Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы и инструменты государственной миграционной политики




Сложность процессов международной миграции рабочей силы и значимость её эффектов для национальных экономик обуславливает необходимость государственного регулирования межстранового перемещения населения, которое осуществляется на национальном уровне (внутри государства), двустороннем (заключение договоров, соглашений между двумя странами), региональном (в рамках интеграционных группировок) и международном (международные соглашения).[30]

Первые попытки регулирования миграционных перемещений датируются XVIII веком, когда в Англии был издан закон, запрещающий промышленным рабочим выезжать заграницу. С развитием систем транспорта, связи и расширением объёмов миграционного перемещения населения происходило формирование и совершенствование механизмов государственного регулирования миграционных процессов, составляющий в настоящее время инструментарий государственной миграционной политике.[31]

В современной экономической науке под государственной миграционной политикой понимают систему мер государственного воздействия, направленную на регулирование экспорта и импорта рабочей силы из данной страны или в неё. В качестве основных направлений миграционной политики выделяют деятельность государственных органов власти в области регулирования притока иностранной рабочей силы и возврата ранее выехавших эмигрантов на родину (процесс реэмиграции).

К методам регулирования иммиграции относятся:

- требования к профессиональной квалификации мигранта. Минимальные требования - наличие диплома об окончании средней школы и профессионального технического училища, которые в большинстве случаев необходимо переподтвержать в принимающей стране. С другой стороны, специалистам редких профессий, высоко квалифицированным специалистам, деятелям культуры с мировым именем, а также бизнесменам, готовым организовать производственную деятельность на территории данной страны, въезд в неё буде максимально облегчен;

- возрастной ценз и ограничение въезда по состоянию здоровья. В среднем возрастной ценз для иммигрантов составляет 20-40 лет – возраст наибольшей трудовой и социальной активности человека, когда мигрант может принести наибольшую пользу в принимающей стране. Ограничения по состоянию здоровья касаются лиц с психическими расстройствами, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью, а также больных СПИДом;

- квотирование – количественное ограничение числа иммигрантов. Квоты могут вводиться как на общее количество иммигрантов, въезжающих в страну, так и в отношении допустимого числа иммигрантов в отрасли или на отдельном предприятии. Так, например, квота в Австралии на общее число мигрантов составляет 200 тысяч человек;

- ограничения времени пребывания. Во многих странах устанавливается лимит максимального срока нахождения иностранного работника на территории государства, по истечении которого, если разрешение на дальнейшее пребывание в стране получено не будет, иммигранту придётся покинуть принимающую страну. Жёсткая регламентация сроков относится и к студентам, стажёрам, которые, по истечении срока обучения или стажировки, вынуждены вернуться на родину;

- запреты. Иммиграция на территорию страны может быть полностью запрещена правительственными властями, однако, к таким крайним мерам страны прибегают редко. Наибольшее распространение получили запреты на возможность мигрантов занимать определённые должности и работать в определённых профессиях.[32]

Чрезмерный иммиграционный поток может привести к негативным социальным и экономическим эффектам для принимающей страны, обуславливая необходимость формирования и реализации программ, направленных на стимулирование возврата иммигрантов на родину. Например, во Франции и Германии широкое распространение получили программы материального поощрения реэмигрантов. Денежные средства выплачивались из средств, перечисляемых в социальные и страховые фонды работодателем иммигранта за время его проживания и работы в принимающей стране. Получение такого материального поощрения лишало мигранта возможности повторного въезда в страну иммиграции.[33]

Ещё одним методом стимулирования реэмиграции являются заключаемые на двусторонней основе соглашения о вложении части денежных средств, перечисляемых ежегодно мигрантами на родину, в создание производственных предприятий, которые могли бы обеспечить реэмигрантов необходимыми рабочими местами на родине. Практика этих соглашений была наиболее успешна в Турции, где значительная часть предприятий, построенных на основе переводимых денежных средств из Германии, не только способствовала возвращению значительного числа эмигрантов, но и сократила масштабы эмиграции. Однако, в большинстве случаев программы стимулирования реэмиграции носят временный характер, прежде всего потому что для стран-экспортёров рабочей силы, получающих значительные выгоды и преимущества от эмиграции, проведение подобных программ не выгодно.

Таким образом, международная миграция рабочей силы, как и другие формы международных экономических отношений, регулируется на государственном уровне. Расширение масштабов миграции обуславливает необходимость сбалансированной государственной миграционной политики. Тем не менее, наличие обширного инструментария не гарантирует высокой эффективности миграционной политики.

Сущность международной миграции рабочей силы проявляется в перемещении людей в поисках работы за границу. Выделяют различные виды миграции в зависимости от цели, направления и характера перемещения. Международная миграция рабочей силы имеет положительные и отрицательные эффекты как для стран-доноров, так и стран-реципиентов. Для нивелирования отрицательных последствий миграции необходима разработка сбалансированной государственной миграционной политики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.