Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика международных отношений на постсоветском пространстве в рамках Шанхайской Организации сотрудничества




Шанхайская организация сотрудничества привлекает к себе постоянный, причем явно растущий интерес в мире. Это объясняется и тем, что в странах − членах Организации проживает свыше четверти всего населения планеты, и тем, что на их территории сосредоточена значительная, а в ряде случаев – основная часть разнообразных природных богатств планеты, будь то минеральных, растительных и биологических, и тем, что члены ШОС обладают значительным военным потенциалом, включая ракетно-ядерный. Совокупность этих материальных факторов, равно как и недвусмысленное стремление членов Организации последовательно придерживаться внешнеполитического курса, отвечающего их собственным национальным интересам, превращает ШОС в один из наиболее авторитетных полюсов влияния на современные международные политические и экономические отношения. Более того, можно утверждать, что создание ШОС относится к числу наиболее важных событий после окончания холодной войны, ставших весьма убедительным опровержением теории и практики однополярного мира [67, с.53-54].

Шанхайская организация сотрудничества является постоянно действующей межправительственной международной организацией, о создании которой было объявлено 15 июня 2001 года в Шанхае (КНР) Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Киргизской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан [5, с. 345].

С распадом СССР появились новые субъекты переговоров. В декабре 1991 года Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, с одной стороны, и Китай, с другой, продолжили контакты. Сформировалась структура переговоров «4+1». ШОС возникает на базе «Шанхайской пятерки», в которую входили вышеперечисленные страны.

На третьем саммите «пятерки» в 1998 году в Алма-Ате было достигнуто понимание необходимости продолжения углубленных консультаций по проблемам региональной и азиатской безопасности, налаживания широкомасштабного и долгосрочного сотрудничества, включая сферы торговли, экономики, энергоресурсов, а также совместной борьбы с этносепаратизмом, религиозным экстремизмом, международным терроризмом и транснациональной преступностью [32, с. 149].

14-15 июня 2001 г. в Шанхае состоялась встреча глав уже шести государств – Казахстана, Киргизии, Китая, России, Таджикистана и присоединившегося к ним Узбекистана, на которой было объявлено о создании Шанхайской Организации Сотрудничества. В принятой на этом саммите Декларации о создании ШОС в качестве основных целей провозглашались: поощрение эффективного сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях, совместное обеспечение и поддержка мира, безопасность и стабильность в регионе.

Другим важным документом, подписанным в ходе саммита стала Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Она дала определение сепаратизма и экстремизма как насильственных, преследуемых в уголовном порядке деяний [10, с.45]. На основе Конвенции в рамках ШОС создается Региональная антитеррористическая структура – постоянно действующий орган, предназначенный для содействия координации и взаимодействию компетентных органов стран ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

На второй встрече глав государств – членов ШОС, состоявшейся в июне 2002 г. в Санкт-Петербурге, были подписаны Хартия ШОС, Соглашение между государствами – членами о Региональной антитеррористической структуре (РАТС) и Декларация глав государств-членов этой организации [32, с. 150- 151].

Хартия стала базовым уставным документом, который закрепляет провозглашение в Декларации направления сотрудничества стран, фиксирует цели и принципы организации, придает «шестерке» международной статус и определяет ее внутреннюю структуру, а также механизм формирования политического курса государств и построения их взаимоотношений с другими странами и организациями.

В 2009 году на встрече в Екатеринбурге главы государств − участников Организации приняли решение о предоставлении статуса партнера по диалогу ШОС Шри-Ланке и Беларуси. 28 апреля 2010 года был подписан Меморандум о предоставлении Беларуси статуса партнера по диалогу ШОС, официально оформивший этот статус для Беларуси. 7 июня 2012 года лидеры стран-участниц ШОС также подписали решение о предоставлении Афганистану статуса наблюдателя при ШОС и решение о предоставлении Турции статуса партнера по диалогу.

Общая территория входящих в ШОС стран составляет 60 % территории Евразии. Ее совокупный демографический потенциал ¼ часть населения Земли, а экономический потенциал включает самую мощную после США китайскую экономику [13, с. 32].

Сложившиеся между государствами – участниками организации отношения конструктивного партнерства, базирующиеся на принципах доверия и взаимного уважения, позволяют использовать преимущества, предоставляемые географической близостью и взаимодополняемостью экономик, стимулируют активный поиск совместных проектов сотрудничества и кооперации, исходя из открытости вовне[32, с. 151].

