Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Экономика многих стран мира в послевоенный период оказалась пораженной вирусом инфляции




План.

ВАРИАНТЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Экономика многих стран мира в послевоенный период оказалась пораженной вирусом инфляции. Одной из них была Япония, ежегодный рост цен в которой превышал в этот период 500%. Однако уже к 1951 г. инфляция была приостановлена правительством. Это было достигнуто за счет следующей комбинации мер:

- формирование двухуровневой банковской системы и установление контроля центрального банка за денежной массой; проводя дефляционную политику, банк без какой бы то ни было денежной реформы изъял из обращения свыше 15% денежной массы;

- установление положительного процента по вкладам в банковскую систему, что, обеспечив рост предельной склонности к сбережению, привело к ограничению текущего потребительского спроса и одновременно расширило объем инвестиций в национальную экономику;

- балансирование государственного бюджета за счет резкого сокращения непроизводительных расходов (прежде всего военных и на содержание госаппарата);

- проведение аграрной реформы: мгновенная распродажа государственной земельной собственности в частные руки за символическую плату крестьянам-фермерам;

- решительная демонополизация экономики, роспуск огромных монополий и формирование тем самым конкурентной среды;

- выделение приоритетных отраслей промышленности, которые получали льготные кредиты, в то время как другие отрасли могли опираться лишь на собственные силы;

- введение внутренней конвертируемости иены по принципу: получил валюту на внешнем рынке - продай по установленному курсу в банк; нужна валюта для импорта - покупай по курсу в банке.

Как видим, антиинфляционное регулирование японской экономики производилось лишь при весьма незначительном использовании монетаристских мер (в их современном понимании).

В США и Великобритании борьбу с инфляцией в 80-е гг. проводили консервативные правительства. Однако их антиинфляционная политика тоже не может быть оценена как сугубо монетаристская. Теоретическая основа: немного монетаризма, немного кейнсианства и много «экономики предложения». Иначе говоря, это была политика здравого смысла.

Ядром «рейганомики» - экономической политики в США, проводимой в 1981-88 гг. - была антиинфляционная программа. Лишь в первом, по сути предвыборном варианте «рейганомика» тяготела к монетаризму: предполагалось сократить размеры социальных и хозяйственных государственных расходов, ликвидировать дефицит госбюджета (к 1983 г.), проводить жестко ограничительную денежно-кредитную политику. Но даже здесь наблюдалось отступление от монетаристских принципов, поскольку наряду с другими ставилась задача поддержки и стимулирования производства (прежде всего налоговыми инструментами). Причина: «рейганомика» была непосредственно нацелена на преодоление не инфляции, а стагфляции, для чего требуется и преодоление высокой безработицы.

Основные меры: 1) налоговое стимулирование производства и сбережений (по рецептам «экономики предложения»). Предоставление и других льгот частному бизнесу: ускоренная амортизация, стимулирование затрат на науку, смягчение экологических стандартов.

2) сокращение государственных расходов, проводимое, однако, вполне реалистично. После некоторых колебаний произошел отказ (в русле кейнсианства) от сокращения ряда социальных и хозяйственных расходов (фундаментальной науки, например) и даже обозначилось резкое увеличение военных расходов правительства. Результатом явились фактический отказ от ликвидации или даже смягчения дефицита федерального бюджета и постановка задачи лишь сдерживания его «чрезмерного роста». Размер дефицита бюджета в период президентства Рейгана оказался и абсолютно, и относительно рекордным. Забота о снижении государственного долга тем самым перекладывалась на будущие поколения - однако в дальнейшем и Буш, и Клинтон не стали проводить эти непопулярные меры. Как следствие, высокий дефицит федерального бюджета является устойчивым структурным элементом экономического развития США, что ставит на третье место после социальных и военных расходов затраты на обслуживание государственного долга.

3) блокирование инфляционного влияния дефицита федерального бюджета, которое было достигнуто путем его покрытия за счет средств денежного рынка, т.е. прежде всего за счет привлечения сбережений населения и предпринимательства (при отсутствии чрезмерной денежной эмиссии).

4) повышение процента по государственным облигациям. У этой меры есть немалые отрицательные последствия, связанные с эффектом вытеснения. Однако она в то же время способствовало притоку в страну значительных капиталов из других стран и росту инвестиций в американскую экономику.

