Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регулирование массы и динамики прибыли




Определим роль различных элементов операционного анализа в формировании финансовых результатов предприятия (D, %).

1. Допустим, что цена на выпускаемые изделия А снизится. на 5%, а на вновь осваиваемые изделия С увеличится на 5%. Определим, при каком объеме реализации можно получить прежний результат прибыли – 300 млн. руб., используя формулу

(10)

Результаты расчетов покажем в табл. 5.

Из таблицы следует, что повышение цены на изделия С на 5% компенсирует сокращение объема реализации на 12,5% или увеличивает прибыль на 50%. Снижение цены на изделия А на 5% приводит к сокращению прибыли на 90% или предполагает увеличение объема реализации на 17,7%.

Таблица 5. Результаты влияния изменения цены на объем реализации

Показатели По всей продукции Изделие А Изделие С
Цена Ц, тыс. руб. - 1800 х 0,95 = 2000 х 1,05 = 2100
Выручка от реализации ВР = Ц х ОР, млн. руб. 1710 + 2100 = 3810 1710 х 1000 = 2100 х 1000 = 2100
Переменные издержки ПИ, млн. руб. 1200 + 1300 = 2500    
Валовая маржа ВМ = ВР - ПИ, млн. руб. 510 + 800 = 1310 1710 – 1200 = 510 2100 – 1300 = 800
Валовая маржа в относительном выражении к выручке ВМотн = ВМ / ВР х 100, % 1310 / 3810 х 100 = 0,344 510 / 1710 х 100 = 0,298 800 / 2100 х 100 = 0,381
Постоянные издержки ПОИ, млн. руб. 500 + 500 = 1000    
Прибыль до налогообложения БПнов = ВМ - ПОИ, млн. рб. 10 + 300 = 310 510 – 500 = 10 800 – 500 = 300
Объема реализации ОРнов, шт. - 600 / (1,71 х 0,298) = 1177 700 / (2,1 х 0,381) = 875
Процент прироста (+), сокращения (-) объема реализации Тпр(ОР), = (ОРнов – ОР) / ОР х 100, % - (1177 – 1000) / 1000 х 100 = +17,7 (875 – 1000) / 1000 х 100 = -12,5
Увеличение (+), уменьшение (-) прибыли ∆БП = БПнов – БП, млн. руб. 310 – 300 = +10 10 – 100 = -90 300 – 200 = +100
Процент прироста (+), сокращения (-) прибыли Тпр(БП) = ∆БП х 100, % +10 / 300 х 100 = +3,3 -90 / 100 х 100 = -90 +100 / 200 х 100 = +50

 

Проверка расчетов приведена в табл. 6.

Таблица 6. Проверочные расчеты

Показатели По всей продукции Изделие А Изделие С
Цена Ц, тыс. руб. - 1800 х 0,95 = 1710 2000 х 1,05 = 2100
Объем реализации ОР, шт. - 1000 х 1,177 = 1177 1000 х 0,875 = 875
Выручка от реализации ВР = Ц х ОР, млн. руб. 2012 + 1837,5 = 3849,5 1710 х 1177 = 2100 х 875 = 1837,5
Переменные издержки ПИ, млн. руб. 1412 + 1137,5 = 2549,5 1200 х 1,177 = 1412 1300 х 0,875 = 1137,5
Валовая маржа ВМ = ВР - ПИ, млн. руб. 600 + 700 = 2012 – 1412 = 1837,5 – 1137,5 = 700
Постоянные издержки ПОИ, млн. руб. 500 + 500 = 1000    
Прибыль до налогообложения БП = ВМ - ПОИ, млн. руб. 100 + 200 = 300 600 – 500 = 100 700 – 500 = 200

 

2. Проанализируем влияние изменения переменных издержек на прибыль. Предположим, что предприятию удалось снизить переменные издержки на изделия А на 5%, а на изделия С пе­ременные издержки выросли в связи с удорожанием комплектующих тоже на 5 %. Определим величину объема реализации, которую компенсирует данное изменение переменных издержек, по формуле

(11)

Результаты расчетов сведем в табл. 7.

Из таблицы следует, что снижение переменных издержек на 5 % по изделию А компенсирует сокращение объема реализации на 9,2% или увели­чивает прибыль на 60%. При росте переменных издержек на 5 % изделия С пред­приятие должно добиться повышения объема реализации этих изделий на 10,1 %, чтобы компенсировать потерю дохода (или оно потеряет 32,5% своей прибыли).

