Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таким образом, медиаобразование должно помогать формировать социальную культуру молодежи




Ни для кого не секрет, что современный молодой человек имеет клиповое мышление и живет в постоянном информационном хаосе. А это значит, что есть необходимость в обучении грамотного поиска информации, ее переработки – системному усвоению, а также усвоению правил и норм жизни в медиапространстве. Новое медийное время стимулирует современную молодежь на создание собственных информационных ресурсов.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что медиаобразование в современном сверхинформационном мире является необходимостью и неотъемлемой частью социализации молодёжи.

На сегодняшний момент существуют различные модели медиаобразования.

Известный ученый в области медиаобразования А.В. Фёдоров в своей книге «Медиаобразование: вчера и сегодня» предлагает условную систему классификации данных моделей, которые были разработаны российскими учёными в 1960 – 2008 годах:

практико-утилитарные модели (они изучают и применяют медиатехники в качестве технических средств обучения и/или создают медиатексты разных видов и жанров)»,

- эстетические модели (они ориентированы, прежде всего, на развитие художественного вкуса и анализ лучших произведений медиакультуры),

- воспитательно-этические модели (они рассматривают моральные, психологические, идеологические, религиозные, философские проблемы в медиа),

- социокультурные, культурологические модели (социокультурное, культурологическое развитие творческой личности в плане восприятия, воображения, зрительной памяти, интерпретации, анализа, критического мышления по отношению к медиатекстам любых видов и жанров и т.д.

- образовательно-информационные модели (изучение теории и истории медиа и медиаобразования, языка медиакультуры и т.д.)»[24].

Весьма интересной и полной является классификация медиаобразования, представленная И.А. Фатеевой в монографии «Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации». Ирина Анатольевна классифицирует медиаобразование по следующим основаниям[25].

«По целям выделяются профессиональное и непрофессиональное (синоним – массовое) медиаобразование. Профессиональное предназначено для работников разных видов средств массовой коммуникации. Непрофессиональное образование обращено к массовой аудитории и готовит компетентных потребителей медиа.

По степени организованности можно выделить формальное, внеформальное и неформальное медиаобразование.

Формальное образование предполагает организацию обучения в специальных учебных заведениях, где обучают специально подготовленные преподаватели и итогом пройденного обучения является документ об образовании и пр.

Внеформальное образование – это медиаобразование, организованное не в учебных заведениях, а, например, в редакциях (профессиональное), клубах и кружках (непрофессиональное).

Неформальное медиаобразование – это стихийное приобретение знаний, навыков и умений, относящихся к медийной тематике. К сожалению, большая часть взрослого населения нашей страны имеет, в основном, таким образом приобретенный опыт обращения со средствами массовой информации и коммуникации.

По видам образовательных учреждений, в которых оно реализуется, медиаобразование можно разделить на основное ( в учреждениях формального образования, то есть, традиционного школьного и университетского, если оно предполагается основными образовательными программами) и дополнительное (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в домах и центрах детского творчества и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии).

По наличию видовой интеграции выделим интегрированное (на материале нескольких видов медиа и нацелено на приобретение неких универсальных знаний и навыков, применимых во всех средствах массовой информации)и специальное (специализированное) медиаобразование.

По формам реализации различаются активное, пассивное и смешанное медиаобразование.

Образование в области массмедиа именуется активным, если направлено на приобретение учащимся навыков активного коммуникатора и реализуется через его участие в разработке и реализации того или иного медиаобразовательного проекта. Пассивное же медиаобразование ограничено формированием пользовательских знаний, навыков и умений; в этом случае обучающийся осваивает роль реципиента массово-коммуникационных процессов. Учитывая некоторые обстоятельства, например усиливающуюся интерактивность современных медиа, целесообразно повсеместно вводить в реальную педагогическую практику хотя бы элементы активного обучения (смешанное медиаобразование).

Е.Л. Вартанова в Сборнике программ преподавания дисциплин предлагает для рассмотрения британскую и российскую модели медиаобразования. В частности, модель медиаобразования, предложенная Британским институтом кино в 1989 г. и 1991 г., была впоследствии признана на международном уровне[26].

