Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение нового материала




Все живое в нашем мире имеет свою логическую цепь – рождение, молодость, зрелость и смерть. Относится это к растению, к животному, к человеку или насекомому – в течение разного периода времени все живое проходит эти стадии. Иными словами, это можно назвать обязательным чередованием жизненных циклов.


Обеспечивает сохранность видов способность живых организмов к размножению. Что такое размножение, Вы можете узнать из терминов, приведенных в начале урока. Запишите эти термины в свои тетради.


Размножение – это сложный процесс, для каждого вида живых организмов специфичный. Но выделить можно 2 вида размножения – половое и бесполое.


Половое размножение может происходить при условии наличия мужского и женского организмов. Соответственно, эти организмы должны содержать в своем анатомическом строении соответственные половые системы. На рисунках 1 и 2 изображены, соответственно, строение мужской и женской половых систем.



Рис. 1 Строение мужской половой системы


Рис. 2. Строение женской половой системы


Мужская половая система продуцирует необходимые для размножения мужские половые клетки – сперматозоиды. Женская – яйцеклетку.
Посмотрите на рисунок 3 – на нем изображены мужская и женская половые клетки:



Рис. 3 Строение Сперматозоида и яйцеклетки


Задание. Зарисуйте себе в тетрадь схему строения женской половой клетки и мужской.
Более подробно строение сперматозоида отображено на рисунке 4.



Рис. 4 Строение сперматозоида

Важно отметить, что нарушение строения сперматозоидов ведет к неспособности оплодотворять. То есть, клетки с дефектами строения являются бесплодными. Пример нарушения морфологии сперматозоидов Вы увидите на рисунке 5.



Рис. 5. Нарушения морфологии сперматозоидов


На следующем видеоролике отображен принцип работы мужской половой системы

 

Теперь посмотрите на рисунок 6 – на нем схематически отображены данные о женской половой системе. Хорошо рассмотрите схему и зарисуйте в рабочую тетрадь.



Рис. 6. Женская половая система


Чтобы лучше узнать строение женской половой системы просмотрите видеоролик

 

При оплодотворении гаплоидной яйцеклетки гаплоидным сперматозоидом, происходит зачатие нового живого организма.В результате оплодотворения образуется зародышевая клетка — зигота — с полным (то есть двойным) набором хромосом. У человека и животных, не рожденный живой организм называется эмбрион. Формирование эмбриона происходит в основном во внутриутробный период. После рождения, молодой организм лишь развивается и растет. То есть, все жизненно-необходимые органы и системы закладываются до рождения на свет.

Термины и понятия

  • Зародыш – это организм на ранних стадиях развития, образовавшийся из оплодотворенной яйцеклетки.
  • Беременность – это биологическое состояние животных, характерное для самок плацентарных и сумчатых млекопитающих. Это состояние обусловлено зачатием новых особей и представляет собой процесс вынашивания детёнышей внутри организма самки.
  • ' Р' оды – это завершающий беременность сложный физиологический процесс, сопровождающийся прохождением через естественные родовые пути и отделением от материнского организма плода, плаценты и плодных оболочек.

 

Ход урока

Актуализация знаний

Найдите правильный ответ:
1. Мужские половые клетки это:
А) яйцеклетки
Б) зиготы
В) сперматозоиды
2. Женские половые клетки это:
А) яйцеклетки
Б) сперматозоиды
В) нейроны
3. Процесс слияния мужских и женских половых клеток называется:
А) деление
Б) оплодотворение
В) соединение
4. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается:
А) зародыш
Б) зигота
В) органы и органеллы плода

Дайте ответ на вопросы:
1. Что такое половая система?
2. Назовите первичные половые признаки.
3. Определите вторичные половые признаки мужчин.
4. Вспомните строение мужской половой клетки.
5. Какова роль оплодотворения в жизни человека?

 

Изучение нового материала

В нашем мире происходит постоянная смена поколений. Ни один живой организм не может жить вечно и в конце концов умирает. Предотвратить исчезание любого живого вида с лица Земли может воспроизведение потомства, то есть размножение и рождение новых особей. У млекопитающих и человека новый организм формируется из зародыша. Зародыш созревает в утробе матери, а когда все жизненнонеобходимые органы сформированы, рождается на свет. Процесс появления на свет нового организма называется родами.

