Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темы практических занятий и методические рекомендации к ним. 2 страница




При изучении третьего вопроса необходимо обратить внимание, что в этот период начинает использоваться бумага, а также пергамент и береста, вместо «устава» (квадратное письмо, очень точное) появляется «полуустав» (более свободное и беглое письмо), с XV в. появляется скоропись.

С 1325 г. центром летописания стала Москва. В 1408 г. составлен общерусский летописный свод (Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре в 1812 г.). Свод – это сложный текст, в котором были соединены в единое целое летописные записи, сделанные в разных политических центрах Руси. Появление сводов позволяет утверждать, что русские земли стали в определенной мере жить общей жизнью еще до их объединения в единое государство. В 1479 г. создан Московский летописный свод (идея этих двух сводов: общерусское единство, историческая роль Москвы в государственном объединении всех русских земель). Появляются хронографы (труды по Всемирной истории): в 1442 г. составлен первый хронограф Пахомием Логофетом.
Исторические повести, героический эпос: во второй половине XIII в. в Ростове была создана древнейшая редакция жития Михаила Черниговского (Черниговский князь, убитый в Орде за отказ поклониться изваяниям языческих богов). Исторические повести: «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (о Евпатии Коловрате), «Житие Александра Невского» (создаются во Владимирском Рождественском монастыре). Подвигу Дмитрия Донского посвящены повести: «Сказание о Мамаевом побоище», Софоний Рязанец создал поэму «Задонщину» о победе русской дружины в Куликовской битве. Составлены жизнеописания церковных деятелей Руси – жития. Первое в европейской литературе описание Индии - «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (путешествие Никитина было за 30 лет до открытия пути в Индию Васко да Гамой).

В XVI в. создаются «Летописец начала царства» (первые годы правления Ивана Грозного), «Книга Степенная царского родословия» - портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням от Владимира 1 до Ивана Грозного, Никоновская летопись, написанная в Москве, другое ее название Лицевой свод (содержит 16 тыс. миниатюр-цветных иллюстраций). Исторические повести: «Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков» и др. Сильвестр написал «Домострой». В это время начинается книгопечатание: 1564 г. Иван Федоров первая русская книга «Апостол», но существуют семь книг без точной даты издания – анонимы, изданные до 1564 г. В 1574 г. Иван Федоров с Петром Мстиславцем во Львове выпустил первый русский букварь –«Азбуку».

В XVII в. появляется «Новый летописец», излагавший события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени и доказывал права Романовых на престол. Исторические повести: «Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др. (о Смутном времени). Сатирические повести: «Служба кабаку» «Повести о куре и лисе» и т.д. Появляется любовная лирика. Был написан «Синопсис» (обозрение) киевским монахом Иннокентием Гизелем о совместной истории Украины и России.

При подготовке к ответу на четвертый вопрос необходимо знать, что в XVII в. появляются государственные школы по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др. Начинается массовый выпуск печатных пособий для обучения грамоте и арифметике («Букварь» Бурцева, «Грамматика» Смотрицкого и таблица умножения). В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение –Славяно-греко-латинская академия» (во главе братья Лихуды, ученые-греки), где готовили священников и чиновников. Этот период характеризуется активным процессом накопления знаний. Русские землепроходцы: а) 1648 г. Дежнев открыл пролив между Азией и Сев. Америкой, б) 1649 г. Хабаров составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения, в) конец 17 в. казак Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.

 

Семинар 6. Модернизация России в XVIII в.: социально-политические аспекты

Основные проблемы:

1. Начало модернизации России: реформы Петра I.

2. Эпоха «дворцовых переворотов». Попытки ограничения самодержавия.

3. Эпоха Екатерины II. Противоречия модернизации и особенности становления абсолютизма.

4. Правление Павла I.

5. Внешняя политика России XVIII в.

Темы докладов и рефератов:

1. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

2. Отношения церкви и государства в XVIII в.

3. Народные восстания в XVIII в.

