Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология педагогической деятельности




Существенные признаки группы как воспитательного коллектива. Коллективизм и конформизм как цели и результаты группового воспитания. Психолого-педагогические механизмы демократизации и гуманизации жизнедеятельности школьников

Единство общения и деятельности – методологическая основа психологии воспитания. Общение и его роль в воспитании. Развитие общения в онтогенезе. Взаимодействие субъектов общения и сотрудничества в воспитательном процессе. Психология педагогического общения

Взаимосвязь обучения и воспитания. Основные категории теории воспитания: цели, средства и методы воспитания, биогенная и социогенная теории воспитания. Адаптация, индивидуализация и интеграция личности в группе – основные фазы социального развития личности в процессе воспитания

Социально-психологические аспекты воспитания

Воспитание в широком смысле слова есть воздействие на человека, оказывающее влияние на его развитие. С этой точки зрения воспитывает ребенка не только семья, школа, но и природа, среда, средства массовой информации и т.д. Воспитание в узком смысле – это целенаправленное воздействие на ребенка с целью формирования у него заранее определенных качеств личности. Воспитывать – значит создавать систему взаимозависимостей между людьми, которые порождают развернутую систему отношений личности к обществу, к труду, к другим людям, к самому себе, к природе и т.п. Воспитание - есть субъект-субъектное взаимодействие.

Целью воспитания в современных условиях является формирование культурной, достаточно образованной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личности. Общая цель воспитания на разных этапах развития общества постоянно уточняется, корректируется за счет того, что воспитание отдельных качеств личности выдвигается на первый план. Задачи школьного воспитания -1) формирование системы привычек культурного поведения и учебной работы, ставшими потребностью личности. Система привычек определяет во многом стиль поведения и работы человека; 2) привитие ребенку иммунитета к злу, ясное понимание различия добра и зла. Важно, чтобы он, видя зло, реагировал на него, защищая собственные интересы, а значит интересы общества.

Особой характеристикой цели воспитания - ее двойственный характер: с одно стороны - формирование творческой личности, а с другой - подготовка носителей социальных функций, способных обслуживать современное производство. Но кажущееся противоречие разрешается в групповой совместной деятельности, организованной на принципах коллективизма. Достижению целей воспитания служит взаимосвязь воспитания и обучения: обучение является средством воспитания. Если обучение есть формирование сознания, то воспитание гл. образом адресовано к подсознанию. Воспитанность предполагает не просто знание норм поведения, не просто соблюдение этих норм с расчетом на награду или избежание наказания. Это невозможность нарушения норм, которые стали внутренними регуляторами действий и поступков.

Воспитание предполагает социальное развитие личности в онтогенезе. Вхождение в социальную среду предполагает развитие личности в ней по внутренним психологическим закономерностям. Индивид закономерно проходит три фазы своего становления - адаптацию, индивидуализацию, интеграцию. Адаптация - объективная необходимость «быть таким как все». Удовлетворения этой потребности предполагает усвоение ребенком новых социальных норм взаимодействия, форм и средств деятельности, которыми владеют другие члены группы (или же вместе с ним также их осваивают). Индивидуализация - порождается обострением противоречия между достигнутыми результатами адаптации - тем, что он стал «таким как все» в группе, - и неудовлетворяемой при этом потребности индивида в возможности выразить свою индивидуальность. Ученик находит способы и средства выражения своей индивидуальности. Интеграция личности в группе возможна при осознании учеником единства потребности группы в своем развитии с его личностными потребностями осуществлять значимые «вклады» в жизнь группы А.В.Петровский).