Согласно статье 1 основополагающего документа ШОС − Хартии от 7 июня 2002 года к основным целям организации относятся: укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами − участницами; содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды и других сферах; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка; координация подходов при интеграции в мировую экономику; совместный поиск решений проблем, которые возникнут в ХХI веке. [5, с. 345-346].

Статья 4 посвящена структуре организации. Для выполнения целей и задач Хартии ШОС в рамках организации были учреждены следующие органы: Совет глав государств; Совет глав правительств; Совет министров иностранных дел; Совещания руководителей министерств и ведомств; Совет национальных координаторов; Региональная антитеррористичекая структура – постоянно действующий орган; Секретариат.

Совет глав государств является высшим органом, принимающим решения в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Этот совет собирается на саммитах ШОС, которые проводятся каждый год в одном из столичных городов государств-членов.

Совет глав правительств является вторым по значимости органом в ШОС. Этот совет также проводит ежегодные саммиты, на котором его члены обсуждают вопросы многостороннего сотрудничества. Совет также утверждает бюджет организации. Совет министров иностранных дел также проводить регулярные встречи, на которых они обсуждают текущую международную ситуацию и взаимодействие ШОС с другими международными организациями.

Совет министров иностранных дел рассматривает и решает вопросы текущей деятельности Организации, включая подготовку заседания Совета глав государств, предпринимает меры по реализации решений Организации и проведению консультаций в рамках ШОС по международным проблемам. Председательство в Совете осуществляет министр иностранных дел государства-члена Организации, на территории которого проводится очередное заседание Совета глав государств. Председатель СМИД при осуществлении внешних контактов представляет Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета.

Совещания руководителей министерств и/или ведомств проводятся для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках ШОС. К настоящему времени сформировался механизм проведения совещаний генеральных прокуроров, министров обороны, министров экономики и торговли, министров коммуникаций, министров культуры, а также совещаний руководителей правоохранительных органов и ведомств по экстренному оказанию помощи пострадавшим от бедствий. Председательство осуществляет руководитель соответствующего министерства и/или ведомства государства-организатора совещания. Место и время проведения совещания согласуются предварительно.

Совет национальных координаторов, как следует из его названия, координирует многостороннее сотрудничество государств-членов в рамках устава ШОС.

Секретариат ШОС является основным исполнительным органом организации. Он служит для реализации организационных решений и указов, подготовки проектов документов (например, деклараций и программ), наделен функциями документарного депозитария для организации, организует конкретные мероприятия в рамках ШОС, а также способствует и распространяет информацию о ШОС. Он расположен в Пекине.

Региональная антитеррористическая структура (РАТС) со штаб-квартирой в Ташкенте, Узбекистан, является постоянно действующим органом ШОС, который служит для развития сотрудничества государств-членов в отношении трех зол - терроризма, сепаратизма и экстремизма. Глава избирается сроком на три года. Каждое государство-член также посылает постоянного представителя в данную структуру [66].

ШОС, не являясь традиционным военно-политическим блоком, но тем не менее, в качестве одного из своих приоритетных направлений выделяет сотрудничество в области безопасности. Оно включает организацию и проведение совместных учений, а также вопросы эксплуатации военных баз, оснащение армии, военно-техническое сотрудничество. Антитеррористическая деятельность ШОС включает обмен информацией и консультации в рамках Региональной антитеррористической структуры.

Обсуждаются и принимаются меры, направленные на профилактику и локализацию возможных межнациональных конфликтов.

Как один из возможных вариантов усиления военной составляющей обсуждается вариант создания сил быстрого реагирования ШОС.

Деятельность Шанхайской организации сотрудничества в области безопасности, прежде всего, сосредоточена на проблемах безопасности стран-членов в Центральной Азии, что часто описывается как основная угроза. ШОС противостоит таким явлениям как терроризм, сепаратизм и экстремизм [13, с. 33].

В октябре 2007 года ШОС подписала соглашение с Организацией Договора о коллективной безопасности, в столице Таджикистана Душанбе для того, чтобы расширить сотрудничество по таким вопросам, как безопасность, борьба с преступностью и незаконным оборотом наркотиков. Совместные планы действий между двумя организациями были утверждены в начале 2008 года в Пекине.

Организация также выступила против кибервойн, заявив, что распространение информации, вредной для духовных, нравственных и культурных сфер других государств следует рассматривать как «угрозу безопасности» [24, с. 218-219].