5) отказ уже в 1982 г. от жестко ограничительной денежно-кредитной политики. Выяснилось, что монетаристские меры порождают чрезмерный спад и высокую безработицу. И это привело к переходу от «рейганомики - 1» к «рейганомике - 2». Смягчение денежно-кредитной политики опиралось на 2 теоретических подходах:

- на кейнсианских идеях о стимулирующем воздействии такого смягчения;

- на монетаристской оценке существования 1,5-2-годового лага между началом подобной политики и проявлением ее инфляционного эффекта.

6) серия мер по укреплению конкурентно-рыночного климата в стране: всемерная либерализация внешней и внутренней экономической деятельности, отказ от поддержки мало конкурентоспособных отраслей, включая и защиту их от международной конкуренции и др. Это оказало заметное понижательное давление (в том числе со стороны дешевого импорта) на уровень цен внутреннего рынка США.

Усилиями администрации Рейгана стагфляция в США была успешно преодолена. Результатом проводимой политики явилось сочетание стабильно ползучей инфляции и умеренной безработицы, а также ускорение научно-технического прогресса и роста производительности труда. Правда, справедливости ради, необходимо заметить, что этому в значительной мере способствовал благоприятный шок предложения как следствие улучшения ситуации на мировом рынке энергоресурсов.

В связи с этим следует подчеркнуть, что и сегодня антиинфляционная профилактика западной экономики производится в значительной мере за счет ввоза дешевых энергоносителей и металлов из России. В 1992-93 гг. в странах «большой семерки» проявлялся поразительно низкий уровень инфляции: в каждой из них проявился в той или иной степени экономический спад, который, однако, не перешел в характерную для кризисов 70-80-х гг. стагфляцию. Спровоцированный крупномасштабным спадом российской экономики импорт энергоносителей и металлов породил резкое падение цен на эти товары. Мировой рынок базовых товаров раскололся на 2 части: цены на продукты питания и сельскохозяйственное сырье для промышленности поднялись, а цены на металл и энергию снизились. Так, с 1991 по 1993 г. цена на медь упала на 21%, свинец, никель, нефть - на 30%.

Серьезные отступления от монетаристских рецептов рельефно обозначились и в сходной по своим приоритетам антиинфляционной политике М. Тэтчер. Далеко не случайными стали резкие критические замечания в адрес Рейгана и Тэтчер со стороны М. Фридмена. Но экономические успехи США и Великобритании в 80-е гг. показывают бесплодность монетаристской критики.

Среди латиноамериканских стран только в Боливии и Чили успех антиинфляционного регулирования был достигнут за счет преимущественного использования ортодоксально-монетарист­ских методов, и только в Чили после этого проявилось общее благоприятное развитие экономики. Д. Сакс, являвшийся главным консультантом по проведению экономической политики в Боливии, отмечал: «Если позволить себе быть циничным, то надо констатировать следующее: Боливия привыкла быть нищей стра­ной, страдающей от гиперинфляции; теперь же она стала нищей страной, но без гиперинфляции».

Меры борьбы с инфляцией в Боливии:

- конфискационная денежная реформа (в августе 1985 г.);

- сокращение государственных расходов и увеличение налоговых поступлений;

- регулярная девальвация национальной валюты с целью стимулирования экспорта и содействия тем самым росту промышленного производства.

Но результаты данной политики оказались мизерными, к какому-либо процветанию экономики они не привели.

В Чили же наряду с монетаристскими в целях борьбы с инфляцией использовались и другие меры, в частности:

- длительное установление фиксированного курса обмена национальной валюты;

- активная государственная поддержка благоприятных структурных сдвигов в экономике.

Элементы монетаристских подходов применялись и в других латиноамериканских странах. Так, в Аргентине и Перу были проведены конфискационные денежные реформы. В Аргентине к тому же происходил переход от полной индексации доходов к частичной. Но эти шаги к успеху не привели - прежде всего, из-за большой роли инфляции издержек. И только переход к гетеродоксно-немонетаристским методам - особенно политике доходов (при сохранении жестких монетаристских ограничений) привел к тому, что Мексика в конце 80-х гг., Перу и Аргентина - в начале 90-х гг. перевели гиперинфляцию в режим умеренной галопирующей инфляции.