4. Участие России в антифранцузских коалициях в конце XVIII в.

 

Определите и выпишите в глоссарий понятия: Барщина, оброк, сословие, дворяне, бояре, поместье, вотчина, крепостные крестьяне, мануфактура, приказы, коллегии, «Табель о рангах», Сенат, Синод, протекционизм, меркантилизм, реформа, абсолютизм, «Духовный регламент».

Какую роль в событиях изучаемого периода сыграли перечисленные исторические деятели: Петр I, А.Д. Меньшиков, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Г.А. Потемкин, П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, Павел I.

Литература [основная – 1 - 15; дополнительная - 1, 6, 11 – 13, 17, 18, - 20, 22, 24 - 27].

При изучении первого вопроса необходимо вспомнить историю России в XVII в.: изменения в экономической сфере и политической сфере, церковную реформу, процесс обмирщения культуры. Изучая вопрос необходимо осмыслить реформы Петра I, являющиеся своеобразным рубежом между Московским царством и Российской империей. Следует соотнести проблемы традиционализма и заимствования в петровских реформах, понять применение принципов европейского устройства к российской действительности. Определить значение европеизации для дальнейшей судьбы России. Проанализируйте оценки преобразований в исторической литературе, учитывая, что уже в XVIII в. русское общество раскололось на сторонников и противников преобразований. Подумайте о том, что представлял собой цивилизационный раскол общества и как он повлиял на дальнейшую судьбу России.

Изучение второго вопроса следует начинать с определения понятия «дворцовые перевороты», которое введено в научный оборот В.О. Ключевским. Этот вопрос целесообразно рассматривать по плану: 1. Определение понятия; 2. Историография вопроса; 3. Предпосылки эпохи дворцовых переворотов; 4.Борьба за власть поле смерти Петра I; 5. Верховный тайный совет: попытки ограничения самодержавия. 6. Правление Анны Иоанновны и «бироновщина»; 7. Правление Елизаветы Петровны; 8. Правление Петра III; 9. Итоги эпохи дворцовых переворотов.

Изучение третьего вопроса необходимо начать с определения «просвещенного абсолютизма». Одно из возможных определений: «Просвещенный абсолютизм» -политика укрепления власти дворян в условиях развития буржуазных отношений, стремление к «всеобщему благу», использование идей Просвещения для укрепления власти императора. Основные реформы Екатерины II: 1763 – Сенат был разделен на 6 департаментов по секторам проблем. 1765 – создано Вольное экономическое общество для дворян и купцов. Вводились высокие пошлины на ввоз иностранных товаров. 1775 – проведена губернская реформа. Россию разделили на 50 губерний. Ими правили генерал – губернаторы. На местах вводили сословные суды. 1783 – на Украине введено крепостное право (по просьбам украинских помещиков). 1785 - Изданы Жалованные грамоты дворянству и городам, где закрепились привилегии купечества, и вводилось городское самоуправление. Дворяне получали дополнительные доходы от должностей при службе и при дворе, стали вводить дворянские гербы. Дворянство было объявлено благородным.

Тяжелое положение народа в правление Екатерины вылилось в восстание под руководством Емельяна Пугачева 1773 — 1775. Пугачев выдавал себя за чудом спасенного Петра III, его именем издавал указы.