В последние несколько лет деятельность организации была направлена на тесное военное сотрудничество, обмен разведывательной информацией и борьбу с терроризмом.

Странами ШОС проводился ряд совместных военных учений. Первое из них состоялось в 2003 году: первая фаза прошла в Казахстане, а вторая - в Китае. С тех пор Китай и Россия объединили усилия для проведения крупномасштабных военных учений «Мирная миссия» в 2005, 2007, 2009, 2010 и 2013 годах под эгидой Шанхайской организации сотрудничества. Так же проводились учения по ликвидации чрезвычайных ситуаций - «Стихия-2013» [36].

Деятельность ШОС получила и экономическую направленность. В сентябре 2003 года главы правительств стран-членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества на 20 лет. В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли на пространстве ШОС, а в краткосрочной перспективе – активизировать процесс создания благоприятных условий в области торговли и инвестиции. 26 октября 2005 года на московском саммите ШОС исполнительный секретарь организации Чжан Дэгуан заявил, что организация сосредоточит внимание на совместных энергетических проектах, включая развитие нефтегазового сектора, разведку запасов углеводородов и совместное использование водных ресурсов. Идея, выдвинутая президентом России Владимиром Путиным на шанхайском саммите в июне 2006 года о создании Энергетического клуба ШОС как механизма, объединяющего производителей, потребителей и транзитёров энергоресурсов, была поддержана остальными главами государств.

Всего в рамках ШОС были подписаны более двухсот документов, большая часть которых направлена на развитие экономического сотрудничества. В частности, в 2003 году была принята Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС до 2028 года, а в 2004 году – план по ее реализации.

Показателем интенсивного развития экономического и инвестиционного сотрудничества в рамках ШОС является постоянный рост показателей объема товарооборота между государствами участниками в рамках ШОС.

С 2001 по 2011 год объем товарооборота между КНР и другими государствами-членами ШОС увеличился почти в 10 раз - с 12,1 млрд. до 113, 4 млрд. долларов. Заметен прогресс в развитии технико-экономического сотрудничества, реализации совместных сетевых и телекоммуникационных проектов. Реализуются проекты сотрудничества в таких сферах, как создание объектов инфраструктуры, телекоммуникации, гидромелиорация, электроэнергетика, обрабатывающая промышленность и подрядное строительство. В регионе постепенно формируется сеть объектов инфраструктуры, объединяющая разные страны.

Сотрудничество в рамках ШОС охватывает области энергетики, транспорта, сельского хозяйства, телекоммуникаций и многие другие отрасли экономики [58].

Сегодня главы правительств приветствуют инициативу Китайской Народной Республики о формировании «Экономического пояса Шелкового пути» и считают важным наладить консультации и взаимодействие между государствами-членами ШОС по данному вопросу.

Реализация этого проекта открывает перед странами-членами ШОС дополнительные возможности «поймать китайский ветер в паруса экономики». Стратегия Пекина нацелена на создание надежного и безопасного торгового маршрута из Китая в Западную Европу и на Ближний Восток. С учетом реальной военно-политической ситуации оптимальное направление транспортных коридоров проходит по территории стран ШОС и ЕАЭС. По этому маршруту уже налажено регулярное движение железнодорожных контейнерных составов. Практически завершено строительство шоссе через Синьцзян и весь Казахстан, которое доходит до границы с Россией в Оренбургской области [39].

Заглядывая в будущее, можно отметить, что торгово-экономическое сотрудничество стран-членов ШОС имеет широкие перспективы.

В Декларации о создании ШОС страны − участницы заявили и о необходимости развивать культурное сотрудничество. Впервые министры культуры стран-участниц встретились в Пекине 12 апреля 2002 года. Правительства государств активно поддержали проведение Дней культуры, участие художественных коллективов и деятелей искусств. С этого времени проводятся совместные мероприятия, приуроченные к знаменательным историческим датам стран, входящих в ШОС, практикуются обмен студентами и профессорско-преподавательским составом, предпринимаются попытки создать совместные учебные центры. В 2008 году был сформирован Университет ШОС как единое сетевое образовательное пространство, базирующееся на университетах, ведущих исследования в направлениях регионоведение, IT-технологии, нанотехнологии, энергетика, экология.

