Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выпускная работа бакалавра




Выпускная работа бакалавра – вид выпускной квалификационной работы, выполняемой выпускником вуза при условии завершения образования по программе бакалавра. Срок выполнения работы – конец 8-го семестра обучения. Выпускная работа является итоговым аттестационным испытанием и имеет целью формирование навыков исследовательской работы, закрепление уровня профессиональной подготовленности выпускников, полученного в период обучения и необходимого для самостоятельной деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) по направлению подготовки «География». Согласно ФГОС основными видами деятельности выпускников-бакалавров географии являются:

1) научно-исследовательская (в т.ч. проведение комплексных исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных географических проблем и разработка рекомендаций по их разрешению; оценка природно-ресурсного потенциала территории и возможностей его хозяйственного освоения; анализ частных и общих проблем использования природных условий и ресурсов; изучение закономерностей формирования пространственных структур хозяйства и форм организации жизни общества и др.);

2) проектно-производственная (в т.ч. проектирование и экспертиза социально-экономической и хозяйственной деятельности на территориях разного уровня иерархии; оценивание воздействий на окружающую среду и др.);

3) педагогическая (в т.ч. учебно-вспомогательная работа в вузах, учебная и воспитательная работа в общеобразовательных школах).

Общий порядок выполнения выпускных квалификационных работ по географии, в том числе работ бакалавра, указан в п. 2.1. данного пособия.

Условия и сроки выполнения выпускных квалификационных работ (выпускной работы бакалавра, дипломной работы и магистерской диссертации) определяются учебным планом, графиком учебного процесса и ФГОС высшего профессионального образования. Особенно это касается требований к итоговой государственной аттестации выпускников.

Выпускная работа бакалавра представляет собой вид учебно-исследовательской работы, основанной на обобщении материала выполнявшихся курсовых работ с предложением вариантов решения выявленных проблем функционирования ТОС или ее компонентов на разных территориальных уровнях. Она состоит из двух частей: реферативной, в которой отражаются теоретико-методологические наработки иных специалистов по избранной теме, и исследовательской части, в которой отражены авторские умозаключения и выводы. По завершении работы будущий выпускник представляет окончательный вариант решения инициативной теоретико-прикладной или прикладной задачи.

В ходе создания и защиты выпускного проекта студент формирует и закрепляет следующие компетенции:

– ОК.1: «способен к обобщению, анализу, восприятию информации»;

– ПК.1: «владение математическим аппаратом для обработки информации и анализа географических данных»;

– ОК.2, ОКВ.1: «владение навыками публичной и научной речи»;

– ОК.5: «способность анализировать социально значимые проблемы и процессы»;

– ОК.10: «владение навыками работы с информацией из различных источников для решения профессиональных задач»;

– ПК.10: «готов использовать теоретические знания на практике».

Данные компетенции реализуются в процессе следующих учебных и научно-исследовательских работ:

– использование подходов и методов общественно-географических исследований, в частности, картографического, системно-структурного, проблемного и др. (ОК.1);

– применение математического аппарата, чтение, обработка и анализ статистической информации (ОК.2);

– обобщение, систематизация и анализ географической информации (ОК.10);

– формулирование проблем развития территорий, создания прогнозов их дальнейшего развития (ОК.5; ПК.10);

– определение причинно-следственных связей между явлениями и процессами (ОК.10);

– проявление самостоятельности, инициативы и творческих подходов к исследованию;

– формулирование выводов и предоставление рекомендаций по результатам работы (ПК.10).

Руководство выпускной работой бакалавра осуществляют преподаватели кафедры социально-экономической географии, назначенные и утвержденные на заседании кафедры и совета факультета. Допускается привлечение к руководству выпускной работой бакалавра в качестве консультантов специалистов смежных специальностей (профессоров и доцентов вузов и академических учреждений, сотрудников НИИ, практических работников, экспертов и иных лиц, имеющих соответствующую квалификацию).

Общий объем выпускной работы бакалавра должен составлять не менее 40 страниц компьютерного текста формата А4. При этом устанавливается также количественный предел использования литературных источников, необходимых для выполнения работы, – 20–30 наименований.