При изучение четвертого вопроса следует знать, что Павел I – сын Екатерины II, взошедший на престол после ее смерти. При жизни Екатерина фактически отстранила от власти Павла, их отношения были очень прохладными, В 1794 г. она пыталась лишить его права наследования престола и передать власть своему внуку. Однако свое намерение императрица осуществить не смогла. Став императором, Павел изменил порядки, существовавшие при дворе Екатерины. Он восстановил упраздненные коллегии, изменил административное деление России, уменьшив количество губерний, возвратил прежние формы управления провинциями России. Павел лишил привилегий дворянство, ограничил действие жалованных грамот, стеснил местное самоуправление. В 1797 г. он установил норму крестьянского труда (три дня барщины в неделю), это было первое ограничение помещичьей власти. Однако за 4 года правления он раздал помещикам более 600 тысяч крестьян, принадлежащих государству. Во всей своей деятельности Павел I допускал крайности. Он запретил слова «клуб», «совет», «отечество», «гражданин». Запретил вальс, отдельные детали одежды. Он амнистировал заключенных по политическим мотивам, арестованных при Екатерине II, но при этом продолжал борьбу с революционными проявлениями в обществе. В 1797-1799 гг. он установил цензуру, запретив 639 изданий. Однако исследователи расходятся в оценке деятельности Павла. В 1801 г. Павел был убит в результате дворцового заговора и на престол взошел его сын Александр I.

Пятый вопрос необходимо изучать придерживаясь следующего плана: 1.Основные направления и задачи внешней политики России в XVIII в. 2. Южное направление. Русско-турецкие войны. 3. Западное направление внешней политики. 4. Восточное направление внешней политики. 5. Итоги внешнеполитического курса России в XVIII в.

 

Семинар 7. Культура и общественная мысль в России в XVIII в.

Основные проблемы:

1.Формирование светского мировоззрения в России:

а) идеи «эпохи Просвещения» в России,

б) масонство в России.

2. Становление российской науки и образования:

а) система образования в России в XVIII в.

б) развитие отечественной науки в XVIII в.

3. Художественная культура России в XVIII в.:

а) литература,

б) изобразительное искусство,

в) архитектура,

г) театр и музыка.

Темы для докладов и рефератов:

1.Проекты создания гражданского общества в России в XVIII в.

2. Социально-философские идеи периода петровских преобразований (И.Т. Посошков, Ф.С. Салтыков).

3. Достижения русских ученых в области естествознания в XVIII в.

4. Географические открытия российских исследователей в XVIII в.

5. Художественные стили в России в XVIII в.

 

Определите и выпишите в глоссарий понятия:: парадигма, буржуазия, масонство, барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, секуляризация, европеизация.

Основные деятели: Н.Н. Новиков, Д.И. Фонвизин, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, Н.И. Панин, П.И. Панин, Н.В. Репнин, М.М. Щербатов, А.Н. Радищев, Л. Эйлер, Д.И.Н. Бернулли, Х. Гольбах, Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, Г.Р. Державин, В.К., А.К. Нартов, А.Д. Кантемир, Д. Трезини, Б.Б. Растрелли, И.Е. Старов, В.И. Баженов, Ч. Камерон, Д. Кваренги, М.И. Козловский, Ф.И. Шубин, Ф.Ф. Щедрин, Э. Фальконе, А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, Ф.Г. Волков, П. Ковалева-Жемчугова.

 

Литература [основная – 1 - 15; дополнительная - 1, 6, 11 – 13, 17, 18, - 20, 22, 24 - 27].

Приступая к изучению темы «Культура и общественная мысль в России в XVIII в» необходимо помнить, что культуру этого периода характеризует модернизация и европеизация, определившие особенности историко-культурного процесса. Дальнейшее обмирщение обмирщение и утверждение нового взгляда на человеческую личность.

При рассмотрении второго вопроса следует учитывать, что светское мировоззрение стало результатом процесса обмирщения культуры. Изучение вопроса надо начинать с определения понятия «эпоха Просвещения» и знакомства с важнейшими идеями философов Просвещения: Ж.Ж.Руссо, Дидро, Монтескье и др.

Масонство не являлось российской идеей, а потому стало возможно в России также благодаря европеизации и сближению с культурой Европы. Масонство появилось в России в 30-е гг. XVIII в. Распространение нового духовно-общественного движения связано и с определенным разочарованием в просветительском рационализме и поиском выхода из нравственного тупика. Движение состояло из нескольких лож, объединяющей чертой которых являлись религиозно-нравственные поиски.

