Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы интеллектуального развития




Природа интеллекта, структура

Искусственный интеллект

В психологии не существует общепринятого определения этого термина, поскольку не существует и общепринятой теории интеллекта. Психологи до сих пор спорят о его природе. В настоящее время существует множество теорий интеллекта. Одна из попыток упорядочить информацию, накопленную в области экспериментально-психологических теорий и исследований интеллекта, принадлежит М.А. Холодной. Ею были выделены восемь основных подходов, для каждого из которых характерна определенная концептуальная линия в трактовке природы интеллекта:

1. Социокультурный – интеллект рассматривается как результат процесса социализации и влияния культуры в целом (Брунер Дж.; Леви-Брюль Л.; Лурия А.Р.; Выготский Л.С. и др.).

2. Генетический – интеллект определяется как следствие усложняющейся адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с окружающим миром (Пиаже Ж.).

3. Процессуально-деятельностный – интеллект рассматривается как особая форма человеческой деятельности (Рубинштейн С.Л.; Брушлинский А.В.; Венгер Л.А.; Талызина Н.Ф.; Тихомиров О.К.; Абульханова-Славская К.А. и др.).

4. Образовательный – интеллект как продукт целенаправленного обучения (Фишер К.;.; Менчинская Н.А.; Калмыкова З.И.; Берулава Г.А. и др.).

5. Информационный – интеллект определяется как совокупность элементарных процессов переработки информации (Айзенк Г.; Стернберг Р. и др.).

6. Феноменологический – интеллект как особая форма содержания сознания (Келер В.; Дункер К.;., Вертгеймер М.;).

7. Структурно-уровневый – интеллект как система разноуровневых познавательных процессов (Ананьев Б.Г.; Степанова Е.И.; Величковский Б.М. и др.).

8. Регуляционный – интеллект как форма саморегуляции психической активности (Терстоун Л.Л. и др.)

Структура (см. выше – Гилфорд).

1. Генетические факторы - тот потенциал, который ребенок получает с наследственной информацией от родителей. Именно этот потенциал служит основой для тех возможностей, которые будут использоваться организмом по мере его роста и созревания для эффективного взаимодействия с окружающей средой. В большинстве случаев о наличии или отсутствии того или иного генетического фактора можно судить только после рождения ребенка.

Также не известно, обуславливается ли та или иная способность отдельными генами или их сочетаниями и как формируются эти способности на уровне физиологии нервной системы. Единственное известно наверняка: От генетических факторов, в определенной степени зависит направление интеллектуального развития индивидуума, однако это не означает, что индивидуум наследует определенный уровень “чистого” интеллекта, зависящий от его уровней у родителей

2. Врожденные факторы, возникающие во время беременности. Во время пренатального развития ребенок живет практически одной жизнью с матерью. Поэтому сильные нарушения физического и психического равновесия у матери в это время могут оказывать влияние, подчас необратимое, на реализацию генетического потенциала ребенка (неправильное питание, заболевание матери в период беременности, употребление лекарств и т.д.).

3. Факторы окружающей среды.

- недостаточность или элементарные нарушения питания у ребенкаособенно сказываются в первые 6 месяцев. Однако если в дальнейшем ребенок начинается питаться нормально и жить в стабильных условиях с достаточной психической стимуляцией, то он уже к 4-5 годам догоняет своих обычных сверстников;

- психическая стимуляция уже с первых месяцев жизни может иметь решающее значение для интеллектуального развития ребенка, быть может, даже большее, чем правильное питание или физический уход;

- число детей в семье. Можно было бы предположить, что умственное развитие ребенка будет тем лучше, чем больше у него братьев и сестер. Однако на самом деле это не так: чем больше в семье детей, тем ниже их IQ; первенцы всегда более развиты, чем остальные дети;

- социальное положение семьи. Исследования показали, что у детей, родившихся в бедных семьях, но воспитанных в семьях из привилегированного слоя, IQ примерно на 20 баллов выше, чем у их братьев и сестер, воспитанных родителями. Другими словами, между социальной средой, в которой живет ребенок, и его школьной успеваемостью существует тесная связь;

- влияние школы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.