Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тамаса. Эго в гуне невежества называется тамасой. Трансформируясь, под воздействием времени, тамаса порождает пять материальных элементов (ш), пять объектов этих




 

Эго в гуне невежества называется тамасой. Трансформируясь, под воздействием времени, тамаса порождает пять материальных элементов (ш), пять объектов этих элементов и пять органов для их восприятия. Процесс создания грубых элементов, их объектов и органов восприятия начинается с более тонких и развивается к более грубым:

 

1. Эфир. Самым тонким объектом грубых материальных элементов является звук. Звук даёт начало эфиру. Иногда говорится, что эфир — это пространство. Кроме того, звук является источником органа слуха — уха. Мудрецы, обладающие истинным знанием, определяют звук, как субстанцию, представляющую собой тонкую форму эфира, и которая передаёт представление о предмете и указывает на присутствие говорящего. Функции и признаки эфира заключаются в том, что он предоставляет место для внешнего и внутреннего бытия всех живых существ, то есть, является полем деятельности:

 

· Жизненного воздуха

· Чувств

· Ума

Из этого можно видеть, как тонкий ум связан с грубой материей. Другими словами, деятельность ума или психическая деятельность, проявляющаяся в мышлении, эмоциях и желаниях, протекает в эфире (пространстве). Когда человек умирает, умственная деятельность, обладающая тонкой формой, со временем преобразуется в грубую форму.

2. Воздух. Сотворённый звуком эфир под влиянием времени подвергается следующей трансформации, и на свет появляется тонкий по природе объект осязания — касание, а из него образуется воздух и орган осязания. Мягкость и твёрдость, холод и тепло — таковы характеристики, воспринимаемые осязанием, которое представляет собой тонкую форму воздуха. Воздух отвечает за движение, смещение и нормальное функционирование всех органов чувств, он также предоставляет возможность приблизиться к объектам звука и переносит другие объекты чувств.

3. Огонь. С течением времени в процессе эволюции воздух трансформируется в огонь, который приобретает форму, и глаз, воспринимающий форму и цвет огня. Форму и цвет мы можем воспринимать глазами при условии наличия солнца, сияние которого является чувственным объектом глаза.

4. Вода. Повинуясь высшей воле, огонь подвергается дальнейшей трансформации, порождая тонкий по природе объект вкуса. Из вкуса возникает вода, а также язык, который ощущает вкус. Поскольку вкус возникает из воды, язык всегда увлажнён слюной. Смешиваясь с различными веществами, изначально единый вкус принимает различные формы, становясь вяжущим, сладким, горьким, острым, кислым и солёным. Также вода характеризуется способностью увлажнять другие вещества, приносить чувство удовлетворения, поддерживать жизнь, размягчать предметы, уменьшать жар и освежать, утоляя жажду. Благодаря воде происходит смешение элементов. Чтобы замесить тесто, к муке добавляют воду; чтобы построить дом, требуются кирпичи, для производства которых используется вода. Огонь, воздух и вода являются элементами, связующими всё материальное мироздание.

5. Земля. Далее, под влиянием высшей воли, вода порождает тонкий элемент запаха. В результате появляются земля и орган обоняния, с помощью которого мы ощущаем всю гамму присущих земле запахов.

 

Так появляются пять грубых материальных элементов (эфир, воздух, огонь, вода и земля), пять объектов этих элементов (звук, касание, форма, вкус и запах) и пять органов их восприятия (ухо, орган осязания, глаз, язык и нос). Каждый последующий материальный элемент сохраняет качества предыдущего:

 

· Эфир — звук

· Воздух — звук, касание

· Огонь — звук, касание, форма

· Вода — звук, касание, форма, вкус

· Земля — звук, касание, форма, вкус, запах

 

Нетрудно заметить, что земля является средоточием всех качеств, присущих также остальным элементам. Всего земля обладает пятью качествами грубых элементов, у воды их четыре, у огня — три, у воздуха — два, а небу присуще только одно качество — звук. Так, исследуя качества различных элементов, проницательный человек может увидеть причину их появления.

В Шримад-Бхагаватам 3.26.49 говорится:

 

«Поскольку причина присутствует и в следствии, признаки причины можно обнаружить в следствии. Вот почему только земля содержит в себе отличительные качества всех остальных элементов».

 

Итак, причиной появления земли является вода, причиной воды — огонь, причиной огня — воздух, причиной воздуха — эфир, причиной эфира — звук, а причиной звука — эго в гуне невежества (тамаса). Эго в гуне невежества возникает благодаря взгляду Маха-Вишну, который активизирует три гуны материальной природы и привносит в махат-таттву живые существа. Причина появления Маха-Вишну — Второй Санкаршана, причина Второго Санкаршаны — Господь Нараяна, причина Нараяны — Первый Санкаршана, причина Первого Санкаршаны — Баларама, а причина Баларамы — Господь Кришна, Верховная Божественная Личность. Поэтому Кришна является причиной всех причин.

Любой разумный человек, проследив динамику трансформации материального мира из непроявленного состояния в проявленное, придёт к пониманию, что это возможно только благодаря присутствию высшей воли, воли Бога. Без Его воли материальные элементы не способны даже соединиться вместе, не говоря уже о том, чтобы иметь определённое предназначение.

Вот что об этом говорится в Шримад-Бхагаватам 3.26.18:

 

«Являя Свои энергии, Господь, Верховная Божественная Личность, соединяет различные материальные элементы, находясь внутри них в образе Сверхдуши и вне их в образе вечного времени».

 

Важно отметить, что весь процесс Творения происходит от тонкого к грубому. Этот принцип находит свое отражение как 2-ой закон термодинамики, принятый современной наукой. Самая тонкая реальность — духовная, поэтому источником материального мира является, в конечном итоге, дух.

 

Как осуществляется вторичное Творение — висарга?

Далее Господь Брахма (первое живое существо во вселенной), наделённый особыми полномочиями соединять материальные первоэлементы в разнообразные формы, осуществляет вторичный этап Творения. Он медитирует на духовные звуки, олицетворяющие собой духовные формы и, видя эти формы, творит по их подобию и на их основе материальные формы. «Все многообразные искаженные материальные формы имеют свой точный духовный прообраз в духовном мире» (Шримад-Бхагаватам 2.6.1, комм.). Так постепенно во вселенной появляются 8400000 форм жизни, в которые, в соответствии со своим уровнем сознания и деятельностью в прошлом, воплощаются обусловленные живые существа.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.