1.3. Дипломная работа специалиста [3]

 

Дипломная работа специалиста представляет собой вид выпускной квалификационной работы. Выполнение дипломного проекта является элементом итоговых аттестационных испытаний и завершает процесс обучения в высшем учебном заведении. Цель выполнения дипломной работы – закрепление теоретических и практических знаний, умений и навыков в области экономической, социальной и политической географии, определяемых Государственным образовательным стандартом ВПО 2-го поколения по специальности «География». Основные задачи, необходимые для реализации поставленной цели:

– решение актуальной теоретической или практической проблемы в области общественной географии;

– систематизация теоретических знаний по выбранной инициативной теме исследования;

– развитие профессиональных навыков и умений, необходимых для решения практических задач регионального развития;

– выявление способности специалиста на основе полученных знаний решать конкретные практические задачи по направлениям деятельности, определяемым Государственным образовательным стандартом по специальности «География».

Основными видами профессиональной деятельности выпускников в ГОС названы:

1) научно-исследовательская (в т.ч. проведение комплексных исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных географических проблем и разработка рекомендаций по их разрешению; изучение закономерностей формирования пространственных структур хозяйства и форм организации жизни общества; выявление и диагностика проблем использования природных условий и ресурсов, управление природопользованием и др.);

2) проектно-производственная (в т.ч. проектирование и экспертиза социально-экономической и хозяйственной деятельности на территориях разного уровня иерархии; разработка географических аспектов маркетинговой и управленческой деятельности отдельных предприятий и фирм; обеспечение экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности и др.);

3) контрольно-экспертная (в т.ч. проведение географической и экологической экспертизы различных видов проектного анализа и др.);

4) педагогическая (в т.ч. учебная и воспитательная работа в общеобразовательных школах, сузах и вузах).

Дипломная работа специалиста должна соответствовать следующим требованиям:

во-первых, она должна носить исследовательский и/или инициативный характер, что выражается в актуальности и новизне изысканий, логичности построения работы, ее комплексности, конструктивности, анализе новой литературы, во внесении элемента дискуссионности;

во-вторых, она должна являться продуктом самостоятельной деятельности студента (не Интернет, не компиляция) при консультационной и ориентирующей работе научного руководителя, в котором наряду с раскрытием теоретической основы инициативного исследования большая часть работы посвящена решению практической проблемы;

в-третьих, дипломная работа должна отличаться полнотой исследования, т.к. кроме материалов литературных источников в ней должны присутствовать выводы, умозаключения, конкретные рекомендации, мероприятия по улучшению ситуации (практическая направленность). Все это обусловливает увеличение объема дипломной работы по сравнению с курсовой и выпускной работой бакалавра. Ее общий объем должен составлять не менее 50 страниц компьютерного набора формата А4. При этом необходимо проанализировать не менее 30 литературных источников как отечественных, так и зарубежных авторов.

Кроме вышеуказанных, к основным требованиям дипломной работы относятся:

– научное изложение, грамотная обоснованность и доказательность выводов;

– современный теоретический и методический уровень выполнения;

– полнота раскрытия темы;

– конструктивность исследования;

– наличие картографических, графических, табличных материалов в приложении;

– хорошее техническое оформление работы.

Процедура выполнения дипломного проекта в основном соответствует алгоритму, указанному в п. 2.1. данного пособия, и включает выбор темы, получение заданий от научного руководителя, определение структуры работы, выбор и анализ геоинформации, изложение текста работы, формулирование основных положений, рекомендаций и предложений, доработка рабочего варианта с учетом замечаний руководителя, оформление чистового варианта работы.

В дипломной работе и иных научно-исследовательских работах разработанная географическая теория, изложенная в первой главе, в дальнейшем должна апробироваться на материалах конкретного региона, в качестве которого выступают ТОС различного уровня иерархии. В основу дипломной работы могут быть положены выводы предыдущих курсовых работ, материалы, собранные в результате прохождения производственных практик, иные материалы, в т.ч. фондовые материалы кафедры.

Руководство дипломной работой осуществляют преподаватели кафедры социально-экономической географии, назначенные и утвержденные на заседаниях кафедры и совета факультета. Допускается привлекать к руководству дипломными проектами в качестве консультантов по отдельным темам, инициативно разрабатываемым в рамках тематики кафедры, двух преподавателей кафедры или иных сотрудников факультета, вуза, практических работников, экспертов и иных лиц, имеющих необходимую квалификацию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.