Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические формы позитивизма




Позитивизм – философия западноевропейского сознания, возникшая в 30-е гг. XIX в. и существующая вплоть до нашего времени. Особенности этой установки в направленности сознания на окружающую нас «позитивную» (положительную) действительность, земной реальный мир, в котором мы живем, а не на «потусторонний», который считался высшей реальностью в предшествующие эпохи. На место понятия «души», как самостоятельной субстанции, дарованной человеку Богом, приходит понятие «сознание», как свойство высокоорганизованной материи. Основной предмет познания в позитивизме является научное познание, его логика и методология.

Позитивизм прошел в своем развитии 3 основные стадии, после чего на смену позитивизму пришел постпозитивизм – одно из наиболее авторитетных течений философии ХХ – нач. ХХI в.

I стадия – классический позитивизм (1830 г. – конец XIX в.). Основоположник Огюст Конт (1798 - 1857), который и ввел данный термин. Конт провозгласил целью науки накопление и систематизацию позитивного знания – научный фактов, т.е. данных экспериментов и наблюдений, относящихся к реальному миру, в котором мы живем. Только на основе этих знаний возможна реконструкция законов природы. Конт указал на принципиальную ограниченность и неполноту научных фактов, а значит, и относительность, наших знаний о мире на любой стадии развития науки.

Наибольших результатов достиг ученик Конта – Дж. С. Милль (1806-1873). Философия должна стать «философией опыта», и любое утверждение должно быть научным только, когда оно подтверждено данными опыта. Сформулировал «принцип сознания», согласно которому реально существующим может считаться только то, что осознанно (быть, значит быть воспринимаемым).

II стадия – эмпириокритицизм, или махизм (конец XIX – нач. ХХ в.). Эмпириокритицизм, т.е. «критическое исследование опыта», или махизм, - по имени его основоположника Эрнста Маха (1838-1916). Появление махизма обусловлено развитием наук, что привело к потере универсальности в прежней научной «объяснительной модели» окружающего мира. В частности, оказалось невозможным объяснить движения атомов по законам механики. Или исследование природы физических полей, которые по своей сути не являлись веществом, а значит, получилось и материей. Требовалась новая методология, способная объяснить мир.

Махизм предложил отказаться от объяснительной части науки, объявляя ее «ненаучной». Если Конт полагал, что на основе фактов надо искать скрытые причины, то Мах считал необходимым вообще отказаться от принципа причинности, заменяя его функциональной зависимостью признаков рассматриваемых явлений. Задачу науки он видел в описании и классификации фактов, т.е. регистрации взаимосвязи и их признаков. Любая вещь мира всего лишь «комплекс ощущений», а то, что стоит за этими комплексами и их вызывает, нам недоступно, и поэтому любые рассуждения об этом ненаучны. Мах отказывается от ньютоновкого понятия пространства, времени и движения и вводит собственный «принцип относительности», согласно которому движение любого тела может быть определено только относительно других тел. Теоретическим основанием своего подхода предложил принцип «экономии мышления» напоминающий «бритву Оккама», т.е. понятия, несводимые опытному знанию, должны удаляться из науки как ложные.

III стадия – неопозитивизм, или логический позитивизм (1920 – 1960 гг.). На первый план выдвинулась проблема анализа языка науки, выразимости в языке всякого осмысленного и, в первую очередь, научного знания.

В рамках неопозитивизма развился и достиг наибольших успехов логический позитивизм, почему неопозитивизм часто отождествляется с последним.

На развитие логического позитивизма сильно повлияла концепция логического атомизма математика и философа Бертрана Рассела (1872-1970) и философа Людвига Витгенштейна (1889-1951).

Позитивисты в 1930 г осознали, что в основу науки нельзя положить предложения, описывающие только чувственный опыт и переживания субъекта, и перешли к концепции физикализма, в которой базовым признается «вещный язык». На этом языке описываются физические явления внешнего мира, чувственно воспринимаемые субъектом, а не его личные переживания. Например, на языке личных переживаний мы можем сказать: «Мне холодно», а на «вещном языке» мы можем только сказать: «Стрелка (или столбик жидкости) на градуснике находится у отметки – 23 градуса». Однако и здесь встречаются не протокольные понятия «температура» и «градус», которые не являются непосредственно воспринимаемыми вещами.

Вскоре позитивисты осознали, что пользуясь только протокольными предложениями, невозможно построить систему научного знания, поэтому множество научных предложений расширяется с помощью принципов верификации и редукции. Согласно принципу верификации подлинно научными являются только те предложения, истинность которых проверяема на практике, а это только протокольные предложения и те, которые сводимы (редуцируемы) к протокольным. Редукция к протокольным предложениям является правильной, если и только если она проводится по правилам логики.

Все остальные предложения признавались не просто ненаучными, а провозглашались неправильно построенными, а значит, к ним вообще не применимы характеристики «истинное» или «ложное». Отсюда вывод: прежняя философия (метафизика) является ненаучной, поскольку оперировала неправильно построенными предложениями.

Однако скоро выяснилось, что «революция в философии», провозглашенная позитивистами, провалилась, т.к. сам принцип верификации оказался неверифицируемым, а значит, и ненаучным.

Постпозитивизм – лингвистическая философия, аналитическая философия (1960 – до наст.вр.). Возник как критическая реакция на логический позитивизм. Главным объектом критики стала при этом «догма эмпиризма». В частности, было установлено, что «эмпирические» и «теоретические» термины языка невозможно строго разграничить. И даже термины «вещного» языка всегда несут «теоретическую нагрузку», т.е. их смысл зависит от научных теорий, используемых для изучения соответствующих явлений и процессов. Как и в позитивизме в целом, в постпозитивизме важное место занимают проблемы истории науки и поиск законов ее развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.