Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа человеческих способностей




Природа человеческих способностей до сих пор вызывает споры среди ученых. Одна из наиболее распространенных точек зрения – способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованных характеристик. Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их проявления, но они всегда проявляются тем или иным образом. Например, музыкальная одаренность Моцарта обнаружилась в 3 года, Гайдна – в 4. Талант в живописи и скульптуре проявляется несколько позднее: у Рафаэля – в 8 лет, у Ван Дейка – в 10.

Своеобразным развитием концепции наследования способностей является предположение о связи способностей человека с массой мозга. Однако впоследствии это предположение оказалось несостоятельным.

С идеей наследования способностей связано и учение Франца Галля, получившее название френология (от греч. phrenos – “ум”, logos - “учение”). Френологи пытались проследить зависимость психических особенностей человека от наружной формы черепа. Основная идея базировалась на том, что кора головного мозга состоит из ряда центров, в каждом из которых локализована определенная способность человека. Степень развития этих способностей находится в прямой зависимости от величины соответствующих частей мозга. На основе специальных измерений была составлена френологическая карта, где поверхность черепа разбивалась на 27 участков, каждый их которых соответствовал определенной индивидуальной особенности. Среди них выделялись “шишки способностей” к музыке, поэзии, живописи; “бугры” честолюбия, скупости, храбрости и т.д. Однако этот подход оказался несостоятельным. Многочисленные исследования показали, что череп вовсе не повторяет форму коры головного мозга.

Широкую известность получили работы Фрэнсиса Гальтона, который объяснял наследование способностей исходя из принципов эволюционной теории Ч.Дарвина. Анализируя биографии выдающихся деятелей, Гальтон пришел к выводу, что совершенствование человеческой природы возможно лишь путем выведения на основе законов наследственности расы особо одаренных, умственно и физически развитых людей (например, в семье Бахов было около 60 музыкантов, из них более 20 – выдающихся; Л.Н. Толстой и А.С.Пушкин состояли в родстве – их прабабушки были родными сестрами).

Не признавая врожденности способностей, отечественная психология не отрицает врожденности задатков, которые могут оказаться условиями успешного выполнения определенной деятельности. Таким образом, наследственность имеет большое значение для развития способностей, поскольку особенности анатомо-физиологического строения мозга человека в значительной мере определяют его задатки. Но, с другой стороны, сами по себе задатки не означают, что у человека разовьются соответствующие способности. Развитие способностей зависит от многих социальных условий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.