Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примеры условных обозначений




Классификация цементов по ГОСТ 30515

РД 5753490-009-98

ТЕХНОЛОГИЯ СПУСКА ОБСАДНЫХ КОЛОНН

 

 

Спуск обсадной колонны — весьма ответственная операция. До начала спуска должны быть закончены все исследовательские и измерительные работы в скважине, тщательно проверено состоя­ние бурового оборудования и инструмента, соответствие грузоподъемности вышки и талевой системы весу подлежащей спуску колонны, подготовлен ствол скважины.

За несколько дней до спуска колонны на буровую завозят обсадные трубы, элементы технологической оснастки и необходимый дополнительный инструмент, тщательно проверенные и испытанные на базе, а также специальную смазку для обеспечения герметичности резьбовых соединений при наиболее высоких тем­пературах, возможных в данной скважине.

На буровой обсадные трубы вновь осматривают, проверяют овальность жесткими двойными шаблонами соответствующих диаметров; трубы, поврежденные при транспортировке и с повы­шенной овальностью, отбраковывают, а годные сортируют по группам прочности, толщине стенок и видам резьбовых соединений и укладывают на стеллажи в порядке, противоположном очередности спуска их в скважину. При укладке каждую трубу нумеруют, измеряют ее длину; номер трубы, ее длину и нара­стающую длину колонны записывают в специальный блокнот.

По данным каверно- и профилеграмм выявляют участки сужений ствола скважины, а по инклинограммам—участки рез­кого искривления. Эти участки тщательно прорабатывают новыми долотами со скоростью не более 35—40 м/ч и расширяют до нор­мального диаметра. При проработке целесообразно применять ту же компоновку низа бурильной колонны, которую использовали для бурения последнего интервала скважины. После проработки ствол скважины, особенно если условия бурения сложные, калибруют: спускают бурильную колонну, низ которой имеет примерно такую же жесткость, как и подлежащая спуску обсадная колонна, и следят за успешностью прохождения такой компо­новки до забоя. Если наблюдаются посадки или затяжки, ствол прорабатывают повторно с несколько меньшей скоростью. По окончании калибровки скважину тщательно промывают в тече­ние одного-двух циклов циркуляции. При проработке применяют промывочную жидкость с минимальной водоотдачей, низ­кими значениями статического и динамического напряжений сдвига и пластической вязкости, а также с хорошими смазочными характеристиками.

При подъеме бурильной колонны после проработки или калибровки измеряют ее длину и уточняют длину скважины; при этом надо учитывать, что действительная длина скважины больше суммарной измеренной длины поднятых из нее бурильных труб на величину удлинения колонны.

Спуск обсадной колонны начинается только после проведения полного комплекса подготовительных операций и проверки исправности бурового оборудования, при наличии на буровой утвержденного и доведенного до сведения каждого исполнителя плана работ.

Спуск, как правило, осуществляется на клиновых захватах, соответствующих по размерам и весу обсадной колонне.

Тип резьбового соединения обсадных труб должен соответствовать ожидаемых флюиду и давлению в процессе эксплуатации.

Резьбовые соединения докрепляются машинными ключами с моментомерами. Рекомендуемые значения крутящих моментов для свинчивания отечественных обсадных труб по ГОСТ 632-80 на несамоотверждающихся смазках приведены в таблице 10.3.1.

 

Рекомендуемые значения крутящихся моментов для резьбовых соединений по ГОСТ 632-80

Таблица 10.3.1

Наружный диаметр обсадной трубы   Тип резьбовых соединений
треугольная   ОТТМ     ОТТГ и ТБО
  d<9   d<9
  500-600 600-790   760-960 910-1280 1520-2160 2160-3080 3000-4300   430-610 430-660 560-1020 750-960   600-820 690-1070 1140-2190  

Примечание: d - толщина стенки обсадной трубы, мм; (в наклонно-направленных скважинах рекомендуется также и для труб с толщиной стенки менее 9мм).

Дополнительный контроль за свинчиванием обсадных труб с треугольной резьбой осуществляется по заходу ниппеля трубы в муфту. Если после свинчивания резьбового соединения механическим ключом остается шесть и более ниток резьбы на ниппеле, то такое резьбовое соединение не докрепляется, навинчиваемая труба бракуется.