Развиваются связи и в сфере искусства. Начиная с 2005 года ежегодно проводятся выставки детских рисунков «Дети рисуют сказки». Идея инициаторов проекта, заключавшаяся в том, чтобы через народные сказки стимулировать интерес детей к культуре соседних стран, а также национальному достоянию, была активно поддержана Секретариатом ШОС, который обратился к представителям Казахстана, Киргизии, Китая, России, Таджикистана и Узбекистана с предложением организовать совместную выставку детского рисунка [59].

Как и другие сферы взаимодействия, гуманитарное сотрудничество в рамках ШОС имеет широкие перспективы.

Следует помнить, что ШОС – не военный блок и не замкнутый альянс, а открытая организация, ориентированная на широкое международное сотрудничество, включающее и возможность расширения своего состава [32, с. 151 -152]. Сегодня на повестке дня стоит вопрос о принятии в состав организации таких государств, как Индия, Пакистан, Иран и Турция.

Несмотря на внешний монолитный вид, эксперты отмечают ряд вопросов, по которым наблюдаются противоречия в политике членов ШОС, самое серьёзное из которых касается расхождения политических и экономических интересов России и Китая. Китай, рассматривая страны ШОС как перспективный рынок сбыта, считает, что приоритеты ШОС между антитеррористической и экономической деятельностью должны делиться поровну, а в перспективе экономическая стратегия может занять главное место в деятельности организации. Россия, напротив, настаивает на сохранении традиционной активности ШОС в области борьбы с проявлениями «трёх зол»: терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом и, опасаясь установления экономической гегемонии Китая в постсоветской Азии, предпринимает усилия для того, чтобы сдерживать предложения Пекина по интенсификации экономического сотрудничества в рамках ШОС [37].

Многими международными экспертами ШОС оценивается как еще один крупнейший и сильный полюс, формирующийся на основе принципов регионального единения и цивилизационного родства. Многие среднеазиатские страны, получив поддержку таких государств как Россия и Китай, начали демонстрировать способность к независимости от деструктивной деятельности США, и готовность в случае давления с их стороны, выработать формы отпора.

Шанхайской Организации сотрудничества еще только предстоит стать действенным инструментом по разрешению региональных проблем. Благодаря тому, что цели и задачи ШОС отвечают долговременной перспективе, можно сделать вывод, что заинтересованность ее участников будет расти Но вот на сколько углубится деловое сотрудничество между членами ШОС, расширится ли сфера экономического взаимодействия, и, в конце концов, будут ли достигнуты цели взаимной выгоды и совместного развития, нам предстоит увидеть в будущем.

 

 

 

Заключение

 

Распад СССР, возникновение необходимости жить в новых условиях, разрыв политических, экономических, военных и культурных связей, слабость государственной власти наталкивало руководство бывших советских республик на поиск новых основополагающих принципов функционирования своих государств.

После обретения независимости, страны, при наличии совершенно разных способностей и перспектив начинают строить себя заново. Особое внимание про этом уделяется национальной идее, так как именно ее выдвижение явилось важнейшим направлением в формировании общественно-политического сознания народа и мобилизации усилий на укрепление государственности, преодолении разобщенности граждан и кризиса самосознания.

Параллельно с процессом самоидентификации происходило определение своего места в мире. Встала важная проблема выбора союзников и партнеров для дальнейшего существования в мировом пространстве. Здесь наметилось два пути: сохранить ранее скрепленные связи и отношения, или же выйти на путь практического субрегионального сотрудничества в экономической и военно-политической сфере с участием групп государств, имеющих действительно общие интересы.

8 декабря 1991 года, в день подписания документа о денонсации договора от 1922 года, в котором констатировалось, что СССР прекращал свое существование, было принято решение о создании Содружества Независимых Государств. СНГ стал первым интеграционным объединением на постсоветском пространстве. Сегодня оценки Содружества неоднозначны и противоречивы. Не отрицается, что в период первого десятилетия своего существования СНГ не содействовало значительным переменам в жизни бывших советских государств. Но очевидно то, что ослабить дезинтеграционные процессы Содружеству Независимых Государств, все же удалось. Однако СНГ смогло подтвердить свою важную историческую роль. Деятельность Организации содействовала решению многих проблем, способствовало становлению суверенных независимых государств, выбору каждым своей модели экономического и государственного строительства, формированию между новых межгосударственных отношений, а также сохранению и дальнейшему развитию уже сложившихся связей на пространстве бывшего СССР.

