Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности. 1 страница




Цели и принципы поведенческой коррекции.

Стимулирование позитивной мотивации.

Методы саморегуляции.

Методы коррекции эмоциональных состояний.

Когнитивное перструктурирование.

Методы угашения нежелательного проведения. Наказание.

Методы формирования позитивного поведения.

Основная литература

1. Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии: Пособие-практикум. – СПб., 1999.

2. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличевой. – М., 1993.

3. Змановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учеб.пособие для вузов. - М.: Академия, 2007. - 288 с.

4. Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков. – Минск, 1999.

5. Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе. – СПб., 1996.

6. Линде Н. Д. Новые возможности саморегуляции // Журнал практического психолога. - 2008. - № 6. - С. 64-82.

7. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. – М., 2000.

8. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / Под ред. С.А. Беличевой. – М., 1999.

9. Психотерапия детей и подростков / Под ред. Х. Ремшмидта. – М., 2000.

10. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. - 2-е изд. - М.: Академ. Проект, 2007; Гаудеамус. - 336 с.

 

 

Дополнительная литература

1. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктовного поведения у подростков. – М., 1998.

2. Кулаков С.А. На приеме у психолога – подросток. – СПб., 2001.

3. Нельсон – Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб., 2000.

4. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб., 1998.

РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий).

Аверсивная терапия – терапевтическая методика, использующая неприятные стимулы для изменения анормального поведения (под таким поведением обычно подразумевается алкоголизм и наркомания, хотя эта методика с большим или меньшим успехом применялась также для коррекции сексуальных отклонений и агресссивного повеедния).

Авторитарность — стиль поведения и отношений к другим людям, харак­теризующийся доминированием, давлением на других, принуждением, подчинением себе, антидемократичностью.

Авторитет — добровольное признание частью людей (группой) достоинств какого-то одного человека (или другой группы), что приводит к его повышенному влиянию на них.

Агрессивность (враждебность) — поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, вред.

Агрессивное поведение – поведение, нацеленное на подавление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Агрессия – тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними.

Адаптация — приспособление (физиологическое, психологическое, деятельностное, социально-поведенческое) к измененным внешним условиям.

Адаптация социально-психологическая — результат взаимодействия лич­ности и социальной среды, который приводит к оптимальному соотноше­нию целей и ценностей личности и группы.

Аддиктивное поведение - один из наиболее распространенных вариантов отклоняющегося поведения. Выражается в стремлении человека уйти от реальности посредством изменения своего пси­хического состояния с помощью приема некоторых веществ (алкоголь, курение, наркотики, лекарственные препараты, чрез­мерное употребление крепкого кофе и т.д.) или постоянной фик­сации внимания на определенных предметах или активностях, что сопровождается развитием сильных эмоций. Понятие аддиктивного поведения разработано в рамках современной психотерапии (Ц. П. Короленко и др.). В социальной психологии данное поня­тие имеет значение для осмысления проблем социальной адапта­ции, социализации и социальной виктимологии.

Аддикция – зависимость.

Адекватность поведения – согласованность поведения с конкретной ситуацией, условиями.

Активность социальная — поведение социальных субъектов (общества, классов, групп, личностей), воспроизводящее или изменяющее условия их жизнедеятельности и развивающее их собственную организационную структуру и психику.

Альтруизм — черта характера, побуждающая человека бескорыстно при­ходить на помощь другим людям.

Амбивалентность личности - взаимная компенсация и взаим­ное дополнение разнонаправленных личностных тенденций (черт, подсистем, структурных компонентов, особенностей, характери­стик и т.д.), а также их проявление в деятельности и общении.

Амбивалентность чувств - противоречивость нескольких од­новременно испытываемых эмоциональных отношений человека к тем или иным субъектам и явлениям окружающего мира.

Анозогнозия – отрицание болезни или ее тяжести.

Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее социальным нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей.

Антиципация — способность человека предвосхищать, предвидеть собы­тия, предугадывать изменения, прогнозировать и определять вероятность их наступления.

Апатия — психическое состояние безразличия к окружающему, может воз­никать в экстремальных условиях.

Апперцепция — зависимость восприятия от общей направленности и всего предшествующего опыта человека.

Асоциальное поведение — поведение, противоречащее нормам, принятым в обществе.

