Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория внимания П.Я. Гальперина




При взгляде на психику, главной функцией которой является ориентировка, Гальперин пришел к выводу, что внимание это особая психическая функция, важная в разных формах приспособления, функция контроля, возникающая как результат развития и трансформации особого действия контроля, которое интериоризовано и автоматизировано в процессе генеза. Внимание человека - это внутренний, свернутый, планомерный, автоматизированный контроль (но не всякий контроль есть внимание, а внимание - это всегда контроль). Поэтому можно формировать внимание через формирование контролирующее действие какого-то процесса, которое проходя все стадии становится сформированным.

Традиционно в психологии отрицается существование внимания по двум группам факторов:

1. Внимание никогда не выступает как самостоятельный процесс, а только как сторона этого процесса,

2. Внимание не имеет самостоятельного продукта.

Однако, взгляд на эту проблему П.Я.Гальперина со стороны исследования умственных действий позволяет говорить о внимании как о функции психического контроля, формирующееся из внешнего контроля за предметным содержанием. Акт внимания, однако, существует лишь тогда когда сформировалось умственное действие, а не существует развернутая предметная деятельность сама требующая сложившихся раннее форм внимания.

Контроль может улучшать деятельность, поскольку осуществляется с помощью меры, образца (предваряющего образа). Использование этого образца объясняет избирательность и положительное влияние внимание на всякую деятельность. Таким образом можно решить вопрос о произвольном внимании, которое является планомерным контролем за действием, выполняемым на основе предварительно составленного плана, с помощью заранее установленных критериев и способов их применения. Это действие по происхождению является общественным и предполагает участие речи в его организации и в этом смысле оно свободно (произвольно) от свойств объекта и от преходящих состояний субъекта. Непроизвольное внимание также является контролем, но не планомерным, а идущим за логикой объекта.

Итак, основные положения концепции П. Я. Гальперина сводятся к следующему:

1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологи­ческое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека.

2. По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировоч­ная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и пред­ставляется вниманием как таковым.

3. В отличие от других действий, которые производят определен­ный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдель­ного, особенного результата.

4. Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внима­ние. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

5. Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, ^еры, образца, что создает возможность сравнения результатов дей­ствия и его уточнения.

6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое вни­мание, т. е. форма контроля, выполняемого по заранее составлен­ному плану, образцу.

7. Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью пред­ложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.

8. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контро­ля как произвольного, так и непроизвольного, являются результа­том формирования новых умственных действий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 6421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.