Британская модель медиаобразования предполагает изучение нескольких аспектов, в частности: агенты СМИ (кто действует в процессе коммуникации, что передаётся и почему?), категория СМИ (каковы типы содержания СМИ?), технологии СМИ (как производится СМИ?), язык СМИ (как мы узнаём, что означает содержание СМИ?), аудитории СМИ (кто получает содержание СМИ и каковы результаты этого?), репрезентация действительности в СМИ (как СМИ представляют свои субъекты?).

«По мнению Е.Л. Вартановой, центральная задача данного подхода заключается в формировании теоретических рамок, которые могут быть применены ко всему спектру современных СМИ. Однако перечисленные ключевые аспекты – не обязательный набор тем для преподавания, изолированных друг от друга. Они просто должны помочь организовать представления о методике медиаобразования, которое в конкретных национальных условиях может принимать специфические формы. Кроме того, этот список ключевых аспектов не включает никаких форм обучения практической журналистской деятельности. Однако они также являются неотъемлемой частью медиаобразования»[27].

В противовес английской, Е.Л. Вартанова предлагает российскую модель медиаобразования, работа, по созданию которой началась в 2001 году на кафедре ЮНЕСКО факультета журналистики МГУ. «Созданный российский модуль представляет собой комплекс программ, рассчитанный на разные уровни овладения знаниями о СМИ и навыками пользования ими. В связи с этим предлагается четыре уровня российского медиаобразования, представленные следующими самостоятельными программами:

-Программа 1. Знакомство со СМИ и формирование первичных навыков осознанного пользования ими.

-Программа 2. Развитие понимания СМИ и обучение навыкам постоянного пользования.

-Программа 3. Осознанное участие в СМИ.

-Программа 4. Развитие медиатворчества (включая умение самостоятельно создавать СМИ)[28]».

Сам российский модуль медиаобразования представляет собой небольшую систему, состоящую из пяти моделей: непрерывное образование, школьное образование в средних специальных учебных заведениях, высшее образование, образование для неблагополучных групп населения, образование для воспитателей. Каждая из перечисленных моделей предполагает определённую целевую аудиторию и набор программ (из числа тех, что указаны выше).

Т.е. модель медиаобразования в упрощённой форме представляется в виде схемы: «Медиаобразование = защита от СМИ + подготовка к анализу СМИ = понимание сущности функций СМИ + осознанное участие в медиакультуре» (эта модель была разработана совместно с Я.Н. Засурским)[29].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что молодое поколение сегодня имеет возможность реализовывать собственный творческий потенциал через многообразие форм и различные технологии медиаобразования. Вовлеченность молодёжной аудитории в медиа может осуществляться без посредников, но через прямые контакты профессиональных журналистов и желающих получить профессиональные компетенции в области журналистики, а также реализовать себя в собственных творческих медиапроектах. Помимо начинающих журналистов в данной деятельности могут принимать участие молодёжные издания, организации и пресс-центры.

Техналогии медиаобразования в подобных взаимодействиях разнообразны, начиная от сотрудничества юнкоров в качестве внештатных корреспондентов с редакциями заканчивая внередакционным общением профессионалов с молодыми журналистами. При этом выигрывают обе стороны, так как молодые журналисты при этом получают необходимые для дальнейшего медиатворчества компетенции и знания, а обучающая сторона формирует грамотных медиапользователей. Также важным является процесс сотворчества, в процессе которого на свет появляются прекрасные медиапродукты: периодические молодежные издания и телепрограммы, проводятся мероприятия и реализуются проекты. Подробнее об этом в следующих главах.


Глава 2. Медиаобразование в Пермском крае

«Марина, сегодня я ездил в Пермь, где проходил фестиваль "Мы едины", и там со мной поработали журналисты. Взяли интервью, сняли, как я играю на балалайке, крупным планом. Представились, сказали, что они из Ростка. Там организация такая, которая занимается журналистским творчеством. Так вот, к чему я клоню. Сейчас нашел этих журналистов, а точнее их руководителя. Оказывается, ты ее знаешь. Я удивлен тем фактом, что связи у журналистов есть везде. С такой сетью знакомых можно и в президенты пробраться».