 

Основным содержанием общения в процессе воспитания является информация о ценностях, нормах и формах поведения, оценки и представления, идеалы, цели и смысл жизни. Насколько общение оказывает воспитательное воздействие, в этом выражается эффективность профессиональной деятельности учителя. Профессиональное общение преподавателя - педагогическое общение, направлено на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между учащимися, педагогом и учащимися внутри ученического коллектива. Педагогическое общение – многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. Профессионально-педагогическое общение – это система приемов и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач педагогической деятельности, организующих и направляющих социально-психологическое взаимодействие педагога и воспитанников. Компоненты пед. общения – это когнитивный (знание общих закономерностей общения; структуры, особенностей реализации коммуникативной, интерактивной и перцептивной функций общения; методик исследования и основных психолого-пед. требований); регулятивный (умение передавать информацию, организовывать взаимоотношения, педагогически целесообразно воздействовать, управлять собственными психическими состояниями), аффективный (эмоциональные состояния, характеризующие отношения, переживания педагога) и духовный (сплав интеллектуальных и духовных способностей). Духовные способности – это способности понять, оценить и изобразить других людей в своем творчестве. В.Д.Шадриков отмечал присутствие духовных способностей в каждой психической функции – мышление морально. Функции пед. общения – познавательная (объяснение окружающего мира, интонирование социально и личностно значимых сторон в познаваемых явлениях), эмотивная (отношение говорящего к сообщаемому и к собеседнику), воспитывающая (целенаправленное формирование социально полезных качеств личности), фасилитативная (облегчение ученику выражения себя, проявления в себе положительного), регулятивная (побуждение и координация общения), самоактуализация (реализация педагогом своих возможностей). Гуманистическое пед. общение – это диалогическое, творческое, личностное и индивидуальное взаимодействие. Стили пед. общ –я.

 

Принцип коллективистского воспитания осуществляется в процессе формирования воспитательного коллектива (А.С.Макаренко) – это учебная группа детей, объединенных совместной деятельностью, цель которой общественно полезная и личностно значимая. Цель развивается как дальняя, средняя и близкая перспективы. Группа открыта для связей с другими коллективами. В совместной деятельности происходит распределение полномочий между всеми членами группы, которые имеют возможность выполнять роли руководителей и подчиненных. Общественное мнение учитывает мнение членов группы, которые в коллективы защищены от произвола. А.В.Петровский выделил уровни формирования группы как коллектива – страты. Основными характеристиками являются групповая сплоченность, ценностно-ориентационное единство. Для выявления системы межличностных отношений в группе используются социометрический метод (Дж. Морено), метод референтометрии, изучаются мотивы выбора.

 

Основные социальные институты и их воспитательные возможности. внутрисемейные отношения, их воспитательное значение. Психологические факторы, влияющие на воспитание детей в семье

Социальные институты – это исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей – институт семьи, институты образования, здравоохранения, институт государства. Основным соц. институтом, имеющим неоценимые воспитательные возможности – семья - предназначена для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Психологически внутрисемейные отношения характеризуют открытость, доверие, забота друг о друге, взаимная моральная и эмоциональная поддержка. Основные психологические факторы, влияющие на воспитание детей в семье: 1. Индивидуальные характеристики каждого члена семьи, представления каждого о самом себе; 2. Отношения между родителями. 3. Отношения между родителями и ребенком. 4. Состав семьи. 5. Удовлетворение материальных и духовных потребностей детей в семье, формирование навыков культурного поведения. 6. Взаимодействие семьи, школы и внешкольных учреждений в воспитании детей.

 

Общая характеристика педагогической деятельности: содержание, мотивация, основные функции и педагогические умения. Стиль педагогической деятельности

Педагогическая деятельность – это профессиональная активность учителя, направленная на решение задач развития в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения. То есть цель педагогической деятельности – всестороннее развитие личности. Задача усвоения школьниками определенной суммы знаний и овладение соответствующими умениями и навыками в современной школе представляется уже крайне узкой, не основной, а подчиненной указанной цели образования. Обучение и воспитание должны быть подчинены процессу развития личности учащихся. В современной пед. психологии обучение рассматривается в качестве средства воспитания в общем процессе развития личности школьников. В связи с этим структура пед. деятельности учителя наполняется новым содержанием.

