Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Квалификационных работ по социально-экономической географии




Структура и содержание курсовых и выпускных

Структура работы – перечень разделов (глав), параграфов (пунктов) и их содержание зависят от вида исследования и его характера (учебный, учебно- или научно-исследовательский). Структура определяется студентом вместе с его научным руководителем, исходя из поставленных в работе цели и задач. Первоначально определяются основные главы работы. Конечный перечень глав, параграфов и пунктов разрабатывается и уточняется в процессе выполнения исследования.

При всем разнообразии тематики общественно-географических исследований можно выделить общие элементы научно-исследовательской работы, каждый из которых имеет свое назначение. Общая структура работы включает титульный лист, оглавление, введение, содержательную часть, заключение, список использованных источников, приложения.

Титульный лист – важная составная часть работы. Он является первоначальным источником информации о представленной работе, а его правильное оформление служит основой для хранения и последующего использования работы в научно-исследовательской и практической деятельности. Образцы оформления титульного листа представлены в прил. 3.1–3.4.

Оглавление – развернутый план с указанием всех частей работы и страниц, на которых они расположены в тексте. Оно следует сразу за титульным листом. Заголовки оглавления не должны повторять название работы, а названия параграфов – названия глав. Деление глав на параграфы рекомендуется проводить детально, чтобы уже по оглавлению был виден круг рассматриваемых вопросов, широта охвата темы и глубина ее рассмотрения.

Введение – раздел работы, в котором раскрывается сущность проблемы исследования. В нем обосновывается актуальность выбранной темы с точки зрения развития общественной географии и практической деятельности; дается обоснование объекту и предмету исследования; формулируются цель работы, а также конкретизирующие её задачи; аргументируется выбор территориальной единицы исследования; перечисляются подходы и методы изучения, виды источников информации, использованных для выполнения работы. При перечислении последних необходимо также указать на собственный вклад в разработку темы, результаты выступлений на научно-практических конференциях и т.п. Кратко поясняется структура работы. При этом во введение не следует помещать цитаты и ссылки на работы других авторов и исследователей.

Обоснование актуальности заключается в оценке современного состояния разработанности данной проблемы и указании на ее важность для развития современной науки и практической деятельности в области совершенствования территориальной организации общества, территориального управления и планирования. Здесь же обозначаются основания для дальнейшей разработки данной проблемы и охватываемый временной период исследований.

Для курсовых и выпускных квалификационных работ четко определяются объект и предмет исследований. Объект – это то, что изучается, на что направлен процесс познания. Студенту необходимо дать точное определение объекта исследования, указать его отличительные черты. В качестве объекта в социально-экономической географии выступают территориальные системы природы, населения и хозяйства, созданные человеком материальные и духовные ценности. Предметом исследования являются свойства, стороны, особенности (части) объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Как правило, предметом исследования являются территориальные (пространственные) особенности протекания каких-либо процессов, явлений, особенности развития территорий.

Во введении указываются цель и задачи работы. Цель любой изыскательской деятельности – это желаемый результат, для которого организуется само исследование. Формулирование целей происходит под влиянием потребностей совершенствования территориальной организации общества, улучшения среды жизнедеятельности людей и т.д. Другим фактором, влияющим на определение цели, является развитие самой науки[16].

Основными общими целями географических исследований (по З.Е. Дзенису) являются констатация новых научных фактов; анализ научной литературы; решение нетривиальных проблем теории и практики; раскрытие новых закономерностей; изучение проявления этих закономерностей в разных пространственно-временных разрезах[17].

Достижение цели исследования происходит через выполнение задач. Задачи исследования – намеченные пути реализации исследовательской деятельности, тактические направления работы. При формулировании задач рекомендуется использовать такие глаголы, как «выяснить», «проанализировать», «выявить», «определить», «сформировать», «объяснить», «создать», «определить», «обосновать», «проверить» и т.п. Цель и задачи исследовательской работы должны соответствовать друг другу. Задачи логично ставить в соответствии с порядком решаемых вопросов. От четкой и ясной формулировки цели и задач зависит структура и содержание курсового или выпускного проекта.

Во введении приводятся также основные методологические положения, выбирается и обосновывается методический аппарат исследования, применяемый в работе. В заключительной части введения описывается структура работы, количество используемых источников и общее количество страниц исследования.

В то же время студент вправе указать фамилии исследователей, которые являются авторами наиболее важных для настоящей работы научно-теоретических, методических источников информации, прикладных исследований.

Окончательный вариант введения оформляется после завершения курсовой или выпускной квалификационной работы. Оно не делится на части. Объем введения, как правило, не превышает 1,5–3 страниц.

