Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каузальная атрибуция и мотивация




Ситуативные факторы, определяющие актуализацию и побудительную силу мотивов

Проблема смыслообразования.

По месту в иерархии, структуре.

Мотивы по определению имеют разную субъективную значимость, разную побудительную силу. Леонтьев: мотивы делятся на ведущие и подчиненные. Ведущие мотивы выполняют в основном смыслообразующую функцию. Смыслоообразование – первоначальная функция мотива. Но ведущие мотивы обладают, прежде всего, данной функцией. Для подчиненных мотивов основной является функция побуждения. Мотивы-стимулы. Смыслообразующие – значит, влияющие на развитие личности, а мотивы-стимулы только побуждают. Ведущий тоже побуждает, но, прежде всего – образует смысл.

Мотивационные процессы и проблема принятия решения. Центральным моментом принятия решения является выбор варианта действия с целью достичь наилучшего результата или исхода. Зная как и почему человек отклоняется от так называемых объективных значений, можно предсказывать и управлять поведением выбора, если человек переоценивает вероятность положительного исхода, то склонность к выбору соответствующего варианта поведения увеличивается и наоборот, описанный эффект связан с влиянием тех или иных факторов на оценку человека ценностей и вероятности исходов. По Фестингеру - диссонанс после трудного решения – трудное решение – альтернативные варианты близки по привлекательности. Эффект расхождения – оценка выбранной альтернативы увеличивается, а отвергнутой уменьшается. Эффект схождения (сожаления) – ценность выбранной понижается, а отвергнутой повышается.

Истинные потребности - устойчивые, длительно существующие напряжения, которые стремятся к разрядке в поведении, возникающие вне зависимости от ситуации (физиологические потребности). Квазипотребность – ситуативная потребность, напряженная система (намерение), которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению) - эксперименты по прерыванию действия – потом возвращение к его выполнению (эксперимент Зейгарник по незавершенным действиям). Закономерности протекания истинных и квазипотребностей одни и те же.

Один из важнейших вопросов мотивации деятельности человека — причинное объяснение его поступков. Такое объяснение в психологии называется каузальной атрибуцией.

Каузальная атрибуция представляет собой мотивированный про­цесс когнитивного плана, направленный на осмысление полученной информации о поведении человека, выяснение причин тех или иных его поступков, а главное — на развитие у человека способности предсказывать их. Если один человек знает причину поступка дру­гого человека, то он не просто может его объяснить, но и предска­зать, и это очень важно в общении и взаимодействии людей.

Каузальная атрибуция одновременно выступает как потребность человека в понимании причин наблюдаемых им явлений, как его способность к такому пониманию. Каузальная атрибуция непосредст­венно связана с регуляцией человеческих отношений и включает объяснение, оправдание или осуждение поступков людей.

Люди с большей готовностью приписывают при­чины наблюдаемых поступков личности того человека, который их совершает, чем независящим от человека внешним обстоятельствам. Эта закономерность получила название «фундаментальной ошибки атрибуции» (И. Джоунс, 1979) – то есть, будучи сам в ситуации человек, объясняет причины происходящего внешними факторами, ситуацией, а когда наблюдает со стороны – личностными особенностями участников той или иной ситуации.

Особым видом каузальной атрибуции является приписывание от­ветственности за те или иные поступки. При определении меры от­ветственности личности на результат каузальной атрибуции могут повлиять три фактора: (а) близость или удаленность субъекта, ко­торому приписывается ответственность, от того места, где было со­вершено действие, за которое ему приписывается ответственность; (б) возможность субъекта предвидеть исход выполненного действия и предусмотреть заранее его возможные следствия; (в) преднаме­ренность (интенциональность) совершенного действия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 3001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.