СНГ не исчерпал свой интеграционный потенциал. Содружество должно способствовать всестороннему сотрудничеству входящих в него стран, укреплению своих позиций на мировой арене. Тем не менее, поиск путей повышения эффективности работы СНГ прекращать не стоит.

Возникновение на территории СНГ новых образований, говорит о более тесной региональной интеграции. Особого внимания из всех объединений заслуживает Союзное Государство Беларуси и России. Не смотря на ряд проблем и разногласий между странами, российско-белорусская интеграция находится на более высоком уровне в экономическом, политическом, социальном, военном планах по сравнению с иными региональными объединениями. Проводимая Союзным государством политика соответствует интересам обоих народов, выводит их на качественно новый политический, экономический, социальный, культурный и военный уровень.

Союзное государство можно назвать своеобразным «фундаментом» интеграционных процессов постсоветском пространстве, особенно в сфере экономического сотрудничества. Совместные наработки Беларуси и России были использованы при формировании Таможенного союза, Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана, а затем и Евразийского экономического союза, который начал свою работу с 1 января 2015 года.

Интеграции в военно-политической и военно-технической сферах касается Организация Договора о коллективной безопасности. Целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности, стабильности, защита независимости, территориальной целостности и суверенитета своих государств. Сегодня ОДКБ трансформировалась в многофункциональную региональную организацию, которая способна обеспечить комплексную безопасность государств-членов, оперативно среагировать на вызовы и угрозы современности. Однако чтобы зарекомендовать себя и стать «ядром» системы безопасности на постсоветском пространстве, ОДКБ предстоит утверждение на практике. Организация еще не проявляла себя в реальных военных действиях.

Особое место среди субрегиональных группировок на пространстве СНГ занимает Организация за демократию и экономические развитие – ГУАМ. Основатели не скрывали, что целью организации является интеграция в Европейское сообщество и сближение с НАТО. До недавнего времени Организация считалась разваленной. ГУАМ оказалась мало востребованной, большинство проектов и мероприятий остались лишь на бумаге. Поэтому будущее ее будущее на данный момент туманно. Страны ГУАМ: Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова – не готовы к реальной интеграции. Ситуация будет зависеть как от внешнеполитической обстановки, так и способности самих государств решить внутренние проблемы. Пока участники организации лишь обсуждают свои проблемы и совместно с США и Европейским Союзом делают негативные заявления в сторону России.

Сегодня приоритет в интеграционной политике принадлежит интеграции в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества и Евразийском Экономическом сообществе. В ШОС на правах членов входят Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Права наблюдателя имеет Беларусь. В Организации сотрудничество охватывает политическую, военную, экономическую и гуманитарную сферы.

Огромные надежды возлагаются на Евразийский Экономический Союз. Этому новому интеграционному объединению, возникшему на основе ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого Экономического пространства, еще предстоит утвердить себя на мировой арене и расширить свой состав.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство стран бывшего Советского Союза посчитали нужным продолжать дальнейшее сотрудничество и находятся в активном поиске путей интеграции. В целом же перспективы интеграции постсоветского пространства колоссальны.

Сейчас будущее бывших советских республик во многом зависит от того, пойдут они по пути дезинтеграционной политики, примкнув к более приоритетным центрам, или же примут участие в формировании собственной, жизнеспособной, эффективно действующей структуре, в основе которой лягут общие интересы и цивилизованные отношения всех ее членов.

 

 

Список использованных источников:

 

1. Аналитический доклад «Итоги деятельности СНГ за 20 лет и задачи на перспективу» // Интернет-Портал СНГ [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.cis.minsk.by/news.php?id=289 − Дата доступа: 12.05.2015.

2. Бабосов, Е. М. Интеграционные взаимодействия на постсоветском пространстве: перспективы созидания Евразийского союза / Е. М. Бабосов // Проблемы управления. – 2011. – № 4. – С. 6 – 10.

3. Бордюжа, Н. «Канал», «Арсенал», «Прокси» и другие операции ОДКБ / Н. Бордюжа // Международная жизнь. – 2009. - № 2-3. – С. 20 – 26.

4. Более 1,5 тысяч детей Беларуси и России пройдут оздоровление за счет средств Союзного государства в 2015 году // Информационно-аналитический портал Союзного государства [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://www.soyuz.by/news/youth/16958.html − Дата доступа: 02.06.2015.