Таблица 7. Результаты влияния переменных издержек на объем реализации

Показатели По всей продукции Изделие А Изделие С
Выручка от реализации ВР, млн. руб. 1800 + 2000 = 3800    
Переменные издержки ПИ, млн. руб. 1140 + 1365 = 2505 1200 х 0,95 = 1300 х 1,05 = 1365
Валовая маржа ВМ = ВР - ПИ, млн. руб. 660 + 635 = 1295 1800 – 1140 = 660 2000 – 1365 = 635
Валовая маржа в относительном выражении к выручке ВМотн = ВМ / ВР х 100, % 1295 / 3800 х 100 = 0,341 660 / 1800 х 100 = 0,367 635 / 2000 х 100 = 0,318
Постоянные издержки ПОИ, млн. руб. 500 + 500 = 1000    
Прибыль до налогообложения БПнов = ВМ - ПОИ, млн. рб. 160 + 135 = 295 660 – 500 = 160 635 – 500 = 135
Объема реализации ОРнов, шт. - 600 / (1,8 х 0,367) = 908 700 / (2 х 0,318) = 1101
Процент прироста (+), сокращения (-) объема реализации Тпр(ОР), = (ОРнов – ОР) / ОР х 100, % - (908 – 1000) / 1000 х 100 = -9,2 (1101 – 1000) / 1000 х 100 = +10,1
Увеличение (+), уменьшение (-) прибыли ∆БП = БПнов – БП, млн. руб. 295 – 300 = -5 160 – 100 = +60 135 – 200 = -65
Процент прироста (+), сокращения (-) прибыли Тпр(БП) = ∆БП х 100, % -5 / 300 х 100 = +1,7 +60 / 100 х 100 = +60 -65 / 200 х 100 = -32,5

 

Проверка расчетов приведена в табл. 8.

Таблица 8. Проверочные расчеты

Показатели По всей продукции Изделие А Изделие С
Цена Ц, тыс. руб. -    
Объем реализации ОР, шт. - 1000 х 0,908 = 1000 х 1,101 = 1101
Выручка от реализации ВР = Ц х ОР, млн. руб. 1635 + 2202 = 3837 1800 х 908 = 2000 х 1101 = 2202
Переменные издержки ПИ, млн. руб. 1035 + 1502 = 2537 1200 х 0,95 х 0,908 = 1035 1300 х 1,05 х 1,101 = 1502
Валовая маржа ВМ = ВР - ПИ, млн. руб. 600 + 700 = 1300 1635 – 1035 = 600 1928 – 1253 = 700
Постоянные издержки ПОИ, млн. руб. 500 + 500 = 1000    
Прибыль до налогообложения БП = ВМ - ПОИ, млн. руб. 100 + 200 = 300 600 – 500 = 100 700 – 500 = 200

 

3. Рассмотрим влияние изменения постоянных издержек. Предположим, что предприятию удалось их снизить на 5%. Определим снижение объема реализации, на которое может пойти предприятие для достижения исходной прибыли, по формуле

(12)

Найдем валовую маржу, необходимую для сохранения при­были 100 млн. руб. для изделий А и 200 млн. руб. для изделий С:

Изделия А: ВМ = 500 х 0,95 + 100 = 575 млн. руб.

Изделия С: ВМ = 500 х 0,95 + 200 = 675 млн. руб.

Новый ОР изделий А = 575 / (1,8 х 0,333) = 959 шт. (95,9%)

Новый ОР изделий С = 675 / (2,0 х 0,350) = 964 шт. (96, 4%).

Таким образом, снижение постоянных издержек на 5% компенсирует сокращение объема реализации на 4,1% и 3,6%.

Проверка расчетов приведена в табл. 9

Таблица 9. Поверочные расчеты

Показатели По всей продукции Изделие А Изделие С
Цена Ц, тыс. руб. -    
Объем реализации ОР, шт. - 1000 х 0,959 = 1000 х 0,964 = 964
Выручка от реализации ВР = Ц х ОР, млн. руб. 1726 + 1928 = 3654 1800 х 959 = 1726 2000 х 964 = 1928
Переменные издержки ПИ, млн. руб. 1151 + 1253 = 2404 1200 х 0,959 = 1151 1300 х 0,964 = 1253
Валовая маржа ВМ = ВР - ПИ, млн. руб. 575 + 675 = 1250 1726 – 1151 = 575 1928 – 1253 = 675
Постоянные издержки ПОИ, млн. руб. 475 + 475 = 950 500 х 0,95 = 475 500 х 0,95 = 475
Прибыль до налогообложения БП = ВМ - ПОИ, млн. руб. 100 + 200 = 300 575 – 475 = 100 675 – 475 = 200

 

Предположим, что предприятие увеличило уровень постоянных издержек на 5%. Найдем валовую маржу, необходимую для сохранения при­были 100 млн. руб. для изделий А и 200 млн. руб. для изделий С:

Изделия А: ВМ = 500 х 1,05 + 100 = 625 млн. руб.