Согласно современным теоретическим представлениям в структуру пед-й дят-и входят компоненты: - 1) Педагогические цели и задачи. В каждый момент пед-й дят-и учитель имеет дело с иерархией целей и задач, диапазон которых охватывает как общие цели (цели школы, системы народного образования), так и оперативные задачи, соответствующие уровням возрастного развития и воспитанности школьников. При планировании урока, например, учитель определяет цели образовательную, воспитательную и развивающую. – 2) Педагогические средства и способы решения поставленных задач. При их выборе учитель в первую очередь ориентируется на проектирование новых уровней психического развития ученика, на его интеллектуальное, развитие, нравственное, эмоционально-волевое воспитание. – 3) Анализ и оценка педагогических действий учителя (сравнительный анализ запланированного и реализованного в деятельности учителя). Учитель Возможность вникнуть в сущность педагогических явлений и процессов, понять закономерности протекания педагогической деятельности реализуется, если учитель осознанно оценивает и вовремя корректирует свой труд. Педагогическая деятельность требует от учителя изучения ее хода, полученных результатов, оценивание себя как участника диалога с точки зрения того, насколько удается ему организовать диалог и насколько активны в нем учащиеся. Существенным является анализ ошибок, промахов и педагогических находок, обобщение опыта, построение и реализация планов собственного профессионального развития. Особенность этого компонента пед. деятельности – направленность на себя, изучение уровня своего педагогического мастерства через анализ процессуальной и результативной сторон деятельности (Л.М.Митина).

Особенности мотивации пед. деятельности заключаются в ее некоторой разнонаправленности – на себя и на другого человека одновременно. Показателями зрелости педагогической деятельности являются сформированность ее компонентов и мотивационная направленность на ребенка – то есть признание его творческого потенциала, уникальной неповторимости. Пед. деятельность, направленная на ребенка, обеспечивает развитие индивидуальных способностей, как ученика, так и собственных способностей учителя в интересах ребенка. Педагогическая направленность деятельности учителя приводит к формированию педагогической направленности как профессионально-значимого качества личности современного педагога – системы эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя. Таким образом, в пед-й деят- соединяются мотивы, связанные с заботой, интересом, любовью, содействием развитию личности ребенка, с мотивами самосовершенствования и самореализации учителя в сфере педагогического труда – обучения и воспитания школьников.

