Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Евразийское экономическое сообщество. Таможенный союз. Единое экономическое пространство




Экономическая интеграция на постсоветском пространстве

 

Проблемы экономического взаимодействия являются весьма важными для развития любого интеграционного объединения. Основной целью подлинной экономической интеграции является создание единого рынка, скрепленного прочными экономическими и социокультурными связями, и повышение благосостояния населения [33, с. 14]. В данной связи были предприняты серьезные усилия по созданию договорной и институциональной базы экономического сотрудничества в рамках СНГ. Наибольшего прорыва в реальных интеграционных процессах на пространстве СНГ добилось Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

ЕврАзЭС было образовано на основе созданного еще в 1995 году Проекта таможенного союза Беларуси, Казахстана, Киргизии и Российской Федерации. 10 октября 2000 г. в Астане президенты Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. С мая 2002 года наблюдателями стали Молдова и Украина, с 2003 г. – Армения. 24 января 2006 года на внеочередном заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге был подписан протокол о присоединении Узбекистана.

В декабре 2003 года ЕврАзЭС был предоставлен статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН [13, с. 34-35].

Согласно статье 2 Договора об учреждении ЕврАзЭС организация создавалась: «для эффективного продвижения процесса формирования Договаривающимися Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определенных в вышеназванных соглашениях о Таможенном союзе, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях и Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в соответствии с намеченными в указанных документах этапами» [18].

Стратегическое направление деятельности государств – членов ЕврАзЭС – обеспечение их динамичного социально-экономического развития при эффективном использовании совокупного природного, экономического, научного и человеческого потенциала [33, с. 14].

Основными задачами ЕврАзЭс являлись:

· завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;

· обеспечение свободы движения капитала;

· формирование общего финансового рынка;

· согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС;

· установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;

· создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;

· разработка и реализация межгосударственных целевых программ;

· создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;

· формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы;

· формирование общего энергетического рынка;

· создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки государств Сообщества;

· обеспечение свободного передвижения граждан государств ЕврАзЭС внутри Сообщества;

· согласование социальной политики с целью формирования сообщества социальных государств, предусматривающего общий рынок труда, единое образовательное пространство, согласованные подходы в решении вопросов здравоохранения, трудовой миграции и др.;

· сближение и гармонизация национальных законодательств; обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества [28].

Согласно статье 3 Договора об учреждении Сообщества ЕврАзЭС имеет следующую структуру: Межгосударственный Совет, Интеграционный Комитет, Межпарламентскую Ассамблею, Суд Сообщества, Комитет постоянных представителей [18].

С момента подписания Договора об учреждении Сообщества прошло уже 15 лет. Все это время оно успешно выполняло поставленные перед ним задачи.

Уже на начальном этапе своей деятельности Сообщество обеспечило углубление деловых связей между предприятиями и организациями. Благодаря зоне свободной торговли объем взаимного товарооборота между странами за восемь лет существования ЕврАзЭС достиг 123 миллиарда долларов и увеличился более чем в четыре раза. На основе этих достижений с 1 января 2010 года были введены Единый таможенный тариф на импортируемые товары из третьих стран и Единые правила тарифного и нетарифного регулирования, т.е. Таможенный союз начал работу. С 6 июля 2010 года стал действовать Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, заработала единая система таможенного регулирования. С 1 июля 2011 года Таможенный союз работает в полноформатном режиме по всем международным стандартам [29].

Формирование Таможенного союза предусматривало создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами [55]. Работа в условиях Таможенного союза способствует развитию и укреплению конкурентной среды для бизнес-сообщества. Для граждан Таможенный союз существенно облегчил трансграничные связи. Людям не приходится заполнять множество таможенных документов, тратить время и силы на границе [19, с. 11].

Президенты Н.А.Назарбаев, Д.А.Медведев и А.Г.Лукашенко, не дожидаясь окончательного завершения строительства Таможенного союза, приняли решение о создании ЕЭП и 19 декабря 2009 года утвердили План действий по его формированию. Затем всего за один год вместо изначально планируемых двух были разработаны и приняты 17 базовых соглашений, составляющих его правовую основу. Пакет основных соглашений, формирующих ЕЭП, был подписан в декабре 2010 года и ратифицирован в 2011 году.

С 1 января 2012 года Единое экономическое пространство (ЕЭП) начинает свою деятельность [33, с. 14]. Также с 1 января 2012 года постоянно действующим наднациональным регулирующим органом Таможенного союза и Единого экономического пространства является Евразийская экономическая комиссия, имеющая статус наднационального органа управления. В дальнейшей перспективе планировалось создание Евразийского экономического союза, который официально уже начал свою работу с 1 января 2015 года.

Единое экономическое пространство – пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы [29].

Создание в такие краткие сроки в рамках ЕврАзЭС Таможенного союза и ЕЭП стало возможным благодаря высоким темпам интеграции, которой способствовали географическая близость стран, устоявшиеся в течении долгого времени макро- и микроэкономические связи, общность многих культурных и исторических традиций, сходный менталитет и др.