Изделия С: ВМ = 500 х 1,05 + 200 = 725 млн. руб.

Новый ОР изделий А = 625 / (1,8 х 0,333) = 1043 шт. (104,3%)

Новый ОР изделий С = 725 / (2,0 х 0,350) = 1036 шт. (103,6%).

Таким образом, рост объема реализации при росте постоянных издержек на 5% состав­ляет по изделиям А 4,3%, по изделиям С - 3,6%.

Проверка расчетов приведена в табл. 10.

Таблица 10. Проверочные расчеты

Показатели По всей продукции Изделие А Изделие С
Цена Ц, тыс. руб. -    
Объем реализации ОР, шт. - 1000 х 1,043 = 1043 1000 х 1,036 = 1036
Выручка от реализации ВР = Ц х ОР, млн. руб. 1877 + 2072 = 3949 1800 х 1043 = 1877 2000 х 1036 = 2072
Переменные издержки ПИ, млн. руб. 1252 + 1347 = 2599 1200 х 1,043 = 1252 1300 х 1,036 = 1347
Валовая маржа ВМ = ВР - ПИ, млн. руб. 625 + 725 = 1350 1877 – 1252 = 625 2072 – 1347 = 725
Постоянные издержки ПОИ, млн. руб. 525 + 525 = 1050 500 х 1,05 = 525 500 х 1,05 = 525
Прибыль до налогообложения БП = ВМ - ПОИ, млн. руб. 100 + 200 = 300 625 – 525 = 100 725 – 525 = 200

 

4. Рассмотрим влияние изменения объема реализации на прибыль с помощью эффекта операционного рычага, исходя из предположения, что объем реализации изделий А сократится на 5%, а изделий С возрастет на 5%. Соответственно изменится выручка от реализации. Операционный рычаг для изделий А равен 6, для изделий С – 3,5. Тогда прибыль по изделиям А уменьшится на 5% х 6 = 30% и составит 100 х 0,7 = 70 млн. руб.; по изделиям С прибыль возрастет на 5% х 3,5 = 17,5% и составит 200 х 1,175 = 235 млн. руб.

Проверка расчетов приведена в табл. 11.

Таблица 11. Проверочные расчеты

Показатели По всей продукции Изделие А Изделие С
Выручка от реализации ВР, млн. руб. 1710 + 2100 = 3810 1800 х 0,95 = 2000 х 1,05 = 2100
Переменные издержки ПИ, млн. руб. 1140 + 1365 = 2505 1200 х 0,95 = 1300 х 1,05 = 1365
Валовая маржа ВМ = ВР - ПИ, млн. руб. 660 + 635 = 1295 1710 – 1140 = 570 2100 – 1365 = 735
Постоянные издержки ПОИ, млн. руб. 500 + 500 = 1000    
Прибыль до налогообложения БП = ВМ - ПОИ, млн. рб. 70 + 235 = 305 570 – 500 = 70 735 – 500 = 235

 

Выводы

1. Основные элементы операционного рычага по степени влияния их на прибыль располагаются следующим образом (рис. 4,5):

- повышение цены на 5% увеличивает прибыль по изделиям С на 50%; снижение цены на. изделия А ухудшает результат на 90%;

- снижение переменных издержек по изделиям А на 5% приводит к росту прибыли на 60%; увеличение переменных издержек на 5% по изделиям С уменьшает прибыль на 32,5%;

- наименьшее влияние из рассмотренных факторов оказывает изменение постоянных издержек.

2. Данное соотношение в степени влияния элементов операционного рычага на прибыль указывает значительный запас фи­нансовой прочности предприятия (22,9%).

3. С помощью операционного анализа выявлена взаимосвязь цены и переменных издержек с изменением объема реализации:

- при снижении цены на 5% предприятие должно увеличить объем реализации изделий А на 17,7%, чтобы компенсировать потерю прибыли, а при повышении цены на 5% на изделия С можно сократить объем реализации на 12,5% без негативных по­следствий для финансовых результатов;

- для компенсации изменения переменных издержек на 5% можно сократить объем реализации на 9,2% при снижений переменных издержек на изделия А и увеличить объем реализации изделий С на 10,1% при росте переменных издержек на 5%.

 

Рис. 4 - Влияние факторов на прибыль и объем реализации изделия А

Рис. 5 - Влияние факторов на прибыль и объем реализации изделия С




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.