Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория трех ступеней детского развития. К. Бюллер




Исторический очерк и проблемы периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии

Вопросы возрастной психологии в трудах зарубежных психологов. Биогенетический подход к развитию психики ребенка. Концепция рекапитуляции (С.Холл, Э.Клапаред).

Биогенетический или биологизаторский подход.

Большое влияние на возникновения первых концепций детского развития оказала теория Ч.Дарвина, впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие, генезис, подчиняется определенному закону. В дальнейшем любая крупная психологическая концепция всегда была связана с поиском законов детского развития.

К числу ранних психических теорий относится концепция рекапитуляции. В основе этой концепции лежит сформулированный Э. Геккелем биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза. Этот закон был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка.

Американский психолог Ст.Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. По его мнению, дети часто просыпаются ночью в страхе, даже в ужасе и после долго не могут уснуть. Он объяснил это атавизмом: ребенок попадает в давно прошедшую эпоху, когда человек один спал в лесу, подвергаясь всяким опасностям, и внезапно пробуждался. Ст.Холл считал, что игра ребенка – это необходимое упражнение для полной утраты рудиментарных и теперь уже бесполезных функций; ребенок упражняется в них подобно головастику, который непрерывно двигает своим хвостом, чтобы он отвалился. Ст.Холл предполагал также, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которое проходило изобразительное творчество в истории человечества. Эти положения Ст.Холла, естественно, вызвали критику у многих психологов. Развитие они рассматривали только как количественное изменение (ошибка взгляда). Таким образом, делая вывод: развитие – это пассивное, не зависящее от воли людей вызревание. Для каждого существует определенный предел его развития.

Несмотря на ограниченность и наивность концепции рекапитуляции, биогенетический принцип в психологии интересен тем, что это был поиск закона. Это была неверная теоретическая концепция, но это была именно теоретическая концепция и если бы ее не было, еще долго не было бы и других теоретических концепций. В концепции Ст.Холла впервые была сделана попытка показать, что между историческим и индивидуальным развитием существует связь, которая до сих пор недостаточно прослежена.

Австрийский психолог Бюллер, которого больше интересовали качественные особенности процесса развития, предложил теорию трех ступеней развития: инстинкт, дрессура, интеллект.

К. Бюллер связывал эти ступени, их возникновение не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием.

В ходе эволюции поведения отмечается переход удовольствия "с конца на начало". По его мнению, первый этап – инстинкты – характеризуется тем, что наслаждение наступает в результате удовлетворения инстинктивной потребности, то есть после выполнения действия. На уровне навыков удовольствие переносится на самый процесс совершения действия. Появилось понятие: "функциональное удовольствие". Но существует еще предвосхищающее удовольствие, которое появляется на этапе интеллектуального решения задачи. Таким образом, переход удовольствия "с конца на начало", по К. Бюллеру, – основная движущая сила развития поведения. К. Бюллер перенес эту схему на онтогенез.

Взгляды К. Бюллера есть еще более глубокое проявление концепции рекапитуляции, так как этапы развития ребенка отождествляются со ступенями развития животных, хотя сам К. Бюллер никогда не причислял себя к биогенетистам. К. Бюллер пытался привести к одному знаменателю факты биологического и социально-культурного развития и игнорировал принципиальное своеобразие развития ребенка. Он разделял односторонний и ошибочный взгляд на психическое развитие как на единый и притом биологический по своей природе процесс.

По мнению К. Лоренца, инстинкт, дрессура, интеллект – это три независимые друг от друга возникающие на определенном этапе животного царства линии развития. Инстинкт не подготавливает дрессуры, дрессура не предшествует интеллекту.

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что между стадией интеллекта и стадией дрессуры нет непроходимой грани. Навык – это форма существования интеллектуальным образом приобретенного поведения, поэтому может быть иная последовательность развития поведения: сначала интеллект, а затем навык. Если это верно для животных, то тем более это верно для ребенка.

 

Нормативный подход к исследованию детского развития (А.Гезелл, Л.Термен)

Теория рекапитуляции оказала значительное влияние на детскую психологию и получила дальнейшее развитие в трудах учеников Ст.Холла: А.Гезелла и Л.Термена, которые дали начало нормативному подходу к исследованию детского развития.

Гезелл разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, которая базируется на систематических сравнительных исследованиях нормы и разных форм патологии (отсюда и название: нормативный подход) с применением кино-фоторегестрации возрастных изменений, моторной активности речи, для объективности им впервые было использовано полупроницаемое стекло – «зеркало Гезелла». А. Гезелл ввел в психологию метод лонгитюдного, продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста. Он изучал монозиготных близнецов и первый применил близнецовый метод.

Гезелл в своих исследованиях ограничивался чисто количественны изучением сравнительных срезов детского развития. Сведя развитие к простому увеличению прироста поведения. Он обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом. Чем моложе, тем быстрее изменения. Выгодским эта теория была подвержена критике.