Содержательная часть работы призвана наиболее полно раскрыть тему исследования. Это основная часть работы, в которой излагается фактологический материал, решаются задачи, сформулированные во введении. Как правило, она состоит из трех и более глав с разбивкой на параграфы. Каждая глава представляет собой самостоятельную и логически завершенную часть исследования с собственным названием, полностью соответствующим общей цели работы и раскрывающим содержание в указанных пределах. Деление главы на отдельные параграфы[18] производится исходя из необходимости обозначить и определить какой-либо вопрос в рамках одной отдельной задачи исследования. При этом вопросы, обозначенные в главах и параграфах, не должны повторяться в других частях работы, а должны быть логично связаны друг с другом в определенной последовательности. Каждая новая глава являет собой продолжение идей, раскрытых в предыдущих, а каждая предыдущая – стартовую площадку для новых выводов. В этой логике развивается проблематика исследовательской работы.

В основных главах разрабатываются и обосновываются будущие выводы и положения защиты. В каждой главе с учетом цели и определенных задач исследования разрабатываются одно-два положения, составляющих предмет защиты. Важной особенностью любой главы является ее окончание конкретизацией основных результатов, выполненных в пределах одной задачи исследования.

В первой главе (обычно она является теоретико-методологической) исследователи уделяют внимание следующим вопросам:

– характеристике существующих теоретических подходов к изучению проблемы, обзору дискуссионных вопросов, касающихся предмета исследования и по-разному освещаемых в научной литературе. В связи с этим глава может носить критический характер и отражать точку зрения автора на предмет исследования. В главе также раскрывается понятийно-категориальный аппарат, который во всей работе должен иметь единое толкование;

– методологическим и методическим основам выбранной проблемы. Наличие данной информации повышает содержательность научно-исследовательской работы. Особенно это важно для работ, имеющих методическую направленность. В главе представлены подходы и методы исследования (система приемов, сбора, обработки и представления информации для планомерного и целенаправленного решения теоретических и практических задач). Более подробная информация о выборе методики исследования представлена в соответствующем разделе данного учебно-методического пособия;

– критическому историческому обзору изучаемой проблемы. В данной главе автор проводит критический обзор теоретико-методологических работ, детально раскрывающих содержание проблемы исследования и то, как она понималась в предыдущие эпохи развития общественной географии и смежных наук. Через исторические тенденции характеризуется современное состояние проблемы, которой посвящена инициативная работа студента. Обзор проводится с привлечением отечественных и зарубежных источников.

Кроме того, в данной части работы исследователь должен определить временные границы сбора данных.

Таким образом, при написании теоретико-методологической главы студент должен показать знание общетеоретических и специальных подходов к изучению проблемы, умение обобщать материал литературных источников, выявлять основные тенденции и особенности развития проблемы, устанавливать сходство и различия в точках зрения авторов теоретических и методических работ, делать самостоятельные выводы относительно определения предмета исследования.

Во второй главе (она является аналитической) теоретико-методологические разработки апробируются на конкретном материале, эмпирических данных, картографической и статистической информации. В этой главе приводится фактологический материал; подтверждаются или опровергаются гипотезы; развертывается ход рассуждений относительно предмета исследования, приводятся доказательства основных положений, дается анализ существующей практики и т.д.

Аналитическая глава, как правило, содержит общую характеристику объекта исследования с точки зрения истории его развития, факторов и условий существования в географическом пространстве-времени, динамических особенностей, структуры, общего состояния и т.д. В ней проводится историко-описательный анализ явлений и процессов, ретроспективный разбор тенденций, изучается исторический профиль хозяйства, состояние и характеристики географических объектов в прошлом. Далее дается анализ состояния проблемы по ранее определенной методике исследования. Характер и объем изучаемого фактического материала будет зависеть от особенностей этой методики и объекта исследования.

Анализ материалов может быть осуществлен с применением одного или нескольких типов исследований, основополагающих для научно-исследовательских работ:

– описательного, способствующего подтверждению или опровержению какой-либо первоначально выдвинутой гипотезы;

– разведочного, направленного на поиск идей, их подтверждение и объяснение;

– казуального, применяемого для установления причинно-следственных связей и прогнозных состояний объекта исследований.

В аналитической работе большое значение имеют процессы выделения зон (зонирование), ареалов (ареалирование), районов (районирование); составления групп (группировка), классов (классификация), типов (типология) географических объектов, процессов или явлений; ранжирование территории по какому-либо признаку. Содержательная часть должна отражать пространственный (территориальный) и комплексный аспекты исследования, что позволило бы выполненную работу назвать географической.