Ассертивность — социальное качество личности, проявляющееся в ориен­тации на компромисс и сотрудничество как ведущие стратегии взаимо­действия и характеризующее личностно зрелого человека, который точ­но знает, что он хочет и чего не желает, и может это выразить без агрес­сивных реакций по отношению к другим людям.

Ассоциация — соединение, связь психических явлений друг с другом.

Атрибуция — приписывание человеком причин и мотивов поведения, лич­ностных качеств и характеристик другим людям на основе обыденного, житейского анализа их действий и поступков.

Аттитюд – социальная установка – ориентация личности на групповые или социальные ценности, готовность действовать в соответствии с ними.

Аттракция — процесс взаимного тяготения людей друг к другу, формиро­вание привлекательности одного человека для других, механизм форми­рования привязанностей, дружеских чувств, симпатий и любви.

Аутистическое поведение – поведение, проявляющееся в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий.

Аутодеструктивное поведение – поведение, связанное с причинением себе вреда, разрушение своего организма и личности.

Аффект — сильная, бурно протекающая эмоция взрывного характера, не поддающаяся сознательной регуляции и сопровождающаяся интенсив­ными двигательными реакциями.

Аффилиация — потребность в общении, в эмоциональных контактах.

Барьер психологический — внутреннее препятствие психологической при­роды (заикание, боязнь, неуверенность и т. п.), мешающее человеку успешно выполнять некоторые действия.

Бессознательное — совокупность психических явлений, не осознаваемых человеком.

Бесстрашие — способность подавлять в себе страх и безусловно подчинять поведение необходимости, целесообразности, разуму, моральным нор­мам, приказу (его разновидности — смелость, храбрость, отвага).

Борьба мотивов — столкновение двух противоречащих друг другу моти­вов, сопряженное с трудным выбором человеком одного из них (напри­мер, борьба мотива долга и инстинкта самосохранения, которая может возникать в экстремальных ситуациях).

Вдохновение — состояние внутреннего подъема, характерное переживани­ем стенических (активизирующих, положительных по окраске) эмоций, ясностью и продуктивностью мышления. Вербализация — словесное описание того, что человек чувствует, видит, намерен делать, делает.

Ведущая деятельность - такая деятельность, которая обеспе­чивает максимально благоприятные условия развития для челове­69И на данном этапе его социализации. Выполнение такой деятель­ности определяет возникновение и формирование основных пси­хологических новообразований человека на той или иной стадии его социального развития. Например, для ребенка дошкольного возраста в качестве такой деятельности выступает игра, для подростка - общение, для взрослого человека - профессиональ­ная деятельность. Понятие разрабатывалось А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым и др.

Вера — безоговорочное (порой необоснованное) принятие чего-то (утверждения, решения, прогноза будущего и др.) за истину, правду, полная убежденность в них.

Вербальный (словесный) — термин, применяемый в психологии для обо­значения форм знакового материала, а также процесса оперирования с этим материалом.

Взаимоотношения межличностные — субъективные связи и отношения, существующие между людьми в обществе.

Виктимология - отрасль знания, изучающая виктимностъ.

Виктимность - «предрасположенность» человека выступать в определенных обстоятельствах в качестве жертвы, неспособность избежать опасности там, где она объективно была предотвратима. Данное понятие разработано в рамках юридической психоло­гии, но используется и в социально-психологических исследова­ниях в связи с разработкой проблем социальной адаптации и со­циализации личности

Влечение — желание или потребность что-либо сделать, побуждающее чело­века к соответствующим действиям.

Внутригрупповой фаворитизм — стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы.

Восприятие человека человеком — процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения.

Вуайеризм (визионизм) – сексуальная девиация, связанная со стремлением к подглядыванию за обнаженными людьми или интимными отношениями.

Гендер – пол.

Гендерные различия - половые различия, определяющие набор ожидаемых образцов поведения.

Геронтофилия – сексуальная девиация, связанная с половым влечением к пожилым людям и старикам.

Гомосексуализм – выбор объекта того же пола для достижения субъектом сексуального возбуждения и удовлетворения Группа социальная — относительно устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами.

Групповая динамика — область социально-психологических исследований, изучающая закономерности поведения, общения и взаимовлияния людей друг на друга в малых группах.