При изучении второго вопроса обратите внимание на то, что изменения, произошедшие в стране: создание регулярной армии и флота, рост промышленности, оформление абсолютизма с его огромным чиновничье-бюрократическим аппаратом потребовали появления специалистов, которых могла подготовить только новая, светская школа. В России отсутствовали специальные учебные заведения (все вопросы образования решались церковью). Начало светскому образованию было положено в 1701 г. созданием «Школы математических и навигационных наук» и Пушкарской школы в Москве. В 1708 г. Петр ввел новый гражданский алфавит, что привело к разделению сферы светской и церковной книжности, к распространению грамотности. В 1725 г. была создана академия наук.

При изучении третьего вопроса необходимо помнить, что серьезные изменения затронули также и все виды искусства. Литература представлена тремя направлениями: 1)классицизм, 2)реализм, 3)сентиментализм. В живописи утвердились новые жанры и техника. Ведущее место теперь занимают картины на светские сюжеты. Наибольших успехов добилось искусство портрета. В архитектуре появляется новый художественный язык, а важнейшим атрибутом становится ордер. Основные принципы нового зодчества воплотились с наибольшей силой при строительстве новой столицы: переход к регулярной планировке, рационально спланированному ансамблю. В первой половине XVIII в. в архитектуре господствует барокко, в 60-е гг. его сменяет классицизм.

Вторая половина XVIII в. – это время становления русского театра. В 1756 г. был создан театр для представления трагедий и комедий под руководством Ф. Волкова. В 1779 г. частный театр на Царицынском лугу под руководством Дмитриевского. В 1780 г. Петровский театр, в репертуаре которого наряду с драматическими были оперные и балетные спектакли. Большое распространение получили крепостные театры. В последней трети века начинается формирование национальной композиторской школы. Появляется камерный лирический жанр (российская песня). Ведущим жанром становится опера.

 

Семинар 8. Новые попытки модернизации России в XIX в.

Основные проблемы:

1. Реформаторский поиск Александра I в начале XIX в.

2. Консервативная модернизация Николая I.

3. «Великие реформы» 60 – 70 гг. XIX в.

4. Контрреформы 80 – 90 гг. XIX в. (Корректировка «Великих реформ»).

5. Основные направления и задачи внешней политики России в XIX в.

Темы докладов и рефератов:

1. Социальная структура населения и его занятость в XIX в.

2. М.М. Сперанский и его план государственных преобразований.

3. А.А. Аракчеев и аракчеевщина.

4. Правительственная политика в области просвещения и культуры в XIX в.

5. Западное направление внешней политики (антинаполеоновские войны, русско-шведская война 1808 – 1809 гг., Отечественная война 1812 г.);

6. Восточное направление внешней политики (русско-турецкие войны, русско-персидские войны, Кавказская война, присоединение Средней Азии к России, укрепление позиций России на Дальнем Востоке и утрата Аляски).

 

Определите и выпишите в глоссарий понятия: «Негласный комитет», контрреформа, революция, декабристы, коалиция, промышленный переворот, фабрика, либералы, консерваторы, континентальная политика, Отечественная война, Заграничные походы русской армии, нейтралитет, мюридизм, имамат, Восточный вопрос, Собственная его Императорского Величества канцелярия.

Какую роль в событиях изучаемого периода сыграли перечисленные исторические деятели: Александр I, М.М. Сперанский, А.А. Аракчеев, М.И. Кутузов, П.И. Багратион, А.П. Ермолов, М.И. Платов, Николай I, А.Х Бенкендорф, Е.Ф. Канкрин, П.Д. Киселев, Шамиль, Александр II, Я.П. Бакланов, Н.А. Милютин М.Т. Лорис-Меликов, П.С. Нахимов, А.М. Горчаков, М.Д. Скобелев, Александр III, К.П. Победоносцев, Николай II.

 

Литература [основная – 1 – 15; дополнительная 1, 6, 10 – 13, 19 – 22, 24 – 26, 28, 31].