Овладение педагогическими умениями, реализация основных функций педагогической деятельности рассматривается в пед. психологии как педагогическая компетентность учителя. В психологии общепринята точка зрения – «компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы выполнения деятельности (А.П.Журавлев, Н.Ф.Талызина, Р.К.Шакуров, А.И.Щербаков и др.). Какие пед. умения и функции пед. деятельности наиболее актуальны в современных условиях нашего общества? Приоритетной признается проблема плюрализма. Люди должны научиться жить вместе. Это – основа новой нравственности. Умение искать компромиссы, уважение к чужому мнению, подавление собственной агрессивности – атрибуты нравственности. Потому к важным педагогическим умением, прежде всего, относится коммуникативное умение и, в целом, умение конструктивно разрешать возникающие конфликты; умение организовать в совместной деятельности самоуправление школьников;… и др. Педагога как субъекта педагогической деятельности характеризуют профессиональные способности (Н.Ф.Талызина, М.И.Станкин, Сластенин и др.). Выделяются дидактические способности, которые выражаются в реализации учителем принципов обучения – принципы воспитательного обучения, сознательности, активности, наглядности, систематичности, доступности, прочности. Гностические способности – анализ собственной педагогической деятельности, анализ положения в коллективе, изучение личности учащихся, ученических групп, совместной деятельности. Личностные способности – уважение и требовательность педагога, индивидуальный подход к учащимся, тактичное отношение, поощрение и наказание приемы воспитания. Организаторские способности – организация учебной работы, совместной деятельности, взаимопомощи; распределение полномочий, работа с ученическим активом. Перцептивные способности – осознание необходимости понимать учащегося, умение дать объективную характеристику воспитаннику, владение механизмами межличностного и межгруппового взаимопонимания; Коммуникативные способности – (см. выше коммуникативные умения) – характеристика – эффективный педагог – терпимое отношение к слабостям учащихся, учет их темперамента, мотивов поступка. Речевое сообщение отличает культура и грамотность. Невербальное поведение дополняет и замещает речевое высказывание, регулирует межличностные отношения, является репрезентацией эмоциональных состояний педагога. Л.А.Петровская отмечает две тенденции – нормативная тенденция – усвоение социально заданных норм и эталонов, и личностно-творческая тенденция, которая предполагает конструирование норм в ходе общения, исходя из ориентации участников в ситуации, в себе, в партнере. Вторая тенденция рассматривается в качестве профессиональной специфики субъекта пед-й деят-и. «Нормотворчество» необходимый метод создания и закрепления традиций в жизни учебной группы. Специфичными также являются способности учителя создавать и поддерживать свой авторитет (авторитарные способности. Станкин). Это умения методически продумывать первую встречу с воспитанниками, знать слагаемые авторитета, приемы воздействия в арсенале авторитетного педагога. Прежде всего, это умение проявлять доверие к воспитанникам, учитывать их запросы, соблюдать педагогическую этику. Сознательно избегать ложный авторитет, который держится на страхе и лицемерии воспитанников, терпящих унижения своего личного достоинства, а также на «двойном стандарте» - изменчивости требований к «своим» и «чужим». Психофизиологические предпосылки выражаются в психомоторных способностях – овладение трудовыми навыками, психотехникой, формирование двигательных навыков и качеств. Традиционно к психофизиологическим предпосылкам относится толерантность – это ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате чувствительности к его воздействию. Социально-психологическое понимание толерантности более подходит для характеристики терпимости учителя к различным мнениям, непредубежденность в оценке людей и событий. Большое значение имеет воля в овладении профессией учителя. Одним из особых личностных качеств субъекта пед-й деят-и является умение использовать юмор как регулятор поведения, владеть приемами юмора, соблюдать пед-е требования к юмору. важным профессиональным качеством педагога является социально-психологическая терпимость, которая в существенной мере определяет эффективность пед-го общения в целом.

 

Барьеры в педагогическом взаимодействии, общении и педагогической деятельности: определение и общая характеристика затрудненного общения; основные области затруднения в педагогическом взаимодействии

В процессе пед. общения критические конфликтные ситуации затрудняют общение и зачастую создаются именно в силу неумения педагога встать на позицию собеседника, отнестись к иному мнению непредвзято – то есть вследствие отсутствия терпимости как личностного качества. «Барьером» в педагогическом взаимодействие может низкий уровень техники общения. Например, монотонность общения, которая выражается не только в однообразном ритме, темпе, звуке речи, движений (привычно стучит карандашом), но и в бесконечных повторах одной и той же темы разговора. Далее – нарушения правила «говорить на языке партнера» - язык общения должен быть понятен всем субъектам общения. Антиправила…Кан-Калик выделил – барьер предвзятости и беспричинной негативной установки; отрицательной установки, введенный в опыт учителя кем-либо другим; «боязни» контакта с человеком; «ожидания непонимания»; «неверных стереотипов»; барьер «возраста». Кан-Калик выделил также «барьеры» в педагогическом взаимодействии родителей с детьми – барьер «занятости»; «взрослости» («высота взрослости»); «старого стереотипа»; барьер воспитательных традиций; барьер дидактизма.

Затрудненное общение одна из причин того, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции. По степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем менеджера в банке, т.е. у тех, кто непосредственно работает с людьми. Низкий уровень психологической культуры, недостаточное развитие коммуникативных способностей, навыков саморегуляции приводит к тому, что значительная часть педагогов (в процентном отношении к другим профессиям) страдает болезнями стресса – многочисленными соматическими и нервно- психическими болезнями (Китаев-Смык). Это, в свою очередь, является основной причиной прогрессирующей невротизации школьников, которые значительную часть своей жизни проживают в невротизирующей среде, создаваемой кроме прочих учителями. Ограниченность объема психологических знаний, способность этих знаний быстро устаревать обуславливает актуальность непрерывного психологического самообразования. Оно включает систематическое ознакомление с новейшими исследованиями в области не только педагогической и возрастной психологии, но и дифференциальной психологии, социальной психологии, психологии познавательных процессов и т.п., опубликованными не только в периодической печати, но и в монографиях. Большую помощь в самообразовании оказывает профессиональное обсуждение интересующей проблемы с коллегами на школьных, городских, краевых методических совещаниях, на научно-практических конференциях.