Групповая оценка личности — социально-психологический метод, основанный на оценках разнообразных качеств и поведения конкретных людей, даваемых лицами, достаточно близко с ними знакомыми.

Групповая поляризация — социально-психологический феномен, прояв ляющийся в том, что в некоторых случаях в ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок людей внутри группы, еще сильнее обнажаются.

Гуманизм — мировоззрение, основанное на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих спо­собностей, утверждение блага человека как критерия оценки обществен­ных отношений.

Гэмблинг – игровая зависимость.

Девиантология – раздел науки, изучающей девиации.

Девиация (социальная) — поведение, которое рассматривается как откло­нение от групповых норм и приводит к изоляции, необходимости лече­ния человека, исправления или наказания нарушителя.

Дезадаптация – состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях; нарушение процессов и состояний людей, отвечающих требованиям обстановки и осуществляемой деятельности.

Действенная групповая эмоциональная идентификация — один из специ­фических социально-психологических феноменов межличностных отно­шений, свойственных развитому коллективу.

Действие социальное — форма или способ разрешения социальных про­69ИИ69с и противоречий.

Деликт – действие, нарушающее правовые нормы.

Деликвентное поведение – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время правовых норм, угрожающие общественному порядку.

Депрессия — подавленное психическое состояние, внутренняя угнетенность, сопровождающиеся восприятием всего окружающего и себя в нем в мрач­ном, негативном свете.

Депривация — состояние человека, вызванное недостатком собственной ак­тивности (движений, занятий любимым делом), привычных внешних контактов и удовлетворения потребностей.

Деструктивное поведение – поведение, причиняющее ущерб, приводящее к разрушению.

Детерминация поведения – совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих и поддерживающих определенное поведение.

Дефектология — наука о психофизиологических особенностях развития детей с физическими и психическими недостатками, о проблемах и мето­дах их воспитания, образования и обучения.

Деятельность — динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных отношений субъекта в предметной деятельности.

Деятельность групповая — возникает при объединении людей для дости­69ИИ69со общих целей.

Диагностика социально-психологическая — теория и практика выявления социально-психологических характеристик групп людей.

Дидакпюгении - определенные психические состояния субъек­та, возникающие вследствие социальной ингибиции во время обу­чения.

Диспозиция — готовность, предрасположенность субъекта к поведенческо­му акту, действию, поступку, их последовательности.

Дистресс — отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека вплоть до ее разрушения.

Жест — движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.

Зависимое (аддиктивное) поведение – поведение, связанное с психологической или физической зависимостью от употребления какого-либо веществаили от специфической активности, с целью изменения психического состояния.

Зависимость – стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации.

Заторможенность — выраженная замедленность протекания всех психи­ческих процессов и реакций на окружающее, снижение или прекращение двигательной активности.

Защита психологическая — саморегуляционный психологический меха­низм преднамеренного и подсознательного ограждения сознания челове­69И от травмирующей его информации.

Защитное поведение – действия, посредством которых люди избегают боль и фрустрацию в социальных отношениях.

Зоофилия (содомия) – сексуальная девиация, связанная с половым влечением к животным.

Идеал — образ желаемого будущего, обладающего для данной личности признаками совершенства и привлекательности.

Идентификация - механизм перцепции социальной, способ по­нимания одного человека другим посредством интеллектуального отождествления.

Иллюзия — ложное, искаженное восприятие воспринимаемых реальных предметов и явлений.

Имидж — воспринимаемый и передаваемый образ человека при его взаимо­действии с другими людьми.

Импульсивность — особенность поведения человека, заключающаяся в склон­ности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних об­стоятельств или эмоций.

Ингибиция социальная — тормозящее, негативное влияние социальных фак­торов или конкретного человека на мысли, чувства, активность человека или группы и возникающее в условиях негативного отношения друг к дру­гу субъектов взаимодействия.

Индивид — человек как носитель индивидуально своеобразных черт, от­дельный представитель человеческой общности.

Индивидуальность — своеобразное сочетание индивидных свойств челове­69И, отличающее его от других людей.

Индивидуальный стиль деятельности — устойчивое сочетание особенно­стей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком.

Инсайт — внезапное интуитивное решение, внутреннее озарение, возник­новение понимания сущности чего-то, ситуации в целом.