Приступая к изучению первого вопроса следует вспомнить, что Александр I российский император в 1801 – 1825 гг. вступивший на престол в результате дворцового заговора и убийства Павла I. Его внутренняя политика отличалась противоречивостью. Начало царствования Александра I характеризовалось некоторым стремлением к либеральному реформаторству. Однако, эти начинания ни в чём не коснулись устоев государства - самодержавия и крепостного права. В 1803 году он издал указ "О вольных хлебопашцах", который разрешал помещикам отпускать на волю крепостных с наделением их землёй за выкуп. Это вызвало недовольство дворян, указ не получил широкого применения. вся работа нового императора по подготовке задуманных им преобразований сосредоточилась в Негласном комитете, состоявшем из либерально настроенных дворян и прозванный реакционерами "якобинской шайкой". Негласный комитет работал год, результатом стало создание 8 министерств вместо петровских коллегий. В 1810 году учреждён Государственный совет. П олитика в области просвещения: было открыто много средних и высших учебных заведений, в том числе университеты (Казань, Харьков, Петербург, Дерпт) и близкие к ним по программе лицеи. Некоторое время на Александра влиял реформатор М.М.Сперанский. После Отечественной войны 1812 года внутренняя политика Александра I потеряла прежний либеральный налёт. По его инициативе создаётся "Священный союз", объединивший европейских монархов для борьбы с революционным движением в Европе. Как отмечали современники, с 1822 года император утратил интерес к государственным делам. В стране был установлен режим аркачеевщины. Создаются военные поселения. Внутренняя политика Александра I сначала либеральная, затем реакционная, направленная на укрепление самодержавия и крепостного права, способствовала активизации дворянского революционного движения в России - декабризма.

Изучение второго вопроса необходимо начинать с определения «консерватизм» и вспомнить значение термина модернизация. Политика Николая I в области управления характеризовалась укреплением полицейско-бюрократического аппарата управления. Проведение принципа централизации рассматривалось как важнейшее средство укрепления самодержавия и противодействия расшатывающим его устои процессам. Николай сосредоточил в своих руках решение как общих, так и частных дел, нередко минуя при этом соответствующие

министерства и ведомства. При нём вошло в практику для решения того или иного важного вопроса создавать многочисленные секретные комитеты и комиссии, находившиеся под его непосредственным ведением бюрократической машине. Принцип режима личной власти воплотился в " собственной канцелярии" императора. В социальной политике самодержавие преследовало цель укрепления позиций дворянства, но вместе с тем делало и уступки нарождающейся буржуазии, преимущественно в экономической сфере. Решение крестьянского вопроса: в 1837 г. была поведена реформа государственной деревни под руководством П.Д. Киселева. Указ 1842 г. об "обязанных крестьянах". Политика в области просвещения и печати характеризовалась: 1828 г. принят "Устав гимназий и училищ уездных и приходских", Уваров сформулировал основные принципы "теории официальной народности" — "православие, самодержавие, народность", в 1835 был издан "Общий устав императорских российских университетов", существенно ограничивший автономию университетов.

При подготовке ответа на третий вопрос следует обратить внимание на время возникновения крестьянского вопроса в России, наличие различных точек зрения на институт крепостничества. Поражение в Крымской войне 1853 – 1856 годов показало, что если не проводить реформы, то Россия отстанет от Европы во всех сферах и потеряет выход в Черное море, кроме того причинами проведения реформ можно назвать следующее: крепостная система приходила в упадок, тормозила индустриальное развитие страны, мешала складыванию рынка рабочей силы, накоплению капитала; волна народных восстаний против крепостного права; техническая отсталость вооруженных сил приводила к поражениям. Реформы 1860-х – 1870-х гг.:

- 1861 – Манифест об отмене крепостного права. Крестьяне получали личную свободу и землю за выкуп;

- 1 864 – введено местное самоуправление - земство. Земства руководили школами, медициной, решали хозяйственные вопросы;

- 1864 - проведена судебная реформа. Судебный процесс стал открытым. Приговор выносили присяжные заседатели;

- 1870 – городская реформа. Созданы городская дума и управы, решавшие коммунальные вопросы. Управлял системой городской голова.

