Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предложения с сильной корреляционной связью




Сложноподчиненные предложения с определительной придаточной частью, относящейся к местоимению (указательному или определительному) в главной, характеризуются следующими признаками: 1) местоимение главной части конструктивно обязательно; 2) придаточная часть конкретизирует значение этого местоимения, разъясняет его содержание (термин «определительная» используется, таким образом, условно, со значением «раскрывающая содержание»).

В предложении Он делал то страшные, то ласковые и одобрительные глаза, шипел на тех, кто пел неверно, и едва заметным трепетанием протянутой ладони сдерживал увлекающихся (Купр.) придаточная часть кто пел неверно раскрывает значение местоимения тех в главной части, соотносится с ним и невозможна без этого соотношения, потому что других слов, которые могли бы быть определены данной придаточной частью, нет. То же обнаруживается и в предложении И все же я всегда завидовал тем, которые вставали по горну (С. Бар.). Местоимение конструктивно обязательно и в тех случаях, когда оно включается в перечислительный ряд с именами существительными или в обособленный оборот, где во избежание повторения замещает существительное, уже названное в главной части: Все чаще и чаще приходили ему [Ромашову] в голову непривычные, странные и сложные мысли, вроде тех, которые так потрясли его месяц тому назад (Купр.).

Конструктивная обязательность местоимения в главной части с определительной придаточной в описываемом типе предложений подчеркивается теми случаями, когда это местоимение опускается. Придаточная определительная часть сразу же становится изъяснительной: Кто привык за победу бороться, с нами вместе пускай запоет (Л.-К.).

Определительная придаточная часть, относящаяся к местоимению в главной, присоединяется к нему при помощи относительных (союзных) слов и союзов. В соответствии с этим различается два структурных типа - местоименно-соотносительный и местоименно-союзный соотносительный.

В качестве соотносительных слов выступают определительные и указательные местоимения все, каждый, всякий, любой; тот, такой, таков.

Придаточные присоединяются к главной при помощи союзных слов кто, что, какой, каков, который, чей, а также союзов как, словно, как будто, что, чтобы. С определительными местоимениями все, каждый, всякий, любой соотносятся относительные слова кто, который, чей: Каждый, кого он здесь видел, обладал своим особым познанием... (Фед.); Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит (П.).

С местоимением тот соотносятся относительные слова кто, который, чей. Например: Я тот, чей взор надежду губит, едва надежда расцветет, я тот, кого никто не любит и все живущее клянет (Л.); И пусть меня накажет тот, кто изобрел мои мученья (Л.), Должно быть, все те, кто наблюдали эту сцену извне, поняли ее опасное значение (Купр.).

Придаточные части, конкретизирующие значение местоимений все, каждый, всякий, любой и тот, устанавливают тождество между лицами или между предметами.

Придаточные части, раскрывающие содержание определительных местоимений такой, таков, дают качественную характеристику лицу или предмету.

С местоимением такой соотносятся союзные слова какой и союзы что, словно, как, как будто; с местоимением таков - союзные слова каков, какой и союзы что, как. Например: Почерк у него был круглый, без нажимов, красивый и равнодушный, такой, каким пишут военные писаря (Купр.); Каково лето, таково и сено (посл.). Качество может определяться посредством указания на следствие и степень: Жар такой, что на песке горят следы (Н.); а также посредством сравнения с чем-либо вполне или приблизительно сходным: Вид у него был такой, как будто его кто-то обидел; Выражение его лица было такое, словно он долго не спал.

Определительные придаточные части в местоименно-соотносительном типе могут располагаться и после главной, и перед ней, в местоименно-союзном соотносительном типе - после главной.

 


35. Расчлененные СПП. Их основные типы.

 

Систему РСПП составляют признаки:

1) Главная часть может существовать самостоятельно, не нуждается в распространении придат.ч..

2) Придат.ч. соотнесена со всей главной частью в целом.

3) Характерно употребление семантических союзов.

4) В основе классификации лежит характер смысловых отношений между частями, выражаемый семантич. союзом.

РСПП бывают союзные обусловленности (а именно причинные, условные, уступительные, целевые, следствия), временные, сравнительные, а также бывают со слабой корреляционной связью (относительно-распространительные и присоединительные)+ табл. с союзами!


36. БСП однородного и неоднородного состава. Открытой и закрытой структуры.

