КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет и структура психодиагностики
Феномены психодиагностики Основным феноменом психодиагностики является выделение различий или установление сходства между отдельными людьми или состояниями одного и того же человека. Типичными примерами применения психодиагностики могут быть: распределение детей по способностям, выявление интеллектуально отсталых и одаренных, оценка причин академической неуспеваемости. Взаимодействуя с другими людьми, мы как психодиагносты должны вести себя в соответствии с определенными правилами (соответствовать профессионально-этическим требованиям): применять принципы психодиагностики, контролировать необходимый уровень надежности диагноза, обеспечивать конфиденциальность психодиагностической информации, нести ответственность за решения, принимаемые на основании полученных результатов, стремиться к благополучию обследуемого, не передавать неспециалистам психодиагностические методики и т.п. Установление психических сходств/различий, феноменологизация и концептуализация, исследование и анализ диагностируемых характеристик, обработка и интерпретация полученных данных, построение систем рекомендаций, конструирование необходимых психодиагностических средств и следование в поведении профессионально-этическим требованиям являются основными группами феноменов психологической диагностики. Термин «диагностика» происходит от двух греческих слов: dia – между, через, после и gnosis – знание. Однако во всех случаях под словом «диагностика» понимают такую деятельность, которая осуществляется на основе полученного знания о человеке, коллективе, явлении, процессе и заключает в себе соответствующие рекомендации.
Бытует мнение, что психологическая диагностика – это дисциплина, изучающая методики и, в частности, психологические тесты. На деле психодиагностика упорно преобразуется в тестологию. Психодиагностика – раздел психологии, изучающий принципы, методические приемы и средства построения и применения диагностических процедур с целью определения значений некоторых психологических феноменов, позволяющих установить диагноз. Основная задача – измерение различий между индивидами или реакциями одного и того же индивида в разных условиях. Психодиагностика рассматривается: 1. как вид психологического экспериментирования (С.Л. Рубинштейн, К.М. Гуревич, П.П. Дерюгин, В.А. Дюк и др.), 2. как совокупность методик и приемов формирования психологического диагноза (оценки) (Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов, С.Г. Батыгин, И.Ф. Девятко) и, наконец, 3. как раздел психологии, изучающий закономерности вынесения достоверного психологического диагноза, практику применения психодиагностических инструментов (А.А. Бодалев, В.В. Столин), принципы, методы и средства психологической оценки (Н.И. Шевардин) Таким образом, психодиагностика, являясь частью или видом экспериментирования, представляет собой разработку и применение инструмента психологического измерения. Предметом ее является достоверное измерение конкретного свойства личности при помощи выявления определенной реакции человека на стандартизированный стимул. Здесь, как и в случае с экспериментальной психологией, отсутствует специальный психологический предмет. Остается предмет эпистемологический – метод измерения.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |