Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Креативность и ее диагностика. Тест Е.Торренса




Оценка интеллектуально-познавательной сферы личности. Диагностика интеллекта. Прогрессивные матрицы Равенна, тест Векслера, тесты структуры интеллекта. Креативность и ее диагностика. Тест Е.Торренса.

Проективные методы: ТАТ в диагностике скрытых мотивов. САТ. Измерение мотивации достижений. ТЮФ

Проективные методыпостроены на анализе продуктов воображе­ния и фантазии. Они основаны на представлениях 3. Фрейда о меха­низме проекции, а также на многочисленных исследованиях влияния мотивации на воображение и перцепцию.

Тематической апперцепции тест (ТАТ) является методом, посредством которого опытный интерпретатор раскрывает лишь отдельные из доминирующх импульсов, эмоций, чувств, комплексов и конфликтов определенной личности. Ценнось – помогает вскрыть определяющие мотивы, которые пациент или не хотел бы, или не может открыть, потому что не осознает их. Применяется в многостороннем исследовании личности, в истолковании расстройств поведения, психосоматических заболеваний, при неврозах, психозах. Не подходит для детей моложе 14 лет. Методика заключается в том, что испытуемому показывают ряд картин и предлагают на основе каждой рассказать историю, которая раскрывает существенные компоненты личности, а содержание их зависит от теденций людей интерпретировать неопределенную ситуацию в соответствии со своим прошлым опытом и наличными потребностями.

САТ – детский тест апперцепции. Опубликована Л. С. Беллак в 1949 г. Вариант ТАТа, предназначен для детей от 3 до 10 лет. Стимульный материал состоит из 10 стандартных черно-белых таблиц-рисунков с изображением персонажей-животных в некоторых жизненных ситуациях, выполняющих человеческие действия. Выбор рисунков авторами осуществлялся в соответствии с гипотезой о том, что процесс проекции у детей значительно облегчается в том случае, когда в качестве персонажей выступают животные, а не люди. Экспериментальное подтверждение этой гипотезы отсутствует =» новый вариант методики с изображениями людей (САТ-Н). Направлен на изучение семейных и других отношений, аттитюдов детей.

В работе Бабиной В. С. и Шмелева А. Г. описан оригинальный тест юмористических фраз (ТЮФ) для выявления мотивов с исполь­зованием юмора как стимульного материала.

Тесты интеллекта представляют совокупность заданий, выполнение которых не требует специальных знаний, умений, на­выков

Наиболее часто используемые тесты подобного типа:

1) прогрессивные матрицы Равена;

2) структуры интеллекта Амтхауэра;

3) шкалы измерения интеллекта Векслера;

4) школьный тест умственного развития (ШТУР).

1. Прогрессивные матрицы Равена применяются для диаг­ностики уровня интеллектуального развития испытуемых в возрас­те от 8 до 14 лет и от 20 до 65 лет. Материал теста в черно-белом варианте состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом. Задания разделены на пять серий, в каждой из которых 12 однотипных по возрастающей сложности заданий. Трудность возрастает от перехода от серии к серии. Испытуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы.

2. Тест структуры интеллекта Амтхауэра предназначен для оценки уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. В тесте 9 групп заданий, которые позволяют опреде­лить уровень развития различных составляющих интеллекта.

Одни субтесты позволяют оценить развитость гуманитарных способностей, вторые естественно-научных, третьи – технических, другие – математических способностей.

3. Шкала измерения интеллекта Векслера предназначена для оценки уровня интеллектуального развития и стандартизова­на на выборке испытуемых в возрасте от 7 до 69 лет. Включает вербальную и невербальную шкалы.

Вербальная шкала включает;

1) субтест общей осведомленности диагностирует запас отно­сительно простых сведений и знаний.

2) субтест общей понятливости исследует полноту понимания смысла выражений, общественных норм, способность к суждени­ям.

3) арифметический субтест оценивает концентрацию вни­мания, легкость оперирования числовым материалом.

4) субтест установления сходства оценивает способность к фор­мированию понятий, классификации, упорядочению, абстраги­рованию.

5) субтест повторения цифровых рядов исследует развитие лишь содержания слов (предлагается объяснить значение ряда слов), в каждом из которых требуется отыскать какую-либо недостаю­щую деталь или несоответствие;

7) субтест шифровки цифр изучает степень усвоения зритель­но-двигательных навыков. Задание состоит в написании под каж­дой цифрой в клеточке соответствующего ей символа;

8) субтест нахождения недостающих деталей изучает особен­ности зрительного восприятия, наблюдательность, способность опе­ративной памяти и внимания;

9) субтест кубиков Коса направлен на изучение сенсомоторной координации, способности синтеза (целого из частей). Испы­туемому предлагается последовательно воспроизвести девять об­разцов рисунков из разноцветных деревянных кубиков;

10) субтест последовательности картинок исследует способ­ность к организации фрагментов в логическое целое, пониманию ситуации и предвосхищение событий.

11) субтест составления фигур исследует направленность суб­теста, аналогичного субтесту 9. Предлагаются в определенной по­следовательности детали четырех фигур без указания на то, что из этих деталей должно быть составлено.

Существуют варианты субтестов шкалы, предназначенной для обследования дошкольников и младших школьников в возрасте от 4 до 6,5 лет:

Субтесты невербальные 2) дом животного 4) завершение картинок 6) лабиринты

7) нахождение сходства 8) геометрические схемы 9) понимание [2].

Субтесты вербальные 1) осведомленность 3) словарный запас 5) арифметика

4. Школьный тест умственного развития (ШТУР) пред­назначен для диагностики уровня интеллектуального развития учащихся 6–8 классов.

ШТУР состоит из 6 субтестов: 1) осведомленность (2 субтес­та); 2) аналогии (1); 3) классификация (1); 4) обобщение (1); 5) чис­ловые ряды (1 субтест).

Тест позволяет не только оценить уровни развития вербального и образного творческого мышления, но и получить представление о качественном своеобразии этих отдельных структур креативности у разных людей.

Первое издание теста Торренса вышло в 1966 году. Его тест по праву считается классическим в области психодиагностики креативности. Он представляет собой мощный психодиагностический инструментарий, требующий профессионализма от его пользователей. «Мощность» теста обусловлена его измерительными возможностями. Большое разнообразие тщательно подобранных заданий предоставляет обследуемому очень широкие возможности для проявления креативных способностей. Это существенно повышает достоверность результатов, полученных с помощью теста Е. Торренса, по сравнению с результатами других тестов на креативность.

Тест позволяет не только оценить уровни развития вербального и образного творческого мышления, но и получить представление о качественном своеобразии этих отдельных структур креативности у разных людей. Интересно отметить, что уровень развития вербальной креативности в большей степени зависит от условий социализации и влияния внешней среды, в то время как уровень развития образной креативности в большей степени связан с врожденными биологическими особенностями человека.

Тест можно использовать для возрастного диапазона 5-17 лет, до 3 класса проводится в индивидуальной форме, начиная с 4 можно проводить в групповой.

Адаптация теста была проведена под руководством Туник Е.Е.

Тест Торренса является самым валидным и надежным, стандартизированным инструментом, позволяющим измерить все основные характеристики креативности мышления. Тест состоит из 2 частей: вербальной и образной батареи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.