На рисунке 1 Вы видите зародыш человека


Рис. 1. Зародыш человека

Какие же этапы проходит зародыш, прежде чем сформируется полноценный плод?
У человека зародыш формируется первые 8 недель беременности. В это время из оплодотворенной яйцеклетки формируется тело с основными человеческими признаками.
На рисунке 2 отображены основные изменения зародыша на различных этапах беременности




Рис.2. Развитие зародыша

Просмотрите видеоролик, в котором раскрыты основы развития зародыша на первых неделях беременности

 

Первый период развития зародыша начинается сразу же после оплодотворения яйцеклетки, в которой размещены 2 ядра с 46 хромосомами (23-мя от отца и столько же от матери). Затем ядра сливаются, образуя одноядерный зародыш. После этого эмбрион направляется к матке по фаллопиевым трубам. Матка при этом также готовиться принять зародыш – утолщаются стенки, увеличивается количество кровеносных сосудов, образуется плацента, в которой и будет развиваться плод до самого рождения.

На четвертой неделе начинают формироваться все органы и ткани, необходимые для жизни. На 6-ой – начинаются формироваться ручки, а на втором месяце – ножки. Далее формирование зародыша не происходит – до конца беременности плод лишь растет и развивается.

Посмотрите на рисунок 3. На нем отображены положения зародышей при различных типах беременности.

Рис. 3. Положения зародыша

Развитие плода во время беременности Вам раскроет видео

 

Во время формирования и развития плода происходят изменения и у беременной женщины – наливаются молочные железы, растет живот, увеличивается вес. Кроме того происходят и физиологические изменения: изменяется обмен веществ, часто происходит выпадение и ухудшение структуры волос, рушится зубная эмаль.

Еще одним характерным признаком беременных является токсикоз на первых неделях (у некоторых – месяцах), проявляющийся в виде подташниваний (в основном по утрам).
На рисунках 4 и 5 Вы видите беременность изнутри и с наружи

Рис. 4. Беременность «взгляд снаружи»

Рис. 5 Положения плода внутри беременной женщины.


Беременность заканчивается родами. Основными сигналами начала родов является появление периодических схваток, болей внизу живота и в пояснице, отхождении слизистой пробки из влагалища. Роды сопровождаются потугами.

Выделяют три этапа родов – этап раскрытия, изгнания и последовый.
Во время первого периода начинаются схватки, отходит «пробка», раскрывается шейка матки. Во втором периоде на свет появляется младенец. В третьем периоде «выходит» из матки плацента, в которой находился плод всю беременность.

Просмотрите видеоролик, как происходят роды человека

 

Закрепление знаний

1. Что такое зародыш?
2. На каких этапах развития зародыша происходит дифференциация верхних и нижних конечностей человека?
3. Что такое беременность?
4. Назовите основные физиологические изменения женщин во время беременности.
5. назовите основные факторы начала родов.

Домашнее задание

1. Обработайте материал учебника – параграф 61.
2. Запишите в тетрадь и выучите термины: зародыш, беременность, роды, схватки, потуги.
3. Назовите основные периоды развития зародыша и их особенности.
4. Используя дополнительную литературу, назовите распространенные патологии беременности и их причины.

 

Интересно знать, что…

- приблизительно у 3 % всех беременных женщин рождаются близнецы;
- вторник популярный день для рождения детей. Ученые исследовали динамику рождения детей и обнаружили – больше всего детей рождается во вторник. Меньше всего детей рождается в субботу или воскресенье;
- в околоплодной жидкости беременной женщины содержится столько же соли, сколько в океанической воде;
- дети, зачатые в осенние и зимнее месяцы, обладают более высоким интеллектом, нежели зачатые в теплое время года.

Термины и понятия

  • Наследственность – способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству.
  • Заболевание – процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного раздражителя внешней или внутренней среды, характеризующийся понижением приспособляемости живого организма к внешней среде при одновременной мобилизации его защитных сил.
  • Наследственное заболевание – заболевания, возникновение и развитие которых связано с дефектами в программном аппарате клеток, передаваемыми по наследству через гаметы.
  • Врожденное заболевание – развиваются из-за нарушения внутриутробного развития плода под воздействием внешних повреждающих факторов.

Ход урока

 

Актуализация знаний

 

Найдите правильный ответ
1. Беременность человека длится:
А) 8 месяцев
Б) 36,5 недель
В) 23 недели
Г) 1 год
2. Плацента выходит из женского организма во время:
А) схваток;
Б) выталкивания;
В) последового периода родов.
3. Питание ребенка до родов происходит с помощью:
А) плаценты
Б) крови
В) ребенок не питается
4. На каком сроке беременности происходит заложение легких человека:
А) в первую неделю;
Б) на 4-5 неделе;
В) на 4-5 месяце.

Дайте ответ на вопросы
1. Подумайте, какие наследственные заболевания Вам известны.
2. Назовите заболевания, которые, как Вы знаете, передаются половым путем.

Изучение нового материала

Здоровье – это самое дорогое, что человек должен беречь с детства. Ведь именно оно является залогом нормальной и счастливой жизни. Но, что делать, если вокруг столько болезней?

Наиболее «невезучими» являются те, кому болезни перешли по наследству или стали врожденными. Так, ребенок, уже не может повлиять на их предотвращение.

К наследственным болезням можно отнести:
- сахарный диабет
- артериальная гипертония
- синдром Дауна
- рак молочной железы и прочие.
К болезням врожденным относятся:
- порок сердца
- нарушения скелета
- слепота и другие.
На рисунке 1 отображена схема врожденного порока сердца.



Рис. 1. Врожденный порок сердца


При этом статистика утверждает, что с наследственными болезнями рождается около 3-5% новорожденных. Иногда, болезнь просыпается при воздействии на организм определенного раздражителя. Такой «просыпающейся» болезнью может быть сахарный диабет. Наследственные болезни передаются на хромосомном уровне. Чаще всего явление передачи наследственных болезней наблюдается при рождении детей от родственных связей.
Основное о наследственных заболеваниях Вы сможете узнать из видеоролика

 

 


На следующем видео Вы увидите пример одного из распространенных наследственных заболеваний муковисцидоз

 

Врожденные болезни у детей также встречаются довольно часто. При этом вероятность возникновения болезни мало зависит от здорового образа жизни родителей, экологии и прочих общепринятых гарантий здорового ребенка. Но, в отличии от наследственных заболеваний, врожденные болезни часто можно излечить внутриутробно или сразу же после рождения.

На рисунке 2 отображен ребенок, с врожденным нарушением строения скелета


Рис. 2. Врожденное нарушение строения скелета


Препятствовать возникновению врожденных и наследственных болезней могут профилактические меры, делящиеся на первичные и вторичные.

К первичным обычно, относят своевременную диагностику болезни при планировании беременности. Тогда проводят ряд лечебных процедур, способствующих рождению здорового ребенка.

Вторичные профилактические меры заключаются в диагностике заболевания ребенка во время беременности, а затем проведении специальных лечений. В любом случае, при вероятности врожденных или наследственных заболеваний у малыша, беременная женщина должна всегда обращаться к консультациям врача и находится под его наблюдением.

Кроме того, существует целый ряд болезней, которые передаются половым путем (через инфекции). На сегодняшний момент выделяют около 20 болезней ИППП. Этими болезнями могут болеть как женщины, так и мужчины.

На рисунке 3 Вы увидите пути заражения ИППП.



Рис.3. Пути заражения ИППП


В отличии от других инфекционных заболеваний, против болезней, передающихся половым путем, иммунитет не вырабатывается. Поэтому, при повторном заражении болезнь развивается опять. Самостоятельно эти болезни никогда не проходят и если не обращаться к медикаментозному лечению, то человек будет болеть всю жизнь.

Возбудителями инфекций, передающихся половым путем (ИППП) являются бактерии, вирусы, грибы и некоторые простейшие, которые попадают в организм во время полового контакта. У женщин они поражают слизистую матки, маточные трубы, и яичники; у мужчин – яичка и придатки яичка. Некоторые ИППП (генитальный герпес, хламидиоз) передаются средствами личной гигиены – через белье, полотенца.