Гиперинфляция в конце 80-х гг. поразила и экономику Никарагуа. Индекс роста цен составлял за период 1987-1990 гг. в среднем 11726 % в год, а в 1988 г. - 33654 %. Главными инфляционными факторами были огромный бюджетный дефицит, возникший в основном из-за финансирования возросшего государственного сектора, а также инфляционные ожидания, выразившиеся в долларизации экономики.

Попытка денежной реформы первоначально ни к чему не привела: через 2 года потребность в ней созрела снова. И тогда правительством была использована другая форма реформирования денежной системы: не замена старых денег на новые, а их параллельное функционирование. При этом новая денежная единица жестко привязывалась к доллару через обменный курс 1:1 (для чего сознательно допускалась инфляция 4-5% в год - как и в США).

Наряду с этой антиинфляционной мерой произошел пересмотр всех налогов, уменьшение их ставок при расширении налоговой базы. Была введена единая налоговая ставка для всех предприятий.

Таким образом, основой антиинфляционного механизма в Никарагуа явились налоговая политика и денежная реформа.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Способна ли монетарная политика «своими силами» справиться с инфляционной болезнью экономики? С другой стороны, почему именно денежно-кредитное регулирование является главным компонентом антиинфляционной политики?

2. Преодоление инфляции и адаптация экономики к ней: в чем состоят отличия данных подходов в экономической политике?

3. Будучи премьер-министром, стали бы Вы ставить задачу полного искоренения инфляции? Разрешима ли эта задача? К каким негативным результатам способна привести попытка ее решения?

4. Перечислите (без детального анализа содержания) основные компоненты антиинфляционной стратегии.

5. Каковы необходимые условия успешного подавления инфляционных ожиданий? Что дает в этом смысле укрепление рыночных механизмов (свяжите ответ с эффектом Пигу)?

6. Каковы компоненты правительственной политики, направленной на гашение инфляционных ожиданий (в трактовке Э. Фелпса)? Почему в период высокой инфляции страна не может позволить себе иметь правительство, которому отказано в доверии народа?

7. Каковы основные компоненты долгосрочной денежно-кредитной политики, направленной на преодоление инфляции? Каковы антиинфляционные последствия введения денежных ограничений?

8. Что, на Ваш взгляд, делает недопустимым прямое копирование рецептов долгосрочной монетарной политики при антиинфляционном регулировании переходной экономики?

9. Повышение или сокращение налогов является, на Ваш взгляд, неотъемлемым компонентом антиинфляционной стратегии? Обоснуйте свою позицию в данном вопросе.

10. Оцените позитивные и негативные последствия повышения налоговых ставок с точки зрения темпов инфляции в стране.

11. Оцените вероятные последствия сокращения ставок налога на прибыль корпораций и личного подоходного налога в плане преодоления инфляции. Расширение или сжатие прогрессии в налогообложении физических лиц требуется для усиления антиинфляционного воздействия мер по сокращению налогов?

12. Способны ли действия правительства по сокращению бюджетного дефицита вместо подавления инфляции, напротив, ускорить темпы ее развития в стране?

13. Перечислите 5-6 направлений структурной политики, которые можно рассматривать в качестве способов антиинфляционного регулирования переходной экономики.

14. Раскройте механизм борьбы с импортированной инфляцией. Каковы негативные побочные следствия проведения соответствующей политики?

15. Оцените антиинфляционный потенциал следующих тактических мер:

а) приватизации государственных предприятий;

б) повышения степени товарности народного хозяйства (приведя 5-6 примеров такого повышения);

в) повышения доходности государственных ценных бумаг;

г) массированного потребительского импорта;

д) повышения ставки процента по вкладам в банки;

е) замораживания вкладов;

ж) денежной реформы;

з) политики доходов.

16. Каковы возможные варианты проведения политики доходов, направленной на ограничение инфляции? Какой из этих вариантов более применим в переходный период?

17. Оправданно ли разграничивать стратегические и тактические антиинфляционные меры с позиции воздействия на совокупное предложение и совокупный спрос (используя концепцию А. Маршалла о долгосрочных и краткосрочных регуляторах цен)?