 

Совершенствование педагогической деятельности: психологическое самообразование педагога; психология педагогической саморегуляции, элементы психокоррекции в деятельности педагога; аутотренинг в работе педагога

Сложные педагогические ситуации возникают, если 1). Педагог сталкивается с новой, необычной и трудноразрешимой ситуацией; 2), Проблема не имеет однозначного решения. Его или нет на данный момент времени, или среди альтернативных вариантов трудно выбрать оптимальный. 3). Педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, которое побуждает его к импульсивным действиям; 4). Решение о действии приходится принимать не раздумывая, в условиях жесткого дефицита времени; 5). Действия педагога оценивается со стороны, он постоянно находится под пристальным вниманием коллег, детей…Может пострадать его авторитет и престиж. В таких ситуациях возрастает необходимость педагогической саморегуляции – управления собственными психическими состояниями поведением, с тем чтобы оптимально действовать в таких ситуациях. Психологические основы саморегуляции включают в себя управление познавательными процессами: восприятием, памятью, мышлением, воображением, а также вниманием, речью, эмоциями, отдельными действиями, поступками и поведением в целом.

Широкое распространение во всем мире в течение нескольких последних десятилетий получили различные системы, приемы и средства психокоррекционного воздействия на людей, физически здоровых, но нуждающихся в психологической помощи. Педагогическая деятельность оказалась одной из последних областей, на которую были распространены психокоррекционные. Здесь они стали применяться с несколькими целями: 1). Подготовка педагогов к профессиональному педагогическому общению; 2). Подготовка родителей к обучению и воспитанию детей; 3).Подготовка детей к условиям жизни, с которыми они могут столкнуться за пределами школы и семьи. Распространение в педагогической практике получила личностно ориентированная психотерапия.

Используются индивидуальные и групповые средства психологического воздействия, направленные на то, чтобы изменить отношение человека к тому, что происходит с ним и вокруг него, научить его терпению и пониманию, выработать и развивать к нем способность видеть положительное во всем и опираться на него. Цели: 1. Эмоциональное раскрепощение человека. 2. Формирование у него потребности в общении с людьми и чувства общности с ними; 3.Самораскрытие человека, его самоактуализация как личности. 4. Выработка и закрепление у человека эффективны фр. адаптивного межличностного поведения. 5. Более активное включение человека в общественную жизнь и побуждение его к принятию на себя ответственности. Индивидуальные формы психокоррекции – психотерапевт и клиент один на один. Групповые формы – это Т-группы (группы социально-психологического тренинга), группы встреч, гештальтгруппы, группы психодрамы, группы телесной терапии, группы тренинга умений. В группах устанавливаются определенные отношения и распределяются роли, а взаимодействие строится по определенным правилам.

В педагогической деятельности учитель испытывает повышенную эмоциональную напряженность. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменять настроение и самочувствие, что положительно сказывается на его работоспособности и состоянии здоровья. Установлено, что те люди, кто систематически занимается аутотренингом, получает возможность рационально распределять и экономно использовать свои силы в повседневной работе, а в нужный момент предельно их мобилизовать. Аутотренинг основан на сознательном применении человеком разнообразных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации или напротив, тонизирования. Специализированные упражнения предназначены для изменения тонуса скелетных мышц и мышц внутренних органов. Активную роль при этом играют словесное самовнушение, представления и чувственные образы, вызываемые волевым путем. При желании каждый учитель и воспитатель могут овладеть методами аутогенной тренировки и научиться пользоваться ими самостоятельно, в отличие от психокоррекционной практики, которая требует совместной групповой работы и участия в ней профессионально подготовленного психолога.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.