Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормально функционирующие и дисфункциональные семьи




Нормально функционирующей семьей считается та семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяются потребности в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.

Если семья нормально функционирует, она отличается следующими признаками: проявление терпимости в семейных отношениях, уважение членов семьи друг к другу, наличие желания быть вместе, сходство интересов и ценностных ориентаций, умение членов семьи вести переговоры друг с другом по всем аспектам семейной жизни.

Возникновение любых дисфункций в семейной системе начинается с нарушения эмоциональной связи между супругами. Это приводит к тому, что постепенно пропадает близость – желание делиться внутренними переживаниями, да и просто говорить на не бытовые темы. Дисфункциональная семья это и есть семья, когда «мы хотим что-то сделать, но не можем» в силу определенных причин

Существует множество возможных нарушений нормального функционирования семьи, и все они с неизбежностью отражаются на детях. В настоящее время все большее количество семей нуждаются в помощи специалистов - психологов, психотерапевтов. Но, к сожалению, низкий уровень психолого-педагогической гра­мотности делает услуги психологов недоступными для большинст­ва семей. К тому же, в каждой дисфункциональной семье в процес­се ее существования формируются жесткие защитные и компенсаторные механизмы, направленные на сохранение сложившегося равновесия. Таким образом, только вмешательство извне, осно­ванное на понимании природы дисфункциональности, способно из­менить ситуацию.

Дисфункциональность семьи обычно отражается на всех сфе­рах жизни ребенка: школьная успеваемость снижается, уличная компания становится заменой авторитета родителей, в ней ребе­нок получает признание. Все это, в свою очередь, приводит к нару­шению личностной сферы, иногда - к психическим отклонениям. А дальше - естественные следствия: употребление ПАВ, правонару­шения, что только и становится поводом для внимания со стороны государственных структур - ОППН (ОДН), КДН. Таким образом, на настоящий момент система реагирует на последствия, зачастую оставляя без внимания истоки, причины, корни проблемы.

К причинам этой категории мы относим низкий материальный уровень, многодетность, неполные семьи, при условии отсутствия в этих семьях химической зависимости и явной асоциальности. Конечно, перечисленные факторы увеличивают вероятность развития всевозможных семейных дисфункций. Но известно достаточно примеров, когда в таких семьях создается идеальная атмосфера для развития ребенка, и дети вырастают достойными людьми.

Но часто все старания родителей (или матерей-одиночек) уходят впустую. Порой не хватает времени, порой – знаний и опыта. И в этих случаях необходима своевременная помощь, пока обострение ситуации не привело к развитию других проявлений семейной дисфункции. Наиболее ярко это прослеживается на примере матерей-одиночек.

Таким образом, об отсутствии семейной дисфункции в этом случае мы можем говорить лишь условно, имея в виду отсутствие явной асоциальности, угрозы для жизни и здоровья ребенка внутри семьи. Рассматривая же ситуацию с точки зрения психолога, мы можем с уверенностью говорить о нарушении внутрисемейной коммуникации, взаимопонимания между родителями и детьми, т.е. психологической дисфункции.

Признаки дисфункциональной семьи:

- Отрицание проблем и поддержание иллюзий.

- Вакуум интимности

- Замороженность правил и ролей

- Конфликтность во взаимоотношениях

- Недифференцированность "я" каждого члена ("Если мама сердится, то сердятся все")

- Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимой стеной

- Все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдоблагополучия

- Склонность к полярности чувств и суждений

- Закрытость системы

- Абсолютизирование воли, контроля.

Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них: взрослые – хозяева ребенка; лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно; родители держат эмоциональную дистанцию; воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.

Признаки функциональной семьи:

- Проблемы признаются и решаются

- Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества)

- Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся

- Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности

- Родители делают то, что говорят

- Ролевые функции выбираются, а не навязываются

- В семье есть место развлечениям

- Ошибки прощаются, на них учатся

- Гибкость всех семейных правил, законов, возможность их обсуждения.

Любой из признаков функциональной семьи может стать целью одного из занятий по групповой психотерапии. Сравнительные характеристики функциональных и дисфункциональных семей в сжатом виде можно представить следующим образом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 4656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.