)

Важный, полезный, часто встречающийся в играх... и сильно недооцениваемый элемент. Бросок защитника проводится с большого расстояния до ворот, и потому вратарю достаточно трудно занять такое положение, которое надежно перекрывало бы оба угла ворот. С другой стороны, шайба должна двигаться довольно быстро, иначе соперник успеет просто передвинуть вратаря за время полета шайбы; и точно, чтобы попасть в угол ворот. Непростое сочетание!

В игре бросок защитника производится, как правило, после потери шайбы атакующим игроком. Способность немедленно "ввалить" шайбу в ворота чрезвычайно важна, поэтому не пожалейте времени на освоение этих бросков.

Обратите внимание: в игре ваш соперник будет обычно блокировать направление броска выдвижением своего защитника в крайнее переднее (ближнее к вам) положение. Поэтому осваивать броски защитниками следует в два этапа. На первом этапе защитники обороняющегося должны располагаться на линии своих ворот: вы просто "пристреливаетесь" по воротам. Выполняйте броски защитников при начальном положении справа и слева от дорожки. Найдите верное положение своего центрфорварда, при котором он не блокирует ни один из углов ворот для правого защитника, бросающего слева от дорожки (см. рисунок слева). Для броска правого защитника справа от дорожки найдите крайнее ближнее к своим воротам положение, при котором защитник все еще способен поразить дальний угол ворот соперника (центрфорвард в ближнем положении). Броски защитников выполняйте с разных расстояний до ворот соперника, но основное внимание обратите на броски с самых дальних дистанций: от своих ворот. Это нужно как по игровым требованиям (чаще всего шайба приходит к защитнику вблизи своих ворот), так и исходя из наилучших условий для атаки ворот соперника (чем дальше шайба от ворот, тем труднее вратарю перекрыть надежно оба угла ворот).

На втором этапе выдвиньте блокирующих защитников в крайние ближние положения, максимально усложнив попадание в ворота. Обратите внимание, левый защитник соперника в ближнем к вам положении не блокирует броски вашего правого защитника, если шайба находится справа от дорожки чуть впереди синей линии ("обводящий бросок", рисунок справа). Найдите область, из которой ваш правый защитник может бросать по воротам соперника, обводя блокирующего защитника "снаружи". Обратите внимание, ваш атакующий защитник при этом не доходит до конца дорожки - иначе соперник сможет выбить шайбу до броска. Обязательно добейтесь уверенных попаданий в дальний угол ворот при таких бросках!

Атаки левого защитника правый защитник противника блокирует только частично; тем не менее, обратите внимание на возможность бросить в ближний угол ворот, обводя правого защитника "снаружи" (рисунок справа).

"Остерман" (Ф8)

Ну вот, наконец, и "боевые" приемы к вашему вниманию:) Нет, "мальцев" или "велодром" вполне успешно используются на турнирах; но "остерман" вполне может стать основой, базой вашей игры: это один из несложных и эффективных способов реализации "выхода" центрфорварда один-на-один с вратарем.

Пододвиньте шайбу ближе к воротам, почти на край дорожки центрфорварда. Фигура центрфорварда касается шайбы свободной ногой. Поворачиваем фигуру так, чтобы свободная нога оказалась слева от шайбы; чуть продвигаем фигуру центра вперед; резким движением ноги сдвигаем шайбу направо и обратным разворотом фигуры клюшкой отправляем шайбу в правый от нас угол ворот мимо фигуры вратаря. Забиваем в левый от нас угол совершенно аналогичным способом - разница только в усилии, из-за меньшего рычага (расстояния от оси вращения центра до точки касания шайбы) усилие при сдвигании шайбы влево должно быть больше, чем при сдвигании вправо. Обратите внимание: и в правый, и в левый угол вы должны забивать из в точности одинакового положения шайбы, фигуры и хвата руки на штыре - ничего не должно указывать вашему сопернику, в какую сторону вы станете выполнять атаку.

Помимо "простого" "остермана" можно выполнять более сложный "скрытый остерман" ("черников", по автору в РФ). В этом случае мы выполняем одно дополнительное движение: сперва свободная нога центра разворачивается вправо, имитируя атаку левого от нас угла ворот; после чего она переводится влево и выполняется "остерман" в правый угол.

"Остерман" часто называют приемом "конек-клюшка": действительно, "передачу" под бросок клюшкой выполняет свободная нога фигуры ("конек"). Приемы "конек-клюшка" принципиально отличают современный НХ STIGA от старых полян, на которых фигуры не имели "свободной ноги".

Хочу обратить ваше внимание на сходство "остермана" с "полузмеей": в обоих случаях мы вначале сдвигаем шайбу, чтобы потом отправить ее в ворота мимо фигуры вратаря. Однако в "полузмее" завершающее действие - удар, а в "остермане" - бросок разворотом фигуры; как следствие, "остерман" выполняется быстрее. Достоинством "остермана" является и тот факт, что смещение шайбы ногой менее чувствительно к силе движения, и потому меньше зависит от скольжения поляны и точности, с которой вы можете "дозировать" усилие при повороте фигуры. Наконец, при сходстве первого движения (поворот налево ноги/клюшки - смещение шайбы направо), "остерман" куда проще замаскировать серией небольших разворотов вправо-влево, пока центрфорвард находится сзади шайбы; аналогичные движения клюшки легче отслеживаются глазом, и ваш соперник вполне может среагировать на "полузмею", перемещая вратаря в атакуемый угол.

Последний прием из этого семейства - "ложный остерман"; используется он редко, но научиться его выполнять полезно. Смещаем шайбу свободной ногой вправо, и делем паузу, чтобы вратарь соперника сместился в правый угол. После чего выполняется бросок клюшкой в освободившийся левый (от нас) угол ворот. Чтобы выполнить "ложный остерман", надо размещать шайбу чуть подальше от ворот - иначе попасть в открывающийся угол мимо фигуры вратаря будет невозможно.

При тренировках обязательно разучите все варианты выполнения "остермана" и правой, и левой рукой; а вот в игре полезнее применять "остерман" только одной рукой. Когда шайба уже попала к вашему центру, у вас есть время на то, чтобы сменить руку и приготовиться выполнить "выход" - поэтому достаточно, чтобы в совершенстве приемом овладела только одна рука. И все-таки, приемы типа "конек-клюшка" употребимы не только при выходах, поэтому не пожалейте времени выучить "остерман" обеими руками.

Хочу предостеречь вас от попыток "добиться всего и сразу": не стоит пытаться сходу попадать в "закрытые" углы ворот. Размещайте фигуру вратаря так, чтобы она слегка приоткрывала тот угол ворот, в который вы бросаете. По мере увеличения точности - скажем, когда вы будете забивать один "остерман" из двух попыток - уменьшайте зазор между вратарем и штангой. В пределе вы должны забивать каждый второй финт в "закрытый" угол ворот - то есть при таком расположении вратаря, когда расстояние между краем фигуры в штангой меньше ширины шайбы (шайба при этом проходит в ворота рикошетом от штанги). Однако до такой точности вам еще долго тренироваться...:)

"Титов" (К8а)

"Титов" - полный аналог "бульдозера", который мы учили на прошлом занятии, с той разницей, что короткая передача поперек поля выполняется не клюшкой защитника, а свободной ногой.

В отличие от большинства других комбинаций, "титов" - "скрытая" комбинация. В начальный момент клюшка защитника развернута в сторону центра поля, что заставляет соперника ожидать передачу на крайнего форварда. Вместо этого следует быстрый короткий пас ногой в центр. Чтобы увеличить эффект скрытности, стоит браться за штырь центрфорварда в последний момент перед выполнением передачи; при таком исполнении "титов" начинается с движения центрфорварда назад, в ближнее положение; как только он приходит в эту точку, следует передача и немедленный удар по воротам обратным движением центра вперед.

Возможен и другой способ исполнения "титова". Защитник выдвигается вперед от своих ворот, толкая шайбу вдоль дорожки. Центр разворачивается клюшкой в сторону шайбы. Достигнув центрального круга, защитник выполняет передачу ногой на центрфорварда. Чем быстрее вы будете выдвигать защитника вперед, тем более неожиданным прием будет для соперника.

"Титов" справа требует аккуратной подготовки, так как левый защитник соперника практически наверняка блокирует короткую передачу на центра даже если противник не ожидает выполнения "бульдозера" или "титова". Поэтому надо имитировать передачу на фланг, чтобы убрать блокирующую клюшку. Располагаем шайбу на дорожке чуть сбоку "снаружи", имитируя передачу ударом на правого крайнего (передачи ударом мы будем проходить уже в следующем уроке). Левая рука на штыре центра, но сама фигура центра - примерно на середине дорожки. Как только соперник разворачивает клюшку "наружу", чтобы сблокировать передачу на край, немедленно отводим центра назад, одновременно разворачивая его клюшку в сторону шайбы, и выполняем передачу ногой защитника.

Итак, нам следует выучить следующие варианты исполнения "титова": слева от синей линии, слева от ворот ("длинный титов"), и справа. Во всех вариантах возможна атака ближнего или дальнего угла ворот.

Передача ногой на крайнего и бросок вращением (К2б, опция)

Аналог "титова", но с атакой ворот броском, а не ударом. Используется редко, но полезен с точки зрения совершенствования техники исполнения "титова".

Учим два варианта: с передачей правого защитника на правого крайнего, и с передачей левого защитника на левого крайнего. В обоих случаях крайний форвард атакует ближний угол ворот.

Короткая передача на защитника и бросок вращением (К2в, опция)

В игре иногда случаются ситуации, когда выполнить передачу от крайнего форварда поперек поляны невозможно - по техническим (перепад высоты на дорожке защитника соперника) или тактическим (соперник очень точно защищается) причинам. В этом случае продолжить атаку можно передачей назад, на защитника. Крайний форвард смещается к своим воротам, и выполняет продольную передачу назад так, чтобы шайба легла на клюшку защитника справа от дорожки, как для правого, так и для левого защитника. После короткой паузы выполняется бросок по воротам: в игре соперник попытается заблокировать вашу атаку, и выдвинет своего защитника вперед до упора - именно на это надо дать ему время короткой паузой, после чего окажется возможен бросок мимо блокирующей фигуры. Возможно, вам будет удобнее выполнять бросок защитником после короткого смещения фигуры защитника вперед вместе с шайбой.

Эти нехитрые комбинации заверщают серию приемов, использующих быстрые передачи между ближними фигурами (короткие передачи, передачи ногой или продольные передачи).

* * *

В этом уроке мы изучали две несвязанных между собой техники: пасы ногой (с завершением комбинации ударом или броском), и броски защитников по воротам (в том числе после финта или комбинации). Если броски защитников являются "развитием" бросков нападающими, с разницей только в необходимой большей силе броска и точности, то действия свободной ноги открывают совершенно новые возможности, как для контроля шайбы, так и для атаки ворот.

Таблица поможет вам контролировать степень освоения новых элементов. Условие перехода к следующему уроку обычные - средняя эффективность приемов этого урока выше 60%.

До следующего урока я предложу вам главу "Упражнения", в которую будет включен целый ряд старых упражнений, но выполняемых на новом, гораздо более высоком уровне сложности. Очень советую "не сачковать", и тщательно пройти все "старые упражнения на новый лад" - практически все эти, "новые", варианты будут потом использоваться непосредственно в игре.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.