Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные характеристики педагогической психологии – предмет, задачи, структура, актуальные проблемы современной педагогической психологии




Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания

Педагогическая психология

Общенаучная характеристика педагогической психологии, история ее становления: педагогическая психология среди других наук; общепсихологический контекст формирования педагогической психологии; этапы становления

Основы П.П. заложены в трудах К.Д.Ушинского, М.Я.Басова, П.Ф.Каптерева, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и др. Б.Г.Ананьев отмечал, что П.П. – пограничная, комплексная область знаний «…которая заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающего поколения». В 30-е годы прошлого столетия в отечественной психологии были предприняты попытки создания комплексной научной дисциплины, соединяющей воедино педагогику, возрастную и педагогическую психологию – Педология. Но административным путем были прекращены исследования в данном направлении (партийное решение «Об извращениях в системе Наркомпроса). Критика недостатков привела к абсолютному запрету исследований, имевших некоторые перспективы.

В истории становления П.П. необходимо отметить, что вначале она зарождалась и развивалась как прикладная наука, призванная использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики. Современная П.П. развивается как одна из ветвей психологии и становится базовой наукой, призванной изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания.

 

П.П. – самостоятельная отрасль общепсихологического знания. Она выделилась благодаря научному обоснованию объекта и предмета исследования. П.П.среди других человековедческих наук имеет свой объект – это образовательный, педагогический процесс, образовательная среда, педагогическая деятельность. Предметом П.П. являются факты, механизмы, закономерности освоения социо-культурного опыта человеком и вызываемые этим процессом изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (ребенка) как субъекта деятельности и общения, которые организуются и управляются педагогом в разных условиях образовательного процесса.

Сложность, многоаспектность и неоднородность предмета П.П. определяют задачи П.П.:

1) Изучение психологических основ педагогической деятельности;

2) Определение закономерных взаимосвязей педагогического воздействия и психического развития ребенка;

3) Разработка психодиагностики развития личности на всех уровнях образовательной системы.

Предмет определяет структуру научного знания ПП. Традиционно в структуре П.П выделяются – Психология обучения, Психология воспитания, Психология учителя.

Современный подход: выделяет в структуре П.П. – это

1) Психология педагогической деятельности и ее субъекта (психология учителя);

2) Психология сотрудничества и общения (психология воспитания);

3) Психология учебной деятельности и ее субъекта (психология обучения)

К актуальным проблемам современной П.П. относятся проблемы сензитивного периода в развитии и специфика педагогических воздействий (они до конца не известы, индивидуальны, трудно определить начало и конец периода); детской одаренности; готовности детей к сознательному обучению и воспитанию; проблема обеспечения индивидуализации обучения; педагогической запущенности школьника; социально-психологической адаптации и реабилитации детей (дети, оказавшиеся по каким-то причинам социально изолированы и не готовыми к нормальной жизни среди людей, к общению и взаимодействию – много болели, жили в детдомах, обучались в спец. закрытых уч. заведениях); практической психодиагностики в образовании.

Выделяются междисциплинарные аспекты П.П. – это психологию семьи; организационная психология; психология группы. Цель психолога в междисциплинарной ситуации – это преобразовать влияние семьи, группы в форму, помогающую развитию ребенка в русле педагогического процесса. А для этого психологу необходимо знать специфику семейного, группового аспекта в жизни ребенка. Поэтому наряду с П.П. психологи изучают психологию семьи – этой реальности, в которой протекают процессы воспроизводства, воспитания и общения детей. Другой важный аспект организационная психология. Его исследование предполагает ответ на вопрос о влиянии типа учебного заведения и способов преподавательской работы на развитие ученика. Все большее влияние на развитие П.П оказывают исследования группового аспекта – исследования влияния групповых отношений в классе или на улице на развитие ребенка.

Методы исследования в педагогической психологии: источники информации как основание методов, характеристика основных методов исследования, их классификация

В педагогической психологии используются все те методы, котоые есть в общей, возрастной и многих других отралсях психологии: наблюдение, устный и письменный опросы, эксперимент и др., но только здесь они применяются с учетом возраста детей и тех психолого-педагогических проблем, в контексте которых возникает необходимость обращения к ним. С помощью методов оцениваются наличный уровень воспитанности и обученности ребенка или тех изменений, которые происходят в его психологии и поведении под влияние обучения и воспитания. Например, наблюдение может быть направлено на то, чтобы определить умение ребенка правильно вести себя в различных социальных ситуациях, а также его способность применять на практике имеющиеся знания и навыки при решении разнообранзных жизненных задач.

Кроме общий есть и специальные методы – психолого-педагогический эксперимент – такое исследование, которое задумано и проведено со специальной развивающей целью для установления эффекта тех или иных педагогических воздействий на ребенка. Психолого-педагогическое тестирование – для точной оценки результатов педагогических воздействий.

Все методы, используемые в педагогической психологии, делятся на организационные, процедурные и оценочные, а также на методы сбора и обработки данных.

Кроме этих методов есть еще две группы методов, с помощью которых решаются задачи, связанные с оказанием прямого практического психолого-педагогического воздействия наребенка – это псих-пед. консультирование и коррекция. Консультирование – оказание устной помощи ребенку в виде советов и рекомендаций на основе его предварительного облесдования и знакомства с теми проблемами, которыми он столкнулся. Коррекция – непосредственное педагогическое воздействие.

Особая роль в пед. психологии отводится эксперименту, поскольку в нем проверяются гипотезы научного характера, позволяющие получать достоверные психолого-педагогические знания, а также отрабатываются приемы и методы, с помощью которых на ребенка оказываются различные психолого-педагогические воздействия.

К психологическим тестам и др. методикам предъявляются строгие требования. Например, они должны быть достаточно проверенными методами исследования и адаптированными к возрасту детей. Нельзя проверять эффективность воспитательного воздействия на дошкольнике, используя методы, предназначенные для взрослых.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1102; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.