5. Бублик, В. А. Опыт строительства Союзного Государства Белоруссии и России для развития Евразийской интеграции: дис. А.В. Бублик д-ра юрид. наук / В. А. Бублик. – Екатеринбург, 2012. – 546 с.

6. Вульфсон, Б.Л. Образование на постсоветском пространстве: интеграция и дезинтеграция / Б.Л. Вульфсон // Педагогика. – 2005. - №8. – С. 3-15.

7. В Душанбе состоялось XVI заседание Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств – членов ОДКБ // Организация Договора о Коллективной безопасности [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://www.odkb-csto.org/news/detail.php?ELEMENT_ID=4872&SECTION_ID − Дата доступа: 02.06.2015.

8. В Украине предложили разделить «Восточное партнерство» на своих и не своих // Электронные вести [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://ivesti.com.ua/politik/74049-v-ukraine-predlozhili-razdelit-vostochnoe-partnerstvo-na-svoih-i-ne-svoih.html − Дата доступа: 03.06.2015.

9. Гандилов, С. Содружество Независимых Государств: интеграция в европейскую экономику и шансы для развития / С. Гандилов // Проблемы управления. – 2008. − № 2. – С. 181-184.

10. Гейдаров, Н. Шанхайская организация сотрудничества и будущее Центральной Азии / Н. Гейдаров // Власть. – 2008. - № 7. – с.43-47.

11. Глазьев, С.Ю. Перспективы экономического развития СНГ при интеграционном и инерционном сценариях взаимодействия стран-участниц / С. Ю. Глазьев // Российский экономический журнал. – 2008. − № 7-8. – С. 24−34.

12. Государство-призрак? Союзное государство России и Белоруссии – проблемы и перспективы // РУСИНФОРМ [Электронный ресурс]. – 2012.− Режим доступа: http://rusinform.ru/index.php?newsid=2086 − Дата доступа: 22.05.2015.

13. Гребениченко, С. Ф. В фарватере интеграции / С. Ф. Гребениченко // Социально-гуманитарные знания. – 2012. - № 1. – С. 20 – 42.

14. Гусев, А. В. Участие Беларуси в интеграционных процессах на постсоветском пространстве / А. В. Гусев // Проблемы управления. – 2010. - № 1. – С. 229 – 235.

15. ГУАМ, или союз обиженных на Россию // inoСМИ.Ru [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://inosmi.ru/sngbaltia/20141114/224263659.html − Дата доступа: 03.06.2015.

16. Договор о коллективной безопасности // Организация Договора о коллективной безопасности [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=126 − Дата доступа: 27.05.2015.

17. Договор о создании Союзного Государства // Информационно-аналитический портал Союзного Государства [Электронный ресурс]. – 2004. – Режим доступа: http://www.soyuz.by/about/docs/dogovor5/ − Дата доступа: 25.05.2015.

18. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества // Евразийское экономическое сообщество [Электронный ресурс]. – 2000. – Режим доступа: http://evrazes.com/docs/view/3 − Дата доступа: 25.05.2015.

19. Евразийская экономическая перспектива: Материалы международного форума. Санкт-Петербург, 11 апреля 2013 года. – М.: Издание Государственной Думы, 2013. – 160 с.

20. Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты // Евразийский экономический союз [Электронный ресурс]. – 2015.− Режим доступа: http://eec.eaeunion.org/ru/Pages/library.aspx - Дата доступа: 20.05.2015.

21. Евразийский Экономический Союз // Риа Новости [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://ria.ru/spravka/20140529/1009667833.html − Дата доступа: 04.06.2015.

22. ЕврАзЭС сегодня // Евразийское Экономическое Сообщество [Электронный ресурс]. – 2005.- Режим доступа: http://evrazes.com/about/structure − Дата доступа: 20.05.2015.

23. Забытый ГУАМ возвращается? «Новое дыхание» организации без «старшего брата» // Азия. Бизнес. Консалтинг [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://asialive.info/2014/12/zabytyj_guam_vozvrashaetsya_novoe_dyhanie_organizacii_bez_starshego_brata_206697.html- Дата доступа: 03.06.2015.

24. Задерей, Н. Пространство Великого Шелкового пути / Н. Задерей // Свободная мысль. – 2007. - № 7. – С. 215 – 220.

25. Зевин, Л. Эволюция постсоветского экономического пространства / Л. Зевин // Общество и экономика. – 2008. - № 3-4. – с.196 − 215.