В особо ответственных случаях (например, при спуске обсадных труб в глубокие скважины) рекомендуется после докрепления очередной трубы приподнять колонну до поднятия на буровом крюке веса, не превышающего 80% расчетных допускаемой прочности резьбового соединения на растяжение, после чего колонну вновь установить в клиньяхи произвести проверку качества свинчивания соединения путем повторного докрепления.

Если при этом значение крутящего момента страгивания резьбового соединения не снизилось, то соединение считается свинченным удовлетворительно. Если наблюдается снижение крутящего момента, соединение докрепляют до достижения крутящего момента, рекомендованного в табл. 10.3.1.

Если при свинчивании крутящий момент достиг максимального значения, а торец муфты (треугольная резьба) не доходит до последней риски на трубе более чем на одну нитку, то верхняя труба заменяется.

У обсадных труб типа ОТТМ торец муфты должен совпадать с концом сбега (последней риской) резьбы на трубе или расстояние между торцом муфты и концом сбега должно составлять не более 5 мм (одной нитки) для труб диаметром 146 и 168 мм и 6 мм для труб диаметром 245 и 324 мм.

У труб типа ОТТГ и ТБО после свинчивания торец муфтовой части трубы должен совпадать с концом сбега резьбы (последней риской) на ниппельном конце трубы или находится от него на расстоянии не более 2мм.

При свинчивании обсадных труб на буровой муфте заводского соединения может провернутся. Это означает, что усиление докрепления достигло той же величины, что и при свинчивании на заводе. В связи с этим необходимо спуск обсадных труб проводить таким образом, чтобы заводские соединения докреплялись до натяга не более минус одной нитки.

Если при свинчивании визуально отмечается отклонение верхнего конца трубы по вертикали, свидетельствующее о несоответствии резьбы или искривлении трубы, то такая труба также подлежит замене. Общая кривизна трубы (стрела прогиба) измеряется на середине трубы и не должна превышать 1/2000 длины трубы. Кривизна труб на концевых участках не должна превышать 1,3мм на 1м.

Особые требования предъявляются при спуске в скважину обсадных труб, изготовленных по стандартам АНИ.

Рекомендуемые значения крутящих моментов для свинчивания обсадных труб, изготовленных по стандартам АНИ, приведены в таблице10.3.2.

 

 

Таблица 10.3.2

Наружный диаметр обсадной трубы, дюйм,(мм)   Крутящий момент, кгс*м
  оптимальный   минимальный   максимальный
    4 ½ (114,3) 5 ½ (139,7) 5 ¾ (146) 6 5/8 (168,3) 9 5/8 (224,5)   5 ½ (139,7) 5 ¾ (146) 6 5/8 (168,3) 9 5/8 (244,5) Резьба закругленного профиля с шагом ниток на 25,4мм
     
Резьба типа «Экстрем лайн», «Батресс»
     

 

Соединение обсадных труб с резьбой закругленного (треугольного) профиля считается свинченным правильно, если торец муфты совпадает с последней риской резьбы на трубе (допустимо отклонение на 2 нитки).

Если торец перекрывает последнюю риску резьбы более чем на две нитки и при этом не достигнут минимальный крутящий момент, то такое соединение следует считать некачественным.

Если при достижении оптимального крутящего момента торец муфты не доходит до последней риски резьбы на несколько ниток, то следует приложить дополнительный крутящий момент вплоть до максимального значения последнего. Если после этого расстояние от торца муфты до последней риски резьбы составит более двух ниток, соединение следует считать некачественным.

При использовании в одной колонне труб различных типов возможно свинчивание соединений без переводников (табл.2.2). Соединение в одной колонне труб с другими типами резьб возможно только с помощью переводников из стали соответствующей группы прочности, изготовленных в ЦБПО или на центральных трубных базах.

Обварка резьбовых соединений с целью их "усиления" запрещается.

Допуск кондуктора, промежуточной и эксплуатационной колонн производится на подгонных патрубках с целью исключения резки обсадных труб при последующем оборудовании устья.

