Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каким должен быть инструктор




ОБ ИНСТРУКТОРЕ

Очень важно в процессе сопровождения ребенка в проблеме не опережать его, а позволить ему максимально самостоятельно решить эту проблему.

 

 

Итак, мы с вами рассмотрели большое количество различных техник, методик и приемов, которые, как мы надеемся, помогут вам прочувствовать контекст программы Робинзонада и успешно работать с участниками на смене.

В заключение хотелось бы напомнить еще об одном очевидном, казалось бы, и очень действенном методе. Это – личный пример. Если сам инструктор готов «играть по полной», если он создает и соблюдает правила и договоренности, конструктивно разрешает конфликты, принимает на себя ответственность за свои действия и делает свой выбор, если он сам готов к выходу за предел, то и участники, глядя на него, будут глубже погружаться в контекст программы и получать тот уникальный опыт, ради которого мы и делаем Робинзонаду.

 

В этой главе были использованы отрывки из книги Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», а также методические разработки появившиеся в результате обобщения опыта работы на «Робинзонаде» наиболее успешных инструкторов.

 

И совсем в заключение хотелось бы дать коротенький список литературы, с которой стоит ознакомиться, чтобы лучше понимать особенности детской психики и специфику работы с детьми:

«Возрастная и педагогическая психология» под ред. И. Дубровиной, А. Прихожан, В. Зацепина

Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?»

Дольто Ф. «На стороне подростка»

Нилл А. «Саммерхилл – воспитание свободой»

«Педагогическая поддержка» под ред. Н. Касициной, Н. Михайловой, С. Юсфина, М. Миркес

«Практическая психология образования» под ред. И. Дубровиной

Соловейчик С.Л. «Педагогика для всех»

 

 

Итак, после того, как мы вкратце рассмотрели то, что должен делать инструктор, подумаем о том, каким ему нужно быть.

Мы, авторы-составители этой книги, уверены в том, что вы прекрасно все понимаете и даже можете сказать, что вы и есть такие, какие нужно, но всё же настоятельный вам совет – потренируйтесь до смены в том, что описано выше и ниже. Вот те навыки, без которых вам очень сложно будет работать:

Создание и поддержка договорённостей – без этого вообще сложно жить в нашем современном мире. Всё общение и взаимодействие на программе строится только на договорённостях. Договор – основная форма общения. Дети и инструктора договариваются, т.е. соглашаются друг с другом в чём-то. При этом учитываются интересы и потребности каждого. Инструктор здесь выступает инициатором создания договорённостей, и, конечно же, идеально их соблюдает. Если кто–то нарушил договорённость, то за этим следует применение санкций (о которых стороны тоже заранее договорились).

Проявление безоценочного отношения. Каждый человек – уникальность. Возможна лишь оценка действий человека, но никак не самого человека.
Принятие вариантов выбора другого. Каждый человек имеет право на своё мнение, свою точку зрения, свой выбор. Мы поддерживаем ребёнка в его выборе, в первую очередь потому, что это ЕГО выбор, тем самым, воспитывая в нём индивидуальность.

Признание права на ошибку. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Ошибка - стимул к развитию и изменению. Поэтому инструктор должен помочь ребёнку правильно отнестись к своей ошибке, осознать её и сделать определённые выводы.

Формулировка ценности программы внутри себя в ощущениях и чувствах, демонстрация ценности программы для окружающего мира. Без принятия ценностей программы, их осознания, невозможно транслировать их участникам. Поэтому каждому из инструкторов нужно понять, готов ли он принять эти ценности, ложатся ли они в его систему мира, насколько они ему близки. Если ваша система ценностей кардинально отличается от описанной здесь, то вряд ли вы сможете эффективно работать на программе, получать от этого удовольствие и новый опыт.
Адекватное восприятие ситуации, видение её возможного развития. Инструктор – человек взрослый и ответственный. В любое время он может ясно и чётко ответить на вопросы (даже если их ему специально не задают): «Что сейчас происходит? Зачем это происходит сейчас? Что может из этого произойти?» Какую бы самостоятельность мы не предоставляли детям, инструктор всегда должен быть способен обеспечить безопасность ребёнка.
Осознание последствий своих и чужих действий.
В своих мыслях инструктор всегда забегает немного вперёд: «А что из этого будет? К чему это может или не может привести?».

Осознанное использование психолого-педагогических технологий при работе с участниками. Та или иная технология требует хорошее знание методики её проведения. Неправильное и несвоевременное использование психолого–педагогических технологий может привести к очень не желательным последствиям, за которые потом нужно будет нести ответственность.

Обеспечение безопасности участников (физической и психологической). Повторимся, что, предоставляя участникам возможность быть самостоятельными, инструктор ВСЕГДА стоит «на страже» их безопасности. Стоит заботиться не только о физической безопасности участников (здесь нам в помощь правила техники безопасности), но помнить и о безопасности психологической.

Умение справляться с любой внештатной ситуацией. Инструктор – боевая единица на программе. Хороший инструктор – это тот, кто сможет заменить на поляне всю команду. Т.е. если вдруг в лагере останется только один инструктор, то он должен сделать так, чтобы всё происходило как обычно, как если бы вся команда была в сборе. Инструктор должен уметь понять ситуацию, оценить её, поставить задачу и быстро принять решение.

Умение работать в команде. На каждой смене действительно работает команда начальник, зам, инструктора, завхоз, завпит.Очень важно понимать и принимать общие, командные цели, действовать в любой момент времени исходя из общих задач, а не пытаться «перетянуть одеяло на себя», чтобы потешить свое самолюбие или доказать, что «и один в поле воин». Все важные вопросы на смене решается коллегиально, поэтому навык работы в команде инструктору просто необходим.

Ответственное отношение к своему действию или бездействию. Если инструктор что-то делает, или наоборот, что-то не делает, то он всегда готов нести за это ответственность. Это значит, что он готов принять результат своего действия или бездействия и дальше с ним что-то делать.
Использование индивидуально-личностного подхода в проведении программы. На программе 30 – 40 человек РАЗНЫХ детей, со своими индивидуальными особенностями, интересами, желаниями и потребностями. Инструктор должен увидеть эти различия, и в соответствии с этим строить своё общение с каждым из детей.

Выбор партнёрства, как приоритетной позиции в общении с участником. На программе участникам даётся возможность быть взрослыми, т.е. и относиться к ним мы должны как к людям взрослым. Исходя из этого, приоритет в общении отдаётся партнёрской позиции, т.е. когда мы с ребёнком общаемся на равных. Позиции могут меняться, если это необходимо для обеспечения безопасности.

Принятие права на риск, вызов, выход за рамки. Одна из возможностей «Робинзонады» - увидеть рамки своих возможностей и выйти за них. Инструктор должен обеспечить грамотное сопровождение ребёнка в этом процессе и должен быть сам готов к выходу за свой собственный предел.

Способность получать и давать обратную связь. Обратная связь – это отношение к увиденному, услышанному. Не всегда приятно, но всегда полезно получать обратную связь. Давать же обратную связь нужно конструктивно (для того, чтобы она была полезной) и корректно (заботясь о приятности процессаJ). Помните, что обратная связь – это средство эффективной работы команды.

Поддержка успехов участника, его побед. Любой человек, тем более ребёнок, нуждается в похвале, признании и положительной оценке. Нужно замечать любой, даже самый незначительный успех ребёнка, если, конечно же, это для него является успехом и победой. Своевременное внимание и признание побед ребёнка – залог его дальнейшего развития и совершения новых побед.

Далее можно продолжать еще и еще, но для начала хватит и этого. И самое главное поймите, что всё это важно!

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.