26. Зеленкова, А. Белорусы не хотят строить с Россией союзное государство / А. Зеленкова // Интернет-газета «Салідарнасць» [Электронный ресурс]. – 2009.− Режим доступа: http://gazetaby.com/cont/art.php?sn_nid=21536 - Дата доступа: 29.04.2015

27. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве // Студопедия [Электронный ресурс]. – 2013.− Режим доступа: http://studopedia.net/11_32147_tema--integratsionnie-protsessi-na-postsovetskom-prostranstve.html − Дата доступа: 20.04.2015.

28. История // Евразийское Экономическое Сообщество [Электронный ресурс]. – 2005.- Режим доступа: http://evrazes.com/about/history - Дата доступа: 20.05.2015.

29. Как рождается новая Евразия // Евразийское Экономическое Сообщество [Электронный ресурс]. – 2005.- Режим доступа: http://evrazes.com/docs/view/611 - Дата доступа: 20.05.2015.

30. Ковальчук, А. Т. Эволюция российских подходов к многостороннему взаимодействию на постсоветском пространстве (1991 – 2012 гг.) / А. Т. Ковальчук // Международные отношения – 2014. - № 1. – С. 23 – 27.

31. Король, Е. Договор о Евразийском экономическом союзе: обзор положений / Е. Король // Таможенный вестник – 2015. - № 1. – С. 27 – 33.

32. Косов, Ю.В. СНГ. Институты, интеграционные процессы, конфликты / Ю.В.Косов. – М.: «Печатные традиции», 2009. – 200 с.

33. Мансуров, Т. А. Главная цель Евразийской интеграции – повышение благосостояния населения / Т. А. Мансуров // Проблемы управления. – 2013. – № 3. – С. 14 – 20.

34. Матвиенко, В. Наши интересы совпадают / В. Матвиенко // Интернет-газета «Союзное вече» [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://www.souzveche.ru/articles/our-union/26569/ – Дата доступа: 02.06.2015.

35. Мартьянов, В. Космополитическая империя: Транснациональный проект для постсоветского пространства / В. Мартьянов // Свободная мысль. – 2009. - № 7. – с.51 − 56.

36. Напряженное лето в рамках ШОС // «Союзное вече» [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.souzveche.ru/articles/integration/21073/ – Дата доступа: 04.06.2015.

37. Неоднозначность активности Китая в Центральной Азии // АПН Казахстан [Электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа: http://www.apn.kz/publications/article7422.htm − Дата доступа: 06.06.2015.

38. Николаев, М. В поисках модели единения. Союзное государство расширяет горизонты интеграции / М. Николаев // Беларуская думка. – 2009. – № 12. – С. 36 – 45.

39. Новые мелодии «Шелкового пути» // Инфо ШОС – Центральный интернет-портал Шанхайской организации сотрудничества [Электронный ресурс]. – 2007.− Режим доступа: http://www.infoshos.ru/ru/?idn=14115− Дата доступа: 30.05.2015.

40. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) // Риа Новости [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://ria.ru/spravka/20120628/687232141.html − Дата доступа: 02.06.2015.

41. Организация за демократию и экономическое развитие – ГУАМ // Организация за демократию и экономическое развитие – ГУАМ | GUAM [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://guam-organization.org/node/240 − Дата доступа: 03.06.2015.

42. О реализации решений и рекомендаций Евразийской экономической комиссии на национальном уровне // Консультант Плюс – надежная правовая поддержка [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163746/ − Дата доступа: 04.06.2015.

43. Постсоветская организация ГУАМ будет говорить только по-английски // AngliskiyProsto [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://angliskiyprosto.com/novosti/postsovetskaya-organizatsiya-guam-budet-govorit-tolko-po-angliyski − Дата доступа: 03.06.2015.

44. Пролесковский, О. Союзное государство – уникальный проект / О. Пролесковский // Неман. – 2011. - № 12. – С. 4 − 14.

45. Протокольное решение об аналитическом докладе «Итоги деятельности СНГ за 20 лет и задачи на перспективу» // Беларусь [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://belarus.news-city.info/docs/2011by/crfxfnm-tcgkfnyj07902.htm − Дата доступа: 25.05.2015.

46. Развитие и деятельность Содружества Независимых Государств в 2014 году (Сборник информационно-аналитических материалов, выпуск № 3). Минск: Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств, 2015. – 247 с.

47. Решение о деятельности Совета по культурному сотрудничеству государств – участников Содружества независимых государств // Консультант Плюс – надежная правовая поддержка [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=3464 − Дата доступа: 25.05.2015.

