Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Измерение социально-обусловленных диспозиций (характер). Тест-опросник 16 PF Кеттела




ОСТ Русалова

Опросник структуры темперамента (ОСТ). Если раньше темперамент рассматривали как проявление биологических свойств человека на уровне поведения, то сейчас – как результат системного обобщения инвариантных биологических компонент, вовлеченных в функциональные системы поведения.

2 формы ОСТа: для детей 13-17; для взрослых 18-55, 105 вопросов, на которые надо ответить «да» или «нет». 8 темпераментальных шкал:

1. Предметная эргичность - потребность в освоении предметного мира, стремление к физическому и умственному труду. 2. Социальная эргичность - потребность в социальных контактах, стремление к лидерству. 3. Пластичность – легкости или трудности переключения с одного предмета на другой. 4. Социальная пластичность – выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонность к разнообразию коммуникативных программ. 5. Темп или скорость – включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности. 6. Социальный темп – скоростные характеристики речедвигательных актов. 7. Эмоциональность. 8. Социальная эмоциональность – эмоциональная ч-ть в коммуникативной сфере.

Имеется контрольная шкала (9-ая), оценивающая уровень социальной желательности (вопросы на откровенность и искренность высказываний).

На основании этих шкал могут быть получены темпераментальные индексы и типы. Каждая шкала по 20 вопросов различной степени трудности, оценка 0-12 баллов. Время работы 20 минут. Каждая шкала по баллам: низкие показатели 0-3, высокие 9-12.

 

Опросник предназначен для измерения шестнадцати факторов личности и дает многогранную информацию о личностных чертах. Опросник состоит из 187 вопросов, на которые предлагается ответить (да, нет, не знаю). Обработка данных производится с помощью ключа. Личностный опросник Кеттелла предназначен в первую очередь для оценивания нормальной личности, позволяет подробно описать личностную структуру, выявить скрытые личностные проблемы, найти компенсаторные механизмы поддержания психического здоровья.

Патохарактерологическая диагностика. MMPI, ПДО, СМИЛ, Минимульт, СМОЛ, опросник Шмишека.

Патохарактерологическая диагностика направлена на определение, оценку неких отклонений от имеющихся норм развития.

MMPI (ММИЛ в модификации Березина Ф. Б., СМИЛ в модифи­кации Л. Н. Собчик) - методика многостороннего исследования лич­ности. Основан на теории личностных черт. Содержит 11 шкал, три из которых измеряют искренность, остальные 8 оценивают свойства личности.

ПДО - патохарактерологический диагностический опросник (Личко А. Е., Иванов Н. Я., 1976, 1981). В основе опросника лежит модель аецентуаций личности, разработанная Леонгардом для описания пограничных состояний между нормой и патологией. Это личностный опросник для оценки типа акцентуации характера и вариантов конституциональной психопатии, психопатических развитий и органических психопатий в подростковом и юношеском возрасте. Исследование проводится в два этапа: на первом – из утверждений надо выбрать наиболее подходящее, на втором – из тех же утверждений выбрать наиболее не подходящее.

СМИЛ (стандартизованная методика исследования личности - Собчик Л.Н., 1971; Собчик Л. Н., Лукьянова М. Ф., 1978). Дает возмож­ность диагностировать 13 основных и до 200 дополнительных шкал.

Минимульт (Зайцев В. П., 1981). Включает 86 вопросов и обеспе­чивает приближенную экспресс-диагностику наиболее акцентирован­ных (у данного испытуемого) шкал из основного набора в 13 шкал. Психометрическая адаптация - неполная.

СМОЛ – одна из методик, обладающая достоинствами и направленностью MMPI, но отличающаяся от него большой простотой и экономичностью, отечественный вариант (подростковый) психологического анкетного теста мини-мульт, представляющего собой сокращенную форму MMPI. Отобранное на основе факторного анализа 171 утверждение позволяет обеспечить оценку психологического статуса испытуемого по 11, а не 13 шкалам как в MMPI. Время тестирования и обработки сокращается до 20 минут вместо 1,5 часа.

Клинические шкалы:

1. Ипохондрии 2. Депрессии 3. Истерии (1-3 невротическая триада: повышение профиля наблюдается при невротических расстройствах).

4. Психопатии (конфликтность, тяжелые соматические заболевания).

5. Шкала мужских и женских черт.

6. Паранойяльности (аффективность, обидчивость, упрямство, трудолюбие, изобретательность, искренность, наивность).

7. Шкала психастении (застенчивость, сентиментальность, чувство неудовлетворенности).

8. Шизофрении (гибкость ума, изобретательность, оригинальность суждений).

9. Гипомании (разговорчивость, инициативность, энтузиазм, склонность к риску, тяга к выпивке, стремление быть в центре общества – таких людей обычно знают все окружающие).

Опросник Х. Шмишека. Предназначен для диагностики акцентуированных типов личности. В основе его лежит концепция «акцентуированных личностей» Леонгарда (согласно его концепции, – 2 группы черт личности: основная и дополнительная. 1-ая значительно меньше, является стержнем личности, определяя ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. Личности, у которых основные черты имеют высокую степень выраженности, названы им акцентуированными.

Опросник Шмишека состоит из 88 вопросов («да», «нет»). С помощью него определяются 10 типов акцентуации личности:

1. Демонстративный тип. Потребность в самовыражении, постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе интерес, внимание. Повышенная способность к вытеснению.

2. Педантичный тип. Повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность, осторожность. Повышенная ригидность, неспособность к вытеснению травмирующих переживаний.

3. Застревающий тип. Характеризуется устойчивостью аффекта, длительностью эмоциональных переживаний (долго помнит обиды)

4. Возбудимый тип. Чрезвычайно выражена импульсивность поведения, ослабление контроля над влечениями и побуждениями, отсутствие логики в действиях.

5. Гипертимический тип. Постоянно хорошее настроение вне зависимости от каких-либо внешних поводов, оптимизм, высокая активность.

6. Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.

7. Тревожный тип. Повышенная тревожность, склонность к страхам, робость и пугливость, неуверенность в себе.

8. Циклотимический тип. Характеризуется сменой Гипертимический и дистимических фаз (хорошего и плохого настроения) в сопровождении с адекватными переживаниями.

9. Аффективно-экзальтированный тип. Повышенная впечатлительность, легкий переход в бурный восторг от радостных событий и в глубочайшее отчаяние от событий печальных, яркое внешнее выражение переживаний.

10. Эмотивный тип. Высокоразвитая эмпатия, повышенная слезливость. Похож на 9, но проявления не столь бурны.

Признаком акцентуации является показатель выше 12-14 балов, максимум 24 балла. По Леонарду, 1-4 (акцентуации характера), 5-10 (акцентуации темперамента).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1024; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.