Илья Бурнышев, учащийся 11 класса

Медиаобразование в Пермском крае это огромное количество неравнодушных к жизни молодого поколения людей, а также действующие по всему Пермскому краю молодёжные юнкоровские объединения и пресс-центры. В рамках медиаобразования на территории Пермского края можно выделить следующие организации и объединения:

- Молодёжная школа журналистики Регионального института непрерывного образования Пермского государственного национально-исследовательского университета. Она предназначена для тех, кто намеревается получить высшее профессиональное образование по специальности «Журналистика».

- Автономная некоммерческая организация «Юнпресс-Пермь», предназначенная для молодых, креативных, неравнодушных людей, развивающих информационное пространство Пермского края.

- Объединение «Дворовый вестник», для детей 7-17 лет, планирующих получить опыт и знания в сфере журналистики и медиатворчества соответственно своему возрасту.

- Объединение «Арт-журналистика» в Ростке, предназначенное для подростков 14-18 лет, желающих познакомиться со спецификой работы журналиста в сфере искусства и культуры, художественной критикой и основными методами и понятиями журналистского творчества.

- Студия журналистики ДД(Ю)Т, для подростков 12-16 лет, интересующихся журналистикой и желающих изучить её основы.

- Специализация «Практическая журналистика» на филологическом факультете Пермского гуманитарно-педагогического университета для студентов, желающих освоить курсы «Арт-критика», «Творческое письмо», «Тележурналистика»

А также молодёжные пресс-центры, молодёжные информационные агентства которых на сегодняшний момент по всей территории Пермского края насчитывается более 120.

Мы же хотим обратить особое внимание на основные направления деятельности Автономной некоммерческой организации «Юнпресс-Пермь»


2.1.Автономная некоммерческая организации «Юнпресс-Пермь»:основные направления деятельности

Автономная некоммерческая организация «Юнпресс-Пермь» не прекращает традиции Пермского регионального отделения Общероссийской общественной детской организации «Лига юных журналистов» и работает над расширением и совершенствованием молодёжных медиаточек Пермского края. "Юнпресс-Пермь" способствует формированию у подрастающего поколения активной гражданской позиции, а также предоставляет молодежи возможность реализации творческого потенциала в сфере журналистики.

«Система мероприятий АНО «Юнпресс-Пермь» строится по уровням в соответствии с потребностями начинающих журналистов и предполагает переход от ознакомительного уровня на уровень мастерства и творчества[30]». В качестве наиболее удачных практик и проектов можно выделить следующие, получившие популярность и ставшие традиционными.

Форум детских и молодёжных СМИ «Точка отрыва». Эта площадка создана с целью обмена опытом и навыками среди юных корреспондентов. В данном форуме принимает участие около 150-300 человек из 25-30 детских и молодёжных редакций Перми, Пермского края, Приволжского федерального округа, Российской федерации. Мероприятие проводится на одной из территорий Пермского края. Это помогает развиваться молодёжному медиапространству выбранного района. На протяжении трёх суток с участниками работают журналисты-теоретики и практические специалисты. Они занимаются проведением мастер-классов, лекций и просто творческих встреч. Участники занимаются освоением новых медиатехнологий, а также медиатворчеством. Итогом являются: печатные издания, видео- и радио- сюжеты. Немаловажен обмен опытом по итогам деятельности детских и молодёжных редакций, где выпускаются рекомендации по методической работе.

Следующий проект - конкурс начинающих журналистов «Взлётная полоса». Редакциям и молодым корреспондентам Пермского края предлагается показать свои журналистские навыки, посоревноваться с другими участниками. Также "Взлетную полосу" предоставляют заявки масс-медиа Пермского края, направленные молодую аудиторию: бумажные СМИ, блоги, вебсайты, телестудии, страницы в социальных сетях, радио. На личное первенство в конкурсе имеют право подать заявки авторы, возраст которых не достиг 25 лет. "Взлетная полоса" проходит в два этапа: заочный и очный. На очный этап выходят победители заочного тура. Призёры и лауреаты конкурса имеют возможность претендовать на Гран-при – это главная награда в данном конкурсе. На конкурс можно представить «материалы, опубликованные в течение текущего года, очный тур совпадает по времени проведения с первым днём форума молодёжных СМИ «Точка отрыва». Для оценивания работ в жюри приглашаются ведущие специалисты в области СМИ и журналисты-практики»[31].

Научно-образовательный проект «Окно в журналистику» проводится с целью профессионального самоопределения школьников. Для этого разработана комплексная научно-образовательная программа «Окно в журналистику». Она предоставляет возможность 10 наилучшим адептам подростковых, молодёжных СМИ Перми и Пермского края практически на неделю окунуться в медиапространство иного города, ознакомиться с новаторскими мыслями в сфере журналистики. К участию приглашается молодёжь (14 – 17 лет). Ребята должны иметь опыт деятельности в каких-либо СМИ. В программу включается посещение мероприятий одного из ведущих университетов страны, имеющего факультет журналистики; встречи с преподавателями и журналистами молодёжных, детских и подростковых СМИ; экскурсии в культурные места города; ежедневный выпуск продуктов медиатворчества (газеты, радио- или телесюжета). Программа «Окно в журналистику Санкт-Петербург» проводится по традиции в марте, «Окно в журналистику. Москва» - в апреле.

Медиаквест «Миссия: Кунгур» - это трёхдневный квест, в рамках которого все участники имеют возможность создавать собственные медиапродукты, выполняя миссии. Таким образом, они знакомятся с традицией и историей одной из территорий Пермского края. В медиаквесте может принять участие молодежь старших классов. «Юные журналисты отрабатывают умение находить информационные поводы и оперативно создавать журналистские материалы, в то же время, территория, где проводится медиаквест, получает дополнительный стимул для развития молодежного медиапространства. Например медиаквест «Миссия: Кунгур» проходит в дни Международного фестиваля воздухоплавателей «Небесная ярмарка Урала». Участники, наиболее ярко проявившие себя в ходе игры, получают возможность подняться в небо не тепловом аэростате. Абсолютный победитель награждается путёвкой в ВДЦ «Орлёнок».
Молодёжные пресс-центры – это освещение молодёжных мероприятий города Перми в режиме реального времени. Для каждого мероприятия создаётся группа начинающих журналистов, которая постоянно находится в гуще событий, её участники берут интервью, проводят опросы, снимают видеосюжеты, которые сразу же публикуются на сайте информационного агентства «Юнпресс-Пермь», а также на других информационных порталах г. Перми и Пермского края.

Мастер-классы. Для желающих создать собственное детское или молодёжное СМИ проводятся мастер-классы специалистов «Юнпресс-Пермь» – как на базе учебного заведения или территории, выступившей с данной инициативой, так и на базе организации. Темы мастер-классов, время, продолжительность, состав лекторов формируются в зависимости от потребностей и пожеланий начинающих редакций.

Телепроект «Будка гласности». В рамках крупных городских мероприятий, таких как День города, Дни молодёжи, День знаний и т. д., устанавливается специальная «Будка гласности», где юные журналисты предлагают всем желающим поразмышлять перед камерой на актуальные темы сегодняшнего дня. После этого попробовавший работать в кадре получает яблоко – символ организации – и визитку с контактными данными»[32].
Пресс-отряд в ВДЦ «Орлёнок» (г. Туапсе). Лучшие юные журналисты Пермского края удостаиваются по квоте ООДО «Лига юных журналистов» бесплатными путёвками во Всероссийский детский центр «Орлёнок» на Чёрное море. Здесь они имеют возможность не только отдохнуть, но и поработать в пресс-центре всероссийской детской газеты «Салют, «Орлёнок». Путёвки дарятся победителям медиа-квестов, конкурса начинающих журналистов «Взлётная полоса», выделяются на молодежные редакции, наиболее активно проявившие себя в текущем году.

Кроме того, помимо традиционных проектов, ведётся постоянная «деятельность молодёжного информационного агентства «Юнпресс-Пермь», официально зарегистрированного в реестре средств массовой информации. Юным журналистам предлагается публиковать материалы об актуальных событиях и проблемах, на которые у молодых людей есть личный взгляд[33]». Также каждый начинающий журналист имеет возможность публиковаться на краевом информационном ресурсе и создать собственный медиацентр («медиаточку») в учебном заведении или территории, пригласить туда своих коллег – юных журналистов, которые будут регулярно присылать материалы.