48. Романенкова, Т. Союзническая солидарность / Т. Романенкова // Союзное государство. – 2009. – № 5. – С. 20 – 23.

49. Синкевич, А. Придать вес ЕАЭС. Беларусь в контексте евразийской экономической интеграции / А. Синкевич // Беларуская думка. – 2014. - № 9. – С. 43 – 49.

50. Содружество Независимых Государств // Интернет-портал СНГ [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=174 − Дата доступа: 12.05.2015.

51. Союзное государство должно остаться ориентиром для других интеграционных объединений // Интернет-портал СНГ [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.cis.minsk.by/news.php?id=3828 − Дата доступа: 02.06.2015.

52. Союзное государство сохраняет и приумножает духовно-культурное наследие Народов Беларуси и России // Русь Молодая – информационный портал [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://rumol.org/2014/04/02/soyuznoe-gosudarstvo-soxranyaet-i-priumnozhaet-duxovno-kulturnoe-nasledie-narodov-belarusi-i-rossii/ − Дата доступа: 02.06.2015.

53. Страны постсоветского пространства: учеб.-метод. пособие / [сост. А. В. Петров]. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012. – 172 с.

54. Структура ОДКБ // Организация Договора о коллективной безопасности [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://www.odkb-csto.org/structure/ − Дата доступа: 02.06.2015.

55. Таможенный союз ЕврАзЭС // Евразийское Экономическое Сообщество [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://evrazes.com/customunion/about − Дата доступа: 20.05.2015.

56. Тезисы выступления Генерального секретаря ОДКБ Н. Бордюжи на тему: «20 лет Организации Договора о коллективной безопасности: вчера, сегодня, завтра» // Организация Договора о коллективной безопасности [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа:http://www.odkbcsto.org/general_secretary/detail.php?ELEMENT_ID=3571&SECTION_ID=105 − Дата доступа: 02.06.2015.

57. Шадурский, В.Г. Интеграционные и дезинтеграционные тенденции на постсоветском пространстве / В.Г. Шадурский // Веснік БДУ. Серыя 3. – 2009. − №.1. – с.16-22.

58. Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС) // Мировая экономика [Электронный ресурс]. – 2006.− Режим доступа: http://www.ereport.ru/articles/ecunions/sco.htm − Дата доступа: 30.05.2015.

59. ШОС – основные направления сотрудничества // Архив научных публикаций [Электронный ресурс] – 2012. − Режим доступа: http://www.rusnauka.com/22_PNR_2012/Politologia/10_115115.doc.htm − Дата доступа: 30.05.2015.

60. Шарубович, А. Постсоветские региональные объединения: достижения, проблемы, перспективы / А. Шурубович // Аналитические записки. – 2010. - № 1-4.

61. ШОС подошла к расширению // Инфо ШОС – Центральный интернет-портал Шанхайской организации сотрудничества [Электронный ресурс]. – 2007.− Режим доступа: http://www.infoshos.ru/ru/?idn=13832 − Дата доступа: 30.05.2015.

62. Украина активизировала работу ГУАМ // МИНПРОМ – информационное агентство [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://minprom.ua/page8/news56951.html − Дата доступа: 03.06.2015.

63. Устав Организации Договора о коллективной безопасности // Организация Договора о коллективной безопасности [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=124 − Дата доступа: 27.05.2015.

64. Устав Организации за демократию и экономическое развитие – ГУАМ // Организация за демократию и экономическое развитие ГУАМ | GUAM [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://guam-organization.org/node/449 − Дата доступа: 02.06.2015.

65. Устав Содружества Независимых Государств // Исполнительный комитет СНГ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=180 − Дата доступа: 20.05.2015.

66. Хартия Шанхайской Организации Сотрудничества // Шанхайская организация сотрудничества [Электронный ресурс]. – 2002. – Режим доступа: http://www.infoshos.ru/?id=33 − Дата доступа: 04.06.2015.

67. Чуфрин, Г. ШОС / Г. Чуфрин // Международная жизнь. – 2008. - № 6. – с.53-64.

68. 521 млн. рос. рублей выделено на реализацию союзной программы по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС в Беларуси // Информационно-аналитический портал Союзного государства Информационно-аналитический портал Союзного государства [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://www.soyuz.by/news/joint-programs/16003.html − Дата доступа: 02.06.2015.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.