Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лечебная физическая культура при хроническом бронхите




Хронический бронхит является самой распространенной формой хронических неспецифических заболеваний легких. ЛФК включается в комплекс реабилитационных мероприятий во все периоды хронического процесса (при обострении и в промежутках между рецидивами). При назначении ЛФК учитывается клиническое течение бронхита (стадии, степени нарушения функции внешнего дыхания, состояния сердечно-сосудистой системы), уровень физического развития и физической подготовленности больного, характер нагрузок в быту и на производстве.

Основными задачами ЛФК при хроническом бронхите являются: повышение общей и местной резистентности бронхиального дерева, сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям в верхних дыхательных путях; усиление крово- и лимфообращения, уменьшение или ликвидация воспалительных изменений в бронхах; предупреждение прогрессирования процесса, профилактика возможных осложнений (бронхоэктазов, эмфиземы, дыхательной недостаточности); восстановление дренажной функции бронхов, механизма правильного дыхания; мобилизация компенсаторных механизмов вентиляции, укрепление дыхательной мускулатуры, восстановление проходимости бронхов.

Выбор средств и форм ЛФК, исходного положения определяется характером изменений бронхов и наличия осложнений со стороны бронхолегочной системы. Так, при слизисто-гнойном хроническом бронхите большое значение имеют дренажные упражнения и постуральный дренаж, проводимый регулярно (3-4 раза в неделю) с целью полного выведения гнойной мокроты из бронхов. Если в период выздоровления недостаточно полно восстановлена проходимость бронхов и имеется обструкция, затрудняющая дыхание, целесообразно использовать звуковую гимнастику с последующим дополнением ее дыхательными упражнениями. Через 2-3 недели после занятий звуковой гимнастикой рекомендуется выполнять вдох и выдох с сопротивлением.

При проведении лечебной гимнастики важным условием является регулярное проветривание комнаты, палаты, кабинета ЛФК, а в летний период - занятия на свежем воздухе.

К основными формами ЛФК при бронхитах относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, процедура лечебной гимнастики и дозированная лечебная ходьба, а также различные виды тренировочно-оздоровительных мероприятий (в условиях санаторно-курортного лечения).

В процедуру лечебной гимнастики включаются упражнения для верхних и нижних конечностей, плечевого пояса и туловища, дыхательные упражнения с усилением выдоха, корригирующие упражнения. Нагрузка в процедуре лечебной гимнастики зависит от общего состояния больного, а потому может существенно меняться. Длительность процедуры - от 12 до 30 минут.

Звуковую гимнастику рекомендуется проводить 2-3 раза в день (продолжительность по 2-3 минуты) до еды или через 1,5-2 часа после еды, лучше всего утром. По мере тренировки продолжительность занятия звуковой гимнастикой можно постепенно увеличивать до 7-10 минут и больше. Исходные положения для звуковой гимнастики - лежа, сидя и стоя. При углубленном выдохе больной произносит отдельные звуки. При обструктивном бронхите все рекомендуемые звуки произносятся тихо или шепотом, мягко, спокойно, без напряжения. При выполнении звуковой гимнастики важно соблюдать следующие правила дыхания: вдох через нос – пауза 1-3 с, активный выдох через рот – пауза. Удлинение выдоха способствует более глубокому и полноценному вдоху. Усилить выдох можно путем его удлинения во времени через губы, сложенные трубочкой, а также посредством сдавления руками нижних отделов грудной клетки в конце выдоха.

Выдох, во время которого произносят звуки, облегчает откашливание. Успокаивающе действуют на голосовые связки свистящие и шипящие звуки («с-с-с», «ш-ш-ш»), которые произносят шепотом с полуоткрытым ртом.

Для усиления вдоха при звуковой гимнастике проводится ряд упражнений, выполняемых в такой последовательности: короткая пауза, выдох с произнесением звуков «п-ф-ф» (этот выдох принято называть очистительным). Выдох осуществляется медленно, тихо, без усилий, через небольшое отверстие сложенных трубочкой губ, один раз. До начала выдоха и после него рот должен быть закрыт. После такого выдоха обязательно последует более глубокий вдох, который приносит больному облегчение. Затем наступает пауза и следует выдох через нос при закрытом рте с воспроизведением звука «м-м-м» длительно и протяжно, как стон. Это способствует равномерному спадению и последующему плавному расширению грудной клетки. Выполняются эти упражнения сидя с небольшим наклоном туловища вперед, положив кисти рук ладонями вниз на колени, ноги (всей ступней) опираются в пол.