В качестве результатов деятельности организации необходимо отметить, что на сегодняшний день в Пермском крае насчитывается 378 детских и молодёжных СМИ. Из них 334 являются печатными, 15 — электронными (радио и телевидение), 29 — цифровыми (новые медиа, интернет-издания). Данные показатели являются одними из самых высоких в Российской Федерации и превышают в 9 раз среднее количество детских и молодёжных СМИ на субъект федерации (по статистике, предоставленной кафедрой журналистики и медиаобразования МГГУ им. М. А. Шолохова).
«АНО «Юнпресс-Пермь» представляет город Пермь и Пермский край на крупных межрегиональных и международных мероприятиях и конференциях (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Казань, Минск, Киев, Берлин). В 2012 г. АНО «Юнпресс-Пермь» выступила соорганизатором Международной молодёжной программы «TC Energy» (Франкфурт на Одере, Германия). Три представителя организации прошли стажировку в Германии. Результаты практической деятельности организации систематизируются и транслируются на разных уровнях. Создано более 20 научно-методических разработок; отлажена аналитическая работа, направленная на совершенствование деятельности организации. Выпущен сборник информационно-методических материалов «Точки отрыва», который представляет собой набор инструкций по основным направлениям журналистики: печатные СМИ, радио, телевидение, интернет-СМИ; рекомендации для руководителей детских и молодёжных пресс-центров; советы по организации внутренней деятельности редакции. Уникальной особенностью издания является то, что авторы инструкций – не столько взрослые специалисты в области массмедиа-технологий, сколько начинающие журналисты, которые работали по тематическим направлениям в рамках Межрегионального форума молодёжных СМИ «Точка отрыва» и затем обобщили свой практический опыт[34].» Материалы организации используются для написания дипломных работ, магистерских и кандидатских диссертаций в области журналистики, педагогики, политологии, менеджмента в Пермском государственном национальном исследовательском университете и Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университетах.

«Руководители организации и координаторы проектов АНО «Юнпресс-Пермь» становятся дипломантами, золотыми и серебряными призёрами Дельфийских игр России (2011, 2012, 2013)», Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы государственной молодёжной политики (2011, 2012), Всероссийского конкурса лидеров молодёжных общественных объединений «Лидер XXI века» (2013).
Таким образом, можно говорить о положительной динамике развития молодёжного информационного пространства Пермского края, что свидетельствует об успешности деятельности организации «Юнпресс-Пермь», которая является крупнейшей в этом сегменте на данной территории.[35]


2.2. «Медиаобразование в Чайковском»: социологическое исследование

Город Чайковский Пермского края является уникальным сосредоточением огромного количества разнонаправленных средств массовой информации (17 СМИ). Это сравнительно молодой город, основанный в 1955 году и имеющий численность населения более 83 000 человек. А также по своим демографическим показателям это город, в котором численность молодёжи в возрасте от 14 до 30 лет составляет 29 703 человека. Своеобразие города состоит в том, что это самый южный город Пермского края, окруженный с трех сторон рекой Камой. На территории Чайковского района существует Федеральный центр по подготовке к зимним видам спорта «Снежинка». Здесь проходят соревнования не только Российского, но и международного масштаба.

«В Чайковском имеется 11 муниципальных общеобразовательных средних школ, вечерняя школа, лицей и гимназия. В Чайковском действуют четыре профессионально-технических училища. Чайковский располагает пятью средними специальными учебными заведениями: музыкальным и медицинским училищами, промышленно-гуманитарным колледжем, политехникумом лёгкой промышленности и Чайковским техникумом экономики и сервиса. Также имеются высшие учебные заведения: Чайковский государственный институт физической культуры, филиалы Пермского и Ижевского технических университетов, а также Пермского государственного педагогического университета[36]».

В целом, город Чайковский является привлекательным для молодежи.

На основании этих факторов организация для начинающих журналистов в феврале 2015 года решила провести анкетирование молодёжи (от 16 до 25 лет) с целью изучения медиасреды города Чайковского. А также возможности и пути развития информационно-образовательного пространства, способствующего повышению медиакультуры молодежи.

Перед нами встали следующие задачи:

1. Выявить через какие источники молодёжь получает информацию.

2. Изучить влияние интернета на информационно-коммуникативные предпочтения молодежи.

3. Попытаться спрогнозировать развитие молодежной медиасреды в городе Чайковском.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.