Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психодиагностика в профессиональном консультировании




Профессиональная консультация как метод психологической помощи людям в процессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры, а также преодолении трудностей профессиональной жизни

Психологические основы профессиональной консультации

Основы профориентологии

 

Профессиональная консультация — это метод психологической помощи людям в профессиональном самоопределении, планировании профессио­нальной карьеры, а также преодолении трудностей профессиональной жиз­ни.

В процессе профконсультирования могут быть решены следующие проблемы: 1) сложности в профессиональном самоопределении, 2) проблема при­годности профессии для человека, 3) проблемы профадаптации, 4) проблема реализации профессионально-личностного потенциала, 5) проблемы профес­сиональной стагнации, кризисов и конфликтов, 6) проблем профессионально­го роста и карьеры, 7) профессиональная реабилитация.

Различают две основные формы психологической работы с оптантом (или профконсультации): 1) адаптивную и 2) развивающую.

Наиболее распространенными видами адаптивной являются: Диагностическая профконсультации, которая базируется на трехфакторной теории профориентации Ф. Парсоиса; 2) Бихевиористская (воспитательная) концепция профконсультации основана на представлениях о более или менее однозначной обусловленности поведения человека набором внешних воздействий. Главная цель такой консультации — изучить индивидуальные особенности оптанта и организовать наиболее оптимальные условия для обучения. Психоаналитиче­ская консультация строится на принципах выявления подсознательных им­пульсов человека и подборе ему таких профессий, в которых они могли бы проявиться в наибольшей степени. Главным принципом такой консультации яв­ляется полный отказ от каких-либо приемов самовоспитания и саморазвития. Главное — принять себя таким как есть.

Классическими типами развивающей формы профконсультации являются: 1) Гуманистическая профконсультация - строится на общих для гуманистиче­ской психологии принципах создания особой ситуации взаимодействия оптанта и консультанта (центрированный на клиенте подход), включающей: полное "принятие" консультируемого, возможность свободных высказываний о себе и своих проблемах, что позволяет подойти к осознанному и самостоятельному принятию решения. 2) активизирующая профконсультация — она не исключает активности самого субъекта из процесса решения жизненно важной задачи, а рассматривается как главный фактор правильного выбора. Основной ее целью является активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению, ненавязчивое психологиче­ское сопровождение выбора профессии и подготовки к ней.

Принципы активизирующей профконсультации: реализация нового подхо­да к использованию и интерпретации психодиагностических методик, отказ от наращивания арсенала методик психодиагностики и сосредоточении основного внимания на разработке и применении специальных обучающих и коррекционных программ, принципа сотрудничества оптанта с консультантом, психологи­ческое сопровождение выбора профессии должно строиться на нормах и зако­нах психического развития человека

2. Принципы работы профконсультанта: ответственности, компетентности, добровольности, конфиденциальности, активности, позитивного эффекта, лояльности.

3. Основные направления профконсультярования: справочно-информационное, организационно-управленческий подход, адаптационное
профконсультирование, стимулирующее профконсультирование, коррекционное профконсультирование, реабилитационное профконсультирование, манипулятивное профконсультирование.

4. Виды профконсультации.

По количественному признаку консультации могут быть индивидуальными и групповыми (размер группы зависит от целей консультаций и организацион­ных возможностей, но не должен превышать 30 человек).

Индивидуальная профессиональная консультация как процесс активного взаимодействия профконсультанта с клиентом с целью оказания помощи в ре­шении проблем профессионального самоопределения является основным видом деятельности консультанта. Главная задача профконсультанта - помочь клиен­ту сориентироваться и найти выход из проблемной ситуации, связанной с вы­бором профессии, дать человеку психологические средства разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением.

Справочно-информационная профконсультация направлена на информирование клиента по следующим вопросам; интересующие профессии и основ­ные качества, необходимые для работы по ним; предприятия и организации, где есть вакансии по конкретной профессии; возможности обучения и переобуче­ния по различным специальностям; конъюнктура рынка труда; возможности индивидуальной деятельности и организации малого бизнеса.

Диагностический компонент в разном объеме присутствует в любой проф­консультации. Объектом диагностики могут быть психофизиологические, ин­дивидуально-психологические особенности, социальная и профессиональная направленность консультируемого, мотивационная сфера. В профконсультировании основным предметом диагностики в той или иной степени является про­фессиональная пригодность.

Корреционная работа профконсультанта проводится на уровне профессиональных предпочтений, ожиданий, представлений о профессиональных перспективах консультируемого, некоторых социальных установок, она включается в процесс консультирования и не имеет определенного алгоритма.

Групповой профконсулътацией является любая форма по оказанию профориентационной помощи в условиях взаимодействия профконсультанта с группой. Такие консультации традиционно используются в профориентации школь­ников, они не являются типичными для деятельности служб занятости. Групповая консультация имеет свои преимущества: она позволяет экономить время консультанта; она эффективна как средство профессионального просве­щения и информирования, для повышения уровня психологической компетентности в вопросах выбора профессии и поиска работы.

Справочно-информационная групповая консультация выполняет прежде функцию просвещения клиента по основным вопросам выбора профессии, профессионального обучения и трудоустройства.

Традиционно в практике профориентации в ходе групповых консультаций клиенты получают информацию по следующим темам: "Мир профессий", "Человек и профессия", "Здоровье и выбор профессий" и др.

Диагностическая групповая консультация подходит для выполнения следующих задач: определения сформированное профессиональных планов клиентов, выявления уровня информированности в профессиональной сфере; изучению потребностно-мотивационной сферы консультируемых, их интересов, склонностей, мотивов выбора профессии; установления отдельных профессионально важных качеств (если группа подобрана по признаку ориентации на одну и ту же профессию либо на профессии сходного психологического профиля). С пецифика групповой диагностики в большинстве случаев исключает интерпретацию индивидуальных результатов и рекомендации каждому конкрет­ному клиенту.

Развивающая групповая консультация предусматривает применение активных методов работы в группе. К ним относятся имитационные и карточные профориентационные игры, использование элементов социально-психологического тренинга, психотехнические игры и упражнения.

 

Схема профконсультирования

Подготовительный этап. Основная задача консультанта на данном этапе составить общее представление о проблеме клиента. Первый этап. Присоединение. Задача консультанта — наладить контакт с клиентом и помочь клиенту сформулировать свою профконсультационную проблему, то есть увидеть проблему глазами клиента. Второй этап. Основная задача - определение сути проблемы - выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмотре­ние проблемы клиента глазами специалиста и уточнение либо изменение предварительной гипотезы, определение пути совместного решения проблемы. Третий этап. Желаемый результат. Консультант и клиент совместно определяют конкретную цель и направление данной консультации. Четвертый этап. Альтернатива. Консультант и консультируемый совместно стремятся достичь определенной ими на предыдущем этапе цели, рассматривают различные варианты. Формирующая цель достигается с помощью профориентационных задач, совместного обсуждения различных ситуаций, а так же профориентационных игр. Пятый этап. Присоединение к будущему. На этом этапе происходит со­вместное подведение итогов консультации (окончательных: или промежуточ­ных). Главное - способствовать переходу клиента к активным действиям. Завершается консультация протоколированием следующих сведений:

 

В практике профконсультирования широко используется развивающая психодиагностика. Применяются следующие методы: объективные тесты, тес­ты-опросники, методики субъективного шкалирования и самооценки, интерак­тивные методики, проективные методики, стандартизированное аналитическое наблюдение, приборные психофизиологические и аппаратурные поведенческие методики.

Совокупность конкретных методов психодиагностики определяет психо­диагностическое поле деятельности профконсультанта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.