Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели внимания в когнитивной психологии




Проблема внимания в когнитивной психологии

Развитие внимания в онтогенезе. Прикладные аспекты изучения внимания.

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые – произвольным. Непосредственное внима­ние – это также более низкая форма его развития, чем опосред­ствованное.

Последовательность основных этапов развития детского внимания в том виде, как она выглядит по данным соот­ветствующих наблюдений и экспериментальных исследований:

1. Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произволь­ного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направ­ление взора на названный взрослым предмет.

4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие ука­занной выше первоначальной формы произвольного внимания.

5. Четыре с половиной – пять лет. Появление способности на­правлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.

6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произ­вольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внеш­ние вспомогательные средства).

7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствова­ние произвольного внимания, включая волевое.

Практическое значение исследований механизмов внимания трудно переоце­нить. Особую важность они имеют для трех областей практической психологии.

Первая – педагогическая психология и коррекционная педагогика. Практика пока­зывает, что большинство проблем, которые возникают у школьников, связаны с функ­цией внимания и организацией своей деятельности.

Вторая – клиническая пси­хология и психологические проблемы реабилитации больных с нарушениями внимания.

Третья – психология труда. Организация сложных видов деятельности, например управление воздушным движе­нием, требует значительных затрат ресур­сов внимания. Ошибки отвлечения в таких видах деятельности обычно дорого обхо­дятся. Не случайно последние исследова­ния внимания связываются с изучением ошибок в профессиональной деятельности и поиском путей их устранения.

Приверженцы когнитивной психологии описывают внимание как отдельную инстанцию и рассматривают его либо как блок селекции информации, либо как резервуар ресурсов, либо как пульт управления процессами, либо как специфическую предвосхищающую активность.

Центральная нервная система представляет собой канал передачи информации с ограниченной пропускной способностью (емкостью). Получено много фактов, говорящих о том, что возможности человека в этом смысле ограничены. Канал ограниченной емкости может передавать за единицу времени лишь небольшое количество информации. Превышение этого предела приводит к резкому увеличению числа ошибок. Поэтому одной из основных функций внимания по мнению ряда психологов является именно ограничение объема информации, поступающей на стадию переработки, то есть по большому счету внимание выступает как фильтр информации, поступающей по сенсорным каналам. Представление о памяти как о канале с ограниченной пропускной способностью, попытки поиска так называемого «фильтра» и осмысление его места в системе обработки информации характерно для структурного подхода в когнитивной психологии.

 

Структурные теории внимания: теории ранней селекции (модель фильтра Д.Бродбента, модель аттенюатора А.Трейсман)

Ранняя модель Д.Бродбента основывалась на идее о том, что центральная нервная система человека представляет собой канал передачи информации с ограниченной пропускной способностью. Человек вынужден дробить поступающую извне информацию на части, которые не превышают возможности обрабатывающей системы. Центральные механизмы переработки могут иметь дело только с одним объектом.

Глезер обнаружил, что если в поле зрения человека находится несколько объектов, то опознание второго объекта возможно лишь после опознания первого объекта. И соответственно, каналы обработки информации могут быть заполнены либо процессом восприятия, либо переработки и контроля. Для того, чтобы иметь возможность обрабатывать некоторую информацию, нужно отказаться от остальной. Селекция должна происходить очень рано, уже на стадии сенсорного анализа стимуляции. Механизмом селекции является устройство типа фильтра, блокирующее нерелевантные источники информации. Механизм селективного внимания, или фильтр, может переключаться с одного канала входной информации на другой.

Д. Бродбент в своей теории селективного внимания выделяет 2 вида факторов, которые влияют на избирательность внимания:

1. Структура внешних раздражителей (физические параметры сигналов, интенсивность, частота и т.п.)

2. Внутреннее поле (значимость для субъекта, эмоциональное состояние, актуальность, направленность субъекта).

Компромиссная модификация ранней селекции была предложена Э. Трейсман. Согласно этой модели анализа всей поступающей информации, на первой сенсорной стадии оба потока проходят через фильтр. Фильтр ослабляет интенсивность нерелевантных сигналов и свободно пропускает сигналы релевантного канала. Та разом сохраняется мысль о разных способах обработки отбираемых стимулов уже на самых ранних этапах. При дальнейшей обработке, как релевантная, так и нерелевантная, существенно ослабленная информация может быть переработана. Релевантное сообщение активирует «словарные единицы», которые оказывают обратное влияние на селективные свойства фильтра, ужесточая или ослабляя критерии пропуска сигналов отдельным каналам. Акцентирование отдельных словарных единиц способствует распространению волны активации на связанные с ними элементы и тормозящего влияния на остальные элементы словарного запаса. Это облегчает понимание следующей информации. Если слова, поступающие по нерелевантному каналу (значительно ослабленные), связаны по смыслу со словами релевантного канала, то они также могут быть восприняты. Кроме этого предполагается, что пороги восприятия некоторых слов или групп слов могут быть постоянно низкими. К таким группам относятся прежде всего аффективно окрашенные или субъективно значимые для испытуемого слова. Таким образом объяснялось влияние семантических факторов на процесс селекции информации.

Теории поздней селекции (модель Д.Нормана, модель Э. и Д.Дойч)

Диана и Антони Дойч выдвинули гипотезу позднего отбора информации. Они считали, что ограничения в системе переработки лежат ближе к выходу, на стадии осознания, принятия решения и ответа.

Утверждали, что селекция происходит после семантического анализа всех знакомых стимулов. Каждый сигнал или канал перерабатывается полностью независимо от того, было или не было направлено на него внимание. Комбинация определенных признаков активирует соответствующую единицу словаря. Решающее значение для последующего отбора имеет степень этой активации, она пропорциональна важности данного стимула для организма. Оценка важности происходит автоматически, на основе прошлого опыта, в определенный момент времени определяется инструкцией, контекстом и др.

Наиболее полную модель поздней селекции предложил Д.Норман. Он исходил из существования центральных детекторов структур памяти, активация которых служит механизмом восприятия. Он, в свою очередь, использовал и развил более ранние идеи супругов А. И Д.Дойч. По мнению Нормана, эти структуры постоянно находятся под влиянием 2-ух потоков информации – сенсорной и центральной. Происходит как бы встречное течение двух информационных потоков сверху вниз (от выхода образа, редставления к анализу сенсорных данных) и снизу вверх (от входа к выходу). Сначала вся поступающая информация обрабатывается параллельно, затем отобранная продолжает обрабатываться, а остальная забывается. Селекция, приводящая к переходу от параллельной с последовательной обработке, считается поздним процессом, поэтому знаковые стимулы успевают активировать соответствующие структуры памяти. Центральная информация определяется интегральной характеристикой значимости и актуальности данного сообщения и объекта. Главное достоинство своей модели Норман видел в гибкости настройки предполагаемого механизма селекции.

 

Теории гибкой и множественной селекции (теория Р.Шиффрина)

Модель Р. Шиффина и У. Шнайдера различает процессы автоматического обнаружения и управляемого поиска. Автоматическое об­наружение представляет собой восприятие стимулов посредством рутинных программ обработки, хранящихся в долговременной памяти, и позволяет контролировать потоки информации, направлять внимание, генерировать ответы. Управляемый поиск– это более или менее новая последователь­ность преобразования информации, не хранящаяся в готовом виде. Управ­ляемый поиск обычно осознается и может направляться инструкцией. И, напротив, автоматическое обнаружение сопротивляется изменениям по ходу своего выполнения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 5514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.