Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и признаки административного принуждения




Введение

Государство, решая экономические, социальные и правоохранительные задачи и выполняя соответствующие им функции и полномочия, применяет многообразные средства - убеждение, разъяснение, принуждение.

Цель государственного принуждения - заставить конкретные субъекты права соблюдать определенные предписания или воздержаться от тех или иных действий. Принуждение является методом, формирующим состояние подчиненности субъектов, и представляет собой властное веление или прямое действие.

Государственное принуждение опосредуется в праве, выступает в форме правового принуждения и выражается в конкретных принудительных мерах, применяемых компетентными государственными органами. К ним относятся: меры юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной, материальной); меры пресечения и административно-предупредительные меры принудительного характера.

Цель данной работы – изучить понятие и признаки административного принуждения, а также рассмотреть классификацию мер административного принуждения. Это позволит определить качественное своеобразие данного вида государственного принуждения.

Достичь поставленной цели помогут нормы Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, учебная литература по административному праву и юридические комментарии.

 

В теории административного права институту административного принуждения уделяется особое внимание, причем понятие и определение этого института сформулированы по-разному. Например, А.П. Коренев отмечает, что «административное принуждение - разновидность государственного правового принуждения и как метод управления состоит в психическом, материальном и физическом воздействии на сознание и поведение людей»1. К этому можно добавить, что, например, психическое воздействие характерно для любого из видов принуждения, в первую очередь для государственного правового принуждения, уголовного принуждения и других видов.

Другие исследователи, подчеркивая главенствующую роль метода принуждения, говорят о его применении в органическом сочетании с другими методами, включая и метод убеждения. Существо административного принуждения они видят в применении установленных государством административных мер, часть которых именуют чисто административными, например, реквизиция имущества, возмездное изъятие предмета, являющегося орудием совершения или непосредственным объектом административного проступка и др2.

В ходе анализа данной проблемы тесно увязываются убеждение и принуждение в процессе административно-правового регулирования, подчеркивается значение в этом сложном и неоднозначном процессе воли, сознательности, убеждения.

По мнению С.С. Алексеева, «возможность принуждения, присущая праву, способна психологически побудить к определенному поведению и, следовательно, оказать стимулирующее воздействие»3.

«Представление об обязательности права складывается из идеи о его социальной ценности плюс понимания наличия мер государственного принуждения, гарантирующих исполнение закона»1.

Характер административного принуждения имеет многообразные грани. Административное принуждение обладает целым рядом специфических признаков, которые позволяют выделить его в качестве самостоятельного вида государственного принуждения. Ученые-администрависты1 относят к ним следующие.

Административное принуждение является особым видом государственного принуждения, имеющим своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Меры административного принуждения используются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами, что является результатом проявления их государственно-властных полномочий. Всем мерам административного воздействия присущ властно-принудительный характер.

Административное принуждение по своему содержанию заключается во внешнем государственно-правовом психическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера, т.е. тех или иных неблагоприятных последствий.

Личные ограничения могут выражаться, например, в административном аресте за мелкое хулиганство, в задержании и доставлении нарушителя в милицию. К организационным ограничениям относятся, например, закрытие предприятий общественного питания ввиду их антисанитарного состояния, приостановление функционирования зрелищных учреждений вследствие нарушений правил противопожарной безопасности. К имущественным ограничениям относятся, в частности, штраф, конфискация, реквизиция.

Все меры административного принуждения применяются для того, чтобы, заставить субъекта совершить те или иные действия или воздержаться от них либо подчиниться установленным правоограничениям. Таким образом, объектом принудительного воздействия в конечном итоге оказывается не сама личность, а ее поведение.

Меры административного принуждения могут устанавливаться только правовыми актами. Применение этих мер допускается лишь на основе законов и других нормативных предписаний и только в пределах и формах, предусмотренных нормами права.

Административное принуждение применяется лишь уполномоченными на то органами и должностными лицами. Их круг строго определен правовыми актами. Как правило, к ним относятся исполнительные органы и их должностные лица, уполномоченные на осуществление правоохранительных функций в сфере государственного управления (например, органы внутренних дел, контрольно-надзорные органы и др.).

Специфика управленческих отношений объективно определяет необходимость самостоятельной и быстрой реакции соответствующих должностных лиц на правонарушения, оперативного использования ими дозволенных правом мер. Нарушения правопорядка должны быть прекращены немедленно, ибо они затрагивают интересы всего общества, нередко угрожают личной и общественной безопасности граждан. В этой связи очевидной становится особенность административного принуждения, которое должно заключаться в немедленном его применении с целью предупредить, пресечь противоправное посягательство, безотлагательном следовании за совершенным правонарушением. Именно в этом и состоит административное принуждение.

Административное принуждение характеризует внесудебный порядок его применения соответствующими органами исполнительной власти, должностными лицами в процессе реализации своей компетенции без обращения в суд. Вместе с тем правом административной юрисдикции наделены суды и единолично судьи, которые рассматривают значительную категорию дел об административных правонарушениях и применяют к виновным меры административного наказания, например, за мелкое хулиганство.

Административное принуждение применяется не только к физическим лицам (гражданам России, иностранным гражданам, лицам без гражданства), но и в отношении юридических лиц.

Одним из важнейших признаков административного принуж­дения является специфическая юридическая природа оснований его применения. Основанием применения административного при­нуждения являются: во-первых, совершение административного правонарушения; во-вторых, наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой, например эпидемий, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера и других чрезвычайных обстоятельств, при которых меры административного принуждения используются при отсутствии правонарушения и вины человека в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий, их локализации. Необходимо подчеркнуть коренное отличие оснований административного при­нуждения от оснований иных видов государственного принужде­ния, в частности уголовного наказания, в качестве которого может выступать только совершение преступления.

Процессуальный порядок его применения отличается oпeративностью, относительной простотой и экономичностью.

Таким образом, административно-правовое принуждение - это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной исполнительной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.