Инстинкт — врожденная малоизменяемая форма поведения, обеспечи­вающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.

Институты социальные — социальные группы, составляющие ближай­шее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различ­ных норм и ценностей.

Интеграция групповая — согласованность, упорядоченность и стабиль­ность системы внутригрупповых процессов.

Интеллектуальный коэффициент — показатель уровня умственного раз­вития по отношению к возрасту, выводится путем деления умственного возраста (определяемого с помощью тестов на общее интеллектуальное развитие) на хронологический возраст и умножения на 100.

Интеракция — взаимодействие, обусловленное индивидуальными особен­ностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегия­ми взаимодействия, целями участников, возможными противоречиями, возникающими в процессе деятельности и общения.

Интерес — избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности, одна из характеристик личности.

Интервенция – воздействие с целью позитивных изменений, например преодоление нежелательного поведения (коррекция поведения, реабилитация личности).

Интериоризация — процесс формирования внутренних структур психики через усвоение структур внешней социальной деятельности.

Интерференция — нарушение нормального хода одного процесса вмеша­тельством другого.

Интроверсия — обращенность сознания человека к самому себе, его погло­щенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.

Инфантилизм — проявление детских черт в поведении взрослого человека.

Истерия — патологическое состояние психики человека, характерное сла­бостью сознательной регуляции поведения и самообладания, для которо­го характерны несдержанность и определенная театральность: крики, плач, энергичная жестикуляция и даже мнимые обмороки, бросание пред­метами, царапание лица, выдирание волос, демонстрация решимости пой­ти на любую крайность.

Каналы коммуникации (в группе) — понятие, относящееся к структуре со­циальной группы, характеризует систему деловых и межличностных кон­тактов людей в процессе совместной деятельности.

Катарсис — освобождение от внутренних состояний, требующих выхода внешнего проявления (в психиатрии — освобождение от невротических расстройств).

Классическое обусловливание (условный или респондентный рефлекс) – это научение условной реакции (реакции на индифферентный стимул), соединенной во времени и пространстве с безусловным стимулом (вызывающим врожденные реакции организма).

Клептомания – патологическое воровство.

Климат социально-психологический — психологический настрой в группе или коллективе.

Коллектив - высокоорганизованная просоциалышя группа лю­дей, обладающая благоприятными для развития индивида инте­гральными психологическими характеристиками и параметрами.

Коммуникатор - субъект общения, передающий информацию.

Коммуникация — в социальной психологии передача информации, сообще­ний, сведений между людьми, может иметь как двусторонний, так и од­носторонний характер.

Компенсация — способность человека избавляться от переживаний по по­воду собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и раз­вития других позитивных качеств.

Комплекс неполноценности — сложное состояние человека, связанное с не­достатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навы­ков) и сопровождаемое глубокими негативными эмоциональными пере­живаниями.

Конфликт — острое столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаи­модействия, характеризующееся сильными эмоциональными пережива­ниями и элементами агрессивного поведения.

Конфликт внутриличностный — состояние неудовлетворенности челове­69И какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием про­тиворечащих друг другу интересов, стремлений и потребностей.

Конформистское поведение – поведение, лишенное индивидуальности, ориентированное исключительно на внешние авторитеты.

Конформность — психологическая характеристика позиции индивида от­носительно позиции группы, мера «подчинения» индивида групповому давлению, некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается.

Копинг-поведение – совладение со стрессом.

Копинг-ресурсы – свокупность внутренних и внешних ресурсов, способствующих успешному преодолению стресса конкретной личностью.

Копинг-стратегии – индивидуальные стратегии преодоления стресса.

Кризис — состояние душевного расстройства, вызванное длительной не­удовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окру­жающим миром.

Культура поведения — поступки и формы общения людей, основанные на принципах нравственности, эстетического вкуса и соблюдении норм и правил человеческого общежития.

Лидер — человек, оказывающий ведущее влияние на группу в системе неформальных отношений.

Лидерство — механизм групповой интеграции, объединяющий индивидов вокруг неформального лидера.

Личностная зрелость — высший уровень развития личности, связанный с формированием и стабилизацией важнейших социальных качеств че­ловека: ответственности, потребности заботиться о других, активности, самореализации, толерантности к другим людям, высокий уровень об­щей жизнедеятельности, высокие и социально значимые результаты дея­тельности, интернальность в основных сферах жизнедеятельности.