В последующем прибавляют по 2 новых звуковых упражнения. «Рычащий звук «р» в звуковой гимнастике является одним из основных, При обструктивном бронхите его произносят мягко, спокойно, как двойное «р-р». Если нет одышки и воздух свободно проходит в бронхи, произносят энергично и громко. Рот приоткрыт. В сочетании со звуком «р» можно произносить на выдохе и другие согласные и гласные звуки: «б-р-р-у-х», «г-р-р-у-х», «д-р-р-у-х». Каждое из звуковых сочетаний следует произносить по одному разу. Звук «р» можно заменить мягкими жужжащими звуками «ж» и «з».

Применение в звуковых упражнениях сочетаний гласных и согласных вызывает колебание голосовых связок, которые передаются на трахею, бронхи, грудную клетку. Эта вибрация действует расслабляющим образом на мышцы бронхов, способствует лучшему отхождению мокроты.

Наряду со звуковой гимнастикой применяются дыхательные упражнения статического и динамического характера (с акцентом на выдохе), упражнения, тренирующие мышцы выдоха, которые способствуют развитию упругости, гибкости и эластичности бронхов.

С целью эвакуаторной функции бронхов используются дренажные упражнения изолированно или в сочетании с упражнениями на расслабление и вибрационным массажем.

Важной формой ЛФК при бронхите является дозированная ходьба. Дозировка ходьбы должна увеличиваться постепенно, поэтому маршруты подбираются разной длины и сложности. При назначении дозированной ходьбы врач должен определить для каждого больного индивидуально ритм дыхания во время ходьбы по ровной местности и при подъеме в гору, темп ходьбы и маршрут с учетом постепенности возрастания нагрузки. Ритм дыхания при ходьбе по ровной местности рекомендуется такой: вдох носом на 2-4 шага, выдох через нос или через рот, сложенный трубочкой - на 2-5 или 2-6 шагов. При подъеме в гору все внимание необходимо сосредоточить на выдохе через рот, который выполняется активно, лучше с произнесением звуков «пф» или «фо». Темп ходьбы увеличивается постепенно - от медленного в начале курса до быстрого (100-120 шагов в минуту) при хорошем самочувствии в конце курса лечения. Паузы для отдыха делают по необходимости, сидя или стоя, от 2 до 10 минут. Дыхание должно быть спокойным, глубоким, через нос с акцентом на длинный, полный выдох, без напряжения и усилия. При появлении чувства усталости, тяжести в голове, одышки или неприятных ощущений в области сердца, печени и других органах ходьбу следует прекратить или уменьшить дозировку.

Можно рекомендовать больным за 2 часа до сна выполнить 7-10-минутный комплекс специальных физических упражнений, способствующих дренированию бронхов и улучшению легочной вентиляции.

Важное значение имеет массаж (классический, самомассаж, сегментарно-рефлекторный) грудной клетки, который способствует лучшему выделению мокроты и облегчает дыхание. Процедура массажа начинается с поверхностного поглаживания грудной клетки, в направлении от диафрагмы по ходу реберной дуги к подмышечным ямкам. В верхней части грудной клетки массаж проводят в направлении от грудины к подмышечным ямкам. Среди массажных приемов используют главным образом продольное или поперечное спиралеобразное растирание. Целесообразно также выполнять вибрационные приемы. Процедура массажа средней интенсивности длится 10-20 минут.

Наилучший терапевтический успех от ЛФК при бронхитах обычно получают в условиях санаторно-курортного лечения, преимущественно в местности с устойчивым и сухим климатом. Утренняя гигиеническая гимнастика, процедура лечебной гимнастики, прогулки, терренкур, спортивные игры, плавание, гребля и другие виды физических упражнений, проводимые в благоприятных климатических и санитарно-гигиенических условиях, оказывают тренирующее действие на все звенья дыхательной системы и улучшают ее функцию. Для предупреждения обострений хронического бронхита рекомендуется регулярное закаливание организма (катание на коньках, ходьба на лыжах, плавание, медленный бег, обливание водой с постепенным понижением ее температуры от 22 до 16-130 С).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 4059; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.