Погонные патрубки, кроме особо оговариваемых случаев (например, для спуска тяжелых колонн), должны отвечать следующим требованиям: изготавливаться из стали соответствующей группы прочности с толщиной стенки верхней трубы колонны; нижний конец должен иметь заводскую резьбу и маркировку; резьба на верхнем конце патрубка должна быть нарезана по заводскому калибру. При каждом повторном использовании патрубок должен быть опрессован, а резьба проверена по заводскому калибру.

Запрещается использовать патрубок для спуска более чем трех колонн.

При использовании недифференциальных обратных клапанов спускаемая обсадная колонна заполняется буровым раствором (до начала промежуточных промывок) через каждые 250-300 м.

Промежуточные промывки проводят, начиная от кровли покурской свиты, через каждые последующие 400 м спущенных труб. Для предотвращения прихвата при заполнении и промывках колонну следует держать в подвешенном состоянии и периодически расхаживать (натяжка не должна превышать допустимой). Циркуляция восстанавливается одним насосом с двумя клапанами. Насос с четырьмя клапанами (втулки диаметром 170 мм) включается после стабилизации давления на работающем.

Промывка на забое производится в течение 2-х циклов.

Давление на устье при промывке не должно превышать величины, вычисленной по формуле:

Ру < Рр * Кб - (Рст + Ргт),

где Рр - давление гидроразрыва на глубине спуска колонны;

Кб - коэффициент безопасности (рекомендуется принимать равным 0.8...0.9);

Рст - гидростатическое давление у башмака спущенной колонны;

Ргт - потери давления при движении глинистого раствора в колонне труб.

В случае обнаружения поглощения, промывка проводится одним насосом в течение одного цикла. Восстанавливается циркуляция (в случае ее потери) при минимально возможной подаче жидкости (уменьшение числа всасывающих клапанов или цементировочным агрегатом).

При потере циркуляции при спуске колонн, работы производятся по специальным планам на проведение сложных (аварийных) работ.

Для борьбы с поглощениями глинистого раствора могут быть приняты специальные меры (например, ввод наполнителей, аэрация), которые проводятся по особому плану.

 

10.4. ТАМПОНАЖНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ЦЕМЕНТИРОВАНИЯ ОБСАДНЫХ КОЛОНН

 

По вещественному составу цементы подразделяют на следующие типы:

I - тампонажный портландцемент бездобавочный;

I-G – тампонажный портландцемент бездобавочный с нормированными требованиями при водоцементном отношении, равном 0,44;

I-Н – тампонажный портландцемент бездобавочный с нормированными требованиями при водоцементном отношении, равном 0,38;

II - тампонажный портландцемент с минеральными добавками;

III – тампонажный портландцемент со специальными добавками, регулирующими

плотность цементного теста.

По плотности цементного теста цемент типа III подразделяют на:

- облегченный (Об);

- утяжеленный (Ут);

По температуре применения цементы типов I, II, и III подразделяют на цементы, предназначенные для:

- низких и нормальных температур (15-50) °С

- умеренных температур (51-100) °С

- повышенных температур (101-150) °С

По сульфатостойкости цементы подразделяют на:

а) типа I,II,III

- обычный (требования по сульфатостойкости не предъявляют);

- сульфатостойкий (СС)

б) типа I-G и I-H

- высокой сульфатостойкости (СС-1);

- умеренной сульфатостойкости (СС-2).

Условное обозначение цемента должно состоять из:

- буквенных обозначений цемента: ПЦТ- портландцемент тампонажный;

- обозначения типа цемента

- обозначения сульфатостойкости цемента

- обозначение средней плотности для цемента типа III –

- обозначения максимальной температуры применения цемента

- обозначения гидрофобизации или пластификации цемента – ГФ или ПЛ;

- обозначения настоящего стандарта.

1 Портландцемент тампонажный с минеральными добавками сульфатостойкий для низких или нормальных температур

ПЦТ II – СС – 50 ГОСТ 1581 – 96

2 Портландцемент тампонажный бездобавочный с нормироваными требованиями при водоцементном отношении, равном 0,44, умеренной сульфатостойкости

ПЦТ I - G - СС - 2 ГОСТ 1581- 96

3 Портландцемент тампонажный со специальными добавками облегченный плотностью 1,53 г/ см3, для умеренных температур гидрофобизированный

ПЦТ III – Об5 –100 – ГФ ГОСТ 1581 – 96

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.