На рисунке 4 изображена бактерия хламидии в молекулярном увеличении



Рис. 4. Бактерия Хламидия

В следующем видеоролике рассказывается о венерическом заболевании – хламидиозе

 

 

Самыми распространенными среди ИППП являются: сифилис, гонорея, трихомоноз.
На рисунке 5 Вы увидите одно из проявлений сифилиса



Рис.5 Проявление сифилиса

Заполните таблицу

Болезнь Возбудитель Симптомы Последствия
Сифилис Бледная спирохета Безболезненные язвы на половых органах Повреждение всех органов, разрушение носовых перегородок
       
       
       
       



Закрепление знаний

1. Что такое наследственная болезнь?
2. Чем отличается наследственная болезнь от врожденной?
3. Назовите болезни, передающиеся половым путем.


Решите тесты
1. Венерические болезни относятся к:
а) передающимся половым путем
б) наследственным
в) хроническим

2. Сахарный диабет относится к болезням:
а) врожденным
б) наследственным
в) передающимся половым путем
3. Первичная профилактика проводится:
а) в первые дни жизни ребенка
б) в первые недели беременности
в) при планировании беременности
4. К наследственным заболеваниям относится:
а) синдром Дауна
б) ВИЧ
в) искривление позвоночника

Изучение нового материала

Каждый человек имеет определенные способности и склонности, к какому либо виду деятельности. Некоторые даже наделены более щедрым даром природы – талантом. Главная задача каждого человека – найти, открыть и развивать в себе заложенные изначально склонности и способности.

Способности человека – это совокупность таких психофизиологических свойств, которые необходимы для успешного выполнения одной или нескольких видов деятельности и является индивидуальными и свойственными конкретному человеку.

Условием возникновения способностей являются задатки – наследственные особенности строения головного мозга, анализаторов и их функциональные свойства.

Все способности человека можно поделить на 2 типа:
- общие, которые проявляются во многих видах деятельности;
- специальные, проявляются в одном конкретном виде деятельности.
На рисунке 1 отображены способности, проявляющиеся позже в различных видах деятельности


Рис.1. Способности и деятельность

Кроме того, способности разделяют на физические (связанные с особенностями строения тела) и умственные (интеллектуальные). На рисунке 2 отображен пример физических способностей человека



Рис.2. Физические способности


Яркий пример физических способностей Вы увидите в следующем видеоролике

 

В пределах одной способности могут выделять разные их уровни: низкий, достаточный и высокий. Высокий уровень специальных способностей – это талант.

 

Склонность же, это лишь желание, стремление к какому-либо виду деятельности. При этом способностей к этому виду деятельности у человека может и не быть. Хотя чаще всего склонности и способности проявляются одновременно и соответствуют друг другу.

Именно склонности и способности помогают человеку выбрать себе профессию по душе. Главное – вовремя заметить эти интересы и заняться их развитием. Ни одна способность не принесет результат, если к ее развитию не приложить хоть немного труда и усердия.

Часто способности проявляются еще в детстве, при проявлении ребенком определенного интереса к чему либо, как показано на рисунке 3.


Рис. 3. Проявление способностей


Кстати, проявиться та или иная склонность может в любом возрасте, не обязательно в детстве. Например, человек, всю жизнь проработавший бухгалтером, может вдруг начать писать стихи, а любитель футбола вдруг обнаружит в себе склонность к изучению иностранных языков. Конечно, чем позже обнаруживается способность, тем тяжелее сделать ее главной в жизни (то есть поставить как профориентир), но не всегда это идет во вред человеку.

На рисунке 5 отображена наиболее оптимальная схема проявления способностей и их реализации в жизни.


Рис.5. Схема реализации способностей в жизни

С помощью следующего видео Вы узнаете как можно определить свои способности и таланты


Задание 1: вспомните известных талантливых людей, назовите их имена и истории (если помните).
Задание 2. Определите свои собственные способности и склонности, совпадают ли они между собою.


Закрепление знаний

1. Что такое интересы?
2. Дайте определение склонностям и способностям человека.
3. Какая роль способностей в жизни человека?
4. Все ли способности и интересы наследственны?
5. Определите какими способностями были наделены: Шопен, Тарас Шевченко, Айвазовский, Байрон, Гюго, Брюллов, В. И Вл. Кличко, Д. Силантьев, Я. Клочкова, Моцарт, Л. Гурченко, Монсерат Кабалье.
6. Определите, какая способность заложена у человека, изображенного на рисунке 5, а какая – на рисунке 6.


Рис.5. Способность человека


Рис. 6. Способность и интерес человека

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.