Представляет собой фрагмент синтаксической системы, который еще во многом не познан наукой. Это объясняется тем, что долгое время внимание ученых было обращено к фактам кодифицированной литературной речи и литературного языка. (Нормированный язык и речь). Между тем сферой обитания БСП является преимущественно разговорный язык и речь. Тем не менее многие ученые уделяли внимание БСП- Востоков, потебня, пешковский. Они описывали и рассматривали БСП, но не выделяли их в самостоятельный тип, а распределяли среди ССП и СПП. В первых изданиях русского синтаксиса Пешковский говорит о том, что из отделять необходимо. Но с течением времени он стал отождествлять интонацию с отдельными группами союзов. Такую же позицию занимал Шахматов. Иными словами, БСП назывались предложения с опущенными союзами. Предложения делились на сочиненные и подчиненные и необходимость описания и исследования семантики и структуры собственно БСП отпадала. Эта точка зрения оказалась несостоятельной и неправомерной по двум причинам:
1- в БСП закрытой структуры противопоставление сочинения и подчинения оказывается снято. Такие БСП могут быть заменены как ССП так и СПП. Например, пешковский анализировал: Настанет утро- пойдем в лес. Он утверждал что в этом предложении пропущен подчинительный союз. Но возможен и соичнительный союз.
2- в ряде случаев замена бессоюзного сложного предложения союзным является невозможным, потому что нужно не только вставить союз, но изменить лексический состав предложения, вставить недостающие элементы, слова. Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.

С 50-х годов стал распространяться другой взгляд на БСП. Поспелов предложил рассматривать БСП как тип противопоставленный союзным. В основу деления он положил семантический критерий и предложил разделить на два типа: предложения однородного состава и неоднородного. Белошапкова разделила БСП на открытую и закрытую структуру. В итоге:
I - предложения однородного состава
1. Перечислительные отношение(открытая структура)
а)со значением одновременности
б) со значением следования
2. Сопоставительные (далее все закрытой структуры)
II - Предложения неоднородного состава
1. Предложения обусловленности
2. Объяснительные
а) с формальными показателями несамостоятельности частей
- несамостоятельность первой части выражено лексически
- несамостоятельность первой части выражено в ее неполноте
- несамостоятельность второй части выражено лексически
б) без формальных показателей несамостоятельности частей
- предложения причинного пояснения
- уточнительного пояснения
- следствия- вывода
- присоединительные
III -предложение сложного состава (структура определяется по частям)

СРЕДСТВА СВЯЗИ- отсуствие союза ведет к мобилизации других средств связи предикативных частей: интонации,соотн-я видовременных форм(т е последовательность дейтсвий), лексич показателей.

Перечислительные отношения имеют открытую структуру. То есть эта открытая структура потенциально может быть распространена. В этих предложениях реализуется синтаксическая однотипность.
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ(закрытая структура- бинарное)
Кроме сопоставительный интонации средство связи вытаивает синт параллелизм, лексические элементы- антонимы, неполнота второй части и нередко первая часть является отрицательной. Служить бы рад, прислуживать тошно. Знаки- тире, иногда запятая.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ
Обусловленность двух видов: чисто условное значение, недеференцированное условно-временное. Особенности предложений обусловленности:
-Закрытость структуры
- двучленность структуры
- во второй части имеется синтаксическая позиция заключительной частицы- так тогда то.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С формальными показателями несамостоятельности частей:
1-несамостоятельность новой части выражена лексически, то есть в первой части такого предложения находится слово информативной недостаточности, вторая часть его конкретизирует
Я вам скажу только одно: нельзя сидеть сложа руки. (Анафорический элемент- одно)
2- несамостоятельность первой части выражено в ее неполноте
... Либо в ней глаголы со значением восприятия
Князь прислушался: колокольчик звучал под самыми окнами.
3- несамостоятельность второй части БСП
Анафорический элемент перемещается во старую часть.
Блеск огней достигал до самого дна бухты: так прозрачная была вода.
Без формального показателя несамостоятельности частей:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРИЧИННОГО ПОЯСНЕНИЯ
Во второй частиц таких предложений содержится обоснование того, что сказано в первой части. Давно,видно, никто не подходил к колодцу: вокруг плотно стелилась кудрявая мурава.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ УТОЧНИТЕЛЬНОГО ПОЯСНЕНИЯ
сообщают об одном событии но по-разному: первая часть содержит более общие сообщения, а вторая более конкретные, полные, развернутые.
Столетние усилие дерева сделали свое: верхние ветви эта ель вынесла к свету. (На месте двоеточия - а именно, то есть)
ПРЕДЛОЖЕНИЯ СЛЕДСТВИЯ-ВЫВОДА
Первая часть сообщает о каком-то факте, вторая - называет реальный вывод и следствие, который можно сделать из данного факта. При этом Модальность первой части всегда реальная, а во второй части особая модальность предиката- возможности, принуждения.
Юность кончена-начинается путь новый и трудный. (нам месте союз следствия так что) петух стар- нужно его заколоть и съесть.
ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Вторая часть содержит разнообразные сообщения дополнительного или оценочного характера по поводу того, что сказано в первой части.
Огромная рыба висела на багажнике сзади - голова и хвост почти касались земли.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ СЛОЖНОГО СОСТАВА
= БСП усложненной структуры
Представляют собой многообразные соединения разных типов БС конструкций.
Таганрогский залив обмелел: тяжелые купеческие суда вынуждены были останавливаться на далеком морском рейде,- это было невыгодно.
1 и 2 конструкция соотносятся с БСП однородного состава с ПЕРЕЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ отношениями открытой структуры, частичной одновременности; 1 и 2 + 3= состав неоднородный, структура закрытая, с объяснительными отношениями, с формальными показателями несамостоятельности частей- несамостоятельность второй части за счёт слова это.