Личностно-групповые социально-психологические явления — феномены, характеризующие психологические связи между отдельным человеком и группой.

Личностные социально-психологические явления — явления, возникаю­щие у отдельных личностей в группах (являясь достоянием индивидуальной психики, они тем не менее представляют в ней то, что вызвано массовидными социально-психологическими явлениями, а также иными социально-психологическими механизмами, взаимоотношениями, обще­нием и др.).

Локус контроля — устойчивое свойство личности, сформированное в про­цессе ее социализации; характеризует склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам, либо собственным способностям и усилиям.

Маргинальность – принадлежность к крайней границе нормы, а также к пограничной субкультуре.

Медитация — процесс достижения глубокой внутренней сосредоточенно­сти, «ухода в себя», отрешенности от всего постороннего, внутреннего просветления.

Межгрупповые отношения — субъективные отношения многообразных свя­зей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп.

Межгрупповые явления — явления, присущие двум или нескольким груп­пам и отношениям между ними.

Межличностные отношения — субъективно переживаемая связь между людьми.

Межличностные явления — явления, характеризующие психологические связи между отдельными личностями.

Межнациональное общение (на межличностном уровне) — интерсубъект­ное взаимодействие, в котором отдельные личности выступают как пред­ставители больших социальных групп — этнических общностей.

Механизмы психологической защиты — приемы, используемые созна­тельно или подсознательно человеком для нейтрализации неприятных, болезненных переживаний, беспокоящих его.

Механизмы социализации — относительно сложные способы, посредством которых человек усваивает и воспроизводит социальный опыт.

Мимика — совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, об­думывает, припоминает и т. п.).

Мировоззрение личности — система взглядов на природу, общество, дру­гих людей и самого себя, которая сложилась у человека и определяет его линию поведения, жизнедеятельность.

Моделирование — построение понятийной, знаковой или процессуальной конструкции, внутренние связи которой отражают наиболее важные свойства изучаемого объекта.

Мораль — система ценностей и норм поведения, воплощающая сложившие­ся в обществе представления о добре и зле, справедливости и несправед­ливости, честности и порядочности.

Мотив — внутренняя сила, которая побуждает человека к активности, к конкретному выбору, решению и действию, характеризует то, ради че­го это делается.

Мотив достижения — устойчивое побуждение, характеризующее стремле­ние человека к наилучшему выполнению деятельности, к достижению высоких результатов в жизни.

Мотивированность поведения – внутренняя готовность действовать, регулируемая ведущими потребностями, ценностями и целями личности.

Намерение — сознательное желание, готовность что-либо сделать.

Нарциссическое поведение – поведение, управляемое чувством собственной грандиозности, обращением либидо на себя, а также повышенной потребностью в подтверждении своей значимости извне.

Научение — непреднамеренное, стихийное, неосознанное приобретение и сохранение че­ловеком определенных видов поведения, навыков и умений, на основе реакции на возникшую ситуацию,.в опыте жизни или определенного поведения, действий, образа жизни.

Национальная определенность личности — это органический сплав объек­тивно существующих связей личности с данной общностью и субъектив­ного, личностного к ним отношения, отражение во внутриличностной структуре национальных связей, выраженное в национальной опреде­69ИИ69соз личности, что в той или иной мере проявляется в национальном самосознании.

Национальное самосознание — осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности, осознание положения своей нации в системе общественных отношений, понимание националь­ных интересов, взаимоотношений своей нации с другими социально-эт­ническими общностями, проявляющееся в идеях, чувствах, стремлениях.

Национальное сознание — одна из форм группового сознания, система взгля­дов, идей, представлений этнической группы, возникающих на основе взаимодействия с другими этническими группами и отражающих ее зна­ние о них, отношение к ним, а также состояние и формы 69ИИ69сознания роли и места своей этнической группы.

Национальный характер — совокупность специфических психологических черт, ставших в большей или меньшей степени свойственными той или иной социально-этнической общности в конкретных историко-экономических, культурных и природных условиях ее развития.

Невроз — обратимое расстройство психической деятельности.

Некрофилия – сексуальная девиация, связанная половым влечением к трупам.

Нормы — правила, стандарты, ожидания, регулирующие поведение и отно­шения между людьми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.