Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные проблемы, перспективы в организации социальной работы в Алтайском крае




 

Для того, чтобы определить основные проблемы в организации социальной работы с мигрантами в Алтайском крае, необходимо, выявить проблемы специализации социальной работы с данной категорией населения.

Итак, как мы знаем, что социальная работа во многих странах формировалась как функциональный инструмент социальной политики наряду с социальным страхованием и социальным обеспечением. Развитие системы общества, дальнейшая дифференциация социальных функций и структур имели своим следствием выделение направлений специализации социальной работы [25, с 84]. В то же время и возникла проблема выделения работы с мигрантами как особого вида социальной деятельности. Усложнение функций и структур, а соответственно и функций и структур социальной работы, выступило как более адекватный ответ социальных работников и органов управления на общие и специфические интересы социальных слоев.

Для понимания дифференциации социальной работы в России требуется осмысление функциональных и структурных оснований. Понятие «функция» отражает взаимодействие, с одной стороны, между внутренними элементами целостной системы, а с другой - ее взаимодействие с иными системами, обеспечивающее ее устойчивое существование [21].

В целом, функция социальной работы – взаимовыгодное «примирение» социальных слоев – субъектов – реципиентов (получателей социальной помощи) социальной средой (сообществом), сохранение социально – гуманитарного направления деятельности общества в целом.

Суть же функций социальной работы с мигрантами и ее различных направлений заключается в поддержании комплементарной социальной среды или изменении социальной среды в направлении ее большей комплементарности для людей, изменяющих свое место жительства и попадающих в другую социальную среду [25, с 64]

Иначе говоря, с помощью социальной работы формируется, поддерживается и изменяется система общественных отношений и связей, в которые включен мигрант, члены его семьи на новом месте.

В настоящее время социальная работа с мигрантами в России находится еще в начале своего становления. Социальные работники помогают каждому обратившемуся человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, к числу которых и относятся мигранты: содействуют в восстановлении необходимых социальных связей, помогают в решении личных правовых, социальных, экономических проблем и т.д.

С помощью социальной работы восполняются потери, блокируется агрессивное, негативное воздействие среды [17, с 65]. Таким образом, социальные работники помогают мигрантам в повышении статуса, в улучшении положения, оказывают влияние на новую для них среду, поддерживают и восстанавливают утерянные социальные роли, связи, что определенно влияет на улучшение материального положения, трудоустройство, повышает самооценку переселенцев.

Главной задачей социальных служб, работающих с мигрантами, является сведение к минимуму тех отрицательных тенденций и последствий, которые она в себе несет. Социальным службам нужно накапливать информацию о формах и методах работы, учиться управлять миграцией, овладевать средствами, с помощью которых можно осуществлять управление этим процессом [28, с 174-187].

Вместе с тем, социальная работа с мигрантами осуществляется в обязательном взаимодействии системы социальной защиты населения с миграционными службами, учреждениями здравоохранения и образования, правоохранительными органами и учреждениями культуры [28, с 163].

Таким образом, социальная работа с мигрантами выражается, с одной стороны, в повышении статуса и улучшении положения мигранта, а с другой - в воздействии на среду, в которую включается мигрант.

К сожалению, на практике организация социальной работы с мигрантами выглядит не столь эффективной, в отличие от теории. В современном мире существует определенное количество проблем, которое, на взгляд автора, препятствует эффективной реализации стратегии государственной политики в сфере миграции.

Наиболее актуальной, не только для Алтайского края, но и для России в целом, является проблема отчуждения, самоизоляция мигранта, вследствие чего, данная группа населения, не желает открыто идти на контакт с федеральными органами по миграционному учету. В связи с этим, широкое распространение получила нелегальная миграция на территорию края, что обнаруживается только при контрольных мероприятиях, проверке определенных мест скопления мигрантов (рынки).

В деятельности УФМС России по Алтайскому краю продолжают иметь место проблемы, для решения которых необходимы скоординированные действия федеральных органов государственной власти и органов исполнительной власти Алтайского края.

Остается нерешенным вопрос оснащения пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации с Республикой Казахстан программно-техническими комплексами для организации автоматизированного обмена информацией о пересечении иностранными гражданами и лицами без гражданства государственной границы между ПУ ФСБ России по Алтайскому краю и УФМС России по Алтайскому краю. Существующий порядок передачи сведений влечет значительные временные затраты, отвлечение сотрудников миграционной службы от исполнения прямых должностных обязанностей.

В мае 2014 года решилась одна из приоритетных проблем организации социальной работы с мигрантами в Алтайском крае. В Алтайском крае начало функционировать специальное учреждение УФМС России по Алтайскому краю для содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению, депортации и реадмиссии. Наш регион один из первых в Сибири выполнил поручение Президента по созданию подобных спеццентров в каждом субъекте. По решению губернатора Алтайского края Александра Карлина было выделено помещение для этого учреждения, проведен капитальный ремонт и передано в ведение УФМС по региону. До сих пор в крае подобные персоны нон грата содержались вместе с россиянами в специальном приемнике для содержания лиц, арестованных в административном порядке, при ГУ МВД Российской Федерации по Алтайскому краю. Вопрос создания для них отдельного учреждения обсуждался много лет, а между тем число нелегалов ежегодно росло.