37. Основные принципы современной русской пунктуации. Знаки препинания, их виды и функции. (3 принципа- структурный, семантический, интонационный) функции- разделяющая, у тире и скобок и иногда запятых- выделяющая.

Пунктуация – это система знаков препинания и правил их использования для отражения на письме смысловой и интонационно-грамматической расчлененности речи.

Принципы русской пунктуации – это основы современных пунктуационных правил, определяющих оптимальное использование знаков препинания. Назначение знаков препинания – помогать отразить на письме звучащую речь таким образом, чтобы её можно было понять однозначно. Знаки п.отражают смысловое и структурное членение речи, а также её ритмико-интонационное строение.
Современная п. отпирается и на смысл, и на структуру, и на ритмико-интонационное членение высказывания в их взаимодействии.
Знаки препинания – это графические (письменные) знаки, нужны для того, чтобы расчленить текст на предложения, передать на письме особенности строения предложений и их интонацию. Знаки препинания употребляются по правилам, которые необходимы для того, чтобы пишущий и читающий одинаково понимал смысл и строение текста.

В основу правил русской пунктуации положены три принципа: логический (смысловой), структурно-синтаксический (формально-грамматический) и интонационный.

Правилами русской пунктуации регламентировано использование знаков препинания в подавляющем большинстве типизированных случаев структурно-смыслового и интонационного членения речи. Это обеспечивает надежность коммуникативных контактов пишущего и читающего. Но встречаются иногда и случаи не регламентированной правилами расстановки знаков препинания. Чаще всего такие отступления связаны со стремлением подчеркнуть те или иные смысловые оттенки. Такое использование, однако, должно быть ограниченным, строго мотивированным и подчиненным одной цели – более точно выразить нужную информацию.

Основные функции знаков препинания

Набор пунктуационных знаков русского языка невелик:.!?,; …: - () «». В функции пунктуационного знака выступает также абзац. Одни знаки являются однофункциональными (все знаки, кроме запятой и тире), другие – многофункциональные (запятая и тире). Однофунк. подразделяются на отделяющие и выделяющие.

Отделяющие служат для отделения одних отрезков текста от других. Это одиночные знаки препинания – точка,! и?,; …: и абзац: Стемнело. В гостиной еще не зажигали огня; Ленинград! Каким я увижу его?; Узкая тропинка вела между кустами на крутизну; обломки скал составляли шаткие ступени этой природной лестницы.

С помощью выделяющих знаков препинания, использующихся как двойные (скобки и кавычки), выделяются отдельные отрезки речи: Наконец (и ещё ныне с самодовольствием поминаю эту минуту) чувство долга восторжествовало во мне над слабостью человеческою; Подошел юноша в солдатской шинели. «Вы что тут делаете?». Одиночные запятая и тире выступают в функции отделяющих знаков, например, разграничивают предикативные части сложного предложения: Дикая природа всегда пытается убедить человека в его беспомощности, но она бессильна противостоять человеческому разуму; День пригреет – возле дома пахнет поздней травой. Используемые же как двойные, запятая и тире выступают в функции выделяющих знаков, например, выделяют различного рода обособленные обороты. Вставочно-вводные конструкции: Старый липовый сад, густо обступивший сторон дачу, потонул в теплом мраке.

Наряду с функцией расчленения текста знаки препинания одновременно могут использоваться в дифференцирующей функции: Лес рубят, щепки летят (перечисление), Лес рубят – щепки летят (предложение условно-следственной зависимости), Вижу за окном снег (простое предложение) Вижу – за окном снег (бессоюзное СП) Дедушка, пришел внук! – Дедушка пришел, внук….




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.