Таким образом, при написании второй главы студент должен показать умение грамотно оценивать и анализировать состояние проблемы для выбранного объекта исследования на основе собранных данных, статистических и справочных материалов, производить необходимые расчеты и делать обоснованные выводы. Наиболее полно должны быть проанализированы современная ситуация, факторы, влияющие на развитие объекта исследования, тенденции и возможное состояние в будущем.

Важное значение имеет подтверждение достоверности используемых данных и материалов. Для этого исследователь должен делать ссылки на источники информации.

Третья глава работы, как правило, является исследовательской (практической, прикладной). В ней излагается материал, разработанный и обоснованный студентом, а также предлагаются практические рекомендации и предложения, сформулированные студентом на основе собственных наблюдений, выводов и доказательств; прогнозы дальнейшего развития объекта исследований в определенных оговариваемых условиях; программы мероприятий по совершенствованию территориального управления и планирования. При этом собственные результаты должны сопоставляться с ранее опубликованными данными на предмет достоверности.

Тактическая задача при выполнении данной главы – научиться на основе выводов по проведенным исследованиям предлагать конкретные мероприятия, методы и способы решения имеющихся проблем социально-экономического развития территорий.

Основная часть работы, помимо текста, должна включать иллюстративные материалы: статистические таблицы с хорошо и целенаправленно обработанной информацией, картографические и графоаналитические построения, фотографии и т.д. Табличная форма позволяет изложить статистический материал наиболее удобно, компактно, наглядно и рационально. Таблицы являются весьма распространенным видом иллюстративного материала.

Карта или серия карт с графоаналитическими построениями представляют собой равноценную, наряду с текстом, часть географической работы. Графическое изображение результатов анализа статистических данных воспринимается гораздо легче, чем таблица. Графические материалы (карты, схемы, графики, диаграммы) делают текст отчетливее и нагляднее. Количество рисунков может быть различным и зависит от темы и поставленных задач. Картографические и графоаналитические построения должны быть связаны с текстом через ссылки в нем.

Объем содержательной части должен быть максимальным в работе. При этом одна глава не может быть объемом менее 10–15 страниц компьютерного текста. Необходимо обращать внимание на то, чтобы параграфы были примерно одинаковы по количеству страниц.

Заключение – важная часть работы, содержащая оценку рассмотренной проблемы, теоретические и практические выводы, обоснованные в ходе исследования, рекомендации и предложения научного или практического характера, составляющие предмет защиты. Выводы формулируются и соотносятся с целью и задачами, поставленными во введении. Они отражают выполнение задач курсовой или выпускной квалификационной работы, поэтому их количество должно соответствовать числу сформулированных во введении задач. В заключении автор отражает свое мнение о том, достигнуты ли цель и задачи работы, оценивает полноту проведенной работы.

Здесь автор формулирует самостоятельные выводы, поэтому цитирование и использование ссылок на какие-либо материалы в этой части работы не рекомендуется.

Другой важной особенностью заключения, так же как и введения, является его неделимость на части. Кроме того, в заключении автор подчеркивает теоретико-методологическую и практическую значимость проведенных изысканий, а также может наметить основные направления дальнейших исследований в данной области общественной географии.

Объем заключения – 1,5–3 страницы.

Список использованных источников представляет собой перечисление источников географической информации, упомянутых в представленной работе для раскрытия темы, определения тенденций, подтверждения или опровержения гипотез и фактов и т.д. Список выполняется в тематическом или алфавитном порядке с указанием необходимых библиографических данных.

В список помещаются все цитированные и аннотированные в тексте материалы (документы), названия фондовых, литературных, статистических и нормативных источников, на которые сделаны ссылки в тексте, материалы из сети Интернет с пояснением на русском языке. В список также может быть включена научная и иная литература, которая оказала на автора существенное влияние в ходе исследовательской работы. В списке перечисляются материалы, опубликованные в СМИ, научной, научно-популярной и популярной литературе, с указанием автора (ов), названий материалов и сборников трудов (газет, журналов и т.п.).

Приложения – заключительная часть работы. В ней помещается дополнительный и вспомогательный материал, который по каким-либо причинам (размеру, информационной важности, нагруженности данными и др.) не может быть расположен в текстовой части работы. В качестве приложений могут выступать объемные графики, диаграммы, схемы, таблицы со статистическими данными, данные социологических опросов, постановления и законотворческие документы, картографический материал, фотографии, справочные данные и др.

Цель составления приложений – избежать перегруженности текстовой части работы, способствовать корректному развитию главной мысли и в то же время показать все стадии исследовательского процесса и их промежуточные результаты. Приложения помещаются после списка использованных источников в порядке их упоминания в текстовой части. На каждое из составленных приложений в основной части работы должна быть сделана ссылка.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.