Термен в 1916 году стадартизировал на американских детях тесты А.Бине и, расширив шкалу создал новый вариант тестов для измерения умственных способностей, ввел понятие коэффициент интеллектуальности (IQ) и попытался на основе фактов обосновать положение о том, что он остается постоянным на протяжении жизни, выявлял зависимость параметров интеллекта от возраста, пола, образования родителей.

Вклад Гезелла и Термена заключается в том, что они положили начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины, которое описывает достижения ребенка в процессе роста и развития и на этой основе строят разнообразные психические шкалы, но при этом необходимо помнить, что основную роль они отдавали наследственным факторам. Это были количественные измерения особенностей процесса развития.

 

Механистическое понимание процесса психического развития. Бихевиористический подход (Дж. Уотсон)

Концепция "чистой доски"

Этот подход связан с установками бихевиоризма и соответствует американским представлениям о человеке: человек есть то, что делает из него окружение, его среда.

Это направление в американской психологии, для которого понятие развития отождествляется с понятием научения, приобретения нового опыта. Большое влияние на разработку этой концепции оказали идеи И.П. Павлова. Американские психологи восприняли в учении Павлова идею о том, что приспособительная деятельность характерна для всего живого.

Американские ученые восприняли феномен условного рефлекса как некое элементарное явление, доступное анализу, нечто вроде строительного блока, из множества которых может быть построена сложная система нашего поведения. Они считали, что Павлову удалось показать, как простые элементы могут быть изолированы, подвергнуты анализу и проконтролированы в лабораторных условиях.

Бихевиористы подчеркивают влияние среды на поведение и развитие детей и выделяют 3 типа социального обучения: классическое и оперантное обусловливание и подражание.

Особым образом преломилась в сознании американских психологов еще одна идея Павловского эксперимента – идея построения нового поведенческого акта в лаборатории, на глазах экспериментатора. Она вылилась в идею "технологии поведения", его построения на основе положительного подкрепления любого акта, выбранного по желанию экспериментатора поведения (Б. Скиннер). Столь механический подход к поведению полностью игнорировал необходимость ориентировки субъекта в условиях собственного действия, что вызвало бурное возмущение многих гуманистически настроенных ученых.

 

Штерн – теория когнвергнеции: психическое развитие есть результат конвергенции (сведение, суммация) внутренних задатков с внешними условиями жизни, он был сторонником концепции рекапитуляции. Вильям Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов. По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его стороны. Эти стороны развития (одна - созревание наследственно данных способностей и черт характера, другая - развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит конвергенция.

Эта теория рассматривала вопрос соотношения среды и наследственности (Айзенк считал, что развитие на 20% определяется средой, а на 80% наследственностью).

Но теория конвергенции не рассматривала: внутренние причины психического развития; активность ребенка, считая, что он пассивен, приспосабливается)

 

Психоаналитический подход к проблеме психического развития (З.Фрейд).

В соответствии со своей теорией психики З. Фрейд все стадии психического развития человека сводит к стадиям преобразования и перемещения либидонозной или сексуальной энергии по разным зонам, названные им эрогенными. Эрогенные зоны - это области тела, чувствительные к стимулу; будучи стимулированы, вызывают удовлетворение либидонозных чувств. Каждая стадия имеет свою либидонозную зону, возбуждение которой создает либидонозное удовольствие. Перемещение этих зон создает последовательность стадий психического развития. В них отражено развитие «Оно», «Я», «Сверх-Я» и взаимовлияние между этими структурными компонентами личности.

В психическом развитии ребенка З. Фрейд выделял четыре стадии психосексуального развития и один, так называемый, латентный (скрытый) период:

1. Оральная стадия (0-1 год) - основной источник удовольствия сосредотачивается на зоне активности, связанной с кормлением, состоит из 2-х фаз: ранней и поздней (сосание и укус). Формируются такие черты личности как ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность.

2. Анальная стадия (1-3 года), как и оральная, состоит из двух фаз. На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Таким образом, полностью образована здесь инстанция Я, начинает формироваться «Сверх-Я» ребенка как часть его «Я», где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей, которые играют очень важную роль в качестве воспитателей в жизни ребенка. Развиваются аккуратность, пунктуальность, накопительство.

3. Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. До сих пор детская сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится предметной, то есть дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка,- это родители. Либидонозную привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд назвал Эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек. Таким образом, к концу фаллической стадии все три психические инстанции уже сформированы и находятся в постоянном конфликте друг с другом. Зарождаются самонаблюдение, благоразумие.

4. Латентный период (5-12 лет). Не является в подлинном смысле стадией, поскольку сексуальное развитие носит скрытый характер и характеризуется снижением полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно»; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

5. Генитальная стадия (12-I8 лет) - характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток, с точки зрения З.Фрейда, стремится к одной цели - нормальному сексуальному общению. Однако осуществление нормального сексуального общения может быть затруднено, и тогда можно наблюдать в течение генитальной стадии феномены фиксации или регрессии к той или другой из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями. На этой стадии инстанция «Я» должна бороться против агрессивных импульсов «Оно», которые вновь дают о себе знать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 3372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.