- 1874 – военная реформа. Введена всеобщая воинская повинность.

Реформы улучшили положение России. Это сразу показала победа в русско –турецкой войне 1877 – 1878 годов. Александр II успел сделать много полезного. Однако, его жизнь оборвалась трагично. 1 марта 1881 года террористы произвели покушение на императора. Взрывом ему оторвало часть ноги и изрешетило осколками. Он терпел мучения более 9 часов. На месте его убийства в Санкт-Петербурге был поставлен храм Спаса на крови.

При изучении пятого вопроса необходимо вспомнить, какие внешнеполитические задачи были решены Россией в XVIII в., а какие остались нерешенными к началу XIX в. На рубеже ХVIII-ХIХ вв. четко определились два направления во внешней политике России: 1) ближневосточное — борьба за укрепление своих позиций в Закавказье, на Черном море и на Балканах и 2) европейское — участие России в коалиционных войнах против наполеоновской Франции. После окончания Отечественной войны 1812 и заграничных походов русской армии международный престиж России значительно возрос. Она стала активным членом Священного союза. Следует помнить, что Россия вела активные действия против Ирана и Османской империи. Их результатом стали: завоевание свободы переселения в Россию армянского населения; образование в 1828 г. Армянской области с русским административным управлением из Эриванского и Нахичеванского ханств; получение устья Дуная и Черноморского побережья Кавказа до подступов к Батуму; свобода плавания русских судов по Каспийскому морю; запрещение для Ирана держать на Каспии военные суда.

Вхождение в начале XIX в. в состав России Закавказья поставило вопрос о присоединении к ней всего Северного Кавказа. Ряд областей (например, Кабарда, Осетия) еще раньше добровольно вошли в состав России. Стремление России распространить свое влияние на остальные территории Кавказа встретило сопротивление народов Дагестана, Чечни, Адыгеи. В 1817 г. началась Кавказская война, завершившаяся лишь к середине 60-х гг. XIX в. В первой половине XIX в. шел активный процесс добровольного вхождения Казахстана в состав Российской империи; было положено начало присоединению Средней Азии. Важный аспект внешней политики России в этот период был связан с Крымской войной.

Ведущим направлением внешней политики второй половины XIX в. явился восточный вопрос. Однако правительство стремилось избегать острых международных конфликтов, использовать преимущественно дипломатические способы решения спорных вопросов.

Основной задачей внешней политики после Крымской войны была отмена ограничительных условий Парижского мирного трактата. Лондонская конференция 1871 г. явилась крупным дипломатическим успехом России. Была разрушена "крымская система. Оформился "Союз трех императоров", но союзники преследовали свои внешнеполитические цели, мало совпадающие между собой. Это предопределило недолговечный союз. К концу 80-х гг. противоречия России с Австро-Венгрией и Германией стали более значительными. В решении международных вопросов российское правительство стало искать партнеров. Началось сближение России с Францией, имевшее не только политическую, но и экономическую основу.

 

Семинар 9. Общественная мысль и особенности общественного движения в России в XIX в.

Основные проблемы:

1. Идейные течения в первой половине XIX в.:

а) Движение декабристов и его влияние на развитие общественной мысли;

б) Революционные кружки 20 – 30 гг. (братьев Критских, Н.П. Сунгурова, Н.В. Станкевича, А.И. Герцена);

в) Теория официальной народности;

г) П.Я. Чаадаев, славянофилы и западники.

2. Общественное движение второй половины XIX в.:

а) Народническое движение в России во второй половине XIX в.

б) Развитие рабочего движение во второй половине XIX в.

Темы докладов и рефератов:

1. Теория русского социализма.

2. Либеральное народничество 80 – 90 гг. XIX в.

3. Марксистские кружки 80 – 90 гг. XIX в.