За прошедшие годы в ЕврАзЭс сформировалась разветвленная система механизмов, обеспечивающих процесс вертикальной и горизонтальной интеграции, что способствует созданию более крупных рынков для национальных производителей и потребителей, росту экономики, сокращение барьеров на пути перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Страны ЕврАзЭС согласовывали проведение реформ в социальной сфере и на рынке труда, разрабатывали и реализовывали ряд программ и концепций, в том числе концепции международной деятельности, продовольственной безопасности, формирования общего энергетического рынка и единого транспортного пространства. По инициативе Республики Беларусь была разработана межгосударственная целевая программа «Инновационные биотехнологии», сроки реализации которой 2011 -2015 годы. Программа ориентировалась на внедрение новых биотехнологий, биопрепаратов и диагностических тест-систем для сельского хозяйства, промышленности, медицины и охраны окружающей среды. Общий объем финансирования − 926,6 миллионов рублей [33, с. 16]. С 2012 года действует трехлетняя программа «Создание единой автоматизированной информационной системы контроля таможенного транзита государств – членов ЕврАзЭС», сопряженная с новой компьютеризированной транзитной системой (NCTS), используемой странами ЕС. Общая сумма средств на осуществление мероприятий программы - 212,8 млн рублей [29]. В апреле 2012 года утверждена программа "Рекультивация территорий государств-членов ЕврАзЭС, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств", на реализацию которой в 2013-2018 гг. направлено 1,16 млрд рублей из бюджетов стран. Будут рекультивированы два радиационно опасных объекта в Кыргызстане и один в Таджикистане [22].

В соответствии с Концепцией формирования единого транспортного пространства в настоящее время на территории Сообщества формируются три международных транспортных коридора: Западная Европа-Западный Китай, Север-Юг, Запад-Восток. До 2015 года будет реализовано 108 инвестиционных проектов, направленных на расширение и модернизацию транспортной инфраструктуры. Создается опорная сеть логистических центров, объединенная в инвестиционный проект "Транспортные ворота ЕврАзЭС". Уже введено в строй 8 логистических центров, а до 2020 года планируется построить еще 37 [29].

Для финансирования всех этих проектов, имеющих интеграционный эффект, в 2006 году был учрежден Евразийский банк развития. Банк обеспечивает финансирование по следующим приоритетным направлениям: проекты по развитию инфраструктуры (транспортной, энергетической, телекоммуникативной, муниципальной); развитие высокотехнологичных производств; программы по повышению энергоэффективности экономики.

С целью нивелирования последствий мирового финансового кризиса для стран Сообщества созданы Антикризисный фонд ЕврАзЭС. Антикризисный фонд имеет уставной капитал, эквивалентный 10 миллиардов долларов. Например, в 2011 году было принято решение о выделении из Фонда финансового кредита Беларуси в размере 3 миллиарда долларов в течении 2011 – 2013 годов для выполнения Стабилизационной программы, нацеленной на стабилизацию платежного баланса и повышение конкурентоспособности экономики [33, с. 16].

С 1 января 2012 года заработал новый Суд ЕврАзЭС, распологающийся в Минске. Хозяйствующие субъекты государств − членов ЕврАзЭС − могут обращаться в суд по вопросам защиты своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности [22].

Главными международными партнерами ЕврАзЭС, совместно с которыми реализуется ряд важных проектов, являются ООН, ЭСКАТО, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, Международная организация по миграции, Всемирная таможенная организация, ОБСЕ и др. Особое место занимает сотрудничество с региональными структурами – СНГ, ОДКБ, ШОС [33, с. 17].

По итогам 2013 года объем внешней торговли товарами государств – членов Таможенного союза и ЕЭП с третьими странами составил 932,9 млрд. долл. США, в том числе экспорт – 587,7 млрд. долл. США, импорт – 345,2 млрд. долл. США. По сравнению с 2012 годом объем внешней торговли изменился незначительно (99,8%). Объем экспорта товаров уменьшился на 1%, импорт увеличился на 1,3% [22].

Во многом финансово-экономическое положение стран ЕврАзЭС в значительной степени зависело от внешних факторов, в частности это темпы экономического роста, спрос на импорт в ведущих странах мира, да и сложившееся политическая и идеологическая ситуация.

Экономические преобразования в рамках Сообщества тормозили проблемы в социально-трудовой сфере: ухудшение демографической ситуации; существенная дифференциация населения по уровню доходов; проблемы с занятостью населения, значительный уровень бедности и другие [33, с. 17-18]. В связи с этим во всех государствах ЕврАзЭС получили реализацию социальные программы. Повсеместно действовали и совершенствовались комплексы мер по созданию условий благоприятных росту рождаемости, сокращению смертности, улучшению воспитания детей, поддержке инвалидов, пожилых граждан, ветеранов.

В 2014 году было принято решение упразднить ЕврАзЭС в связи с созданием Евразийского экономического союза.

ЕврАзЭС, без преувеличения можно назвать одним из самых успешных интеграционных объединений на постсоветском пространстве.

Государства, которые вошли в состав ЕврАзЭС, неодинаковые по размерам территории, наличии ресурсов, численности населения, уровню экономического развития. Но при этом разнообразие ресурсов России и Казахстана, географическое положение Беларуси в центре Европы, существенные водные ресурсы Таджикистана и Кыргызстана дают положительные результаты при объединении своих потенциалов. Государства Сообщества сосредотачивали свои усилия на реализации совместных проектов и программ, а также пытались перейти на более высокие ранги интеграции. ЕврАзЭс выполнила поставленные перед собой задачи: заработал Таможенный союз и Единое экономическое пространство, создана Евразийская экономическая комиссия. Но сегодня их место занял Евразийский экономический союз. Таким образом, время убедительно показало востребованность и жизнеспособность ЕврАзЭС, которое продемонстрировало успешную реализацию стоящих перед ним задач и интеграционный вектор многостороннего взаимодействия бывших советских республик на долгосрочную перспективу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.