18. Проведите сравнительный анализ классической и кейнсианской моделей антиинфляционной политики? Каковы основные варианты осуществления последней?

19. Определите цели и содержание политики доходов как компонента антиинфляционной тактики. Какие факторы определяют количественное значение коэффициента индексации доходов?

20. Каковы основные субъекты и в чем заключается содержание так называемых «ценовых соглашений» как инструмента политики доходов? Каковы условия результативности подобных соглашений?

21. Каковы причины, предопределившие кризис кейнсианских рецептов антиинфляционного регулирования экономики в 70-80-е гг. и переход к монетаристской модели такого регулирования? Каковы основные компоненты монетаристской модели антиинфляционной политики?

22. Какие факторы препятствуют реализации кейнсианских рецептов антиинфляционного регулирования в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой?

23. Какова позиция структуралистов в понимании антиинфляционного механизма?

24. В чем состоят различия ортодоксального и гетеродоксного вариантов антиинфляционной стратегии и тактики?

25. Какая комбинация мер позволила остановить инфляцию:

а) в Японии в послевоенный период;

б) в СШ А в 80-е гг.

в) в Боливии в 80-е гг.;

г) в Никарагуа в конце 80-х гг.?

Какие из этих мер можно отнести к ортодоксально-монетаристским, а какие - нет?

 


[1] Шмелев Е. Кризис внутри кризиса// Вопросы экономики. 1998. № 10. С.7.

 

Введение.

 

1) Необходимость антиинфляционной

политики, ее инструменты и направления. 3-4

 

2) Антиинфляционная политика

в странах с развитой рыночной экономикой. 5-14

 

3) Особенности антиинфляционной

политики в Республике Беларусь.

 

Заключение.

 

Список литературы.

 

Острый кризис, охвативший Беларусь и ряд других республик бывшего СССР, привёл ко многим экономическим проблемам, решение которых стало одной из приоритетных задач государства. Одним из таких больных вопросов стала инфляция, что породило необходимость разработки комплекса мер по антиинфляционному воздействию на экономику.

В наше время, кажется, нельзя прожить и дня, не услышав этого коварного и интригующего слова. О ней говорят, с ней борются, ее боятся. Наше общество уже привыкло, что цены растут, курс зарубежных валют возрастает. Именно потому, что тема эта столь популярна в наши дни, я остановился на ней как на предмете своего скромного исследования. Мне хотелось бы уяснить, что это за феномен; каковы его корни; столь ли он опасен для экономики, как это говорят, и если да, то почему; и как с ним борется государство. Для меня интерес данной темы заключается в том, что проблема инфляции, и сдерживания её на приемлемом уровне, характерна для всех стран мира, что позволяет говорить об универсальности этого вопроса и, особенно, о его актуальности в нашей республике, подтверждённой многими реалиями жизни. Целью данной работы служит именно раскрытие конкретных направлений и средств антиинфляционного регулирования, а также анализа ключевого момента антиинфляционной политики.

Так как любые практические меры основываются на теории, то первым пунктом моей работы является раскрытие теоретических методов, основывающихся на количественной теории денег в её монетаристской и кейнсианской интерпретации. Конечно, теоретически изложенные направления и меры борьбы с инфляцией в чистом виде практически применяются крайне редко. В реальной действительности почти всегда имеет место синтез различных подходов и комплексное применение самых разных антиинфляционных мер. Поэтому во второй главе я привел примеры применения некоторых методов борьбы с инфляцией в странах, наиболее приближенных к Беларуси в экономическом, географическом и социальном плане, а именно России и Польши.

В третьем разделе данной работы я сделал попытку раскрыть основные направления и средства антиинфляционного регулирования экономики Беларуси, а также провести анализ ключевого элемента антиинфляционной политики. Особенно интересны меры в рамках бюджетной, внешнеторговой, финансовой, производственной, инвестиционной политики и, конечно, политики финансового оздоровления предприятий. А так как мало просто перечислить какой-то комплекс мероприятий по антиинфляционному регулированию, то я ещё перечислил некоторые причины, т. е. что именно могло привести к такому состоянию, когда стали обязательно необходимыми данные меры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.