Определите и выпишите в глоссарий понятия: реформа, революция, восстание, конституционная монархия, республика, бюрократия, деспотизм, тирания, конституция, правовое государство, министерства, консерватизм, славянофильство, западничество, либерализм, радикализм, марксизм, утопический социализм, разночинцы, народники, нигилизм.

Какую роль в событиях изучаемого периода сыграли перечисленные исторические деятели: Н.М. Муравьев, П.И. Пестель, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, П.Я. Чаадаев, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, М.В., Н.Г. Чернышевский, Г.В. Плеханов.

Литература: [ основная – 1 – 15; дополнительная 1, 6, 10 – 13, 19 – 22, 24 – 26, 28, 31].

Приступая к изучению первого вопроса следует вспомнить, что после окончания Отечественной войны 1812 года многие в России ожидали перемен. Однако их не последовало. В 1816 году возникла тайная офицерская организация «Союз спасения». Целью общества было введение в стране конституции, ограничение монархии, отмена крепостного права. В 1818 году Союз спасения был преобразован в более открытый Союз благоденствия. Затем на его основе возникло два новых общества: Северное – в Петербурге и Южное – в армейских частях Украины. Северное общество выступало за ограничение монархии, а Южное общество за полное свержение монархии и установление республики. 14 декабря 1825 года члены Северного общества вывели полки на Сенатскую площадь в надежде принудить Николая принять конституцию. Руководители Северного и Южного обществ были арестованы.

Вступив на престол Николай I усилил полицейский режим в стране. Для этого было создано Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии во главе с Бенкендорфом. Третье отделение осуществляло функции политического сыска и надзора. Деятельность прессы ограничена усиленным цензурным надзором, в университетах запрещено преподавание философии.

Главным идеологом стал министр просвещения граф С.С. Уваров. Он выдвинул теорию официальной народности: «Православие, самодержавие, народность». Против этой теории выступил Петр Чаадаев.

В идейных спорах 40-х годов XIX века рождаются направления западников и славянофилов. Сторонники обоих направлений выступали за отмену крепостного права и ограничение монархии.

В 1845 году возникает кружок Буташевича-Петрашевского, который проявлял интерес к европейскому социалистическому движению. В 1852 году в Лондоне А.И. Герцен начинает издавать газету «Колокол». Он видел в крестьянской общине зародыш будущего социализма. Благодаря крестьянской общине, считал Герцен, Россия будет способна вступить в социализм минуя капитализм.

Изучение второго вопроса следует начинать с определения «народничества». Необходимо понять связь этого движения с революционными идеями первой половины века. Одним из заметных направлений политической мысли во второй половине XIX века в России явилось народничество. По их мнению, Россия может перейти к социализму путем крестьянской революции. В народничестве оформилось течения: народники-пропагандисты во главе с П. Л. Лавровым, народники-заговорщики во главе с П. Н. Ткачевым, либерального народничество, теоретиком которого являлся П. К. Михайловский. Заметным явлением политической мысли России во второй половине XIX века и в начале XX пека явился анархизм, видными теоретиками которого были М. А. Бакунин, П. Л. Кропоткин.

Крупнейшим событием политической жизни в России во второй половине XIX века - начале XX века стал марксизм. Одними из первых распространителей марксизма в России были Н. И. Зибер, Г. В. Плеханов. Теоретиком марксизма в России явился В. И. Ленин. Его учение стало не только прямым продолжением марксизма, по и качественно новой ступенью его развития в новых исторических условиях.

 

Семинар 10. Культура России XIX в.

Основные проблемы:

1. Развитие образования и просвещения в России в XIX в.

2. Достижения российской науки и техники в XIX в.

3. Русское искусство XIX в.: основные стили и представители.

Темы докладов и рефератов:

1. Мастера «Ампира» в России.

3. Девятнадцатый век - «золотой век» русской музыки.

4. Образы Петербурга в художественной культуре XIX века.

5. Научно-просветительские учреждения в России в XIX в.

6. Деятельность художников-передвижников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.