Как отмечает, Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае Борис Ларин, условия содержания иностранных граждан в данном учреждении соответствуют предъявляемым требованиям, не только российских, но и международных стандартов.

Специальное учреждение рассчитано на 67 мест, в настоящее время здесь находятся 28 человек. Все нормативы размещения людей соблюдены. Комнаты рассчитаны на четыре-восемь человек, имеются отдельные комнаты для семейных с санузлами. Кровати двухъярусные. Стоят шкафы, столы, тумбочки. Есть столовая (питание – около 200 рублей в сутки на человека), пищеблок, медпункт и четырехместный медицинский изолятор. Все помещения оснащены пожарной сигнализацией и камерами наблюдения.

Нарушители миграционного законодательства будут находиться здесь до момента выдворения. Это режимный объект, где пребывание иностранных граждан будет расписано строго по часам. Процесс выдворения занимает от нескольких дней до нескольких месяцев.

Как вы видим, решение проблем в организации социальной работы с мигрантами, постепенно снижает обороты, что непременно скажется на благоприятной экономической и демографической ситуации Алтайского края.

Оценивая перспективы миграционной политики в РФ и проблемы социальной работы с мигрантами, необходимо отметить, что в настоящее время возможна одна из четырех моделей отношения к миграции и мигрантам. Первая основывается на том, что мигранты стране не нужны; вторая модель выступает за привлечение иностранной рабочей силы, обладающей квалификацией среднего уровня. Третья модель отстаивает идею привлечения иностранных студентов, квалифицированных работников и их семей, развитие системы образования для мигрантов. Наконец, четвертая модель ратует за активное привлечение всех мигрантов и их семей к трудовой деятельности на территории РФ [10, с 3]. В зависимости от того, какая из моделей будет реализована в России, а в частности и в Алтайском крае, будут определены и особенности социальной работы с мигрантами, ее основные принципы, направления. Вместе с тем, исходя из собственных принципов гуманизма и универсальности социальной помощи, независимо от принятой модели, социальная работа всегда будет стремиться оказывать помощь тем, кто в ней нуждается - независимо от национальной принадлежности и наличия гражданства.

Неоспоримым является тот факт, что в последние годы для Алтайского края характерен миграционный отток в другие регионы (особенно населения в младших трудоспособных возрастах 15-29 лет), а также приток из зарубежных стран (главным образом людей в старших трудоспособных и пенсионных возрастах).

Возможны три варианта развития миграционных процессов в крае. Согласно инерционному, миграционная ситуация будет ухудшаться, а миграционная убыль составит 6500 человек в год к концу прогнозного периода. Согласно модернизационному, миграционная убыль будет сокращаться, но все равно сохранится на отрицательном уровне.

Согласно инновационному варианту миграционная убыль населения в 2015-2019 гг. сократится до 1900 человек в год, а в 2019-2025 годах будет наблюдаться миграционный прирост населения Алтайского края в 350 человек в год. Но даже самые позитивные миграционные тенденции будут сопровождаться сокращением численности населения приблизительно на 30 тыс. человек за весь прогнозный период.

Проведенные расчеты на основе всех сценариев показывают отрицательную динамику общей численности населения. Численность населения края к 2020 г. может составить 2,395 млн., человек, в 2025 г. 2,364 млн. человек. Сокращение общей численности населения может оставить 130 тыс. человек, в т.ч. 78 тыс. мужчин и 52 тыс. женщин.

К 2025 произойдет резкий рост доли населения старше трудоспособного возраста (на 48%), сокращение населения в трудоспособном возрасте на 14%; рост доли населения в категории моложе трудоспособного возраста на 9% к уровню 2009-2010 годов. Это в свою очередь приведет к росту демографической нагрузки на 1 трудоспособного с 0,48 иждивенца в 2009 г. до 0,73 иждивенца к 2025 г. Произойдет перераспределение структуры демографической нагрузки: 61% будет приходиться на лиц старше трудоспособного возраста и 39% на лиц младше трудоспособного возраста. Соотношение полов несколько ухудшится по сравнению с 2009 г. и составит 0,84 мужчин на 1 женщину [49].

Край имеет лишь немногим более низкий по сравнению со средним по Сибирскому федеральному округу уровень экономической активности населения, уровень безработицы в крае ниже средних по округу показателей. В этой связи потенциал увеличения численности занятых в экономике очень ограничен.

На основании изложенного можно предположить, что пребывание на территории Алтайского края иностранных граждан в лице квалифицированных и высококвалифицированных трудовых мигрантов в ближайшем будущем будет способствовать успешному развитию экономики региона.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.